Город церквей
занимательные факты по краеведению (7 класс) на тему

Муругов Сергей Иванович

История города Арзамас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_tserkvey.docx52.17 КБ

Предварительный просмотр:

Город церквей – Арзамас.

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

История.

Первые поселения на месте города.

Появление первобытных людей в этих краях археологи относят к палеолиту. Окончательное освоение этих земель человеком проходит в VIII—VI тысячелетиях до н. э., в эпоху мезолита. На территории района находится известная мезолитическая стоянка близ села Старой Пустыни. Она появилась, вероятно, около 9-8 тыс. лет назад.

В VI—VII веках нашей эры на территории края появляются неукреплённые селища. У их жителей роль скотоводства постепенно снижается, и его заменяет земледелие.

В XII веке поволжский край, богатый лесами, дичью, мёдом диких пчёл, активно колонизируется древнерусскими поселенцами.

Основание города.

Общепризнанно, что начало городу Арзамасу, как и многим русским городам XVI века, положила военная пограничная крепость.

В 1554 году в Поволжье вспыхнула Черемисская война, именно тогда городок Арзамас получил рубленую крепость и стал уездным центром. Для охраны арзамасского края была основана казачья Выездная слобода, а вдоль Тёши устроена засечная черта. Основан как город-крепость, которую определил заложить царь Иван Грозный в1552 году, когда шёл своим третьим походом на Казань. Арзамасу «велено быти на государевой службе». Официально годом основания города считается 1578 год.

XVII век.

С XVII века Арзамас приобретает значение важного транзитного пункта на пути из Москвы в юго-восточные районы страны. В это время формируется торгово-ремесленная часть города с развитым кожевенным, скорняжным, салотопенным, войлочным производством. Город славился торговлей, особенно луком и знаменитыми арзамасскими гусями, за что арзамасцев по всей России прозывали «луковниками» и «гусятниками». Арзамас был известен выделкой кож и кожевенных изделий. Знаменитая арзамасская юфть булгара вывозилась в АнглиюФранцию и Германию.

В 1606 году (осень-начало зимы) в Арзамасе вспыхивает восстание в поддержку крестьянской войны под руководством И. Болотникова. В 1607 году в город входят правительственные войска и подавляют восстание.

30 марта (9 апреля1608 года произошла битва отряда арзамасцев в составе рязанского ополчения против войск Лжедмитрия II под городом Зарайском.

В 1634 году начинается строительство соборной церкви Преображенья в Спасском монастыре, которое завершается в 1643 году. Древнейший из сохранившихся архитектурных памятников города.

В 1669-1671 годах Арзамас стал одним из центров крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Местные отряды возглавила «старица» Алёна Арзамасская-Темниковская, схваченная войсками князя Ю. А. Долгорукова и сожжённая на костре в декабре 1670 года.

В 1670 году (октябрь-декабрь) в городе казнят участников крестьянской войны под руководством С. Т. Разина. В декабре происходит пленение и казнь Алёны Арзамасской в Темникове.

XVIII век.

В 1708 году образована Арзамасская провинция.

В 1719 году Арзамас — главный город провинции, входившей в Нижегородскую губернию[6]. Число его жителей к 1737 году достигло почти 7 тыс. человек, лишь немного уступая Нижнему Новгороду. С 1779 года — уездный город. В том же году в городе открыта первая начальная школа.

В 1726 году происходит большой пожар, уничтоживший крепостную стену, Николаевский монастырь и много домов горожан.

В 1774 году (июль-август) Арзамасская провинция охвачена крестьянским восстанием. Правительство вводит в город войска. В августе в Арзамас прибывает А. В.Суворов. 8-9 ноября через город в Москву провезли под конвоем Е. И. Пугачёва.

13 февраля 1776 года родился А. В. Ступин (умер 20 июля 1861 года).

В сентябре 1779 года Арзамас становится центром уезда.

В 1788 году родился М. П. Коринфский, выдающийся русский архитектор (умер в 1851 году).

Арзамасские купцы, славившиеся разнообразием и размахом торговых операций, быстро богатели. Результаты этого не замедлили сказаться на облике города.

