История Брянского края 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
«Брянские археологи – школьникам об археологии»
«Брянские художники - школьникам об искусстве»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ibk_7_svoe.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Брянский край» составлена на основе нормативно-правовых актов и инструктивно-методических документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждениях РФ, реализующих программы общего образования;
- Авторской программы «Брянские археологи школьникам об археологии» для 7 класса общеобразовательных учреждений Брянской области 2012 года. Составители Поляков Г.П, Чубур А.А
- Авторской программы «Брянские художники – школьникам об искусстве» для 7 класса общеобразовательных учреждений Брянской области 2012 года. Составитель О.И Резникова
Место предмета в учебном плане
Региональный компонент предусматривает изучение дисциплины в 7 классе по 1 часу в неделя в течение года – 34 часа в год. Курс «Брянский край» для семиклассников состоит из двух самостоятельных модулей: «Изобразительное искусство», «Археология» Построение программы на местном материале способствует воспитанию уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.
Изучение курса строится через последовательное изучение модулей:
- Брянские археологи – школьникам об искусстве
- Брянские художники школьникам об искусстве
Цель курса - расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так, на наш взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Главная идея курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Учебно-методическое обеспечение
№ | Содержание | Класс | Автор | Издательство | Год издания |
1. | Брянские археологи – школьникам об археологии | 7 | Поляков Г.П., Чубур А.А. | ООО «Издательство «Курсив» | 2012 |
2. | Брянские художники школьникам об искусстве | 7 | Резникова О.И. | ООО «Издательство «Курсив» | 2012 |
Содержание модуля «Брянские археологи – школьникам об археологии»
Урок 1. Введение. История археологических находок в Брянском крае
Древние курганы. Первое документальное упоминание археологического памятника. Первые любительские раскопки памятника. Первые любительские раскопки археологических древностей. Знакомство с руководителями первых раскопок.
Урок 2. Первые профессиональные археологические исследования конца XIX – начала XX веков
Первые шаги археологии. Деятельность первого профессионального ученого-археолога Д.М Самоквасова. Первые краеведческие общества. Краткая летопись. Деятельность пионеров Брянской археологии.
Урок 3. 1920-е годы – «Золотое десятилетие» краеведческой археологии.
Деятельность археологов-краеведов: С.С Деева; Н.И. Лелянова; Г.М. Поршнякова, А.М. Романова и др.
Урок 4. Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны.
Годы «великого перелома». Экспедиции археологов- краеведов К.М Поликарповича, В.А. Городцова, Е.А. Калитиной. Предприятие «Десна» профессора М.В. Воеводского. Деснинская экспедиция – как кузница археологических кадров.
Урок 5 – 8. Известные брянские археологи.
Константин Михайлович Поликарпович, Всеволод Протасьевич Левенок, Федор Михайлович Заверняев, Василий Андреевич Падин.
Урок 9. Повторительно-обобщающий урок: археология, устремленная в будущее.
Систематизация накопленной информации об археологии Брянского края. Возобновление раскопок палеолита в Юдиново, возрождения Брянской региональной археологии.
Урок 10. Повторительно-обобщающий урок.
Проблемы сохранения историко-культурного наследия
Урок 11-12. Археологические памятники Брянской области
Общая характеристика археологических памятников края, их значимость.
Урок 13 – 16. Посещение краеведческого (областного, районного, школьного) музея, мест раскопок (при возможности)
Изучение материалов школьного краеведческого музея, помощь в оформлении экспозиций.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс «Брянские археологи школьникам об археологии»
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- Основные этапы развития археологической науки Брянского края.
- Учащиеся должны иметь представление как совершались важнейшие археологические открытия в Брянском крае.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- Систематизировать и пополнять знания о теоретической науке Брянского края
- Вести поисковую работу в сети Интернет в целях ознакомления с материалами сайтов об истории Брянского края
Содержание модуля «Брянские художники - школьникам об искусстве»
Урок 1. Введение
Памятники и выставочные залы нашего города. Брянские художники члены ВТОО «Союз художников России».
Урок 2-3. Виды изобразительного искусства
Общая характеристика пространственных видов искусства.
Графика
Урок 4. Графика.
Общие понятия и значение графики как вида изобразительного искусства, её язык и главные выразительные средства.
Урок 5. Рисунок как форма графики.
Знакомство с основными техниками рисунка.
Урок 6. Гравюра как форма графики.
Печатная графика её виды и разновидности.
Урок 7. Виды графики по назначению и содержанию.
Классификация графики по назначению: станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат, области применения и особенности.
Урок 8. Творчество художников-графиков.
Знакомство с творчеством брянских графиков на примере их произведений.
Живопись
Урок 9. Что такое живопись.
Урок 10. Техники монументальной живописи.
Урок 11. Станковая живопись.
Урок 12. Жанры в живописи.
Урок 13. Исторический жанр.
Урок 14. Портрет, пейзаж, натюрморт.
Урок 15. Бытовой жанр и сюжетно-тематическая картина
Самостоятельная работа учащихся
1. Выполнения заданий в конце урока
2. Составление кроссвордов
3. Подготовка письменных учебных работ (эссе)
4. Составление тематических словариков
5. Посещение вернисажей, выставочных залов.
6. Поисковая работа в сети Интернет в целях ознакомления с сайтами на которых размещены биографические сведения о Брянских художниках и б изобразительном искусстве в частности.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс «Брянские художники – школьникам об искусстве»
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- Общие признаки в произведениях графики, живописи и скульптура;
- Памятники, историческое наследие Брянского края, художников Брянщины
- Учащиеся должны иметь представление о графике, ее формах, классификации, об эмоциональном воздействии цвета на человека, монументальной и станковой живописи.
УЧАЩИЕСЯ ДОЖНЫ УМЕТЬ:
- Систематизировать и пополнять знания об искусстве Брянского края;
- Различать формы графики, ее язык и главные выразительные средства;
- Различать техники монументальной и станковой живописи;
- Характеризовать жанры в живописи
Содержание тем учебного курса
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | лабораторно-практические работы | контрольные работы | |||
1. | Брянские археологи – школьникам об археологии | 16 | 16 | 2 | - |
2. | Брянские художники - школьникам об искусстве | 17 | 17 | 2 | - |
3. | Обобщающий урок по курсу | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 34 | 4 | - |
Календарно-тематическое и поурочное планирование
№ | Тематическое планирование с указанием количества часов | Поурочное планирование с указанием экскурсий, лабораторных и практических работ | Дата проведения | Примечания | |
по плану | факти-чески | ||||
Брянские археологи школьникам об археологии (16 часов) | |||||
1. | Введение (1 час) | До науки | Стр. 4-6 | ||
2. | Первые профессиональные археологические исследования конца XIX – начала XX веков (1 час) | Первые шаги | Стр. 6-9 | ||
3. | 1920-е годы – «золотое десятилетие» краеведческой археологии (1 час) | «Золотое десятилетие» краеведческой археологии | Стр. 9-12 | ||
4. | Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны (1 час) | В годы «Великого перелома» «Предприятие Десна» профессора Воеводского | Стр. 12-14 Стр. 14-17 | ||
5. | Известные брянские археологи: Константин Михайлович Поликарпович, Всеволод Протасьевич Левенок, Федор Михайлович Заверняев, Василий Андреевич Падин (4 часа) | Очарованный наукой: К.М. Поликарпович | Стр. 17-20 | ||
Трубчевский самородок: В.П. Левенок | Стр. 20-22 | ||||
От мамонтов до Дебрянска: Ф.М. Заверняев | Стр. 22-25 | ||||
Хранитель седой старины: В.А.Падин | Стр. 25-27 | ||||
