Образовательный проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Мой посёлок"
проект по краеведению на тему
Предварительный просмотр:
Образовательный проект по патриотическому воспитанию дошкольников.
Тема: «Мой посёлок»
Участники проекта: дети старшей - подготовительной группы «Полянка», структурного подразделения «Детский сад п. Уемский» МБОУ «Уемская СОШ», возраст детей 6-7 лет, воспитатель Карачева Надежда Михайловна, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2010 — май 2011 года.
Актуальность:
Патриотизм, согласно толковому словарю С.И. Ожегова,- это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Дети в старшем дошкольном возрасте способны сопереживать, проявлять заботу о близких людях и сверстниках, давать оценку явлениям и событиям общественной жизни. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Поэтому деятельность педагогов в этом направлении должна быть систематической и целенаправленной. В связи с этим, как наиболее эффективный в данной педагогической деятельности, выбран метод проекта.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить<...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В связи с этим большое значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, традициями, природой родного края, так как любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. «Знакомясь с её историей, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях» и в то же время приобщаться к традициям и историческому прошлому родного края, осознавать его как частицу России.
Наша группа работала над проектом по ознакомлению старших дошкольников с историческим, культурным и природно-экологическим своеобразием родного посёлка.
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного посёлка, местным достопримечательностям, ознакомление с его географическим, природно-экологическим своеобразием, формирование духовно-нравственного отношения к родному краю, как частице России.
Задачи:
1.Воспитывать любовь к родному посёлку, уважительное отношение к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле.
2.Формировать представление о быте, промыслах и занятиях коренных жителей посёлка.
3.Формировать представление о происхождении названия посёлка, родных улиц.
4.Расширить знания детей о природе родного края.
5.Познакомить с творчеством земляка писателя-сказочника С.Г.Писахова.
6.Воспитывать гордость за подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны, уважение к ветеранам.
7.Побуждать родителей и детей к совместной познавательной и творческой деятельности.
Основное содержание проекта:
Виды детской деятельности | Содержание |
Игровая деятельность | 1.Сюжетно-ролевые игры: «Крестьянская семья», «Профессия моего дедушки», «Профессия моей бабушки». 2.Дидактические игры: «Русская изба», «Собери картинку», «Путешествие во времени». |
Коммуникативная деятельность | 1.Составление рассказов на тему: «Мой посёлок», «Улица родная», «Занятия поморов». 2.Сочинение сказок и стихов о родном посёлке. 3.Сотворчество детей и родителей по темам проекта. 4.Пересказ сказок С.Г.Писахова. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | 1.Чтение сказок С.Г.Писахова. 2.Заучивание стихов о родине. 3.Загадки и пословицы на тему: «Русская изба», «Труд поморов», «Сельскохозяйственные инструменты», «Профессии». |
Изобразительная деятельность | 1.Рисование на тему: «С чего начинается Родина», «Мой посёлок», «Природа Севера». 2.Коллективная работа: «Русская деревня». 3.Оформление альбома «Мой посёлок». 4.Конкурс: «Герб посёлка Уемский». |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | 1.Акция: «Сделай посёлок чище». Совместная трудовая деятельность детей и родителей по благоустройству участка для прогулки в детском саду и территории вокруг дома. |
Познавательно-исследовательская деятельность | 1.Познавательные занятия на темы: «Как живут в деревне?», «Улица родная», «Природа родного края», «Сказки С.Г.Писахова», «Как наши прадеды воевали», «Мой посёлок сегодня». 2.Беседы: «Название улиц п. Уемский», «Праздник «Малинова Уйма», «Занятия жителей п. Уемский». 3.Ориентирование: Составление карты посёлка. 4.Экскурсия в Музей народных промыслов и ремёсел Приморья: «Быт и промыслы Приморского района». 5.Встреча со старожилами п. Уемский. 6.Экскурсия в почтовое отделение п.Уемский. 7.Экскурсия в МБОУ «Уемская СОШ». |
Двигательная деятельность | 1.Народные подвижные игры. 2.Хороводные детские игры. 3.Закрепление знаний ПДД в пешеходных экскурсиях. 4.Беседа о правилах поведения в общественных местах. |
Музыкальная деятельность | Прослушивание аудиозаписей |
Взаимодействие с родителями:
1.Анкетирование с целью ознакомления с опытом семейного патриотического воспитания. 2.Привлечение родителей к сбору материалов для создания альбома «Мой посёлок». 3.Совместное творчество по темам проекта. 4.Помощь в организации встречи со старожилами п. Уемский. 5.Лекция для родителей: «О патриотическом воспитании в дошкольном возрасте» 6.Развлечение для детей и родителей «Конкурс знатоков родного края». |
Партнёры:
1.Приморская районная библиотека. Цель привлечения: помощь в сборе материалов об истории и природном своеобразии п.Уемский, ветеранах войны.
