Музеи в Козьмодемьянске
план-конспект урока по краеведению (6 класс) по теме

Ямулова Лидия Алексеевна

Цель: познакомить обучающихся с культурно – историческими ценностями, то есть с музеями  в Козьмодемьянске. 

Задачи:

обучающая: дать обучающимся информацию о музеях в Козьмодемьянске;

развивающая: развить творческое воображение, познавательные компетенции, совершенствовать разговорную речь, закреплять умения отвечать на вопросы;

воспитательная: воспитывать у обучающихся эмоциональное отношение при восприятии экспонатов музея, воспитывать любовь к родному краю, пробудить интерес к истории и культуре своего народа,

вспомнить правила поведения в музее.

Оснащение урока:

1) стенд «К уроку» о музеях РМЭ

2) словарные слова: экспонат, экспозиция

3) на доске запись эпиграфа: «Музей – грандиозная память человечества» А.В. Луначарский

4) компьютер и проектор

Экспонат – предмет, выставленный для обозрения в музее.

Экспозиция – размещение экспонатов.

План урока

1. Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева

2. Этнографический музей под открытым небом

3. Музей сатиры и юмора им. Остапа Бендера

4. Музей купеческого быта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzei.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Музеи в Козьмодемьянске (6 класс)

Цель: познакомить обучающихся с культурно – историческими ценностями, то есть с музеями  в Козьмодемьянске.

Задачи урока

обучающая

развивающая

воспитательная

дать обучающимся информацию о музеях в Козьмодемьянске

развить творческое воображение, познавательные компетенции, совершенствовать разговорную речь, закреплять умения отвечать на вопросы

воспитывать у обучающихся

эмоциональное отношение при восприятии экспонатов музея;

воспитывать любовь к родному краю;

пробудить интерес к истории и культуре своего народа;

вспомнить правила поведения в музее.

Оснащение урока:

1) стенд «К уроку» о музеях РМЭ;

2) словарные слова: экспонат, экспозиция;

3) на доске запись эпиграфа: «Музей – грандиозная память человечества» А.В. Луначарский.

Экспонат – предмет, выставленный для обозрения в музее.

Экспозиция – размещение экспонатов.

План урока

1. Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева

2. Этнографический музей под открытым небом

3. Музей сатиры и юмора им. Остапа Бендера

4. Музей купеческого быта

Ход урока

I. Слово учителя 

Ребята,  сегодня мы совершим заочные экскурсии в музеи в Козьмодемьянске. На этом уроке мы с вами познакомимся с культурно – историческими ценностями, то есть с музеями  в Козьмодемьянске.

Провести этот урок помогут нам «экскурсоводы». Сначала вспомним правила хорошего тона, как нужно вести себя в музее:

  • не кричать;
  • не бросать на пол обёртки от конфет и другой мусор;
  • не грызть семечки;
  • вопросы экскурсоводу можно задавать только во время паузы;
  • впечатлениями можно делиться тихо, только со своими спутниками;
  • нельзя трогать экспонаты руками.

Знакомство с музеями хочется начать словами А.В. Луначарского:

«Музей – грандиозная память человечества» (запись на доске).

        Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию в город Козьмодемьянск.

- Чем славился город Козьмодемьянск до революции?

Ежегодно здесь проводилась         большая лесная  ярмарка. По продаже  леса Козьмодемьянск занимал второе место в России после Архангельска.

- Чем славится город Козьмодемьянск в настоящее время?

Козьмодемьянск является городом – хранителем деревянного зодчества в Марийском крае. Козьмодемьянск – купеческий город. Купечество Козьмодемьянска сыграло главную роль в развитии города. Обилие лесов привлекало сюда астраханских, костромских, нижегородских купцов. Они оседали в городе и строили себе красивые дома. Не хотели отставать от них и местные купцы.

Резьба по дереву стала визитной карточкой Козьмодемьянска.

В 2001 году в г. Козьмодемьянске с целью сохранения наследия прошлого создан культурно-исторический музейный комплекс в результате объединения всех музеев города:

1. Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева

2. Этнографический музей под открытым небом

3. Музей сатиры и юмора им. Остапа Бендера

4. Музей купеческого быта

        Запишите число и тему урока. Запишите, пожалуйста, план урока.

- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «музей» (экспонат, экспозиция, старинные предметы, рукописные издания, чучела животных и птиц, утварь, старинная одежда, старинные украшения, память, предметы, найденные во время раскопок …).

Приём «Ассоциация».

II. Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева

Об истории создания этого музея, о его фондах расскажет «экскурсовод» Данил Порошин.

        Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. Александра Владимировича Григорьева – это небольшой провинциальный музей, основу которого составляет коллекция работ известных русских  художников второй половины 19 начала 20 веков.

