Краеведение 9 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (9 класс) на тему
Краеведение 9 класс Саратовская область
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskoe_kraevedenie_9_kl.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с. Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области» Михнева И.В./_____________/ «……..»…………….2016г | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ с. Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области» Горюнова О.А./……………………./ Приказ №………………………от «…….»……………………2016г. |
Рабочая программа учителя географии
МОУ «СОШ с. Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области»
Кяжиной Виктории Витальевны
( I квалификационная категория)
по историческому краеведению для обучающихся 9 класса
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № от…………………………. |
Рабочая программа по курсу « Географическое краеведение. Саратовская область 6 класс » полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО), разработана на основе авторской программы Е.В. Аристарховой,
ст. методиста кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО» и С.И. Самсонова, доцента кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО». На изучение предмета в учебном плане отводится 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
Главным объектом изучения является родной край. Построение содержания предмета определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями и познавательными возможностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курсов отечественной и зарубежной истории с 5 по 9 классы. В программе рассматривается история Саратовского края, персоналии общественных деятелей, ученых, представителей различных конфессий, оказавших влияние на развитие социально-экономической и духовной жизни региона. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирования всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края.
Основным принципом исторического краеведения является научная объективность, сочетание исторического и культурологического подходов в изложении материала. Содержательная часть программы может меняться учителем с учетом исторической специфики конкретной местности.
Главная цель предмета: привить устойчивый интерес и уважение к истории родного края.
Задачи предмета «Историческое краеведение» состоят в следующем:
- Сформировать у обучающихся знания об основных этапах истории родного края.
- Показать место, роль и специфику Саратовского края в отечественной истории.
- Сформировать у обучающихся навыки исследовательской деятельности: умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
На уроках исторического краеведения целесообразно использовать следующие формы, методы и приемы обучения, опирающиеся на системно-деятельностный подход образования:
- Работа с краеведческой литературой.
- Экскурсии в музеи и исторические места г. Саратова и области.
- Посещение храмов различных конфессий.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое краеведение на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, включения в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Основной направленностью программы предмета является воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.
Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основные принципы реализации программы:
- научность,
- доступность,
- добровольность,
- субъектность,
- деятельностный и личностный подходы,
- преемственность,
- результативность,
- партнерство,
- творчество и успех.
Проведение предмета предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
Место и роль предмета в учебном плане
Программа конкретизирует содержание предметных тем исторического краеведения, дает вариативное распределение учебных часов по разделам предмета с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей школьников и способствует реализации единой концепции исторического образования. Историческое краеведение предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю. Образовательным учреждениям региона рекомендуем вводить данный учебный предмет в учебный план для обучающихся 9 классов (34 часа в год – 1 час в неделю). Порядок выполнения практических, работ, экскурсий и практических занятий, а также распределение часов на ту или иную тему, является примерным и может быть изменен.
Содержание подготовки школьников по истории определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых, задач.
Форма и режим занятий:
- групповая работа;
- беседы, викторины;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
- экскурсии, поездки, походы;
- трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, формированию умений:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Содержание учебного предмета
- Введение
Что изучает историческое краеведение? Знания об истории региона, своего населенного пункта. Роль региона в истории страны.
Саратовский край в древности.
- Саратовский край в конце XVI – начале XVII века
Заселение Саратовского края, этапы его колонизации, факторы, благоприятствовавшие и затруднявшие его освоение (кочевники, казаки, отдаленность территории). Причины строительства крепостей на Волге. Основание г. Саратова.
- Саратов и Саратовский край в начале XVII – первой четверти XVIII столетия
События смутного времени в регионе. Возрастание военно-стратегического значения Нижнего Поволжья. Рост населения Саратовского края, социальные и экономические преобразования этого периода. Образование наместничества. Торгово-транспортное и промышленное значение Саратова. Восстания С. Разина и К. Булавина и Саратовский край. Помещичья колонизация правобережья.
- Саратовский край в середине и конце XVIII столетия
Национальные факторы в экономическом развитии края. Начало освоения левобережья Саратовской губернии. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева в Саратовском крае. От города-крепости к образованию наместничества (губернии)
- Саратовский край в первой половине и середине XIX века
Массовое заселение Заволжья. Специализация на зерновом производстве. Отрасли сельского хозяйства. Развитие промышленности, торговли, транспорта. Развитие народного образования. Зарождение театральной жизни. Городская архитектура 70-х годов. Религиозные организации Саратовской губернии: структура и деятельность.
