Краеведение 5 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с. Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области» Михнева И.В./_____________/ «……..»…………….2016 г | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ с. Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области» Горюнова О.А./……………………./ Приказ №………………………от «…….»……………………2016 г. |
Рабочая программа учителя географии
МОУ «СОШ с. Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области»
Кяжиной Виктории Витальевны
( I квалификационная категория)
по литературному краеведению для обучающихся 5 класса
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № от…………………………. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поволжье немыслимо без упоминания о Волге. В какой области ни жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.
Предлагаемый предмет отличается от традиционного курса литературы. Специфика его – двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому учебный предмет «Культура народов Поволжья» сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Поволжье и людях, его населяющих.
Главная цель предмета – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим, чувства толерантности к народам, населяющим наш край.
Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
- просветительская (приобщить к истории культуры и устному народному творчеству народов Поволжья);
- агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска);
- эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья);
- лингвокоммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников);
- обучающая (обучить начальным навыкам музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).
В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
Общая характеристика программы
Проведение предмета предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
- Учебная:
- классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по Поволжью с использованием литературной карты);
- внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, поиск справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; сбор нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.);
- развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное), реализуемое в разных формах работы: устный рассказ о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
- Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи).
- Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, проведение литературно-краеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).
Описание места предмета в учебном плане
Над программой можно работать один год, в конце которого обучающийся проводит защиту своего проекта «Мы разные, но мы вместе». Программа предусматривает 34 часа, проведение занятий один раз в неделю.
После каждого занятия предусматривается творческая работа, которая оценивается учителем. Отметки выставляются в журнал.
Предмет связан с родственными учебными дисциплинами – основным курсом литературы, курсами русского языка, отечественной истории, географии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Жанры устного народного творчества. Моя родословная
Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. Мифы, легенды, предания, сказания как формы познания и эстетического восприятия окружающего мира.
Родословная. Начальные сведения о топонимике.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала по УНТ, собранного ребятами в своих семьях, характерного для каждого поколения).
Топонимика. История в названиях
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живем. Короткий исторический экскурс в историю населенного пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населенный пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.
Тексты для чтения: предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.
Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живешь.
Экскурсии
Экскурсия по улицам города «О чем рассказывают названия улиц и районов населенного пункта?».
Предания волгарей
Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира). «Ковыли» – легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.
Тексты для чтения: предания, записанные М. Ежовым: «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман»; В.Н. Марохиным: «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потаенное подземелье»; Г. Шенеманом: «Пароход на лугу» (по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя.
Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Обитатели Среднего Поволжья
Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности. Народы области. История заселения. Народы района, в котором проживает школьник.
Тексты для чтения: предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае.
Творческая работа. Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» (оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район).
Сербские сказки
Сербы на Волге. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.
Тексты для чтения: «Рубаха счастливого человека», «Сливы за сор», «Кто не работает, тот не ест», «Правда и кривда», «Счастье и ум», «Век живи – век учись».
Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).
Татарские легенды
Татары на Волге. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях разных народов. Отражение действительности в легендах и сказках.
Тексты для чтения: «Предания о Казани», «Завещание», «Правда спасает, а неправда подводит», «О кривой березе».
Творческая работа. Народы разные, а мораль… (сочинение на основе сравнительного анализа сербской сказки «Правда и кривда» и татарской сказки «Правда спасает, а неправда подводит»).
Мифы и легенды чувашей
Чуваши на Волге. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи. Улып-Великан.
Тексты для чтения: «Земля Улыпа», «Гора Чабырлы», «Мост Азамата», «Отчего ласточка двухвостая», «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Как ловили луну».
Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерном для нашей местности.
Экскурсии
Возможна экскурсия в краеведческий музей районного центра Новые Бурасы.
Мифы и легенды мордвы
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты.
Тексты для чтения: «Ехал по Волге князь Мурза», «Волга-Рав и Каспий», «Алтырь и Инсар», «Как кузнец соседа подковал».
Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие – учитывать исторические факты).
Экскурсии
Возможна экскурсия в школы мордовских сел, изучающие историю своего народа.
Предания княжеской Руси
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.
Тексты для чтения: «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Утесы над Волгой», «Воцарение Ивана Грозного», «Наказание Волги», «Свеча».
Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).
Сказания о немцах Поволжья
Немецкие колонии на Волге. Б. Пильняк «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья.
Тексты для чтения: Б. Пильняк «Немецкая история», сказания о немцах Поволжья.
