Образовательный проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Мой посёлок"
проект по краеведению на тему

Карачева Надежда Михайловна

Патриотическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy_posyolok.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект по патриотическому воспитанию дошкольников.

Тема: «Мой посёлок»

Участники проекта: дети старшей - подготовительной группы «Полянка», структурного подразделения «Детский сад п. Уемский» МБОУ «Уемская СОШ», возраст детей  6-7 лет, воспитатель Карачева Надежда Михайловна, родители.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2010 — май 2011 года.

Актуальность:

 Патриотизм, согласно толковому словарю С.И. Ожегова,- это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».

 Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Дети в старшем дошкольном возрасте способны сопереживать, проявлять заботу о близких людях и сверстниках, давать оценку явлениям и событиям общественной жизни. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Поэтому деятельность педагогов в этом направлении должна быть систематической и целенаправленной. В связи с этим, как  наиболее эффективный в данной педагогической деятельности,  выбран метод проекта.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить<...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В связи с этим большое значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, традициями, природой родного края, так как любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. «Знакомясь с её историей, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях» и в то же время приобщаться к традициям и историческому прошлому родного края, осознавать его как частицу России.

Наша группа работала над проектом по ознакомлению старших дошкольников с историческим, культурным и природно-экологическим своеобразием родного посёлка.

Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного посёлка, местным достопримечательностям, ознакомление  с его географическим, природно-экологическим своеобразием, формирование духовно-нравственного отношения к родному краю, как частице России.

Задачи:

1.Воспитывать любовь к родному посёлку, уважительное отношение к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле.

2.Формировать представление о быте, промыслах и занятиях коренных жителей посёлка.

3.Формировать представление о происхождении названия посёлка, родных улиц.

4.Расширить знания детей о природе родного края.

5.Познакомить с творчеством земляка писателя-сказочника С.Г.Писахова.

6.Воспитывать гордость за подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны, уважение к ветеранам.

7.Побуждать родителей и детей к совместной познавательной и творческой деятельности.

 

Основное содержание проекта:

Виды детской деятельности

Содержание

Игровая деятельность

1.Сюжетно-ролевые игры: «Крестьянская семья», «Профессия моего дедушки», «Профессия моей бабушки».

2.Дидактические игры: «Русская изба», «Собери картинку», «Путешествие во времени».

Коммуникативная деятельность

1.Составление рассказов на тему: «Мой посёлок», «Улица родная», «Занятия поморов».

2.Сочинение сказок и стихов о родном посёлке.

3.Сотворчество детей и родителей по темам проекта.

4.Пересказ сказок С.Г.Писахова.

Восприятие художественной литературы и фольклора

1.Чтение сказок С.Г.Писахова.

2.Заучивание стихов о родине.

3.Загадки   и пословицы на тему: «Русская изба», «Труд поморов», «Сельскохозяйственные инструменты», «Профессии».

Изобразительная деятельность

1.Рисование на тему: «С чего начинается Родина», «Мой посёлок», «Природа Севера».

2.Коллективная работа: «Русская деревня».

3.Оформление альбома «Мой посёлок».

4.Конкурс: «Герб посёлка Уемский».

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

1.Акция: «Сделай посёлок чище». Совместная трудовая деятельность детей и родителей по благоустройству участка для прогулки в детском саду и территории вокруг дома.

Познавательно-исследовательская деятельность

1.Познавательные занятия на темы: «Как живут в деревне?», «Улица родная», «Природа родного края», «Сказки С.Г.Писахова», «Как наши прадеды воевали», «Мой посёлок сегодня».

2.Беседы: «Название улиц п. Уемский», «Праздник «Малинова Уйма», «Занятия жителей п. Уемский».

3.Ориентирование: Составление карты посёлка.

4.Экскурсия в Музей народных промыслов и ремёсел    Приморья: «Быт и промыслы Приморского района».

5.Встреча со старожилами п. Уемский.

6.Экскурсия в почтовое отделение п.Уемский.

7.Экскурсия в МБОУ «Уемская СОШ».

Двигательная деятельность

1.Народные подвижные игры.

2.Хороводные детские игры.

3.Закрепление знаний ПДД в пешеходных экскурсиях.

4.Беседа о правилах поведения в общественных местах.

Музыкальная деятельность

Прослушивание

аудиозаписей

Взаимодействие с родителями:

1.Анкетирование с целью ознакомления с опытом семейного патриотического воспитания.

2.Привлечение родителей к сбору материалов для создания альбома «Мой посёлок».

3.Совместное творчество по темам проекта.

4.Помощь в организации встречи со старожилами п. Уемский.

5.Лекция для родителей: «О патриотическом воспитании в дошкольном возрасте»

6.Развлечение для детей и родителей «Конкурс знатоков родного края».