- Саратовский край во второй половине XIX столетия
«Великие реформы» в Саратовской губернии. Общественное движение в 60-е годы: народническое движение, «хождение в народ», землевольческие поселения. Народники и социал-демократы 1880-1890-х годов. Деятельность либералов и степень их влияния на политическую жизнь Саратовской губернии. Социально-экономическое развитие губернии: вторая половина XIX – начало XX века.
- Саратовский край в период с 1900 по 1917 год
События первой русской революции (1905-1907) в Саратовской губернии. Формы народного движение и его специфика. Влияние революционных событий на дальнейшее развитие общественно-политической ситуации в России и крае. Роль П.А. Столыпина в Саратовской губернии в 1905 году. Первая мировая война и Февральская революция в Саратовском крае. Изменение социально-экономического положения в годы войны. Февральская революция 1917 года. Развитие революционного процесса (весна – лето 1917 года.). Установление двоевластия.
Культура Саратовского края во второй половине XIX – начале XX века: народное образование, литература, театры, цирк, кинотеатры, архитектура. Религиозная жизнь региона.
Общественные движения: причины, формы, содержание, итоги. Политические лидеры.
- Саратовское Поволжье в советскую эпоху
Октябрьская революция 1917 года в Саратовской губернии. Захват власти саратовскими большевиками. Процесс советизации. Первые социально-экономические мероприятия новой власти. Гражданская война в Саратовском крае. Новая экономическая политика в Саратовской губернии (1921-1929). Причины перехода к нэпу в губернии. Состояние сельского хозяйства и промышленности в этот период. Изменения в социальной структуре общества. Коллективизация и индустриализация и их итоги. Культурная жизнь региона: ликвидация неграмотности и развитие образования и науки. Работа культурно-просветительских учреждений в 20-30-е годы. Положение религиозных организаций Саратовской губернии. Создание АССР Немцев Поволжья. Экономическое и культурное развитие автономии в 1920-1930-е годы.
Саратовская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Перестройка промышленности на военный лад. Рост объемов военной продукции. Промышленность и сельское хозяйство в условиях военного времени. Оборонные мероприятия 1941-1943 годов. Помощь госпиталям. Ликвидация немецкой автономии в 1941 году. Ученые и деятели искусства – фронту. Материальная и финансовая помощь фронту.
Промышленность и сельское хозяйство в послевоенный период (1946-1964). Освоение целинных земель. Общественная и культурная жизнь.
Промышленность, сельское хозяйство, транспорт в 1965-1985 годах. Культурное развитие региона.
Саратовская область в годы перестройки (1985-1991). Экономическое развитие области. Общественно-политическая и духовная жизнь. Деятельность религиозных организаций.
- Саратовское Поволжье на рубеже XX-XXI веков
Становление новых экономических и общественных отношений. Изменения в культурной жизни области. Возрождение утраченных духовных традиций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории;
- осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков;
- умение определять свою мировоззренческую позицию в многообразии общественных, эстетических и культурных явлений;
- осознание своей самоценности в меняющемся мире.
Метапредметные результаты
- умение обнаруживать и формулировать проблему;
- умение составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- способность понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
- умение выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- умение выстраивать логическую цепь рассуждений от общего к частному;
- умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться и т.д.);
- способность предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
Предметные результаты
- выработка у обучающихся проблемного, диалектического понимания истории, усвоение ими знаний об основных этапах развития Саратовского края; его месте и роли в истории России;
- умение оценивать наиболее значимые события и роль личности в истории Саратовского края;
- стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончании реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть умением планировать и ставить эксперимент.
Предполагаемые результаты обучения:
- Знания по истории Саратовской области.
- Собранный обширный материал об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
- Сформированные навыки работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
- Усвоенные знания и сформированные навыки исследовательской работы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки
Школьники должны научиться | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы способности |
Видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи | Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других) |
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Д/з | Образ. ресур сы | Дата | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт | |||||
1 | Введение | 1 | усвоение знаний об основных этапах развития Саратовского края; | умение обнаруживать и формулировать проблему; | понимание е особой роли исторического прошлого в российской истории | ||||
2 | Основание Саратова | 1 | усвоение ими знаний об основных этапах развития Саратовского края; | умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; | уважительное отношение к историческому прошлому родного края, | ИКТ | |||
3 | Начальные этапы заселения Саратовского края (XVI-XVII вв.) | 1 | усвоение ими знаний об основных этапах развития Саратовского края; | умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; | уважительное отношение к историческому прошлому родного края, | ||||
4 | Саратов и саратовский край в конце XVII – первой четверти XVIII века | 1 | усвоение ими знаний об основных этапах развития Саратовского края; | умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; | уважительное отношение к историческому прошлому родного края | ИКТ | |||
5 | Население и экономическое развитие саратовского края в середине и второй половине XVIII века | 1 | оценивать роль личности в истории Саратовского края; | умение составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; | осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков | ||||
6 | Саратовский край в годы крестьянской войны 1773-1775 годов | 1 | умение оценивать наиболее значимые события | умение представлять информацию в виде таблиц, схем | умение определять свою мировоззренческую позицию | ||||
7-8 | От города-крепости до губернского города | 2 | умение оценивать наиболее значимые события | умение выстраивать логическую цепь рассуждений от общего к частному; | понимание особой роли исторического прошлого в Российской истории | ИКТ | |||
9 | Заселение и экономическое развитие в первой половине XIX века | 1 | выработка у обучающихся проблемного, диалектического понимания истории, | умение представлять информацию в виде таблиц, схем, | уважительное отношение к историческому прошлому родного края | ||||
10-11 | Культура саратовского края в конце XVIII – первой половине XIX века | 2 | усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России; | умение представлять информацию с применением средств ИКТ | умение определять свою мировоззренческую позицию в многообразии общественных, эстетических и культурных явлений; | ИКТ | |||
12 | Социально-экономическое развитие Саратовской губернии | 1 | стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона. | умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; | осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков; | ||||
13 | Народническое движение в Саратовском крае в пореформенный период | 1 | умение оценивать наиболее значимые события | умение представлять информацию в виде таблиц, схем | понимание особой роли исторического прошлого в Российской истории | ||||
14 | Саратовский край в годы первой русской революции (1905-1904 | 1 | умение оценивать наиболее значимые события | умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; | осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков; | ||||
15 | Саратовский край в годы Первой мировой войны и Февральской | 1 | умение оценивать наиболее значимые события | умение составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; | осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков; | ||||
16-17 | Культура Саратовского края второй половины XIX – начала XX века | 2 | умение оценивать роль личности в истории Саратовского края; | умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться и т.д.); | умение определять свою мировоззренческую позицию в многообразии культурных явлений; | ИКТ | |||
18 | Общественные движения в Саратовской губернии | 1 | умение оценивать наиболее значимые события | способность понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; умение выбирать основания для сравнения, классификации объектов; | осознание своей самоценности в меняющемся мире. | ||||
19 | Октябрьская революция в Саратовской губернии | 1 | умение оценивать наиболее значимые события | умение выбирать основания для сравнения, классификации объектов | уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории; | ||||
20 | Новая экономическая политика в саратовской губернии (1921-1928 | 1 | стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона. | умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; | уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории; | ||||
21-22 | Культурное развитие Саратовского региона в 1920-1930-е годы | 2 | стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона. | умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; | умение определять свою мировоззренческую позицию в многообразии общественных, эстетических и культурных явлений; | ||||
23 | Немецкая автономия на Волге. От возникновения до ликвидации (1918-1941) | 1 | стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона. | умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться и т.д.); способность предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; | уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории; | ИКТ | |||
24 | Экономика Саратовской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 | 1 | усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России; | умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться и т.д.); способность предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; | осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков; | ||||
25 | Всенародная помощь трудящихся Саратовской области фронту | 1 | стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона. | умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ. | осознание своей самоценности в меняющемся мире. | ||||
26-27 | Саратовская область в 1946-1964 годах | 2 | усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России; | умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; умение выстраивать логическую цепь рассуждений от общего к частному | осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков; | ИКТ | |||
28 | Саратовская область в 1965-1985 годах | 1 | усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России; | умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; | осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков; | ИКТ | |||
29 | Саратовская область в годы перестройки (1981-1991 | 1 | умение оценивать наиболее значимые события | способность предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; | осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков; | ||||
30 | Саратовское Поволжье на рубеже XX-XXI веков | 1 | усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России; | умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; | уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории; | ИКТ | |||
31-32 | Символы Саратовской области | 2 | усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России; | умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории; | ИКТ | |||
33-34 | Урок-конференция «Саратовский край на современном этапе развития: проблемы, поиски, достижения» | 2 | усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России; | умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории; | ИКТ | |||
Всего – 34 часа | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"
Доклад подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."
Тема работы: Исследовательская работа - проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель информатики.Аннота...
Краеведение - наука о местности, в которой мы живём. Предмет биологического краеведения.
Презентация для урока в 7 классе...
О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.
Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....