75 лет освобождению Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков
классный час

Иванова Полина Александровна

Классный час для учащихся 6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 75_let_osvobozhdeniya_krasnodarskogo_kraya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

Урок мужества

«75 лет освобождению Кубани от немецко-фашистских захватчиков».

Разработала: кл. рук. 6 «Б» класса

П.А. Иванова

1 сентября 2018 г.

Классный час

Тема: «75 лет освобождению Кубани от немецко — фашистских захватчиков».

Дата: 1 сентября 2018 г.

Класс: 6 «Б» класс, 25 человек

Цель:

- Знакомство учащихся с подвигом земляков в годы Великой Отечественной войны.

- Воспитание чувство патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению.

Оборудование: ноутбук, проектор, плакаты, раздаточный материал.

Ход классного часа:

Учитель: 

Здравствуйте ребята! Сегодня начался новый учебный год! Я вас поздравляю с этим замечательным осенним, теплым и ярким праздником! Вы уже прошли первый год обучения в среднем звене. Он был не простой, были и радости, и горести, и веселые игры, и соревнования, и праздники, наступивший учебный год будет не менее интересным и насыщенным. А кто вспомнит, о чем мы с вами говорили 1 сентября прошлого года? Какая тема у нас была?

Ответы детей: 

225 лет со дня образования Краснодарского Края (Кубани).

Слайд 1 ( 1 сентября, урок мужества)

Учитель:

 Верно! А как вы думаете, какой темой мы с вами откроем этот новый учебный год?

Ответы детей ( предложения записываются на доске)

Учитель: 

В конце урока мы проверим, кто же оказался ближе всех. На доске у нас зашифровано одно слово, чтобы отгадать его, вам нужно быть очень внимательными, чтобы потом ответить на мои вопросы и отгадать его.

Учитель: 

Для того, чтобы изучить что-то большое нужно начать с чего-то маленького. Предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик, а потом мы его немного обсудим.

Слайд 2. Просмотр видеоматериала о станице Холмской

Учитель: 

О чем был этот видеоматериал? А какой памятник вы увидели в самом начале? С каким событием он связан? А кто вспомнит, когда была освобождена ст. Холмская от немецко-фашистских захватчиков?

Ответы детей: 

Слайд 3 (памятник)

о ст. Холмской; памятник на Ярмарочной площади; Великая Отечественная война; 23 февраля 1943 г.

На доске записывается название станицы и ставится стрелка вверх.

Учитель: 

Все верно. Вы отлично знаете историю нашей с вами станицы. Теперь мы с вами немного расширим область. Какой следующий географический объект мы с вами должны записать над названием нашей станицы?

Слайд 4 (фото)

Ответы детей: 

Абинский район, г. Абинск.

Учитель: 

Знаете ли вы историю освобождения г. Абинска и всего Абинского района? Сейчас мы с вами немного познакомимся с ней. Представят нам ее учащиеся нашего класса.

Выступление учащихся под песню «Священная война»

Ученик 1:

Слайд 5 (карта)

Бои за освобождение станицы Абинской начались 12 января 1943 года. Овладеть ею оказалось нелегко. Станица Абинская представляла собой крупный населенный пункт, насчитывающий 3208 домов, имеющий по фронту 5 км и в глубину 4 км. В основном бой должен был проходить в населенном пункте и носить уличный характер. Все подходы к станице Абинской открыты на расстоянии от трех до пяти километров. Чистое поле по всей длине фронта, от гор до железной дороги и дальше.

Ученик 2:

Через станицу протекает река Абин, которая представляла серьезное препятствие для движения с боем внутри оборонительной полосы противника. Кроме того, противник приспособил к прочной обороне отдельные дома, разместив в них огневые точки. Берег был эскарпирован (эскарп – противотанковое земляное заграждение в виде высокого крутого среза берега реки), высота эскарпа составляла 2 метра. Вдоль реки тянулся ряд окопов, мост через реку был заминирован (в то время он находился на улице Красноармейской, сейчас здесь висячий на тросах мост, но подъезды с обеих сторон сохранились).