Партнёры:

1.Приморская районная библиотека. Цель привлечения: помощь в сборе материалов об истории и природном своеобразии п.Уемский, ветеранах войны.

  1. «Музей народных промыслов и ремёсел Приморья». Цель привлечения: Экскурсия на тему: «Быт и промыслы Приморского района».
  2. Почтовое отделение п.Уемский. Цель: экскурсия на тему «Как работают на почте».
  3. МБОУ «Уемская СОШ». Цель: экскурсия по школе для будущих первоклассников.

Основные этапы реализации проекта:

Этапы

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Подготови

тельный

Сбор материала об историческом, культурном и природно-экологическом своеобразии п.Уемский, ветеранах войны.

Постановка проблемы и поиск методов решения.

Разработка основного содержания проекта.

Сентябрь -декабрь 2010 г.

Воспитатель Карачева Н.М.,

родители детей гр. «Полянка»

Основной

Реализация основного содержания проекта.

Январь-май 2011 года

Воспитатель Карачева Н.М., родители.

Заключительный

Открытый просмотр НОД«Улица родная» в ДОО «Детский сад

п. Уемский».

Презентация проекта «Мой посёлок» на педагогическом совете «Люби и знай свой край родной» ДОО.  

Доклад, презентация проекта «Мой посёлок» на районной научно-методической конференции по теме «Управление качеством образования».

Совместная деятельность детей, педагогов, родителей: «Конкурс знатоков родного края».

29.03.2011.

30.03.2011.

19.05.2011.

23.052011г.

Воспитатель Карачева Н.М.

Воспитатель

Карачева Н.М.

Воспитатель Карачева Н.М.

Воспитатель

Карачева Н.М.,

родители.

Достигнутые образовательные результаты и эффекты:

Проект носил познавательный характер и имел цель расширить представления детей о родном посёлке. В январе 2011 года была проведена начальная диагностика уровня знаний детей о родном посёлке, которая показала следующие результаты: Высокий уровень показали 16% детей, средний - 38%, низкий — 46%. По итогам работы над проектом (в мае 2011 года) проведена повторная диагностика, где детям нужно было ответить на те же вопросы. Высокий уровень показали 53%, средний- 17%, низкий-30%.Таким образом, знания детей о родном посёлке улучшились. Участвовать в коллективных делах проекта было интересно и детям и родителям, а для педагогов это стало полезным опытом, который будет продолжаться и в дальнейшем.

В качестве перспектив дальнейшего развития проекта вижу привлечение в его реализацию педагогов ДОО: воспитателя по изобразительной деятельности, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, создание наглядно- дидактических пособий по теме проекта, сбор интересной информации о жизни посёлка, его людях. Пополнение уголка «Русская изба» предметами, отражающими род занятий жителей п. Уемский.

Литература:

1.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа обучения и воспитания в детском саду. «От рождения до школы».-Москва: «Мозаика — синтез»,2012.

2.Ветохина А.Я., Дмитренко З.С.,Жигаль Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: «ООО Изд-во Детство-пресс»,2010.

3.Поморская сторона. Культура и краткая история поморов - коренного народа севера России. Община поморов.- г. Архангельск, 2004 г.

4.Приморскому району 80/Сборник Администрация МО «Приморский муниципальный район»,Составители: Борисова С.М., Голенищева О.С.,Михайлова Т. К., Цыб Г.В.,редактор-составитель Юницкая О.В.-Архангельск: РА «Апрель», 2009.

5.Соловьёва УЕ.В., Царенко Л.И. Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре.- М: «Дрофа», 2010.

6.Шорыгина Т. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание.- Москва: Книголюб,2007.

7.Ресурсы сети интернет.

МБОУ «Уемская СШ»

 структурное подразделение «Детский сад п. Уемский»

Образовательный проект

по патриотическому воспитанию дошкольников

 «Мой посёлок»

Автор: воспитатель1 кв.категории

Карачева Н.М.

МБОУ «Уемская СШ»

 структурного подразделения

 «Детский сад п. Уемский»

2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию.

Конспект образовательной деятельности по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе.Тема: "Богатырский поход"...

Проект по патриотическому воспитанию

Проект по патриотическому воспитанию...

Проект военно - патриотического воспитания. «Отечества-достойные!» на 2010-2015 годы.

Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство - силою его патриотизма.  Одна из важнейших проблем современной России – проблема во...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию

Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном  бюджетном общеобразовательном учебном  заведении лицее №9 г. Сальска, направлен на...

Сценарий образовательного события Центра патриотического воспитания и профилактической работы ГБОУ «Балтийский берег» Тема: «Доктрина безопасности»

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами личности являются право на жизнь и личную безопасность. Чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве, действуют прав...