элективный курс по краеведению
элективный курс по краеведению (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Моя родословная»
СОСТОВИТЕЛЬ: СОРОКИНА Е.Н
УЧИТЕЛЬ МОАУ "ГИМНАЗИЯ №1"
Г. НОВОТРОИЦК
Оглавление
1 Аннотация
В программах школьных курсов преподавание истории России практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Утрата национальной исторической памяти, утрата национальных семейных традиций является, по сути, национальной трагедией.
2 Пояснительная записка
Одно из объективных требований сегодняшнего времени – поддержать интерес и потребности школьника в изучении собственной истории – семьи, рода в рамках изучения истории России ХХ века.
Актуальность курса заключается в том, что изучая историю России, ученик осознает, что самая значимая для него неотъемлемая составная её часть – это частная жизнь личности, семьи, рода.
Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Он включает в себя знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, теорию и практику составления родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации и её анализа.
Курс содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист… – роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности.
Базовыми науками для курса являются история, генеалогия, этнография, социология, геральдика.
Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, научно-исследовательская работа, проект.
Цель курса:
- организация поиска материалов, позволяющих изучить родословную семьи (рода).
Задачи курса:
1. изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
2.совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной;
3.обучение методам классификации.
Прогнозируемый результат:
- составление поколенных росписей, родословных таблиц, хронологических таблиц;
- составление семейного календаря (хроники);
- составление семейного герба.
Курс предполагает классно-урочную систему, клубные занятия, индивидуальную работу; в работе используются возможности типового оборудования школы.
Курс рассчитан на учащихся 9-х классов.
Авторская программа использовалась на занятиях научного общества «Юный историк».
3 Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | |
лекция | практика | ||
1 | Семейный архив, как исторический источник для составления родословия семьи (рода) | 1 | 1 |
2 | Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа | 1 | 1 |
3 | Память рода моего. Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства | 1 | 1 |
4 | Помни имя свое | 1 | 2 |
5 | Равняясь на Карамзина | 1 | 2 |
6 | Расскажи нам о себе | 0 | 2 |
Итого: | 5 | 9 | |
Всего: | 14 |
4 Методические рекомендации
ТЕМА 1
Семейный архив как исторический источник для составления
родословной семьи (рода)
Цель:
• Познакомиться с историческими источниками, хранимыми в домашних условиях;
• обучить методам классификации;
• развивать хронологические умения.
Базовые понятия:
- хронология;
- классификация;
- исторические источники.
Оборудование:
- таблица №1 «Классификация по группам»;
- таблица №2 «Классификация по разделам»;
- приложение (перечень) «Что составляет семейный архив».
Формы организации деятельности учащихся:
- лекция;
- практическая работа;
- самостоятельная работа.
Задания, прогнозируемый материал:
• Составь семейный хронологический календарь.
• Запиши услышанные тобой рассказы:
а) о свадьбах, похоронах, семейных праздниках;
б) о событиях, отмеченных наградами, грамотами, дипломами;
• Начни создавать свой архив.
а) составь опись документов;
б) заведи регистрационную книгу;
в) подпиши папки для хранения различных групп материалов.
5 Приложения
Приложение № 1
Таблица «Классификации по группам»:
а) библиографические материалы;
б) служебные бумаги;
в) переписка, рукописи;
г) фотографии;
д) воспоминания;
е) вырезки, ксерокопии газетных и журнальных статей.
Приложение № 2
Таблица «Классификации по разделам»:
а) по персоналиям;
б) по родовым ветвям;
в) по фамилиям;
г) географически (по расселению);
д) по временным отрезкам;
е) по наиболее важным событиям в стране;
ж) по сословиям, по специальностям, по роду занятий;
з) по задаче, идее рода.
Приложение № 3
Перечень: исторические источники, хранимые в домашних архивах или «Что составляет семейный архив?»