- «Музей народных промыслов и ремёсел Приморья». Цель привлечения: Экскурсия на тему: «Быт и промыслы Приморского района».
- Почтовое отделение п.Уемский. Цель: экскурсия на тему «Как работают на почте».
- МБОУ «Уемская СОШ». Цель: экскурсия по школе для будущих первоклассников.
Основные этапы реализации проекта:
Этапы | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственные |
Подготови тельный | Сбор материала об историческом, культурном и природно-экологическом своеобразии п.Уемский, ветеранах войны. Постановка проблемы и поиск методов решения. Разработка основного содержания проекта. | Сентябрь -декабрь 2010 г. | Воспитатель Карачева Н.М., родители детей гр. «Полянка» |
Основной | Реализация основного содержания проекта. | Январь-май 2011 года | Воспитатель Карачева Н.М., родители. |
Заключительный | Открытый просмотр НОД«Улица родная» в ДОО «Детский сад п. Уемский». Презентация проекта «Мой посёлок» на педагогическом совете «Люби и знай свой край родной» ДОО. Доклад, презентация проекта «Мой посёлок» на районной научно-методической конференции по теме «Управление качеством образования». Совместная деятельность детей, педагогов, родителей: «Конкурс знатоков родного края». | 29.03.2011. 30.03.2011. 19.05.2011. 23.052011г. | Воспитатель Карачева Н.М. Воспитатель Карачева Н.М. Воспитатель Карачева Н.М. Воспитатель Карачева Н.М., родители. |
Достигнутые образовательные результаты и эффекты:
Проект носил познавательный характер и имел цель расширить представления детей о родном посёлке. В январе 2011 года была проведена начальная диагностика уровня знаний детей о родном посёлке, которая показала следующие результаты: Высокий уровень показали 16% детей, средний - 38%, низкий — 46%. По итогам работы над проектом (в мае 2011 года) проведена повторная диагностика, где детям нужно было ответить на те же вопросы. Высокий уровень показали 53%, средний- 17%, низкий-30%.Таким образом, знания детей о родном посёлке улучшились. Участвовать в коллективных делах проекта было интересно и детям и родителям, а для педагогов это стало полезным опытом, который будет продолжаться и в дальнейшем.
В качестве перспектив дальнейшего развития проекта вижу привлечение в его реализацию педагогов ДОО: воспитателя по изобразительной деятельности, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, создание наглядно- дидактических пособий по теме проекта, сбор интересной информации о жизни посёлка, его людях. Пополнение уголка «Русская изба» предметами, отражающими род занятий жителей п. Уемский.
Литература:
1.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа обучения и воспитания в детском саду. «От рождения до школы».-Москва: «Мозаика — синтез»,2012.
2.Ветохина А.Я., Дмитренко З.С.,Жигаль Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: «ООО Изд-во Детство-пресс»,2010.
3.Поморская сторона. Культура и краткая история поморов - коренного народа севера России. Община поморов.- г. Архангельск, 2004 г.
4.Приморскому району 80/Сборник Администрация МО «Приморский муниципальный район»,Составители: Борисова С.М., Голенищева О.С.,Михайлова Т. К., Цыб Г.В.,редактор-составитель Юницкая О.В.-Архангельск: РА «Апрель», 2009.
5.Соловьёва УЕ.В., Царенко Л.И. Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре.- М: «Дрофа», 2010.
6.Шорыгина Т. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание.- Москва: Книголюб,2007.
7.Ресурсы сети интернет.
МБОУ «Уемская СШ»
структурное подразделение «Детский сад п. Уемский»
Образовательный проект
по патриотическому воспитанию дошкольников
«Мой посёлок»
Автор: воспитатель1 кв.категории
Карачева Н.М.
МБОУ «Уемская СШ»
структурного подразделения
«Детский сад п. Уемский»
2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию.
Конспект образовательной деятельности по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе.Тема: "Богатырский поход"...
Проект по патриотическому воспитанию
Проект по патриотическому воспитанию...
Проект военно - патриотического воспитания. «Отечества-достойные!» на 2010-2015 годы.
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство - силою его патриотизма. Одна из важнейших проблем современной России – проблема во...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию
Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учебном заведении лицее №9 г. Сальска, направлен на...
Образовательный проект по патриотическому воспитанию школьников "Мы помним, мы гордимся!" Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Материалы на конкурс "Учитель года 2015"...
Выступление на тему "Организация работы музея образовательного учреждения по патриотическому воспитанию подрастающего поколения"
Выступление по работе школьного историко-краеведческого музея...
Сценарий образовательного события Центра патриотического воспитания и профилактической работы ГБОУ «Балтийский берег» Тема: «Доктрина безопасности»
Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами личности являются право на жизнь и личную безопасность. Чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве, действуют прав...