В 1781 году одновременно с другими уездными городами Арзамас получил проект планировки. Однако недостаточное знакомство проектировщиков с особенностями местного рельефа привело к значительной корректировке этого первого проекта, проводившейся в 1782-1784 годах, а окончательный план нижней части города был выработан после пожара 1823 года. Таким образом, в конце XVIII — первой половине XIX веков сложилась существующая и поныне планировочная структура Арзамаса.

В XVIII веке через Арзамас проходило до десятка важнейших торговых трактов — Московский, Нижегородский, Симбирский, Саратовский, Тамбовский, Большая дорога на Макарьев и другие. В это время происходит бурное развитие города — растёт число его жителей, увеличивается торговля, развивается промышленность. Небывалый расцвет города этого периода вошёл в историю Арзамаса как золотой век, который длился почти столетие, начиная с середины XVIII века.

XIX век.

В 1802 году А. В. Ступин открыл в Арзамасе школу живописи (существовала до 1861 года).

В 1805 году родилась М. С. Жукова, известная русская писательница (умерла в 1855 году).

В 1814 году начато строительство Воскресенского собора. Закончено в 1842 году.

7 августа 1823 года произошёл большой пожар в нижней части города.

В сентябре 1830 года через Арзамас в Болдино проезжал А. С. Пушкин.

В 1833 году на кожевенном заводе П. Подсосова появился первый в городе паровой двигатель.

В ноябре 1845 года открыта первая в городе библиотека.

Нижегородское губернское управление МВД с разрешения Исполняющего должность Вице — Губернатора Нижегородской губернии дало знать Арзамасской Городской Думе о том, что Инспекторский Департамент Военного Министерства 24 октября 1853 года № 10118 уведомил Губернское правление о назначении нижних чинов унтер-офицеров и рядовых из внутренней стражи в пожарную команду города Арзамаса.

В соответствии с указанием Нижегородского Губернского Правления МВД 05 декабря 1860 года в городе Арзамас Нижегородской губернии создана первая пожарная часть.

2 сентября 1869 года через Арзамас в Пензенскую губернию проезжал Л. Н. Толстой.

В 1872 году в городе открыта женская прогимназия (с 1902 года гимназия).

В 1874 году родился М. Ф. Владимирский, советский государственный и партийный деятель (умер в 1951 году).

В 1890 году в Арзамасе создаётся первый революционный кружок под руководством В. М. Владимирова.

Венцом храмостроительства стало сооружение в Арзамасе Воскресенского собора в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Собор, построенный по проектуМ. П. Коринфского, стал главным украшением города. В городе развивались художественные промыслы, в том числе иконописный. Иконописное ремесло со временем переросло в искусство и связано с Арзамасской школой живописи А. В. Ступина.

XX век.

В 1900 году в городе создаётся социал-демократически кружок под руководством М. В. Гоппиус.

В 1901 году началось движение по железной дороге Н. Новгород — Арзамас. На окраине города возникла станция Арзамас-1.

Арзамасская крепость сыграла важную роль в обороне юго-восточных границ русского государства, что отражено в гербе города.

Особого размаха, достигло строительство храмов, к началу XIX столетия было возведено 36 церковных зданий. «В отношении церковной архитектуры Арзамас является городом, где в XVIII—XIX веках воздвигались сооружения чисто столичного масштаба, перед которыми даже московские церкви этого же периода кажутся провинциальными», — так характеризует церковное зодчество Арзамаса известный реставратор Н. Померанцев (1926 год).

После подписания В. И. Лениным декрета «Об организации мер борьбы с огнём» при ВСНХ был организован центральный пожарный отдел. На заседании коллегии Отдела Управления Арзамасского УИКа от 22 июня 1923 года была организована Уездная комиссия по борьбе с пожарами. Пожарная вольная команда из-за плохой организации работы сокращена после 1-й губернской конференции в 1936 году. До 1982 года в Арзамасе функционировала только профессиональная пожарная охрана, общее руководство которой осуществлял Арзамасский отряд профессиональной пожарной охраны. С 1980 года в г. Арзамасе стали создаваться военизированные пожарные части

Арзамасская область.

6 января 1954 года из состава Горьковской области была выделена Арзамасская область. Область образована указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1954 года. В состав области были включены города Арзамас, Выкса,КулебакиАрдатовскийАрзамасский, Больше-Болдинский, Больше-МаресьевскийБутурлинскийВадский,ВознесенскийВыксунскийГагинскийДивеевский, Кзыл-Октябрьский, КнягининскийКулебакскийКурмышский,ЛукояновскийМордовщиковскийМухтоловский, Наруксовский, Первомайский, Перевозский, Петряксинский, Пильненский, Починковский, Разинский, Салганский, Сергачский, Сеченовский, Смирновский, Спасский, Талызинский, Чернухинский, Шатковский районы, выделенные из состава Горьковской области. Площадь 27,2 тыс. км². Однако уже спустя три года, в апреле 1957 года, она была упразднена в связи с ухудшившимся состоянием Горьковской области.

Арзамасские гуси.

Первое упоминание об Арзамасских гусях есть в книгах по истории Арзамаса самого начала XVIII века. Отбирали гусей по массе и по бойцовым качествам. Арзамасские гуси ценились также за очень нежное мясо. «Арзамасский гусь представляет того же тульского гуся, но несколько большего роста, с более длинной шеей и не столь плотным и изящным сложением. Клюв не столь короток и толст как у тульского. Цвет оперения по преимуществу белый, но встречаются серые и глинистые арзамасские гуси. Очевидно, арзамасский гусь представляет не столь чистую породу, как тульский, и по всей видимости в нём есть примесь китайского и может быть и простого но улучшенного русского гуся».

«Голова у арзамасского гуся короткая, округлённая, с широким лбом и круглым затылком, мускулы щёк сильно развиты; клюв массивный, толстый у основания, жёлтый, на конце—цвета слоновой кости. По форме клюва эти гуси бывают ложеносые (с несколько вогнутой верхней линией клюва), крутоносые (верхняя линия клюва у них выпуклая) и прямоносые. Глаза, у них большие, чёрные или голубые с жёлтыми веками. Шея красиво изогнутая, Длиннее, чем у тульского гуся. Спина широкая, прямая, плоская. Грудь полная, широкая, круглая. Крылья большие, плотно прилегающие к бокам, прикрывают концами поясницу. Ноги сильные, довольно, короткие; лапы большие, с прямыми пальцами; цвет плюсны и лапы оранжево-жёлтый. Оперение плотное, сплошь чисто белое. Вес от 15 до 20 фунтов».

Официальная символика.

Герб Арзамаса — «На золотом поле два стропила, одно из которых красное, а другое зелёное».

По наиболее распространённой версии в гербе города отражена его историческая заслуга. Изображение стропил один над другим с соприкасающимися остриями означает военную схватку, закончившуюся победой одного из противников (того, что сверху). Стропило, означающее победителя, окрашено в красный цвет — цвет гербового щита Москвы, стропило, означающее побеждённого, имеет зелёный цвет — цвет ислама.

Идея создания герба для города Арзамаса относится к эпохе Петра I, когда в 1722 году по его указу была утверждена правительственная Герольдмейстерская контора[37].

Рисунок герба Арзамаса в 1781 году назван старым, ибо в его основу лёг эскиз графа Франциска де Санти (приглашённого из Италии и возглавившего работу по созданию гербов). Герб нарисован примерно между 1725-1727 годами, во времена царствования императрицы Екатерины Iи предназначался первоначально для помещения на полковую амуницию и полковых знамёнах Арзамасского полка.

Впервые утверждён 16 августа 1781 года указом Екатерины II. В 1993 году городская администрация вновь утвердила этот герб как официальный.

Монастыри Арзамаса.

Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Основанный в 1556 году, Спасо-Преображенский монастырь сыграл огромную роль в становлении и развитии Арзамаса, будучи его подлинной жемчужиной. Сохранившийся Спасский собор — первое каменное здание города Арзамаса. Всего в монастыре было три храма: кроме главного — тёплый в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя великомученика Георгия Победоносца. В своё время в обители располагалось Духовное правление, духовные училища (приходское и уездное). Закрытие монастыря, находившегося некогда под непосредственной юрисдикцией Московских Патриархов, произошло в 1929 году.