Творческая работа. Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся).
Экскурсии
Возможна экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность) на выставку «Из истории немцев Поволжья».
Мифы и легенды казахов
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.
Тексты для чтения: «Сказания об орлах», Легенда о Ер-Каптагае.
Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чем поет ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).
Предания о волжских малороссах
«Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия.
Тексты для чтения: «Иван-да-Марья».
Творческая работа. Сочинение о происхождении украинского народа (жанр выбирают учащиеся).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Требования к уровню освоения программы в соответствии с ФГОС
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект (или учебное исследование) выполняется обучающимся в течение одного года и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного и др.
Личностные результаты:
- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
- осознавать себя гражданином России;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- уважать иное мнение;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- учиться обнаруживать и формулировать проблему;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
- работать по составленному плану;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные:
- предполагать, какая информация нужна;
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные результаты
В результате изучения предмета ученик должен знать:
Содержание произведений, подлежащих изучению;
Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья;
Основные теоретико-литературные понятия предмета.
В результате изучения предмета ученик должен уметь:
Работать с книгой;
Определять принадлежность художественного произведения к одному из жанров устного народного творчества;
Выражать свое отношение к прочитанному;
Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
Владеть различными видами пересказа;
Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
УМК
- Юнг Е.Л. Методические рекомендации и этнографические материалы для проведения занятий по программе «Культура народов Поволжья» / Е.Л. Юнг, Т.Ю. Сторожева. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»: Добродея, 2007.
2.Толкачева Л.П. Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»: Добродея, 2012
3.Юнг Е.Л., Сторожева Т.Ю., Толкачева Л.П. Рабочая тетрадь к пособию «Волжские сказки, легенды, были» для 5 класса – Саратов : КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2007
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Применение ЦОР | Д/з | Дата | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | |||||
1 | Введение | 1 | Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья; | составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; | уважать иное мнение; | ЦОР | Уч стр 3-8 р/т стр1-4 | ||
2 | Экскурсия на берег Волги | 1 | Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья; | выстраивать логическую цепь рассуждений; | испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну; | Уч стр 8-13 р/т стр 4-8 | |||
3 | Предания волгарей. Ковыли. Сколько названий у Волги? | 1 | Основные теоретико-литературные понятия предмета. | Определять принадлежность художественного произведения к одному из жанров устного народного творчества; | объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; | Уч. Стр.14-16 р/т стр. 9-10 | |||
4 | Предания волгарей. Про Никитушку Ломова. | 1 | Работать с книгой; | слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; | ||||
5 | Топонимика. Район, область, где мы живем. Короткий исторический экскурс в историю населенного пункта. | 1 | Основные теоретико-литературные понятия предмета. | устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; | испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну; | Презентация | Уч.стр.16-19 р/т стр.10-11 | ||
6 | Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении родного села. | 1 | Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; | искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; | Творчес-кая работа | |||
7 | Моя родословная. | 1 | Владеть различными видами перессказа; | представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России | Уч. Стр 20-26 р/т стр.12-13 Составить свою родословную | |||
8 | Обитатели Древней Волги. | 1 | Работать с книгой; Определять принадлеж-ность художествен-ного произве-дения к одному из жанров устного народного творчества; | учиться обнаруживать и формулировать проблему; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; | уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | Презентация | Уч. стр 27-33 р/т стр14-18 | ||
11 | Сербские сказки. Сюжеты и герои. | 1 | Содержание произведений, подлежащих изучению | выбирать основания для сравнения, классификации объектов; | искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; | Уч.стр 33-35 р/т стр19-21 | |||
12 | Татары на Волге. | 1 | Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; Владеть различными видами пересказа; | предполагать, какая информация нужна выстраивать логическую цепь рассуждений | уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | Презентация | Уч. Стр.35-39 р/т стр. 21-22 | ||
13 | Нравственные идеалы, утверждаемые в татарских сказках, легендах, преданиях. | 1 | Содержание произведений, подлежащих изучению,участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументиро-ванно отстаи-вать свою | учиться обнаруживать и формулировать проблему; | искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; уважать иное мнение; | Уч.стр.40 р/т/23-24 | |||
14 | Чуваши на Волге. | 1 | Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; Владеть различными видами пересказа; | предполагать, какая информация нужна выстраивать логическую цепь рассуждений | уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | Презентация | Уч. Стр.41-42 р/т стр. 25 | ||
