занятие по тестопластике "Жаворонки -веснянки"
план-конспект занятия по краеведению (5, 6 класс) на тему
Данное занятие рассчитано на средний школьный возраст. Интегрированное занятие может быть использовано при изучении истории народных традиций, связанных со встречей весны, на уроках технологии, мхк, краеведения, в группах продленного дня и детских лагерях, а также педагогами дополнительного образования прикладного направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие жаворонки-веснянки | 73.5 КБ |
технологические карты | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в творческой мастерской « Самоделкин»
Дата проведения: 19.03.2014
Место проведения: кабинет творческой мастерской « Самоделкин».
Педагог дополнительного образования Сязи Елена Валерьевна.
Мастер-класс
«Жаворонки-веснянки»-
Тема: тестопластика по народным мотивам,
лепка из соленого теста.
Возраст обучающихся - 4 класс.
Цель - возрождение у обучающихся интереса к народным традициям, праздникам и обрядам.
Задачи:
- Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок.
- Уточнить знания, умения и навыки по работе с соленым тестом.
- Предложить для освоения разные приемы декоративного оформления - насечки, налепы, скручивание.
- Развивать интерес к истории и традициям народной русской культуры.
- Расширять кругозор при помощи устного народного творчества - загадок, поговорок и примет
- Воспитывать желание сохранять в семье народные традиции, отвечающие национальным обычаям.
Методические приемы: вопросы, беседа, рассказ, показ образцов и иллюстраций, прослушивание народных песен-закличек.
Наглядно-методические пособия:
- Технологическая карта по изготовлению жаворонков–веснянок в двух вариантах
- Стенд с изображениями птиц в различных видах декоративно-прикладного творчества и народных промыслах России.
- Образцы птичек, выполненные педагогом заранее.
- Образцы птичек-свистулек из глины.
Материалы, инструменты и оборудование:
- Готовое тесто
- Стеки
- Доски для лепки
- Крупа, перец, бисер
- Магнитофон или компьютер, аудиозаписи с закличками
Содержание занятия:
Педагог дает прослушать несколько песен - закличек и задает наводящие вопросы, загадывает загадки, цитирует народные приметы, чтобы уточнить тему занятия. Затем проводит небольшую беседу о том, как раньше на Руси встречали весну и еще о традиционно бережном отношении к хлебу и тесту. Рассказ об изображении птиц в народной культуре - в народных промыслах, игрушках и т.п.
Показ образцов и выдача технологической карты. Педагог предлагает детям самим слепить жаворонков. Поясняет, что тесто замешивали по старинным рецептам, которые передавались по женской линии – от прабабушек к внучкам. Состав теста был неизменным, как и слова в закличках - только тогда они имели волшебную силу - так верили наши предки.
По необходимости педагог дает пояснения по выполнению работы и по способам оформления.
Самостоятельное выполнение детьми птичек – при возникновении сложностей – помощь педагога.
Педагог сообщает, что тесто должно просохнуть и потом птичек можно будет раскрасить или выпечь.
Подведение итогов занятия - чему научились, что нового узнали, что понравилось.
Фотография результатов работы.
Ход занятия:
Приветствие. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить и что будем делать?
Включает магнитофон с закличками. (Ответы детей) Загадывает загадки о весне и птицах. ( Ответы детей)
Итак, получается, что мы с вами сегодня поговорим о весне, о народных традициях встречи весны и конкретно о народном празднике, который отмечают 22 марта. Кто знает, как называется праздник? (Ответы детей) Праздник называется – « Сороки» или «Жаворонки» как вы думаете, почему? ( Ответы детей)
Этот праздник по народному календарю связан с прилетом птиц. Считалось, что в этот день птицы возвращались с зимовки и приносили на своих крыльях весну. Первые птички, которые возвращались в родные места- жаворонки. В марте зима уходила неохотно - принято было мороз заговаривать специальными присказками. Специально выпеченные колобки выбрасывали на улицу и приговаривали: « Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес! Убирайся подобру – поздорову!»
История хлеба неотделима от истории человечества. Существовало множество разных обрядов и праздников, связанных с хлебом - в честь хлеба слагались гимны, песни, существует множество пословиц , связанных с ним. Например, «хлеб - всему голова», «хлеба к обеду в меру бери, хлеб- драгоценность – им не сори»… Кто еще знает? (ответы детей)
Древние славяне выращивали рожь - жито. Само слово « Жито»- от глагола жить, кормиться. В народе существует понятие «житный хлеб». Раньше даже гостей встречали хлебом-солью - хлеб означал землю, соль- солнце. Чтобы порадовать ребятишек из теста лепили разные фигурки - лошадку, птичку, ежика - смазывали их сладкой водой, маслицем. И выпекали в печке. Дети часто помогали в этих делах на кухне - тем самым приучаясь к труду, к бережному отношению к хлебу. Существовало несколько разных обрядов, в которых не последнее место занимал хлеб. На праздник Вознесение готовили лесенки – выпечку в форме лестницы. На Крестопоклонную неделю в Великий пост готовили специальные печеньки в виде крестов - внутри запекали зерно или монетку - кому попадется - или богатств в дом или хороший урожай. На Пасху пекли куличи.
22 марта хозяйки пекли в русских деревнях птичек. День назывался « Сороки». Крестьяне верили, что именно в этот день прилетают с зимовки 40 птиц, и жаворонки- первые из них. Считалось, что хлебными жаворонками ребятишки окликали весну, приманивали ее, чтобы скорее наступала.
В это же время детям дарили свистульки - чтобы они свистом приманивали весну. Мы сегодня тоже попробуем вспомнить этот старинный обычай и научимся лепить птичек из теста – правда, у нас будет не хлебное тесто, а соленое. И печь своих птичек мы не будем. А потом раскрасим.
Такую выпечку называли по-разному: грачами, жаворонками, птюшками, чувильками. В Белоруссии основным угощением этого праздника являлись пирожки «галепы»- плюшки, напоминающие птиц с расправленными крыльями. Выпекали их по 40 штук. Когда их вынимали из печи – смотрели - не подгорели и хорошо ли прожарились – от этого судили какой будет год для семьи- удачный или нет. С помощью такого жаворонка выбирали главного засевальщика- в одну птичку вкладывалась монетка- кому из мужчин она доставалась – тот и бросал первые зерна в землю на посеве.
А еще женщина рано утром делала 40 гнезд из соломы и в каждое клала по яичку из теста - это делалось для того, чтобы куры неслись дома и для игры ребятишек. Печеных птичек посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с птичками, подбрасывали их вверх, разбрасывали крошки и кричали: «Жаворонки, прилетите, лето красно принесите. Зима надоела - весь хлебушек поела». Эти выкрики назывались закличками.
Закличек было много - это был своеобразный речетатив, наполненный внутренним ритмом. Заклички кончались высокими сильными и призывными гуканьем и аканьем. Накричавшись, наигравшись с жаворонками ребята прятали их под крыши сараев, прикрепляли к веткам деревьев. Печеных птичек съедали. Вот такая история у этого праздника. А сейчас приступим непосредственно к работе.
Описание технологической карты №1:
- Из кусочка теста раскатать колбаску
- Свернуть ее, как показано на рис.2 и 3
- Вытянуть концы - один конец- это голова и клюв. А второй конец- хвост жаворонка.
- Со стороны головы приплюснуть и вытянуть, чтобы получился клюв, затем вставить перчинки или бисер- глазки; со стороны хвоста - прижать и сделать стекой несколько надрезов.
- Жаворонок готов.
Это первый способ лепки
Если хотите, можно попробовать и второй способ:
Описание технологической карты №2:
- Берем кусочек теста, катаем из него шарик и раскатываем лепешку
- Лепешку надрезаем стекой с четырех сторон
- Делаем на трех из четырех частях лепешки надрезы стекой- рис.3
- Сворачиваем, как показано на рис.4
- Получаем птичку.
Теперь надо подождать. Чтобы наши птички высохли - потом мы их раскрасим.
Давайте посмотрим, что у нас получилось и оценим результаты. Все – молодцы!
Итак,
- О каком народном празднике мы с вами сегодня вспоминали?
- Какими песнями он сопровождался?
- Каких птиц мы сегодня научились лепить?
- А в качестве домашнего задания предлагаю вам попробовать дома вылепить таких птичек из дрожжевого теста (можно вместе с родителями) и испечь их в духовке. Если печь жаворонков из обычного дрожжевого теста, то, прежде чем выпекать, надо будет смазать их сладкой водой или яйцом. И вместо глазок можно будет взять сушеные ягоды - например, черемуху или мелкий изюм.
Завтра Лидия Ивановна расскажет вам Православную версию этого праздника и мы продолжим вспоминать традиции и обряды. Спасибо всем
Приложение
Загадки
- Тает снежок, ожил лужок ,день прибывает, когда это бывает? (весна)
- На ветках – плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки (почки)
- Детки сели на карниз и растут все время вниз (сосульки)
- Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня (ручей)
Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят... (грачи)
Очень трудная работа -
О семье весной забота -
Строить в доме этажи!
Кто строители? (Стрижи)
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Рано выпорхнув спросонок,
Кто поет нам? (Жаворонок)
Тук-тук-тук - с утра весь день
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
-Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)
Кто в лесу у нас гадает,
Про судьбу и жизнь все знает?
Прокукует - подсчитаешь -
Сколько жить тебе, узнаешь! -
Птичка, серая подружка,
А зовут ее... (кукушка)
Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей)
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку... (синица)
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (сорока)
Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? (Грач)
Отступили снега и метели,
Птицы с юга домой прилетели.
Кружат, трели разводят певцы.
Кто весну прославляет? (Скворцы)
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут... (клестом)
Любо-дорого взглянуть,
Птичка - красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее? (Снегирь)
Кто поет, как соловей?
Кто, не прячась средь ветвей,
Наверху, у самых звезд,
Зачарует песней? (Дрозд)
-Кар-кар-кар! - кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут? (Ворона)
Красногрудый, чернокрылый, |
(снегирь) |
Он весной поет красиво:
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей:
Что за птичка? (Соловей)
Черный жилет, красный берет. |
(дятел) |
В синем небе голосок - |
(жаворонок) На шесте - дворец, |
(скворец) |
Хочет – прямо полетит, | |
(жаворонок) | |
Угадайте, что за птичка | |
(ласточка) | |
Пусть я птичка-невеличка, | ||
(снегирь) | ||
Непоседа пёстрая, | ||
(сорока) | ||
Воздух режут без усилья, | ||
(стриж) | ||
Он прилетает каждый год | ||
(скворец) | ||
Гнездо своё он в поле вьёт, | ||
(жаворонок) |
Рецепт соленого теста:
2 части муки
1 часть мелкой соли
¼ часть воды
Полезные советы:
- Если тесто крошится - добавьте воды.
- Если тесто жидкое - добавьте муки.
- Чтобы тесто стало более пластичным можно добавить чуть-чуть подсолнечного масла или клея ПВА.
- Если хотите получить цветное тесто, то разводите муку окрашенной водой - концентрация краски в растворе должна быть интенсивной.
Предварительный просмотр:
Описание технологической карты №1:
- Из кусочка теста раскатать колбаску
- Свернуть ее, как показано на рис.2 и 3
- Вытянуть концы - один конец- это голова и клюв. А второй конец- хвост жаворонка.
- Со стороны головы приплюснуть и вытянуть, чтобы получился клюв, затем вставить перчинки или бисер- глазки; со стороны хвоста - прижать и сделать стекой несколько надрезов.
- Жаворонок готов.
Описание технологической карты №2:
- Берем кусочек теста, катаем из него шарик и раскатываем лепешку
- Лепешку надрезаем стекой с четырех сторон
- Делаем на трех из четырех частях лепешки надрезы стекой- рис.3
- Сворачиваем, как показано на рис.4
- Получаем птичку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочные занятия по тестопластике
Внеурочные занятия по тестопластике Из истории о тестопластикеРецепты солёного тестаМатериалы и инструментыПриёмы лепкиСоединение и сушка деталейТворческая композиция «ДворникЗаключение. При...
Конспект занятия по тестопластике. Божья коровка.
Уважаемые коллеги! Хочу сегодня пригласить вас в удивительный мир – мир тестопластики. Лепка из соленого теста имеет большое значение для воспитания и обучения детей. Благодаря данному виду деят...
Конспект занятия по тестопластике "Забавные лица".
Конспект занятия «Забавные лица». Задачи. Учить лепить лица человека рациональным способом из шара путём надрезания стекой и дополнения деталями (лица мальчиков). Закрепить и усложнить...
2017. План открытого занятия по тестопластике. Тема: "Кулон"
Тема занятия: "Кулон"...
Конспект занятия по тестопластике
Тема: Божья коровка на листочке...
Конспект занятия по тестопластике для детей младшего школьного возраста с ОВЗ «Подводный мир»
ЦельЦель: развитие творческих способностей учащихся в практической деятельности.Задачи:Познакомить с технологией работы из цветного соленого теста.Научить учащихся освоить на практике одну из техник р...
Конспект занятия по тестопластике "Дары весны"
Данный конспект занятия по тестопластике рекомендован для детей дошкольников (4-5) лет....