- Дневники. Письма. Открытки. Фотографии. Книги и подарки с дарственными надписями. Документы. Удостоверения. Свидетельства. Аттестаты. Газеты, журналы разных лет. Справки. Квитанции. Талоны. Награды. Грамоты. Дипломы. Семейные реликвии. Записи устных рассказов, воспоминаний.
ТЕМА 2
Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа
Цели:
• Знакомство с наукой генеалогией.
• Знакомство с родословиями знаменитых родов России.
• Изучение принципов составления родословного древа.
Базовые понятия:
- генеалогия;
- родословная схема;
- поколенная роспись;
- идеал;
- дворянство;
- «государственный человек».
Оборудование:
- словари;
- родословные таблицы родов Рюриковичей, Романовых, Голицыных, Пушкиных;
- перечень «Род Голицыных на службе Отечеству» (Приложение №1).
Формы организации деятельности учащихся:
- лекция;
- беседа;
- лабораторная работа со схемами;
- словарная работа.
Задания, прогнозируемый результат:
- По таблице «Род Голицыных…» и перечню сформулировать идею рода, задачу рода.
- Начать составление своих родословных таблиц.
Приложение № 1
- Перечень «Род Голицыных на службе Отечеству»: 22 боярина, 2 фельдмаршала, 50 генералов и адмиралов, 22 георгиевских кавалера, 4 человека пали в боях Отечественной войны 1812 года.
ТЕМА 3
Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства
Цель:
- Знакомство с понятием родства кровного и духовного (свойство, близочество) и с другими родственными наименованиями.
- Изучение родственных связей по восходящей линии и боковым трех видов.
- Продолжение работы над своей родословной.
Базовые понятия:
- кровное родство;
- духовное родство;
- крестный (воспеемник).
Оборудование:
- таблица №1 «Таблица кровного родства»;
- таблица № 2 « Перечень древних родственных наименований»;
- таблица № 3 «Схема прямого родословия».
Формы организации деятельности учащихся:
- беседа;
- музейная лекция;
- лекция;
- встреча со священником;
- самостоятельная работа.
Задачи, прогнозируемый результат:
- Установи личности, имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков.
- Разбери подробно свои родственные связи – восходящую, боковые трех видов.
- Распиши по наименованиям свих родственников.
- Продолжи заполнение таблицы прямого родословия.
- Начни заполнение таблицы поколенных росписей.
Приложение № 1
Таблица кровного родства
прадед |
| я |
|
|
|
дед |
| сын |
|
|
|
отец |
| внук |
|
|
|
я |
| правнук |
Боковые линии
Первая |
| Вторая |
| Третья | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отец |
|
|
| Дед |
|
|
| Прадед |
|
|
|
| Брат |
|
|
| Дядя |
|
|
| Двоюродный дед |
Я |
|
|
| Отец |
|
|
| Дед |
|
|
|
| Племянник |
|
|
| Двоюродный брат |
|
|
| Двоюродный дядя |
|
|
|
| Я |
|
|
| Отец |
|
|
|
|
|
|
|
| Двоюродный племянник |
|
|
| Троюродный брат |
|
|
|
|
|
|
|
| Я |
|
|
Таблица № 2
Перечень древних родственных наименований
- Пращур – отец прадеда;
- стрый великий – двоюродный дед;
- тетка великая – двоюродная бабка;
- стрый – дядя по отцу;
- стрый малый – двоюродный дядя (двоюродный брат отца или матери);
- тетка малая – двоюродная тетка (двоюродная сестра родителей);
- братанич – племянник (сын брата);
- сестричин – племянник (сын сестры);
- сестрична – племянница (дочь сестры);
- первые стрытные братья и сестры или первая брату чада – двоюродные братья и сестры;
- вторые стрытные или внучатые братья и сестры или вторая брату чада – троюродные братья и сестры;
- внуки стрытные – двоюродные племянник и племянница;
- отчим – муж матери;
- мачеха – жена отца;
- пасынок или пасерб – сын мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
- падчерица – дочь мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
- единокровные братья и сестры – от одного отца, но разных матерей;
- удиноутробные братья и сестры – дети, сближенные браком отца одного и матери другой;
- свекор – отец мужа;
- свекровь – мать мужа;
- тесть – отец жены;
- теща – мать жены;
- зять – муж дочери, так же принято называть мужа сестры;
- невестка – или сноха – жена сына, так же называют жену брата;
- деверь – брат мужа;
- шурин – (швагер) брат жены;
- золовка (свесть) – сестра мужа;
- свояченица – сестра жены;
- сватья (свать) и сваха – родители мужа и жены между собой;
- ястров (ястровица) – жены деверя (жена мужина брата);
- свояк – муж свояченицы (муж жениной сестры).