        Появление в Козьмодемьянске музея имеет свою предысторию. В мае 1918 г. казанские художники Павел Александрович Радимов и Григорий Михайлович Медведев формируют Волжско-Камскую передвижную выставку, цель которой – приблизить искусство к народу. Они успели показать лишь в в Козьмодемьянске. Казань оказалась в огне гражданской войны. Возвращаться в Казань с произведениями искусства было опасно, и картины навсегда остаются

в Козьмодемьянске. А когда в городе было решено создать краеведческий музей с художественным отделом, эти картины стали основой коллекции.

         Музей создан 7 сентября 1919 года Александром Владимировичем Григорьевым - первым профессиональным марийским художником.  Свой музей он называл "Малой Третьяковкой", поскольку здесь было собрано много работ русских художников начала 20 века.

            Первый этаж музея - исторический. Здесь находятся экспонаты, которые рассказывают об истории города Козьмодемьянска.

В 1922 году Григорьева отзывают в Москву.  Работает зав. отделом при Главнауке, заместителем директора по науке в Третьяковской галерее. Занимая такие посты, не забывает о родном городе и музее, всячески способствует пополнению его коллекций. Общается с художниками, последние, в знак признательности, уважения, дарят ему свои картины, которые постепенно поступают в музей. В 1960 году художник подарил Козьмодемьянскому музею более 50 работ из своей коллекции и библиотеку по изобразительному искусству.

В музее собраны живописные полотна великих русских художников XVIII-XX веков: И.К. Айвазовского, А.Е. Архипова, К.Е. Маковского, Р.Ф. Судковского, В.Д. Поленова, братьев Коровиных, С.Ю. Жуковского, Ю.Ю. Клевера.  

В 70-80-е годы 20 века фонды музея пополнялись за счет картин ленинградских художников.

В последние годы  музей приобретает только картины марийских художников

За интересное сообщение экскурсоводу – большое спасибо.

- Почему музей называется Художественно-исторический, а не Историко- художественный (приём «мозговой штурм»)? Работаем в группах. Рассуждаем.

- Ребята, ответьте, пожалуйста, почему основатель музея А.В. Григорьев свой музей  называл "Малой Третьяковкой"?

III. Этнографический музей под открытым небом

        Слово дадим экскурсоводу Алсу Зиганшиной.

Этнографический музей под открытым небом был открыт летом 1983г. Это событие было приурочено к 400-летию Козьмодемьянска. Он стал основным хранилищем памятников зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев и кустарей горных мари. В этом музее можно везде самостоятельно ходить, все трогать руками, качаться на качелях, забираться на бревна, все фотографировать и снимать, в общем, вести себя как у себя дома! А виды какие с территории музея! Волга и весь старый город как на ладони!

Сейчас экспозиция занимает около 5 гектаров. На этой территории расположено более 60 строений и объектов разного назначения - жилые дома, кузницы, бани, риги, колодцы - и собрано более 7000 предметов труда и быта, отражающих все стороны жизни горных мари, начиная с XVIII века до послевоенных лет.

Визитной карточкой музея под открытым небом стала действующая ветряная мельница, в которой можно ознакомиться с механизмом. Особый интерес представляют также курная (топившаяся по-черному) изба, летняя кухня,  коллекции плетеных туесов (национальный промысел) и лаптей, а также образцы знаменитой местной двусторонней вышивки, известной своей сложностью.

Этнографический музей под открытым небом – единственный в России музей, целиком посвящённый национальной культуре мари. Ожившие экспонаты помогают глубже познать историю, внушают гордость за славные дела предков. Создатели музея стремились воссоздать оригинальные детали архитектуры и быта горных мари.

- Чем, на ваш взгляд, замечателен Этнографический музей под открытым небом (приём «мозговой штурм»)? Работаем в группах. Рассуждаем. (Он замечателен тем, что можно войти во все помещения, посмотреть все экспонаты и некоторые можно потрогать.) 

IV. Музей сатиры и юмора им. Остапа Бендера

Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера в городе Козьмодемьянске популяризует роман И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев", в котором, как считают местные жители, город Козьмодемьянск явился прообразом выдуманного города Васюки. Интересный музей, сделанный с юмором, везде висят вывески с крылатыми выражениями из романа. Собрано множество предметов быта, так или иначе касающихся событий романа Ильфа и Петрова.  

С 1995 года в Козьмодемьянске проходит фестиваль сатиры и юмора ”Бендериада”. В город съезжаются гости со всей округи. Праздник начинается карнавальным шествием всех участников под предводительством самого сына турецкого подданного Остапа Бендера. Обязательно проводится аукцион по продаже 12 стульев ”из гарнитура мадам Петуховой”. Причем под обшивкой одного из стульев спрятан настоящий бриллиант. На шахматный турнир с сеансом одновременной игры приезжает гроссмейстер. По иронии судьбы первые три года это был международный гроссмейстер Евгений Васюков. По всему городу идут театрализованные представления, концерты, выступления юмористов.