15 | Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Чувашские мифологические персонажи. | 1 | Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья; Основные теоретико-литературные понятия предмета. | составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; | искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; | Презентация | Чувашские мифы и легенды | ||
16 | Мордва. | 1 | Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья; Основные теоретико-литературные понятия предмета. | организовывать взаимодействие в группе предвидеть последствия коллективных решений; | осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; | Презентация | Уч. Стр. 43-47 р/т26-27 | ||
17 | Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. | 1 | Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; Владеть различными видами пересказа; | предполагать, какая информация нужна; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений | Презентация | Сочинить миф о своем селе. р/т стр. 29-30 | ||
18 | Русские. | 1 | Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья; Выражать свое отношение к прочитанному. | учиться обнаруживать и формулировать проблему; составлять план выполнения задач, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; работать по составленному плану; | испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну; осознавать себя гражданином России; | Презентация, видео | Уч. Стр 48-52 р\т стр30-32 | ||
19 | Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. | 1 | Владеть различными видами пересказа; Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | организовывать взаимодейст-вовать в группе, предвидеть последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, | осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира, испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну, осознавать себя гражданином России; | Презентация | Сочинение о происхождении русского народа р\т стр 33-34 уч стр.53 | ||
20 | Немцы. | 1 | Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья; Основные теоретико-литературные понятия предмета. | организовывать взаимодействие в группе предвидеть последствия коллективных решений; | искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; | Презентация | Уч. Стр.54-58 р/т стр. 34-36 | ||
21 | Немецкие колонии на Волге. Б. Пильняк «Немецкая история» | 1 | Выразительно читать произведения соблюдая нормы литературного произношения; Владеть различными видами пересказа; | предполагать, какая информация нужна составлять план выполнения задач представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | Сочинение «Как немцы на Волгу попали» | |||
22 | Казахи. | 1 | Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья; Основные теоретико-литературные понятия предмета. | организовывать взаимодействие в группе предвидеть последствия коллективных решений; | искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; | Презентация | Уч.стр.58-61 р/т стр 36-38 | ||
23 | Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. | 1 | Выразительно читать произведения соблюдая нормы литературного произношения; Владеть различными видами пересказа; | предполагать, какая информация нужна; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | уважать иное мнение; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; | р/т стр 39-40 Сочинение «О чем поет ветер?» | |||
24 | Украинцы. | 1 | Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья; Основные теоретико-литературные понятия предмета. | предполагать, какая информация нужна составлять план выполнения задач | искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; | Презентация | Уч. Стр. 61-65 р/т 41-42 | ||
25 | Украинская обрядовая поэзия. «Иван-да-Марья» | 1 | Выразительно читать произведения соблюдая нормы литературного произношения; Владеть различными видами пересказа; | организовывать взаимодействие в группе слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | Видео | Сочинить сказку. р/т стр -44 | ||
26 | Калмыки. | 1 | Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья; Основные теоретико-литературные понятия предмета. | предполагать, какая информация нужна составлять план выполнения задач | уважать иное мнение; осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); | Презентация | Уч. стр | ||
27 | Легенды и предания калмыков. | 1 | Выразительно читать произведения соблюдая нормы литературного произношения; Владеть различными видами пересказа; | учиться обнаруживать и формулировать проблему; составлять план выполнения задач, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; работать по составленному плану; | искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; | Придумать легенду р/т стр 45 | |||
28- 30 | Подготовка фольклорного праздника «Мы разные, но мы вместе - Россия». | 3 | Определять принадлеж-ность художест-венного произведения к одному из жанров устного народного творчества; Выражать свое отношение к прочитанному. Выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе наизусть, соблюдая нормы литературного произношения Владеть различными видами пересказа. | оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну; осознавать себя гражданином России; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | Презентация, видео | р/т стр 46 подготовка к инсценировке сказок. | ||
30-32 | Фольклорный праздник | 2 | Определять принадлеж-ность художест-венного произведения к одному из жанров устного народного творчества; Выражать свое отношение к прочитанному. Выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе наизусть, соблюдая нормы литературного произношения Владеть различными видами пересказа | оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну; осознавать себя гражданином России; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | Презентация | |||
33-34 | Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"
Доклад подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."
Тема работы: Исследовательская работа - проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель информатики.Аннота...
Краеведение - наука о местности, в которой мы живём. Предмет биологического краеведения.
Презентация для урока в 7 классе...
О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.
Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....