|
|
|
| --------------- 63 | – VI | колено | ||
|
|
| --------------- 31 |
| – V | колено | ||
|
| --------------- 15 |
|
| – IV | колено | ||
| 6 --------------- 7 |
|
|
| – III | колено | ||
2 --------------- 3 |
|
|
|
| – II | колено | ||
| 1 |
|
|
|
|
| – I | колено |
Таблица № 3
Схема прямого родословия
ТЕМА 4
Помни имя свое
- География рода. Фамилия. Флаг семьи. Верования. Обычаи, традиции, праздники семьи (рода). События, легенды, загадки, домыслы семьи (рода).
Цели:
• Продолжить работу над заполнением таблиц и схем.
• Продолжить систематизацию фактов, рассказывающих о членах семьи (рода).
Базовые понятия:
- генеалогия;
- способы образования фамилий.
Оборудование:
- таблица № 1 «Перечень способов образования фамилий»;
- карта мира;
- карта России;
- словарь «Религии мира»;
- словарь фамилий;
- условные хронологические схемы № 1 и №2.
Формы организации деятельности учащихся:
- беседа;
- работа с картой;
- работа со словарем;
- самостоятельная работа.
Задания, прогнозируемый результат:
• Составление карты расселения членов рода.
• Сбор галереи фотопейзажей, рисунков, полотен, связанных с географией твоего рода.
• Исследование происхождений фамилий твоего рода, формулирование гипотезы появления твоей фамилии или запись истории ее возникновения.
• Установление религиозной принадлежности членов семьи (рода).
• Выделение в рабочих записях фактов, рассказывающих об обычаях, традициях, праздниках семьи (рода).
• Описание наиболее ярких членов твоего рода (характеры, привычки, увлечения, творчество, чудачество, болезни, добродетели, пороки, благочестивость, любимые песни, мелодии, книги, пословицы и т.д.).
• Выделение в своих рабочих записях фактов, граничащих с легендами, домыслами, загадками.
• Построение хронологической схемы жизненного пути самых ярких представителей вашей семьи (рода), запись биографии.
• Построение синхронной хронологической таблицы событий в стране и мире, используя семейный календарь и схему прямого родословия.
Приложение № 1
Таблица №1
«Перечень способов образования фамилий»
- Крестильное имя;
- внутрисемейное прозвище;
- имя отца;
- имя деда;
- мирское имя (прозвище);
- от женского крестильного;
- принадлежность по сословию;
- искусственно созданные;
- редкие;
- умышленно измененные;
- по профессии;
- по роду занятий;
- по принадлежности к нации;
- по месту жительства и т.д.
Таблица № 2
«События в стране и семье»
| Прапрадеды |
| 1907 |
|
|
| 1917 |
|
| Прадеды | 1927 |
|
|
| 1937 |
| Деды |
| 1945 (Вов) |
|
|
| 1947 |
|
|
| 1956 (Целина) |
Родители |
|
| 1967 |
|
|
| 1977 (Ноябрьск) |
Я |
|
| 1987 |
Схема № 1
(условная хронологическая)
«Графическое изображение жизненного пути деда»
Родился | Переехал в Казахстан | Женился | Переехал в Ноябрьск | Вышел на пенсию |
1945 | 1956 | 1970 | 1977 | 2000 |
ТЕМА № 5
Равняясь на Карамзина
- Пишем книгу «История семьи (рода)». Оформляем текст, родословные таблицы и поколенные росписи, приложения. Составляем герб семьи (рода). Оформляем домашний музей.
Цели:
• Оформление результатов исследовательской работы в письменном виде.
• Изучение геральдических принципов и правил составления герба семьи (рода).
• Изучение принципов создания экспозиции домашнего музея.
Базовые понятия:
- геральдика;
- литературные жанры;
- научные жанры;
Оборудование:
- материалы авторской разработки;
- геральдические альбомы;
- словари;
- образцы литературных произведений (былина, рассказ, повесть, роман);
- образцы научных работ (сообщение, доклад, реферат, монография, учебник).
Формы организации деятельности учащихся:
- самостоятельная работа;
- беседа;
- научное консультирование;
- лабораторная работа с текстами альбомов.
Задания, прогнозируемый результат:
- Ознакомление с жанрами литературных произведений и образцами научных работ.
• Написание былины, рассказа, очерка, повести, стихотворения, сообщения и т.д.
• Создание эскиза, оформление экспозиции домашнего музея.
ТЕМА 6
Расскажи нам о себе
- Участвуем в конференциях, выставках, смотрах, встречах и т.д.
Цели:
- Подведение итогов собственной работы.
• Получение общественно значимой оценки результатов своего труда.
• Изучение опыта работы, значимого для продолжения работы по теме исследования.
- Формирование цели следующего года обучения и работы над родословием.
6 Список литературы по курсу
- Бурышкин П.А. Москва купеческая, М., 1990.
- Белицкий Я .М., Глизер Г.Н. Москва незнакомая, М., 1993.
- Борисов И.В. Родовые гербы России, Янтарный Сказ, 1997.
- Всероссийская конференция участников движения «Отечество»: Сборники докладов, 1996-1999.
- Гербы городов, губерний, областей Российской империи: Планета, 1990. Дворянский календарь.
- История и генеалогия: С.Б. Веселовский. Проблемы историко-генеалогических исследований, М., Наука, 1977.
- Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы России, Бимпа, 1991.
- Лихачев Д.С. Земля родная, М., 1983.
- Мусины-Пушкины в истории России, Рыбинское подворье, 1998.
- Никонов В. В. География фамилий, Наука, 1988.
- Рубцова З.В. Географические, личные и другие имена в российских сёлах. Энциклопедические описание сельских поселений России (методические рекомендации). - М.,1990.
- Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. - М., 1994. Справочная родословная книга российского дворянства, 1996-1998.
• Шепелев М.В. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи, Л. Наука, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по краеведению
Элективный курс по краеведению "История Невского района Санкт-Петербурга" для учащихся 10-11 классов (17 часов)....

Элективный курс «Занимательное краеведение»
По мнению Д.С.Лихачева, краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень....
Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»
Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...

элективный курс "Занимательное краеведение"
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. В курсе его изучения, рассматриваются темы, которые связаны с историей родного края, поселка. Учащимся представляется в...

Рабочая программа элективного курса "Духовное краеведение. Культура русского народа"
Программа расчитана на 3 года, на параллели7-9классов....
Элективный курс :"БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. ФАУНА МОРДОВИИ".
Программа курса рассчитана на поддержку базового курса биологии 7 класса.Она раскрывает многообразие животного мира Мордовии.Программа курса рассчитана на 34 часа....
Элективный курс:"Биологическое краеведение. Флора Мордовии".
Программа элективного курса составлена на основе программ факультативного курса по биологии «Жизнь растений» «Программы. Факультативные курсы. Сборник №2. Математика. Биология. Химия» М, Просвещ...