Николаевский (Никольский) монастырь.

Монастырь был основан около 1580 г. благочестивым арзамасцем Феофилактом Яковлевым, ставшим священником. В монастыре было два храма (один — в два этажа, с храмом на каждом этаже). При монастыре была богадельня, приют для девочек-сирот, школа для насельниц обители. В начале 20 в. в монастыре также действовали живописная, белошвейная, золошвейная, башмачная, вязальная и др. мастерские. Кроме о. Феофилакта особой известностью пользовался духовник обители священник Авраамий Некрасов, который был лично знаком с преподобным Серафимом Саровским. Закрыт монастырь был в 1929 г. С 1994 г. в нём возрождена монашеская жизнь.

Алексеевский монастырь.

Монастырь основан в 1634 г. по указу царя Михаила Фёдоровича как «царское богомолье». Во время реформы 1764 г. монастырь был упразднён, однако монашеская жизнь, благодаря преподобному Феодору Санаксарскому, в нём не угасла. Формально община сестёр подчинялась игуменье Николаевского монастыря. В 1891 г. сёстры общины (ок. 500) приняли монашеский постриг, а в 1898 г. настоятельница монахиня Евгения, родственница Патриарха Сергия (Старогородского) была возведена в сан игуменьи. Монастырь был закрыт в 1924 г. В своё время в обители процветало золотошвейное искусство.

Введенский монастырь.

Введенский мужской монастырь известен с 1652 года — он расположился вокруг деревянной Введенской церкви, построенной годом раньше. С 1689 по 1691 гг. в монастыре подвизался иеросхимонах Иоанн — основатель Саровской пустыни. В 1864 г. монастырь постигла участь многих российских обителей — он был упразднён, а храм приписан к Воскресенскому собору.

Троицкий особный монастырь.

Данный монастырь был известен ещё с 1626 г. «Особным» он именовался по той причине, что его устав не был общежительным, но каждый жил в известной степени «особо». После указа Екатерины II об учреждении монастырских штатов, он был закрыт, а его церкви обращены в приходские. Монастырь на этом месте больше никогда не возрождался.

Церкви Арзамаса.

В конце XIX — начале XX веков здесь насчитывалось 36 церквей и 4 монастыря.

Церковь святого апостола Андрея Первозванного.

В 1793 году в городе Арзамасе была сооружена небольшая церковь, освященная в честь Андрея Первозванного. Церковь имела два придела: во имя Андрея Первозванного и в честь святых Симеона и Анны. В 1870 году благодаря помощи купца Рукавишникова, к храму была сооружена каменная пристройка, вследствие чего церковь стала гораздо вместительнее. В начале двадцатого века был проведен ремонт в церкви и сооружена новая каменная ограда. Алтарь церкви очень необычный — с двумя апсидами, что отличало эту церковь от многих других. Это подтверждали и исследования архитекторов-реставраторов, которые были проведены в середине двадцатого века. Внутреннее убранство храма было достаточно богатое.

В 1934 году, Андреевскую церковь закрыли. В здании храма вначале располагался клуб пионеров, а после автомобильный клуб.

В 2004 году церковь Андрея Первозванного передали Православной церкви. Начинаются восстановительные и ремонтные работы. После их проведения церковь приобрела своё первоначальное благолепие. В 2005 году храм освящают.

Сейчас двери храма открыты для прихожан и верующих, в нём каждый день проходят богослужения.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Крупная двухэтажная кирпичная церковь в стиле барокко, сооружённая в 1775—1784. Четырёхстолпный храм, увенчанный пятью световыми восьмигранными барабанами, с прямоугольным алтарём и притвором с высокой колокольней. Основной объём по архитектурному облику близок к собору Саровской пустыни и зданиям его круга. Внизу был тёплый Трёхсвятский храм (1774) с Никольским и Скорбященским приделами, вверху летний Благовещенский с Предтеченским и Михайловско-Флоро-Лаврским приделами. Закрыта в 1929, купола и колокольня сломаны, использовалась в хозяйственных нуждах. В 2003 возвращена верующим, реставрируется.

Церковь Богоявления Господня.

Располагается на Соборной площади на территории Свято-Николаевского женского монастыря. Особенностью здания церкви является его двухэтажная планировка. Первый этаж занимают кельи для больных монахинь и больничная церковь, а непосредственно церковь Богоявления Господня расположена на втором этаже. Церковь является одним из зданий, формирующих облик Соборной площади Арзамаса. Недалеко от церкви расположены и другие постройки монастыря, в том числе знаменитые Святые ворота.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери построена в 1802 г. Ранее на её месте находилась древняя Зосимовская церковь, поэтому новую церковь, имеющую соответствующий придел, называли ещё Зосимовской. Рядом находилась зимняя церковь Богоявления Господня (1818 г.), полностью утраченная в советское время.

Воскресе́нский собо́р.

Занимает доминирующее положение на Соборной площади. Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа. Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788—1851), местный уроженец, ученик известного в России архитектора А. Н. Воронихина.

Величественный храм — главное украшение города — стоит на высоком холме, завершая ансамбль его главной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города.

Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пр. Богородицы» (северный).

В советское время собор собирались взорвать, но из-за сильного возмущения жителей храм было решено просто закрыть. В 1947 году в храме снова стали проходить службы.

«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Н. Н. Померанцев.

В сентябре 2009 года собор посетил Патриарх Кирилл.

Храм в честь Входа Господня в Иерусалим.

Православный храм Арзамасского благочиния Нижегородской епархии в городе Арзамасе Нижегородской области. Расположен в верхней части города на улице Нагорной.

Церковь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».

Православный храм Арзамасского благочиния Нижегородской епархии в городе Арзамасе Нижегородской области. Расположен на Соборной площади рядом сВоскресенским Собором. Это «тёплый» зимний храм. Главный престол освящён в честь иконы «Живоносный Источник», два малых — в честь Архистратига Михаила, и Сергия и Германа Валаамских. Резной иконостас выполнен арзамасскими мастерами Митрящевыми. В храме находится редкий образ — икона «Собор Пресвятой Богородицы». В 1910 году на средства купца Д. А. Сурина в храме было проведено водяное отопление, в первой из городских церквей.

Церковь Иконы Божией Матери Знамение.

Располагается на площади Гагарина.

Церковь Илии Пророка.

Православный храм Арзамасского благочиния Нижегородской епархии в городе Арзамасе Нижегородской области. Располагается рядом с церковью Андрея Первозванного. В настоящее время располагается историко-художественный музей города Арзамаса. Построена в стиле русского барокко. До середины XVII в. на этом месте находилась деревянная церковь «Николы за острогом». В декабре 2014 года храм был передан Нижегородской епархии. Идут восстановительные работы.

Церковь Иоанна Богослова.

Располагается в Ивановке (район Ивановка города Арзамаса). Церковь построена в честь похода Ивана IV Грозного на Казань. По преданию, имеющему исторические основания, деревянная церковь во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова была основана Царем Иоанном IV Васильевичем (Грозным) во время его третьего Казанского похода в 1552 году. В 1678 году на месте деревянной церкви выстроен новый каменный храм. Эта была третья, после Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря (1638) и храма в честь Иоанна Богослова над Спасским болотом, каменная церковь в Арзамасском уезде.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Кирпичная церковь в стиле классицизма, сооружённая в 1792 как зимний храм при Воздвиженской церкви, к северу от неё. Прямоугольная в плане постройка с симметричными алтарём и притвором, украшенная боковыми шестиколонными портиками. Декоративный барабан с шатровым куполом сооружён во 2-й пол. XIX в. На хорах был устроен Успенский придел. Закрыта в 1929, сломан купол. В 2003 возвращена верующим, отреставрирована.

Церковь Святого Николая.

Православный храм, находящийся в Арзамасе располагается на Соборной площади на территории Свято-Николаевского женского монастыря.

Храм Святителя Николы Чудотворца.

