Образовательная программа интегративного курса по художественно - этнографическому воспитанию"Наследие"
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему
Образовательная программа интегративного курса по художественно - этнографическому воспитанию"Наследие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma.yarullina_l.r.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чуру – Барышевская основная общеобразовательная школа»
Апастовского района Республики Татарстан
Образовательная программа интегративного курса по художественно - этнографическому воспитанию"Наследие".
Автор-разработчик: учитель русского
языка и литературы Л.Р Яруллина
422352 Республика Татарстан,
Апастовского района,
с. Чуру-Барышево, ул. Ленинад 35
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества целью обучения и воспитания в системе образования является формирование гармонично развитой, конкурентоспособной личности. Школа должна помочь адаптироваться к новым условиям жизни, ввести одновременно в общечеловеческую культуру через национальное воспитание.
В национальном проекте «Образование» обозначены стратегические ориентиры: развитие личности, формирование гуманитарных ценностей, толерантности, воспитание патриота и гражданина.
Школа в сельском социуме является основным центром воспитания подрастающего поколения. Перед ней стает задача: передать духовный, трудовой опыт и культурное наследие как основу национального самосознания.
Программа художественно - этнографического курса «Наследие"
призвана заинтересовать обучающихся 5-9 классов богатейшим наследием татарского народа через изучение культурных достижений Республики Татарстан, своей малой родины.(В данном случае: Апастовский район,,,село Чуру-Барышево ) Пользователи могут внести свои местные поправки в 7-8 разделы.. Продолжительность общеобразовательного процесса-3-4 года по линейной системе. Каждый этап обогащается новыми именами, подтемами.
Занятия курса являются эффективным средством патриотического и нравственного воспитания. Программа включает следующие аспекты:
- формирование нравственных качеств у школьников в контексте образовательного процесса,
- материал (средство воспитания): народные традиции, разнообразная методика их использования.
Цель курса: воспитание всесторонне развитой, духовно богатой личности, способной постичь подлинные духовные ценности общечеловеческого культурного наследия через бережное отношение к национальному достоянию татарского народа, через развитие национального,патриотического самосознания.
Задачи:
- дать представление об эволюции развития нации, духовной культуры татарского народа.
- Развитие интереса к национальной культуре, национальным традициям, обычаям.
- Воспитать стремление к сохранению и приумножению культурных ценностей.
- Развивать любовь к родному краю, к его культурному достоянию
- Совершенствование литературно - творческих, коммуникативных умений.
- . Воспитание активной жизненной позиции.
- Формирование эстетического вкуса, креативных способностей, творческого воображения на материале конкретных произведений национально-культурного наследия.
Основные функции курса программы кружка.
1. Выступает в роли дополнения содержания базовых школьных программ по стандарту гуманитарных дисциплин.
2. Направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области постижения духовной культуры человека.
3. Служит подступом к изучению культурологии родного края.
Ожидаемые результаты.
-рост познавательной активности и творческой самостоятельности.
-рост интереса к национальной культуре татар
-обагащение духовного мира личности.
-появление мотивации, стремнение к творческому осознанию общеечеловеческого культурного наследия.
Актуальность программы курса ”Наследие”
Этнокультурное воспитание
Основа этнографической культуры любой нации является частью мировой художественной культуры. Веками татарское культурное наследие помогало утверждать приоритеты общечеловеческой значимости:
Наша Чуру-Барышевская школа расположена в Апастовском районе», где татары исторически являются коренным населением края, что позволяет считать татарское население тем этносом, который стал носителем целого пласта человеческой культуры, определяет национальной колорит, своеобразие и уникальность целого района РТ.
Вследствие этого приоритетной задачей является выработка правильного отношения к языку, культуре татарского народа, к историческим памятникам, национальному достоинству личности. В селе Чуру-Барышево функционируют одна общеобразовательная школа и 7 объектов социального (в нравственно - культурном значении): ДК, сельская библиотека, мечеть, медпункт, сельсовет, управление ООО СХП «Гран»), детский сад.
Изменения социально- экономических условий в селе обусловили существенные изменения в деятельности школы, которая сегодня стала главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, практически единственным духовным и культурным центром на селе.
В сложившихся условиях школе приходится искать оптимальные способы организации воспитания школьников с учетом возможностей и преимуществ среды сельского социума:
- близость к природе, традициям, народным обычаям;
- сила общественного мнения на селе;
- меньше чем в городе, уровень преступности;
- контактное проживание родственников, постоянное общение с ними;
* проявление самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных
проблем.
Программа курса «Наследие» призвана стать частью учебно-образовательного пространства, призванного реализовать решение вышеуказанных проблем.
Предназначение программы.
Материал курса рассчитан на учащихся 5-9 классов. Программа может быть использована:
A) в общеобразовательных школах как составная часть курса кружков художественно-эстетической, художественно- этнографической направленности
Б) в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением культурологических дисциплин;
B) в общеобразовательных школах как элективный курс;
Г) как школьный компонент учебного плана в виде предмета по выбору в поддержку предметов гуманитарного профиля.
Обзор содержания программы.
Образовательная программа интегративного курса по художественно - этнографическому воспитанию "Наследие" интегрирует ключевые межпредметные знания по гуманитарным дисциплинам ( искусство, музыка, история культуры Татарстана, родная литература, история). Вместе с тем содержание курса не повторяет другие гуманитарные дисциплины.
Курс охватывает достаточно широкий круг проблем, но не направлен на доскональное освоение всей суммы знаний по художественно-этнографическому образованию школьников. Программа курса охватывает 8 направлений по художественно- культурному воспитанию- Они призваны помочь обучающимся познавать через родное и близкое духовное богатство родного края, способствовать воспитанию чувства любви к отчизне, стремление преданно служить своему народу. Автор при выборе направлений старался учитывать возрастные интересы обучающихся, их желание больше узнать о событиях прошлого-Направления, разделы предполагают соединение по возможности эстетических начал в выборе материала для заседаний кружка. Эти идейно- художественные ценности, связь с учебными программами школьного образовательного стандарта, доступность, интерес, стремление к литературно творческим занятиям. Все это, надеюсь ,повысит креативные возможности детей. Разумеется, тематика заседаний зависит и от культурологического окружения», от особенностей развития края. Чем богаче в художественно-этнографическом отношении местность, тем больше возможностей в выборе тем для обсуждения.
Учитывая основные направления программа разделена на 8 разделов. Разделы позволяют выявить наиболее значимые духовно- нравственные основы эволюции развития этноса, знакомят с историческими личностями, облегчают понимание особенностей творчества мастеров, представителей искусства татарского народа, закрепляют представление об общности закономерностей развития разных видов искусства в Татарстане,в Малой родине.
Новизна программы..
Эвристическая направленность на формирование художественно -этнографической культуры, приобщение школьников к миру общечеловеческого искусства, к ее национальным ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого., ,через приобщение к культурному достоянию близкой для него Малой родины.
Методы ведения курса.
В основу программы включены творческие методы обучения, которые позволят включить детей в активную деятельность, связанную с анализом и оценкой произведений искусства прошлого и настоящего, знакомство с жизнью и творчеством просветителей, знаменитых земляков, обсуждения, дискуссии по проблемам поднятым СМИ.
Из общего количества часов на проведение теоретических и практических занятий отводится время на экскурсии, турпоходы, посещения разных объектов.
Типы занятий, форма их проведения разнообразны. Здесь и интересные встречи, вечера по различной тематике, конференции, дискуссии, выступления лекторских групп, создание выставок и тематических папок, сбор Банков данных,составление презентаций ,,видефильмов.,исследовательских проектов. Полезными являются новые формы художественно-творческих исследовательских заданий по выбору учащихся.
Структура программы
Программа состоит из 8 разделов; в каждом из них выделены темы. Введение включает в себя ознакомление школьников с целями и задачами курса, кругом вопросов и тем, с которыми им предстоит работать на заседаниях.
Первый раздел: « Единой нитью связаны» вводит в мир развития татар как этноса, дает представление об основных чертах нации, обращает внимание к истокам возникновения национального самосознания. Национальное самосознание, гордость развиваются в рамках и семейного воспитания. Обращение к генеалогии своего рода обогатит представление учащихся о ценностях семейных реликвий, традиций- Важно при этом учесть связь семьи со своим этносом , культурно-этнографическим наследием.
Второй раздел: «Гордость народа - татарские просветители» образно раскрывает особенности деятельности просветителей татарского народа, отмечает их важный вклад в развитие духовного прогресса.
Материал объединен общей проблемой становления просветительских идеалов таких личностей, как Ш. Марджани, Каюм Насыйри, Р. Фахретдин.
Третий раздел: « Этнографическое творчество татарского народа» раскрывает особенности развития фольклора* народных традиций, праздников, знакомит с обычаями и обрядами, музыкально - песенными играми, развлечениями народа.
Четвертый раздел: посвящается ' обзору, знакомству с «Духовно
культурологическим наследием в декоративно-прикладном искусстве» татар. Учащиеся знакомятся с разными видами народных ремесел и промыслов.
Пятый раздел: « Духовные ценности- богатство культурной жизни народа»
вводит в мир творческого искусства народа. Учащиеся вспоминают при этом различные виды и жанры мира искусства.
Шестой раздел: « Татарстан- республика моя» ставит целью ознакомление с государственными атрибутами, знакомит обзорно со столицей республики-Казанью, с республикой РТ, с муниципальными районами и городами.
Седьмой раздел « Апастово- земля предков- колыбель моя». Раздел включает в себя ознакомление с родным краем, с культурной жизнью района, со знаменитостями творческого плана* *
Восьмой раздел: посвящен малой родине « Село Чуру-Барышево- край родимый и родной». Особое внимание уделено рассмотрению духовных ценностей села; знакомству со знаменитыми личностями, с памятниками природы, с историческими объектами и предприятиями села.
Подразумевается при работе всех разделов творчески -литературная активность членов кружка.
Содержание образовательной программы интегративного курса по художественно - этнографическому воспитанию "Наследие»
Раздел 1
« Единой нитью связаны»
Введение. Цели и задачи
Программа, направления кружка, (обсуждение)
Выбор совета кружка, ответственных за направления. Выбор старосты.
“Единой нитью связаны”
Этнос «татары»
Истоки духовности народа
Духовные ценности.
Общечеловеческие нравственные культурологические аспекты.
Основные черты нации.
Практическое занятие, «Я думаю..,» (дискуссия по теме.)
Татарский народ и его предки. Великие Булгары "Каменная летопись* Практическое занятие-Презентации. Просмотр, комментарии материалов «Банка данных» (фото, буклеты, книги)
Продолжение знакомства с материалами «Булгары помнят предков»
Конкурс знатоков.
Создание новых разделов в Банке данных.
Национальное самосознание. Генеалогия - наука о родословной. Древо жизни.
«Наша семья» (История рода нашего. Родословная семьи. Составление родословной семьи)
Передача «Адам и Ева»
Семейные устои...
Духовность семьи - основной фактор воспитания нравственно – экологической чистоты.
Ценности семейных традиций. «Их семьи служат примером»
Раздел 2
«Гордость народа - татарские просветители»
Эпоха просвещения. Татарские просветители. Их роль в просвещении. Развитие просвещения.
Национальные школы после 1917 года.
Казанский университет.
Роль КГУ в развитии духовной культуры народов.
Народный просветитель Ш. Марджани. Жизнь и творчество. Обзор основных трудов просветителя.
Каюм Насыйри. Жизнь и творчество-Духовное завещание просветителя «Китап - эт - тэрбия" (обзор) Заочная экскурсия в музей К.Насыйри в Казани. Знакомство с материалами о музее (фото, брошюры, буклеты)
Просветитель Р.Фахреддин, Жизнь и деятельность.
Многообразие наследия.
Выставка «Просветитель Ризаэддин Фахреддин» (книги, рефераты учащихся)
Ризаэддин Фахреддин - педагог.
«Тэрбияле бала"
"Шэкерт эдэбе"
Чтение и комментирование,
Р.Фахреддин - педагог
Книга "Нэсихэт I "(для мальчиков)
«Насихат П» (для девочек)
Актуальные темы просветителей в наши дни.
Обзор материалов районной газеты "Йолдыз" ("Звезда")
Выступление лекторской группы
Раздел 3
«Этнографическое творчество татарского народа»
Художественный мир нации.
Фольклор - составная часть духовной культуры татарского народа.
Жанры фольклора - достояние народа.
Выражения в фольклоре народных воззрений на природу, общество, человека.
Жанры фольклора.
Прослушивание фрагментов, знакомство с материалами.
Наиболее известные фольклорные ансамбли «Сорнай», фольклорный ансамбль, под руководителем А.Файзрахманова.
Просмотр видеофильма.
Фольклор нашего края.
Чтение
Прослушивание образцов.
Накопление материалов в Банк данных.
Татарские народные традиции и праздники-Праздники. Зачем они нужны. Праздник татарского народа, (практическое занятие)
Сабантуй - любимый национальный праздник.
Сценарий праздника.
Разыгрывание наиболее популярных игр Сабантуя.
Праздники татарского народа ”Нардуган, Сөмбелә"(список добавляется)
Обычаи и обряды народа.
Народные танцы.
Гай Тагиров и его книга «Татарские танцы»
Прослушивания и просмотр видеороликов
Музыкально-песенные народные игры. Встреча-праздник «Диалог двух культур»
Раздел 4
«Духовно - культурологическое наследие в
декоративно - прикладном искусстве»
Палитра народного творчества. Татарские народные промыслы
Татарский национальный орнамент в вышивке татар.
Образцы вышивок в быту
Одежда татар (женская, мужская) Национальные особенности. История. Просмотр материалов Банка данных. Казанский музей национальной культуры
Ювелирные украшения татар.
Просмотр материалов
Татарская кухня.
Особенности национальной кухни.
“3а столом”. Этикет (ролевая игра)
Рецепты блюд.
Знакомство с набором открыток, с книгами по теме.
Экскурсия в краеведческий музей Апастово{раздел по теме)
Литературно - музыкальный вечер “Халкыбызның куңел җәүһәрләрен
Бер ачасы иде, ачасы...,"
Раздел 5
"Духовные ценности культурной жизни народа»
В мире культуры. Литературная жизнь татар. Основные вехи развития. Выдающиеся литературные деятели.
Изобразительное искусство Татарстана,
Творчество художников РТ
Славная плеяда художников - классиков
Творчество художников Татарстана,
Музей ИЗО в Казани.
Знакомство - обзор материалов Банка данных.
Скульпторы - гордость народа, (Б.Урманче, Маликов… )
Памятники - свидетели истории и мастерства.
Литературные памятники Татарстана.
Музыкальная культура Татарстана.
(Солтан Габаши, Салих Сайдашев…) Прослушивание фрагментов из музыкальной коллекции авторов.
Организация выступлении о жизни и творчестве композиторов.
Эстрадные звезды РТ.
Знакомство со звездами. Прослушивание, просмотр видеороликов.
Мини - вечер «Звезды эстрадного мира и мы»
"Наши звездочки» (кастинг, выступление в школьном гала - концерте)
Театр - и зрелище, и школа для народа.
«Рождение» театра
Театры РТ» Известные актеры,
На заре возрождения - кино Татарстана.
Фестиваль мусульманского кино - фестиваля в Казани
Раздел 6
«Татарстан - республика моя!»
Государственные символы Татарстана: флаг, герб, гимн.
«Сказанием встает Казань» Легенды и мифы о Казани
Известные личности о Казани (писатели и поэты)
Они жили, они были в Казани.
Литературные места города,
Каменная летопись города.
Архитектура и зодчество
Знакомство с наиболее известными архитектурными памятниками города.
Турнир знатоков «Город чудный, город древний!»
Их именами названы улицы.
У карты города.
Что нам известно о героях, чьими именами названы улицы.
Литературные названия улиц.
Казань в художественной литературе. Знакомство, обзор.
Литературные музеи города.
Просмотр фото, буклетов.
Заочная экскурсия по музеям города- “Татарстан - республика моя.”
Города и муниципальные районы РТ
Литературно - творческая конференция «Знакомься, наша Родина - Татарстан».
Раздел 7.
« Апастово - земля предков - колыбель моя»
Апастово и Апастовский район. Герб, флаг, карта района.
Населенные пункты.
Географические особенности.
Просмотр фотоматериалов, выставки.
«Апастово - земля моя родная-'.
«Прекрасен мой край в любое время года»,
(Авторские выставки руководителя кружка)
Памятники истории и культуры.
Летопись края...
Архитектура районного центра.
Культурная жизнь Апастова. (СМИ,ТВ «Апас таңнары", музеи. Дома культуры, библиотеки)
Знаменитые личности Апастова - гордость края.
Ветераны ВОВ, герои ВОВ.
Таланты нашего края. Писатели, поэты, журналисты.
Посещение «Литературного салона».
Таланты нашего края – люди искусства. Художники.
Музыкальная панорама края. (композиторы, певцы)
Музей-хранилище памяти народной.
Экскурсия в краеведческий музей.
Цикл поездок по литературным краеведческим местам.
Посещение музеев района.
Раздел 8
Село Чуру - Барышево - край родимый и родной
С чего начинается Родина - слово о селе Ч.Барышево «Веяния старины глубокой» Легенды о происхождении села.
Природа села.
Памятники природы (горы, леса, реки, озера, родники) Названия.
Экскурсия в природу
Предприятия села.
История хранит тайны.
История возникновения и деятельности отдельных пунктов:
Мечеть села. Магазины. Правление. Школа. Музей. Дом культуры .Детский сад
Экскурсия по предприятиям: «Мы были в ...»
История села - история страны, края. Основные вехи развития. Встреча в школьном музее.
Великая Отечественная война и село.
Ветераны ВОВ. Обелиск.
Люди - главное богатство села Ч.Барышево. Интересные встречи «Они - наши знаменитые земляки».
Культура и искусство в селе Ч.Барышево,
Объекты (школа, ДК, библиотеки).
Таланты села - люди творчества.
Ч.Барышево – сегодня. Экскурсия по улицам села.
Памятные места.
Фотоматериалы «Село - вчера и сегодня»
Календарно - тематическое планирование
курса
»
Раздел 1
«Единой нитью связаны»
Занятия | Коли чество часов | Темы занятий | Вид деятельности | |
Теоретическая | Практи ческая | |||
1-2 | 2 | Введение. Цели и задачи курса художественно-этнического кружка «Халкым хәзинэлэре» Программа, направления кружка, (обсуждение) Выбор совета кружка, ответственных за направления. Выбор старосты. | 1 | 1 |
3-4 | 2 | « Единой нитью связаны» Этнос «татары» Истоки духовности народа | 2 | |
5-6 | 2 | Духовные ценности. Общечеловеческие нравственные культурологические аспекты. Основные черты нации. Практическое занятие. «Я думаю...» (дискуссия по теме.) | 1 | 1 |
7-8 | 2 | Татарский народ и его предки. Великие Булгары «Камениал летогтись» Практическое занятие. Презентации. Просмотр, комментарии материалов «Банка данных» (фото, буклеты, книги) | 1 | 1 |
9-10 | 2 | 1, Продолжение знакомства с материалами. 2, «Булгары помнят предков* Конкурс знатоков. Создание новых разделов в Банке данных. | 1 | 1 |
11-12 | 2 | Национальное самосознание. Генеалогия - наука о родословной, Древо жизни. | 2 | |
13-14 | 2 | 1, Наша семья 2. История рода нашего 3. Родословная семьи 4. Составление родословной семьи 5, Передача «Адам и Ева» | 2 | |
15-16 | 2 | Семейные устои... Духовность семьи - основной фактор воспитания нравственно - экологической чистоты. «Их семьи служат примером>» Ценности семейных традиций. | 1 | 1 |
Раздел 2.
«Гордость народа - татарские просветители»
1-2 | 2 | Эпоха просвещения. Татарские просветители. Их роль в просвещении. Развитие просвещения. | 2 | |
3-4 | 2 | Национальные школы после 1917 года. Казанский университет. Роль КГУ в развитии духовной культуры народов. | 2 | |
5-6 | 2 | Народный просветитель Шихабеддин Марджани. Жизнь и творчество. Обзор основных трудов просветителя. | 1 | 1 |
7-8 | 2 | Каюм Насыйри. Жизнь и творчество. Духовное завещание просветителя «Китап - эт -тербия" (обзор) Заочная экскурсия в музей К.Насыйри в Казани. Знакомство с материалами о музее (фото, брошюры, буклеты) | 1 | 1 |
9-10 | 2 | Просветитель Р.Фахреддин. Жизнь и деятельность. Многообразие наследия. Выставка “Просветитель Ризаэддин Фахреддин” (книги, рефераты учащихся) | 1 | 1 |
11-12 | 2 | Ризаэддин Фахреддин - педагог. «Тэрбияле бала" "Шэкерт эдэбе" Чтение и комментирование. | 1 | 1 |
13-14 | 2 | Р.Фахреддин - педагог Книга "Нэсихэт I "(для мальчиков) «Нвсихэт 11» (для девочек) | 2 | |
15 | 1 | Актуальные темы просветителей в нащи дни. Обзор материалов районной газеты "Йолдыз" ("Звезда") | 1 | |
16 | 1 | Выступление лекторской группы | 1 |
Раздел 3.
«Этнографическое творчество татарского народа»
1-2 | 2 | Художественный мир нации. Фольклор - составная часть духовной культуры татарского народа. Жанры фольклора - достояние народа. | 2 | |
3-4 | 2 | Выражения в фольклоре народных воззрений на природу, общество, человека. Жанры фольклора. Прослушивание фрагментов, знакомство с материалами. | 1 | 1 |
5-6 | 2 | Фольклор в наши дни. Наиболее известные фольклорные ансамбли «Сорнай», фольклорный ансамбль, под руководством А.Файзрахманова. Просмотр видеофильма. | 1 | 1 |
7-8 | 2 | Фольклор нашего края. 1. Чтение 2. Прослушивание образцов. Накопление материалов в Банк данных. | 1 | 1 |
9-10 | 2 | Татарские народные традиции и праздники. Праздники. Зачем они нужны. Праздник татарского народа, (практическое занятие) | 1 | 1 |
11-12 | 2 | Сабантуй - любимый национальный праздник. Сценарий праздника. Разыгрывание наиболее популярных игр Сабантуя. | 2 | |
13-14 | 2 | Праздники татарского народа «Нардуган» «Сөмбелэ" | 1 | 1 |
15 | Обычаи и обряды народа. Народные танцы. Гай Тащров и его книга «Татарские танцы» Прослушивания и просмотр видеороликов | 1 | ||
16 | Музыкально-песенные народные игры. Встреча-праздник «Диалог двух культур» | 1 |
Раздел 4.