Ученик 3:

В образовавшиеся бреши в обороне противника устремилась наша атакующая пехота. Дорогу ей прокладывали «Катюши». Пять дивизионов гвардейских минометов вместе с другими видами артиллерии подавили многие огневые точки противника. Бомбардировщики и штурмовики довершили обработку переднего края немцев и перенесли удары глубже в тыл врага. Подразделения дивизии ринулись в атаку.

Ученик 4:

Слайд 6 (братская могила)

На восточной окраине, где сейчас посажена роща и находится автозаправочная станция, немцы встретили дивизию сильным огнем. Много бойцов там полегло, но остановить наше продвижение уже было невозможно. Бойцы действовали мужественно, напористо, не давая врагу опомниться, и настолько стремительно, что противник не смог организовать такого сопротивления, как было до этого.

Ученик 5:

Слайд 7 (рисунок)

Бои за Абинскую продолжались до 23 марта 1943 года – два месяца и 12 дней, или 71 день. В этих боях принимали участие и абинчане: Н. Братченко, И. Сухов, М. Ярмащук, Л. Лебедев, П. Бабич и другие. С освобождением Абинской нашим войскам открывалась дорога к воротам Голубой линии.

На доске пишется: Абинский р-он, г. Абинск и ставится стрелка вверх.

Учитель: 

Посмотрите на нашу цепочку. Что же мы должны поставить во главе нее?

Ответы детей: г. Краснодар, Краснодарский край

Учитель: 

Слово предоставляется вашим одноклассникам, которые расскажут нам об освобождении Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков.

Ученик 6:

Слайд 8 (карта)

В начале 1943 года советские войска перешли в наступление, выбивая врага с территории края. Освобождение Кубани началось с Отрадненского и Успенского районов 22 января 1943 года. 9 октября последних оккупантов соединения Красной Армии прогнали с Таманского берега.

Сопровождается показом карты и комментарием учителя.

Ученик 7:

В небе над Кубанью немецкие асы впервые за всю войну уступили господство в воздухе советским летчикам. В памяти поколений останутся мужество и стойкость защитников Малой земли в Новороссийске, самоотверженность участников прорыва «Голубой линии» в Крымском районе и многие другие эпизоды долгой битвы за Кубань.

Сопровождается слайд-шоу и музыкальными нарезками

Ученик 8:

Слайд 9 (фото)

11 января 1943 года началась Краснодарско-Новороссийская наступательная операция по освобождению Кубани от немецко-фашистских захватчиков. За 186 дней немецко-фашистской оккупации 35 тысяч жителей края были замучены и убиты, но Кубань выжила, не покорилась.

Слайд 10 (рисунок)

Стихотворение Б. Окуджавы « До свидания, мальчики!»

Ученик 9:

Освобождение столицы Кубани стало мощным стимулом в борьбе за полное изгнание захватчиков с территории края. Но это был праздник "со слезами на глазах...". Накануне освобождения 10 февраля 1943 г., в г. Краснодаре фашисты сожгли заживо в здании гестапо 300 человек, на улицах города повесили более 20 человек. Виселицы были снабжены дощечками с лаконичными надписями: "Я не выполнял распоряжения немцев", "Я распространял ложные слухи". За время оккупации в городе погибло свыше 13 тысяч жителей. Только в противотанковом рву на северной окраине Краснодара было обнаружено после освобождения города 7 тысяч трупов.

Работа с карточками №1 (раздаточный материал)

Ученик 10:

Слайд 11 (карта)

Девятого сентября началась Новороссийско-Таманская операция, в результате которой была прорвана «Голубая линия» и 16 сентября освобожден Новороссийск. Войска Северо-Кавказского фронта во взаимодействии с авиацией, Черноморским флотом и Азовской военной флотилией завершили разгром Таманской группировки противника и 9 октября 1943 г. полностью очистили от врага Таманский полуостров. С освобождением всей территории края закончилась и битва за Кавказ. Слайд 12 (рисунок). 12 февраля 1943 года день освобождения города Краснодара. 9 октября 1943 года день освобождения Краснодарского края (завершение битвы за Кавказ).

