Краеведение 7 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (7 класс) на тему
Краеведение 7 класс Саратовская область
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologicheskoe_kraevedenie_7.docx | 37.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, программы курса «Биологическое краеведение» 7 класс (автор Л.П.Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская, В.Б. Сельцер, Л.П.Худякова):КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».
Рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологическому краеведению в объеме одного часа в неделю, всего34 часа.
Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе продиктовано следующим:
1.Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;
2. В стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;
3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.
2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.
3. Способствовать развитию биолого - экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.
4. Опираясь на концепцию В.И.Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.
5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.
6. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.
7. Научить детей чувствовать красоту природы.
8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Биологическое краеведение»:
Должны знать:
- природу своего края
- суть понятия «краеведение»
- общие биологические и экологические понятия
- экологические проблемы и пути их решения
Должны уметь:
- давать характеристику различным растительным сообществам, видам приспособлений животных к различным экологическим фарторам
- объяснять роль человека в сохранении биоразнообразия Саратовской области
- вести исследовательскую деятельность
Список литературы
- Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 класса / Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010.
- Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010.
- Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа рассчитана на 34 часов.
Распределение часов по разделам и темам является примерным.
Количество часов:
Всего 34 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 5, практических работ 5, тестов 3 ч.;
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
ВВЕДЕНИЕ | 1 | |
Растительный мир | 10 | |
Животный мир | 9 | |
Живое прошлое Саратовского края | 7 | |
Охрана природы | 5 | |
Резервное время | 2 | |
Итого: | 34 |
№ урока | Тема курса. Тема урока. | Кол- во часов | Планируемые результаты | Д/ з | Дата проведе-ния планфакт | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Введение. Что изучает биологическое краеведение? Источники информации. | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | С. 3 - 6 | ||
Грибы. Споровые растения. | 1 | формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение работать с различными источниками биологической информации; | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | С. 7 §1.1 | ||
Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области. | 1 | формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 1.2 | ||
Лесная растительность. | 1 | осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края. | умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | 1.3 | ||
Степная и полупустынная растительность. Луговая растительность. | 1 | формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе | умение работать с различными источниками биологической информации; | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 1.4-1.5 | ||
Прибрежно-водная растительность. | 1 | осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края. | умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 1.6 | ||
Интересные растения Саратовской области | 1 | формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе | умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | |||
Растения, обитающие на меловых и песчаных породах. | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | сформирован-ность умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы, | § 1.7 | ||
Растения засолённых почв. | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе родного края | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе | сформирован-ность умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы, | § 1.8 | ||
Растительность Саратовской области. | 1 | формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение работать с различными источниками биологической информации | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | |||
Животный мир | 8 | ||||||
Животные, обитающие в лесу. | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение работать с различными источниками биологической информации | воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, | § 2.1 | ||
Степные животные. | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение работать с различными источниками биологической информации | воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину | § 2.2 | ||
Кто живёт около водоёмов? Водные животные. | 1 | формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение работать с различными источниками биологической информации | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 2.3 – 2.4 | ||
Беспозвоночные животные. | 1 | формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение работать с различными источниками биологической информаци | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 2.5 | ||
Животные Духовницкого района. | 1 | осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края. | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | |||
Опасные животные Саратовской области. | 1 | формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение работать с различными источниками биологической информаци | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 2.6 | ||
Сельскохозяйственные животные. Животные – вредители. | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 2.7 – 2.8 | ||
Животные на улицах города. | 1 | формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 2.9 | ||
Животный мир. | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | |||
Живое прошлое Саратовского края | 7 | ||||||
Геохронология, как наука. | 1 | формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 3.1 | ||
Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения. | 1 | формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение работать с различными источниками биологической информаци | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 3.2 | ||
Ископаемые позвоночные животные. | 1 | формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 3.3 | ||
Ранняя история Земли. Палеозойская эра. | 1 | формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение работать с различными источниками биологической информаци | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 3.4 | ||
Мезозойская эра. | 1 | формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 3.5 | ||
Кайнозойская эра. | 1 | формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, | § 3.6 | ||
Живое прошлое Саратовской области. | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | умение работать с различными источниками биологической информаци | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | |||
Охрана природы | 5 | ||||||
«Красная книга Саратовской области» | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | § 4.1 | ||
Особо охраняемые территории Саратовской области. | 1 | давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, | умение работать с различными источниками биологической информаци | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | § 4.2 | ||
Проектная работа «Красная книга Духовницкого района». | 1 | овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | Под-готовка выступле-ния | ||
Проектная работа «Красная книга Духовницкого района». | 1 | овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, защищать свои идеи | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | |||
Растительный и животный мир Саратовской области. | 1 | усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира; | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, | |||
Всего 34 Резерв – 2 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"
Доклад подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."
Тема работы: Исследовательская работа - проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель информатики.Аннота...
Краеведение - наука о местности, в которой мы живём. Предмет биологического краеведения.
Презентация для урока в 7 классе...
О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.
Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....