«Духовно - культурологическое наследие
в декоративно - прикладном искусстве»
1-2 | 2 | Палитра народного творчества. Татарские народные промыслы | 2 | |
3-4 | 2 | Татарский национальный орнамент в вышивке татар. Образцы вышивок в быту. | 1 | 1 |
5-6 | 2 | Одежда татар (женская, мужская) Национальные особенности. История, Просмотр материалов Банка данных. Казанский музей национальной культуры | 1 | 1 |
7-8 | 2 | Ювелирные украшения татар. Просмотр материалов. | 1 | 1 |
9-10 | 2 | Татарская кухня. Особенности национальной кухни. «За столом». Этикет, (ролевая игра) Рецепты блюд. Знакомство с набором открыток, с книгами по теме. | 1 | 1 |
11-12 | 2 | Экскурсия в краеведческий музей Апастово (раздел по теме) | 2 | |
13-14 | 2 | В нашем мини - музее - находки. Интересные встречи. | 1 | 1 |
15-16 | 2 | Литературно - музыкальный вечер “Халкыбызнын. куңел җәүһәрләрен Бер ачасы иде, ачасы,..." | 2 |
Раздел 5.
"Духовные ценности культурной жизни народа».
1-2 | 2 | В мире культуры. Литературная жизнь татар. Основные вехи развития. Выдающиеся литературные деятели. | 2 | |
3-4 | 2 | Изобразительное искусство Татарстана. Творчество художников РТ .Славная плеяда художников - классиков | 2 | |
5-6 | 2 | Творчество художников Татарстана. Музей ИЗО в Казани. Знакомство - обзор материалов Банка данных. | 1 | 1 |
7-Э | 2 | Скульпторы - гордость народа. (Б.Урманче, Маликов) Памятники - свидетели истории и мастерства. Литературные памятники Татарстана. | 1 | 1 |
9-10 | 2 | Музыкальная культура Татарстана. ( Солтан Габаши, Салих Сайдашев) Прослушивание фрагментов из музыкальной коллекции авторов. Организация выступлений о жизни и творчестве ком позиторов. | 2 | |
11-12 | 2 | Эстрадные звезды РТ, Знакомство со звездами. Прослушивание, просмотр видеороликов. Мини - вечер «Звезды эстрадного мира и мы» «Наши звездочки» (кастинг, выступление в школьном гала - концерте) | 1 | 1 |
13-14 | 2 | Театр - и зрелище, и школа для народа. «Рождение» театра Театры РТ. Известные актеры. | 1 | 1 |
15-16 | 2 | На заре возрождения - кино Татарстана. Фестиваль мусульманского кино - фестиваля в Казани | 2 |
Раздел 6
«Татарстан - республика моя!»
1-2 | 2 | Государственные символы Татарстана: флаг, герб, гимн. | 2 | |
3-4 | 2 | «Сказанием встает Казань* Легенды и мифы о Казани | 1 | 1 |
2 | Известные личности о Казани (писатели и поэты) Они жили, они были в Казани. Литературные места города. | 1 | 1 | |
7-8 | 2 | Каменная летопись города. Архитектура и зодчество-Знакомство с наиболее известными архитектурными памятниками города. | 2 | |
9-10 | 2 | Турнир знатоков «Город чудный, город древний!» | 2 | |
11-12 | 2 | Их именами названы улицы. У карты города. Что нам известно о героях, чьими именами названы улицы. Литературные названия улиц. | 1 | 1 |
13-14 | 2 | Казань в художественной литературе. Знакомство, обзор. Литературные музеи города. Просмотр фото, буклетов. Заочная экскурсия по музеям города. | 1 | 1 |
15-16 | 2 | Татарстан - республика моя. Города и муниципальные районы РТ. Литературно - творческая конференция «Знакомься, наша Родина - Татарстан». | 2 |
Раздел 7
«Апастово - земля предков - колыбель моя»
1-2 | 2 | Апастово и Апастовский район. Герб, флаг, карта района. Населенные пункты. Географические особенности. Просмотр фотоматериалов, выставки. «Апастово - земля моя родная». "Прекрасен мой край в любое время года*. {Авторские выставки руководителя кружка) | 1 | 1 |
3-4 | 2 | Памятники истории и культуры. Летопись края... Архитектура районного центра. | 2 | |
5-6 | 2 | Культурная жизнь Апастово. (СМИ, ТВ «Апас таннары", музеи, Дома культуры, библиотеки) | 1 | 1 |
7-8 | 2 | Знаменитые личности Апастова - гордость края. Ветераны ВОВ, герои ВОВ | 2 | |
9-10 | 2 | Таланты нашего края. Писатели, поэты, журналисты. Посещение редакции «Йолдыз» Встреча с журналистами в “Литературном салоне”. | 2 | |
11-12 | 2 | Таланты нашего края - люди искусства. Художники. | 1 | 1 |
13-14 | 2 | Музыкальная панорама края, (композиторы, певцы) | 2 | |
15-16 | 2 | Музей-хранилище памяти народной. Экскурсия в краеведческий музей. Цикл поездок по литературным краеведческим местам. Посещение музеев района. | 2 |
Раздел 8.
Село Чуру - Барышево - край родимый и родной.
1-2 | 2 | С чего начинается Родина - слово о селе Ч.Барышево «Веяния старины глубокой» Легенды о происхождении села. | 2 | |
3-4 | 2 | Природа села. Памятники природы (горы, леса, реки, озера, родники) Названия. Экскурсия в природу. | 1 | 1 |
5-6 | 2 | Предприятия села. История хранит тайны. История возникновения и деятельности отдельных пунктов: Мечеть села. Магазины, Правление, Школа. Музей\\\\Детский сад. Дом культуры. Экскурсия по предприятиям: «Мы были в ...» | 1 | 1 |
7-8 | 2 | История села - история страны, края. Основные вехи развития. Встреча в школьном музее. | 1 | 1 |
9-10 | 2 | Великая Отечественная война и село. Ветераны ВОВ. У обелиска. | 1 | 1 |
11-12 | 2 | Люди - главное богатство села Ч.Барышево. Интересные встречи «Они - наши знаменитые земляки». | 1 | 1 |
13-14 | 2 | Культура и искусство в селе Ч.Барышево, Объекты (школа, ДК, библиотеки). Таланты села - люди творчества. | 2 | |
15-16 | 2 | Ч.Барышево - сегодня. Экскурсия по улицам села. Памятные места. Фотоматериалы» Село - вчера и сегодня» | 2 |
Основные умения н навыки учащихся
Учащиеся должны знать:
■ Основные вехи развития культурологии татарского народа.
• Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры.
• Роль этнографического искусства для современности.
• Роль и место духовного наследия в художественной культуре народа.
• Выдающиеся страницы родного края.
Учащиеся должны уметь;
• Отличать и анализировать произведения культуры этноса.
■ Дать самостоятельную оценку различным произведениям искусства.
• Объяснять роль и значение творчества земляков.
• Пользоваться справочной литературно - художественными произведениями.
• Пользоваться архивными материалами, экспонатами музеев, банком данных,
• Организовать тематические формы деятельности*
Создавать Банки данных, презентации, выставки, стенды, альманахи, газеты и.т.д
Учебно-методические обеспечение курса Программы.
I. УМК.
1. Литература для организации занятий (использованная литература).
2. Банк данных автора (специальные папки с разработками по темам, стенды, картотека кабинета №2.
3. Дидактический материал (иллюстративный материал, наборы открыток, репродукции картин, фотоальбом, схемы, таблицы, карты).
4. УМК по определенным темам (вопросы, тесты).
5. Личный архив автора (фотографии, поделки, материалы мини-музея кабинета).
6. Техническое оснащение занятий (интернет-ресурсы, презентации по темам,видеофильмы, фонотека, видеопроектор «LUMIEN».
II. Типы, формы, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса разделов программы.
1 раздел: «Единой нитью связаны».
- Беседа «Основные черты нации» (метод объяснительно-иллюстративный) экскурсия в татарское село, дом (частично-поисковый метод), просмотр презентации «Булгар» (наблюдение), практические занятия «Мастерим сами» (эвристический метод), праздник семьи «Наша семья», интеллектуальные игры, тесты, творческие отчеты семейных групп, инсценирования по темам «Традиции нашей семьи», «Наша семья…».
2 раздел: «Гордость народа-татарские просветители»
- Теоретические занятия «Наши просветители» (метод проблемный), просмотр презентации «Татарские просветители», заочная экскурсия в Музей Каюма Насыйри (репродуктивно-познавательный метод), выступление лекторской группы «Татарские просветители», бинарные занятия, научно-практическая конференция «Ш. Марджани и его творческое наследие».
3 раздел: «Этнографическое творчество татарского народа».
- Теоретическое занятие (беседа), урок-встреча, авторские презентации по теме «Фольклор в наши дни» (репродуктивный метод), практические занятия по теме «Обычаи и обряды» (исследовательский метод), неделя «Мы помним» (музыкально-песенные народные игры, песни, танцы татар).
4 раздел: «Духовно-культурологическое наследие в декоративно-прикладном искусстве».
- Теоретическое занятие «Татарские народные промыслы» (информационно-рецептивный метод), выставка работ жителей села учащихся «На путях к мастерству», просмотр авторской презентации «Одежда татар» (объяснительно-иллюстративный метод), экскурсия в музей школы по теме «Национальные промыслы» (частично-поисковый метод), практические занятия «Мастерим сами», литературно-музыкальный вечер «Единой нитью связаны»
5 раздел: «В мире культуры татар»
- Беседы «В мире культуры татар» (проблемный метод), «Изобразительное искусство татар», посещение музея ИЗО,знакомство-встречи с литературными местами, памятниками в Казани, знакомство с музыкальной культурой РТ, мини-вечер «Эстрадные звёзды Татарстана», посещение театра, встреча-знакомство с известными актёрами театров, (исследовательский- наблюдение фактов, явлений).
