"Золотая соломка"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по кубановедению
«ЗОЛОТАЯ СОЛОМКА»
Тишкова А.Н.,
старший воспитатель
МБДОУ детский сад №40.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа: подготовительная.
Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, через ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Кубани.
Задачи:
- побуждать интерес к труду народных мастеров;
- познакомить с соломкой, ее свойствами;
- вызвать у детей положительный эмоциональный отклик от соприкосновения с прекрасным.
- обогатить детский словарный запас народных терминов
- воспитывать любовь, бережное и уважительное отношение к животным.
Активизация словаря: ремесло, соломоплетение, оберег, хрупкая, эластичная.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (беседа, вопрос-ответ);
Игровые (дидактические и подвижные игры);
Практические (экспериментирование с соломкой).
Материалы и инструменты: изделия из соломки; мультимедийное оборудование; соломка, веревка, ножницы (для изготовления коня).
Предварительная работа: заучивание стихов о соломке.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в зале.
(На отдельном столе различные образцы плетения из соломки: куклы, лошадка, цветы, новогодние игрушки, обереги). (Воспитатель предлагает детям подойти к столу подержать изделия в руках и рассмотреть их поближе).
- Вам нравится то, что вы видите на этом столе?
- Вы хотите узнать, как называются эти предметы?
- Для чего они предназначены?
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со старинным ремеслом – соломоплетением - плетением из соломки (рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов с изображениями предметов изготовленных из соломы).
Созревали в поле колосья, покрылись бронзовым загаром. Пришло время их убирать. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке.
В повседневной жизни казака солома находила самое различное применение. Поедет он по дрова или в город – положит под бок ворох соломы, а замочит валенки – обязательно набьет их соломой, чтобы не сели и не потеряли формы. Домашним животным постелить, хлев утеплить, крышу покрыть – опять нужна солома.
Из соломы изготавливались бочки для зерна, коврики для хозяйственных нужд, сумки, головные уборы, обувь, шкатулки, маски, украшения, игрушки, обереги (обратить внимание детей на значение этого слова) и цветы.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Дидактическая задача. Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки и отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Материал. Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей различной геометрической формы).
Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Подвижная игра «Укрась елочку»
Задача. Учить по сигналу переносить предметы по одному, развивать точность, быстроту, ловкость.
Материал. Соломенные новогодние игрушки, 2 елочки, 2 корзинки.
Игровые правила. Поочередное переносить только по одной игрушке.
Ход игры. Игроки делятся на 2 команды. По сигналу взрослого играющие берут по одно игрушке и украшают елочку, а затем снимают украшения. Выигрывает та команда, которая первой справится с заданием.
Дидактическая игра «Найди лишнее»
(с использованием мультимейдийного оборудования)
Дидактическая задача. Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных: развивать внимание, наблюдательность, речь- доказательство.
Материал. Три-четыре изображения изделий одного ремесла и одно — любого другого.
Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.
Ход игры. Выставляются три-четыре изображения предметов. Следует найти лишнее изображение и объяснить почему.
Воспитатель: Верный друг казака - конь. Во время войны казак воевал на лошади, а в мирное время пахал на нем, возил дрова, сено, т. е. выполнял разную работу. А для того, чтобы не терять сноровку, казаки выполняли различные упражнения на конях. Часто конь спасал жизнь казаку: выносил раненного с поля боя, помогал спастись от врага. Часто казаки устраивали конные состязания. Казаки очень уважительно относились к лошадям, заботились о них: сытно кормили, чистили их. С лошадьми у казаков связано много народным примет: «читалось, что конская подкова приносит счастье, ее вешали над входной дверью избы, и верили, что в доме будет удача и счастье, что подкова от тех бед оградит. Казаки придумали много пословиц и песен о коне (звучит фонограмма казачьих песен о конях).
- Сейчас я на ваших глазах снопик соломки превращу в коня (воспитатель изготавливает коня). По ходу изготовления игрушки воспитатель обращает внимание детей на то, что сухая соломка очень хрупкая, поэтому для того чтобы она стала гибкой ее замачивают в горячей воде. Дети экспериментируют с соломкой.
Дети читают стихи
Вырастут в поле и рожь, и пшеница
Их обмолотят - соломка родиться,
Руки коснутся ее золотые,
И появляются, словно живые,
Смелый наездник и конь златогривый,
Парень веселый с гармошкой, жар-птица
И с золотой короной девица.
Вот ведь, какая она не простая
Эта соломка, совсем как живая.
В руки возьмет лишь ее мастерица-
Сразу она в чудеса превратится.
В чистом поле сноп лежал,
Высох весь от скуки.
Но однажды он попал
В золотые руки.
Был соломенный пучок-
Стал соломенный бычок!
Наш бычок качается
На лучинках - ножках
И бодать пытается
Солнышко в окошке.
Рефлексия.
Воспитатель: Что нового, необычного вы узнали?
Какие моменты были наиболее интересны, чем-то запомнились?
О каком ремесле мы сегодня говорили?
Поощрить каждого ребёнка за конкретный результат.
Воспитатель дарит детям изготовленного коня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приемы работы с соломкой"
В данной презентации обясняются приемы работы с соломкой.Наглядно показано какая часть растения идет на заготовку ,какие растения подходят для данного рода рукоделия и даются другие полезные советы дл...
Творческий проект "Изготовление картин из соломки"
Меня заинтересовало изготовление картин из соломки злаковых растений.У меня возникло желание изготовить картины из соломки и познакомить детей с данной технологией. Из обыкновенной со...
технология аппликация соломкой
Аппликация – прикладывание, создание художественных изображений наклеиванием на соответствующий фон. Аппликации бывают плоскостными и объемными. Объемная аппликация – многократное нало...
Разработка занятия по теме: «Оформление изделия декоративным орнаментом» в технике «аппликация из соломки»
Разработка практического занятия в студии «декоративная обработка материала», в технике инкрустации из соломки, для детей с ограниченными возможностями. ...
Творческий проект "Использование природного материала - соломки в декоративно-прикладном творчестве. Аппликация из соломки". презентация
В данной презентации показано как выполнить творческий проект используя природный материал - соломку. В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декор...
Мастер-класс "Золотая соломка"
Мастер-класс по обучению основам аппликации из соломки....
Урок технологии по теме "Золотая соломка"
Цель: ознакомление учащихся с историей аппликации из соломки, обогатить творческий потенциал обучающихся. Научить подготавливать соломенные ленты к работе, разными способами, выполнять аппликацию...