Учитель: 

Наш классный час подходит к концу, пора подводить итоги. В самом начале мы с вами договорились, что тему классного часа вы мне сами скажете в конце урока. Ну-ка кто попробует сформулировать тему?

Слайд 12(тема урока)

Работа с карточками № 2 (раздаточный материал)

Ответы детей

В это время учитель вывешивает плакаты на доску и включает слайд с темой урока «75 лет освобождению Кубани от немецко — фашистских захватчиков».

Учитель: 

А теперь время отгадать зашифрованное слово

Слайд 14 (вопросы)

1. Как называлась песня, которая прозвучала в самом начале нашего классного часа? (повтор отрывка при необходимости)

2. К какому событию относятся года : 1941,1942,1943, 1944, 1945? (Великая Отечественная война)

3. С освобождения какого района началась операция по освобождению Краснодарского края? (Отрадненского)

4. Кто был автором стихотворения, прозвучавшего на нашем классном часе? (Булат Окуджава)

5. Какого числа был освобожден город Краснодар? (12 февраля)

Итак, какое слово получилось зашифровано на нашей доске? Связано ли оно с нашей темой?

Ответы учащихся.

Слайд 15

Учитель: 

Наш классный час подошел к концу. Мы с вами коснулись не только главной темы нашего классного часа, но и вспомнили историю нашей станицы, района и края в целом.

Из холодной тьмы кустами

Проступали берега.

Шли кубанцы вдоль Кубани –

Наступали на врага.

Шли в атаку, на рассвете –

Только зорька занялась.

За свои родные степи,

За свою родную власть!

Слева – вражьи пулеметы,

Справа – плавни – не пройти!

Рядового первой роты

Пуля встретила в пути.

Но в бою, забыв о ране,

Он сражался как герой…

За рекой, в седом тумане,

Ждал солдата дом родной…

Большое начинается с малого: река с истока, а героизм народа с подвига одного человека. Давайте же будем чтить память каждого, кто принес мир на нашу Родину.

Объявляется минута молчания

Учитель:

Чтобы почтить память героев, павших за честь и свободу нашей Родины мы с вами пройдем к бюсту М. С. Лысова и возложим цветы, как дань памяти и уважения к подвигу.

Список используемой литературы:

  1. Календарь празднечных дней, памятных дат и знаменательных событий на 2018 год / Администрация Краснодарского края – Краснодар, 2017 год.
  2. Кубановедение: энциклопедия: А – Я / под ред. В. Н. Ратушняка – Краснодар: Традиция, 2008
  3. Герои битвы за Кавказ, Цхинвали, 2013
  4. Народный подвиг в битве за Кавказ, 2015

Список Интернет-ресурсов:

  1. http://kuban24.tv/
  2. http://kuban.retroportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освобождению Старицкого района от немецко-фашистских захватчиков посвящается...

Сценарий мероприятия, посвященного освобождению Старицкого района от немецко-фашистских захватчиков предназначен для учащихся 5 - 11 классов. Данная разработка может использоваться как для общешкольно...

Сценарий музейного урока «Память незримая нить, связывающая правнуков и их прадедов, отстоявших мир» урок посвящён 70-ой годовщине освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков

Внеклассное мероприятие посвященное 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистксих захватчиков проведенное в школьном музее дл яучащихся 1-4 классов.Цель мероприятия: Приобщить учащ...

Занятие по кубановедению «К 70-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков» Тема :«Юные герои большой войны»

Цель: осуществить перенос известных учащимся предметных способов деятельности в модельную ситуацию.Предметные задачи: познакомить с подвигами юных пионеров в годы Великой Отечественной войны.Представл...

75 лет освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков. Завершение битвы за Кавказ

внеклассное мероприятие, урок мужества. Можно использовать для младших школьников и для 5-11 классов...

Буклет ко дню освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков

Буклет ко дню освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков...

Классный час "Освобождение Краснодарского края от немецко - фашистских захватчиков»

Классный час посвящен исторической теме, связанной с фактами Великой Отечественной войны и освобождению Кубани от немецко-фашистких захватчиков. Соотвествует гражанственной, патриотической и духовно- ...