Старообрядческая церковь на улице Владимирского, принадлежащая Русской православной старообрядческой церкви. Старообрядческий приход в Арзамасе организован в 1997 году, под храм было обустроено и приспособлено здание местного детского сада. При храме существует воскресная школа.

Спасо-Преображенский собор.

Православный храм Арзамасского благочиния Нижегородской епархии в городеАрзамасе Нижегородской области. Древнейшая постройка города. В настоящее время в нём располагается Государственный архив Нижегородской области № 2 города Арзамаса.

Кирпичный монастырский собор, заложенный в 1638 игум. Ионой и оконченный в нач. 1640-х игум. Корнилием. Характерная для нижегородского зодчества сер. XVII в. постройка — четырехстолпный пятикупольный трехапсидный храм с крупными закомарами. Несколько перестроен в 3-й четв. XVIII в. игум. Иоасафом — пробиты новые окна, сооружена трапезная, в которой устроены приделы Успения Богородицы и Марии Магдалины, в 1786 вновь освящён. Закрыт в 1924, занят складом, с 1928 — архивом.

В настоящее время передан Спасо-Преображенскому монастырю, восстанавливается.

Храм Рождества Христова.

Располагается на улице Ленина. Построена на средства арзамасского купца А. Я. Заяшникова. Архитектор — К. Тон.

Тёплый храм Рождественского прихода, возведенный в 1850—1852 годах наследниками купца-откупщика А. М. Заяшникова. Выстроен вместо прежнего каменного здания. Восьмистолпный храм в русско-византийском стиле с пощипцовыми завершениями прясел фасадов, увенчанный пятью шатровыми куполами. Боковые приделы Благовещенский и Николая Чудотворца и прмч. Евдокии. Закрыт в 1940, передан под пекарню, купола сломаны. В 1990-х возвращён верующим, отреставрирован.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Православный храм Арзамасского благочиния Нижегородской епархии в городе Арзамасе Нижегородской области. Расположен на улице Ленина. Престолы: Смоленской иконы Божией Матери, Александра Невского, Александра Свирского, Иоанна Богослова.

Церковь Сошествия Святого Духа.

Православный храм, находящийся в городе Арзамас. Располагается на площади Гагарина.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери на Тихвинском кладбище.

Храм был построен в 1777 году на средства арзамасского купца Матвея Степановича Маслёнкова. В этот храм Масленников принёс свою родовую святыню — большую икону Божией Матери «Тихвинскую».

С самого освящения храма ежегодно в день праздника Тихвинской иконы Божьей матери (26 июня по ст. ст.) совершался крестный ход из собора на кладбище. По воспоминаниям, это был особо светлый праздник для всей нижней части города, когда кладбище посещали жители почти всего города, Выездной Слободы и окрестных сёл.

В 1931 году храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери был закрыт. В нём разместился городской морг.

В 2001 году храм возвращён Нижегородской епархии. Восстановительные работы начались в 2004 году. Богослужения возобновились в 2005 году.

7 ноября 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) совершил чин освящения кладбищенского храма в честь иконы Божией Матери «Тихвинская».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания церкви в селе Кутьино

Архив собран Рязановой Ниной Сергеевной (Из воспоминаний коренных жителей села о строительстве церкви в Новобурасском районе Саратовской области (1900 год - начало строительства храма)....

Влияние церкви на науку и образование 7кл.конспект урока

Разработка урока на тему « Влияние церкви на развитие науки образования».На тему: Влияние церкви на развитие науки образования.Класс: 7.Цель урока: раскрыть картину развития науки и образования в эпох...

Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...

Воспитательная программа "Возрождение духовности. Преображенской церкви - вторую жизнь"

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11 класса "Возрождение духовности. Преображенской церкви - вторую жизнь"...

Основные Таинства Православной Церкви

Урок по православной культуре по программе В.Д.Скоробогатова в 9 классе...

Тематическое планирование предмета "Основы православной культуры" для 6 класса. Раздел "История церкви"

Тематическое планирование составлено к учебнику и программе "История христианской церкви" Щербаковой Е.В. и учебнику "История христианства. Духовные традиции и культура" под ред. Сахарова А.Н. Планиро...