6 раздел: «Татарстан-республика моя!»
1. Теоретические занятия по теме раздела «Государственные символы Татарстана» (информационно-рецептивный метод), «Сказаньем встает Казань», организация выставки «Казань-моя столица», турнир «Каменная летопись столицы», посещение литературных музеев в Казани (Е. Боратынский, М. Горький, дом Аксёнова, скверы Толстого, Г. Р. Державин), турнир «Город чудный, город древний»), беседы у карты РТ.
7 раздел: «Апастово-земля предков-колыбель моя»
1. Экскурсия по району «Архитектура района», «Памятники», беседы-встречи со знаменитыми земляками района, передвижная выставка «Таланты нашего края», «Люди искусства-наша гордость» (объяснительно-иллюстративный метод), музыкальная панорама Апастово, посещение краеведческого музея.
8 раздел: « Село Чуру-Барышево-край родимый и родной»
1. Теоретические занятия по теме «Веяния старины глубокой», «Памятники, природы нашего села», «Великая Отечественная Война и село Чуру-Барышево» (частично-поисковый метод), экскурсии по темам «Природа села», «История хранит тайны», «Памятные места» , цикл интересных встреч «Люди - главное богатство села», «Люди искусства» (исследовательский метод), выступление-концерт «Жди меня…» (информационно-репродуктивный метод).
Список литературы для руководителя кружка и учащихся.
- В.Е. Тригодин «Воспитание учеников: формирование и деятельность клубных объединений».
- С.Г. Исмагилова «Тәрбия хәзинәләре”.
- А. Аминов “История татарского народа и Татарстана”.
- Әбрар Кәримуллин “Татарлар: исемебез һәм җисемебез”.
- З.А. Исхакова “Язык и этнос на рубеже веков”.
- Ренат Бикбулатов “Казань, знаменитые люди”.
- В.А. Климентовский. Русские писатели в Татарии.
- А.В. Гарзавина “Отчизне посвятим души прекрасные порывы!”
- Сборник методических материалов к 1000 – летию Казани.
- Шишкина Б.М., Камалетдмнова И.А. и другие “Казань из века век”.
- Эдуард Турнерелли “Виды Казани”.
- Газета “Молодежь Татарстана”, 2005 год.
- Ф.С. Баязитова “Татар халкының бәйрәм һәм көнкүреш йолалары”.
- Равил Фәхретдинов “Мондадыр безнең бабайлар”.
- Ш.Ш. Җәләлиев “Милли тәрбия нигезләре”.
- Каюм Насыйри “Книга о воспитании”.
- Л.И.Галиева “Көч һәм Рух тамырлары”.
- А.Н. Хәйруллин “Адабе тәгълим”.
- Р.Фәхреддин “Гаилә тәрбияле ана тәрбияле хатын”.
- Материалы семинара – конференции “Развитие интелектуально – творческого потенциала”.
- Материалы научно – практической конференции “Формирование духовной культуры учителя и ученика в обрасцовательном пространстве”.
- М.Д. Янко “Литературное краеведение в школе”.
- Журналы: “Татарстан”, “Казань”, “Мәйдан”.
- Г. Сайдашева “Иманлы гомерем юллары”.
- Г. Сайдашева “ Ап-ак бәсләр каенда”.
- А. Сункишев “Моя книга памяти”.
- А. Сункишев “Апастовская энциклопедия”.
- А. Сункишев “Памятные здания, памятные места”.
- З. Хәйруллин “Шатланам мин”.
- Х. А. Гайнуллин “Земля предков- колыбель моя”.
- Г. Тагиров “Татарские танцы”.
- М. Х. Бакиров “Татар фольклоры”.
- Т. О. Скиргайло “Картины художников Татарстана на уроках развития речи”.
- Х. Гатина “Татар халкының җырлы-биюле уеннары”.
35.Авторские методические пособия,заметки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по этнографическому воспитанию школьников на уроках технологии для 5 класса
Программа разработана в ходе экспериментальной работы на основе общеобразовательной программы по технологии, рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства...
Доклад "Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики"
"Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики"...
Программа интегративного курса физического воспитания для дошкольников подготовительной группы на основе футбола
Основы футбола...
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Праздники как интегративная форма организации художественной деятельности детей
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали сл...
«Музейная среда как фактор образования и воспитания в курсе мировой художественной культуры»
Музей- это учреждение культуры, осуществляющие сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Он призван организовывать и координировать деятельность людей по сохранению знаний...