6. | Повторительно-обобщающий урок (2 часа) | Археология, устремлённая в будущее | Стр. 27-28 | ||
Обобщающий урок по теме «Археология Брянского края» | |||||
7. | Археологические памятники Брянской области (2 часа) | ||||
8. | Посещение краеведческого, (областного, районного, школьного) музея, мест раскопок (при возможности) (4 часа) | ||||
Брянские художники – школьникам об искусстве (17 часов) | |||||
1. | Введение (1 час) | Памятники и выставочные залы нашего рода. Брянские художники члены ВТОО «Союз художников» России» | |||
2. | Виды изобразительного искусства (2 часа) | Общая характеристика пространственных видов искусства | |||
3. | Графика (5 часов) | Графика | |||
Рисунок как форма графики | |||||
Гравюра как форма графики | |||||
Виды графики по назначению и содержанию | |||||
Творчество художников графиков | |||||
4. | Живопись (7 часов) | Что такое живопись | |||
Техники монументальной живописи | |||||
Станковая живопись | |||||
Жанры в живописи | |||||
Исторический жанр | |||||
Портрет, пейзаж, натюрморт | |||||
Бытовой жанр и сюжетно-тематическая картина | |||||
5. | Самостоятельная работа учащихся (2 часа) | ||||
Обобщающий урок по курсу (1 час) | |||||
Итого: 34 часа |
Литература для учителя
- Вачьянц А.М.Введение в мировую художественную культуру «Вариации прекрасного»М.: Айрис пресс, 2008.
- Виппер БР. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.
- Ильина Т.В. Введение в искусствознание М., АСТ. Астрель, 2003.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе М.: Академия, 1999.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-изд., доп и перераб. М.: АГАР, 2000.
- Алексеев В.П. Брянские люди XVIII века. – Брянск, 1993
- Алексеев В.П. Брянские люди XVII века. – Брянск, 2001
- Брянская земля. Вып.1. – Брянск, 1993
- Городков В.Н. Очерк архитектуры Брянского края. – Брянск, 2006
- Городков В.Н. Архитектурные образы Брянщины. – Тула, 1990
- Деснинские древности. – Брянск, 2006
Литература для учащихся
- Васильева-Шляпина Г.Л.Изобразительное искусство, М.: Академический проект, 2007.
- Колокольцев Е.Н.Русский язык и литература Репродукции картин Развитие речи 5-7 классы Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2003.
- Каталог к 50-летию Брянской организации Союза художников России (Художественный альбом), Калининград: «Аксиос», 2011 автор-составитель О.И. Резникова.
- Резникова О.И.Этапы становления и развития Брянской организации ВТОО «СХР» Современное творчество брянских художников. Брянск. Изд-во «Курсив», 2011.
- Дубровский А.М, Иванин А.А. Севский уезд во второй половине XVIII в. – Локоть, 1994
- Заверняев Ф.М. Хотылевское палеолитическое местонахождение. – Л., 1978
- Захарова В.Д. Краснорогская усадьба Алексея Константиновича Толстого. – Брянск, 2005
- Исторический город (Проблемы сохранения исторических городов и объектов культурного наследия). – Брянск, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. История Брянского края: Дикоративно-прикладное искусство XV века - крест св. Поликарпа Брянского
Презентация посвящена истории св.Поликарпа Брянского и его креста как памятника искусства 15 века на Брянщине....
история Брянского края. 8 класс
Тематическое планирование по истории Брянского края. 8 класс...
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...
Тесты по истории Брянского края 8 класс
Тесты по истории Брянского края 8 класс...
Конспект урока по истории Брянского края в 5 классе "Путешествие в мир профессий"
Конспект урока по истории Брянского края в 5 классе "Путешествие в мир профессий"...
Презентация по истории Брянского края в 5 классе "Путешествие в мир профессий"
Презентация по истории Брянского края в 5 классе "Путешествие в мир профессий"...