Занятие по кубановедению «К 70-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков» Тема :«Юные герои большой войны»
методическая разработка по краеведению ( класс) на тему
Цель: осуществить перенос известных учащимся предметных способов деятельности в модельную ситуацию.
Предметные задачи: познакомить с подвигами юных пионеров в годы Великой Отечественной войны.
Представления о результате:
Личностные (ЛР) – воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, своих земляков.
Метапредметные (МПР) – формировать умение работать с картой, с информационными источниками.
Регулятивные – понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Коммуникативные – развивать умение работать в парах, группах.
Познавательные – формировать умение решать сложившиеся проблемные ситуации; умение анализировать, сравнивать
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карта краснодарского края,звездочки, текстовый материал, клей,шаблоны голубей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osvobozhdenie_kubani.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по кубановедению «К 70-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков»
Тема: «Юные герои большой войны»
Цель: осуществить перенос известных учащимся предметных способов деятельности в модельную ситуацию.
Предметные задачи: познакомить с подвигами юных пионеров в годы Великой Отечественной войны.
Представления о результате:
Личностные (ЛР) – воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, своих земляков.
Метапредметные (МПР) – формировать умение работать с картой, с информационными источниками.
Регулятивные – понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Коммуникативные – развивать умение работать в парах, группах.
Познавательные – формировать умение решать сложившиеся проблемные ситуации; умение анализировать, сравнивать
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карта краснодарского края,звездочки, текстовый материал, клей,шаблоны голубей.
МЕТОДЫ:
- словесный метод;
- наглядный метод;
- практический метод.
Ход занятия.
I.Орг. Момент.
Мирного неба Вам,
Мирного неба всем,
Мирного неба мне,
Мирного неба всей нашей Земле!
II.Актуализация знаний.
-Почему именно такими пожеланиями друг другу мы начали урок?
-Скажите, всегда ли так было?
-Какие годы были самыми страшными для нашей Родины?
-Когда началась Великая Отечественная война война?
-Кому мы обязаны своей мирной жизнью и счастливым детством?
Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю,
Но будет вечно спать солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
Счастливая мирная жизнь советских людей на рассвете 22 июня 1941 года была прервана нападением фашистской Германии.
(фильм)
Серьезное место в захватнических планах Гитлера занимала Кубань. Фашисты пытались завладеть портовыми городами Черного моря. Мечтали использовать плодородные почвы края, чтобы обеспечить себя продовольствием, их манила нефть Майкопа и цемент Новороссийска.
-Летом 1942 года фашисты начали наступление на край. К сентябрю им удалось занять почти всю территорию Кубани, в 1943 году Кубань была освобождена
- III. Постановка темы урока.
-Чем знаменателен 2013 год для жителей Кубани?
( 1943году Кубань была освобождена от нмецко-фашистских захватчиков. 2013 год-70 лет освобождения Кубани)
Михаил Пришвин сказал: «Есть у каждого на Родине, что-то такое дорогое, о чем хочется сказать вслух на весь мир.»
-Посмотрите внимательно на эту фотографию. Что необычного вы увидели на ней?
-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?
III. Работа по теме урока.
На войне тяжело всем, но особенно противоестественно, когда в войну втягиваются дети, которые должны радоваться, дружить, учиться и обязательно- жить.
Лены, Володи, Сережи и Коли
Мирно учились в родной своей школе
В тихих уютных кубанских станицах,
Там, где в колодцах вода серебрится,
Там, где поют соловьи на рассвете
Жили спокойно и счастливо дети,
Строили планы, влюблялись беспечно,
Жизнь им казалась такой бесконечной!
Но прогремели железные грозы,
С неба упали свинцовые слезы,
Горькою стала в колодцах вода,
Черною тучей нависла беда.
В раз потемнели и сгорбились хаты,
Папки и братья подались в солдаты,
Все изменилось в станице родной,
Даже цветы вдруг запахли войной.
Страшною стала вокруг тишина.
Кончилось детство. Настала война.
Дети войны.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. И сегодня их имена знает вся страна.
-Таких детей много по всей стране.
Среди них есть наши земляки. На уроке мы познакомимся с некоторыми из них, проведем исследовательскую работу и создадим диафильм под названием
«Юные герои большой войны».
-Прочитайте девиз нашего урока.
“Войну нельзя забывать. Хотя бы ради памяти тех, кто ценой тяжких страданий, мук даже собственной жизни даровал нам день сегодняшний. Вечная им слава!»
-Как вы понимаете эти слова?
-Ребята, кто из вас знает, что такое диафильм? (Диафильм - расположенные в определенной последовательности фотографические изображения на кинопленке, обычно объединенные общей темой).
IV.Работа по теме урока.
1.Работа в группах.
- Работа с картой.
-Отметьте на карте место борьбы юных героев с врагом.
- Работа с текстом.
-Составьте рассказ по плану:
а)где жил юный герой;
б)как боролся с врагом;
в) как погиб юный герой.
КОЛЯ ШУЛЬГА. Родился в станице Кисляковской Кущевского района, учился в 18-школе. Ему было 11 лет. Он был связным в партизанском отряде, переправлял оружие партизанам, перерезал линии связи фашистов. По доносу Коля был схвачен, его пытали и закопали в яме живым.
- Почему фашистам удалось схватить Колю?
ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.
-Как Ваня помогал бороться с врагом?
МУСЯ ПИНКЕНЗОН. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть-Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо скрипку и заиграл. Торжественно и гордо звучала мелодия, которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди…
-Как вы думаете, почему фашистов разозлила игра на скрипке?
ВИТЯ НОВИЦКИЙ. Житель города Новороссийска. Не раз убегал на фронт, был под Керчью в самом пекле сражений. Во время наступления фашистов на Новороссийск, важный морской порт, Витя помогал нашим матросам отбивать атаки врага. Когда матросы погибли, он встал за пулемет. Фашисты проникли в дом и зверски расправились с Витей. Они облили его бензином, подожгли и сбросили на мостовую. Витя Новицкий посмертно награжден орденом Отечественной войны.
Витя Новицкий из Новороссийска.
- Почему в план немцев было необходимо овладеть этим городом.
- ( морской порт, большой цементный завод)
ВЛАДИК КАШИРИН. Житель города Анапы. Принимал участие в подрывной деятельности подпольной группы «Рассвет», возглавляемой Катей Соловьяновой. Он спас заминированный склад зерна, вынув 55 запалов и оборвав шнуры в ящиках со взрывчаткой. За этот подвиг он был награжден медалью «За отвагу». В составе 18-й армии Владик принимал участие в боях за Крым, дошел до Будапешта. Среди его наград есть медаль «За оборону Кавказа». Герой погиб после войны, обезвреживая неразорвавшуюся бомбу.
-Можем ли мы назвать поступок мальчика героическим?
Много юных, еще не познавших жизнь, ребят забрала война, но они отдали жизнь за наше будущее, и как могли приближали своими подвигами день Победы.
V.Закрепление.
-Давайте еще раз вспомним их фамилии:
-Назовите имена и фамилии детей, помогавших освобождать нашу родину от врагов.
- Составление кроссворда.
1.Назовите фамилию мальчика, который жил в нашем Кущёвском районе в ст. Кисляковской (Шульга Николай)
2. Назовите фамилию мальчика, который жил в ст. Усть-Лабинской (Пинкензон Муся)
3. Назовите фамилию мальчика, который жил в г. Анапа (Каширин Владик)
4. Назовите фамилию мальчика, который жил в г. Новороссийске (Новицкий Виктор)
5. Назовите фамилию мальчика, который жил в ст. Новопокровской(Масалыкин Иван)
-Ребята, какое слово получилось ключевым в кроссворде? (герои)
-Можем ли мы назвать всех этих ребят юными героями? Почему?
-Все эти дети были пионерами. Вы ученики 3 класса, 19 мая на день рождения пионерской организации, вы вступите в ряды пионеров Кубани, дадите клятву пионеров и своей учебой, поведением, поступками докажите, что достойны носить пионерский галстук.
И сейчас в память о юных героях, которые отдали свою жизнь за то, чтобы мы жили под мирным небом, давайте сделаем голубя Мира.
(Звучит песня)
VI.Итог урока.
Над нами небо голубое,
Нам жизнь счастливая дана,
И мы обязаны с тобою
Запомнить эти имена.
Герои наши – просто дети,
Чью жизнь оборвала война.
И мы должны запомнить эти,
Запомнить эти имена!
-Давайте почтим память юных героев минутой молчания.
- Минута молчания
VI. Рефлексия.
- Ребята, какие чувства возникали у вас в течение урока?
- Что вы расскажете об уроке своим родителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых
сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...
сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых
сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...
Комплексное тематическое занятие "Ради жизни на Земле!", посвященное 75 годовщине освобождения Успенского района и других территорий Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков
Тематическое занятие с презентацией....
75 лет освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков. Завершение битвы за Кавказ
внеклассное мероприятие, урок мужества. Можно использовать для младших школьников и для 5-11 классов...
75 лет освобождению Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков
Классный час для учащихся 6-7 классов...
Буклет ко дню освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков
Буклет ко дню освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков...
Классный час "Освобождение Краснодарского края от немецко - фашистских захватчиков»
Классный час посвящен исторической теме, связанной с фактами Великой Отечественной войны и освобождению Кубани от немецко-фашистких захватчиков. Соотвествует гражанственной, патриотической и духовно- ...