Отдельный зал отведён для скульптур козьмодемьянского мастера Николая Леденейкина.

19 марта 1960 г. в д. Пролейкаши Тютюшского района Республики Татарстан в семье крестьян родился художник – скульптор Леденейкин Николай Борисович. Мама Николая постоянно заботилась о том, чтобы дети в семье читали книги. Николай Борисович в 1982 году в Казани закончил Художественное училище и получил специальность художника оформителя. В 1983 году приехал в Козьмодемьянск. Тридцать лет Леденейкин живёт в Козьмодемьянске. С 2010 года Николай Борисович является Заслуженным работником культуры Республики Марий Эл. На протяжении всех этих лет Николай Борисович выставляет свои работы в Козьмодемьянске на обозрение туристам Волжского туристического маршрута.

В зимнее время в мастерской Музея купеческого быта он создаёт скульптуры на разные темы, проводит для детей занятия по лепке. Летом во время туристического сезона в залах Музея сатиры и юмора проходит его выставка скульптуры и живописи.   Выставку козьмодемьянского мастера посещают многочисленные туристы с теплоходов.

- Почему именно в Козьмодемьянке открыт Музей сатиры и юмора им. Остапа Бендера (приём «мозговой штурм»)? Работаем в группах. Рассуждаем. (Козьмодемьянск явился прообразом Васюков в бессмертном произведении Ильфа и Петрова «12 стульев»).

V. Музей купеческого быта

Музей Купеческого быта в Козьмодемьянске находится в старинном купеческом доме, особняке конца XIX века. Дом строил лесопромышленник А.И. Шишокин, но по причине банкротства был вынужден продать его братьям Губиным. Дом много раз переходил из рук в руки, а в 2001 году в нем открывается музей Купеческого быта. Красивый, необычный дом до сих пор продолжает радовать местных жителей и гостей города своим видом. Как не залюбоваться богатой ажурной резьбой, которая украшает дом. Все здание покрыто деревянными резными кружевами белого и темно голубого цвета, и дополняет эту красоту небесно-голубой цвет дома. Музей купеческого быта - это памятник купечеству, которое в XIX веке сыграло важную роль в развитии Козьмодемьянска и превращении его в один из крупных центров лесной торговли в России.

Экспозиции музея рассказывают о жизни купечества; представлены коллекции мебели, домашней утвари, книг, музыкальных инструментов.

- Почему именно в Козьмодемьянке открыт Музей купеческого быта (приём «мозговой штурм»)? Работаем в группах. Рассуждаем.

(Козьмодемьянск – купеческий город. Купечество Козьмодемьянска сыграло главную роль в развитии города).

VI. Обобщение.      

Итоги урока делают сами учащиеся. Приём «Чистая доска». Работают в группах. Отвечает спикер.

Вопросы:

- Что нового мы узнали о Художественно-историческом музее им. А.В. Григорьева?

- Что нового мы узнали об Этнографическом музее под открытым небом?

- Что нового мы узнали о Музее сатиры и юмора им. Остапа Бендера?

- Что нового мы узнали о Музее купеческого быта?

        Совершить заочные экскурсии нам помогли «экскурсоводы». Свое выступление они оформили в виде презентации. Все они оценены на оценку «5».

        Так хочется, чтобы вы были завсегдатаями музея, чтобы в дальнейшем вы совершили как можно больше реальных экскурсий, приобщились с истории и культуре своего народа. Посещение любого музея вызывает самые хорошие впечатления и огромное чувство гордости за наш народ, его историю, культуру.

        Хочется завершить знакомство с музеями опять словами А.В. Луначарского: «Музей – грандиозная память человечества».  

VII. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Моё впечатление об увиденном».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

Туристические маршруты города Козьмодемьянска

Каждый  населенный пункт России, будь то небольшой поселок, село, деревня или город, имеет свое имя, свою историю, свои традиции, достопримечательности, имена людей, живших там и вошедших в ...

"Формирование развивающего образовательного пространства города Козьмодемьянска в условиях модернизации образования"

Участник городского  единого методического дня, на тему "Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений учащихся"...

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединении «Подарок» МОДО «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска»

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в Доме детского творчества в объединении "Подарок": создание условий для самореализации детей с ОВЗ через освоение различных видов декоративно-прикладног...

Отчет о работе психолого-медико-педагогического консилиума ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школы-интерната за 2018-2019 учебный год

ПМПк школы-интерната является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной...