Инновационные технологии во внеурочной деятельности
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему

Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности (методическая разработка по краеведению).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии во внеурочной деятельности

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса.

Педагог должен быть готов к внедрению инноваций:

1. Теоретически – обладать  целой системой знаний руководителя (знать и понимать сущность и особенности осваиваемых инноваций ), технологий их разработки, освоения, внедрения и распространения и мн. др.)

2. Практически–хорошо владеть системой практических, технологических умений (проектировочных, конструкторских, коммуникативных, диагностико- аналитических).

3. Психологически-(личностно-мотивационная) :

1) иметь целенаправленную мотивация

2) обладать определенными личностными  свойствами - креативностью– способностью  к творчеству, и  толерантностью – терпимостью к инакомыслию.        

Вспомнив лингвистический смысл слова ТЕХНОЛОГИЯ, происходящего от греч. слов ТЕХНО – искусство и ЛОГОС – слово, наука, можно сделать вывод, что педагогическая техника является индивидуально-авторским уровнем владения педагогической технологией.

Педагог должен быть готов к созданию авторской технологии ,удачно выбрать  технологические приемы, оригинально  их использовать  в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту педагога.

Среди новых технологий мне особенно близка технология образовательного путешествия.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ-это исследование,  которое ученик проводит сам, рассматривает, спрашивает, активно взаимодействует с объектом изучения -  получает своё знание.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ- это практическое разрешение задачи превращения окружающей ребенка природной и культурной среды в среду развивающую.

Путешествие станет образовательным, если:

  • детям дается возможность самим найти ответы на поставленные вопросы, педагог направляет и организует их деятельность, отказываясь от роли всезнающего и объясняющего руководителя, заранее имеющего ответы на все вопросы,
  • каждый участник путешествия может свободно высказать свое мнение, основанное на ощущениях, самостоятельно добытых знаниях и собственном опыте;

познание мира происходит в процессе столкновения различных точек зрения, что позволяет ребенку переосмыслить увиденное, сопоставить собственную позицию с иными и скорректировать ее. 

Этапы образовательного путешествия:

  1. Вводное занятие.

На вводном занятии участники образовательного путешествия получают информационный листок с темой путешествия и с первым заданием, которое поможет определить точку начала маршрута путешествия. 

  1. Начало путешествия.

Участники  в день путешествия получают маршрутный лист и отправляются на пешеходную прогулку, во время которой они исследуют город.

  1. Путешествие.

Во время путешествия  участники находят и рассматривают объекты, отвечают на вопросы маршрутного листа. Источником информации служит сам объект, горожане.

  1. Домашний этап.
  1. Поиск информации

Участники отвечают на вопросы маршрутного листа, используя различные источники информации – книги, Интернет-ресурсы и др..

  1. Подготовка папки путешественника

В папку вкладываются:

  • Информационный листок
  • Маршрутный лист
  • Фотографии (диск с фотографиями)
  • Информация об объектах
  • Творческие работы (рисунки, стихи, заметки, эссе и др.)
  1. Подготовка презентации путешествия

Участники обрабатывают данные, полученные на этапе путешествия и поиска информации, готовят презентацию путешествия.

  1. Презентация путешествия

Презентация путешествия =  реклама путешествия

Краткая  (соответствует регламенту 3-5 минут).

Эта  технология отлично подходит для внеурочной деятельности. Эта технология была использована при реализации проекта «Петровский Петербург», на серии занятий, посвящённых домику Петра Первого.

На первом занятии я выдала ребятам  информационные листы с первым заданием. На внеаудиторном занятии ребята, получив маршрутные листы (см. Маршрутный лист), самостоятельно исследовали домик Петра, следуя заданиям. После заключительного этапа ребята дома внесли в маршрутный лист дополнительные сведения и создали презентацию путешествия (см. ниже). С этой презентацией ребята выступили перед учениками 1 «б» класса.

Инновационные технологии способствуют освоению среды.

Задача педагога - помочь ребенку освоить этот мир и освоиться в нем.  Лучшее средство для этого – образовательное путешествие.


Маршрутный лист:

«Домик Петра I».

Итак, если вы здесь и читаете эти строки, значит вы отправляетесь в путешествие. Вас ждет знакомство с самой первой постройкой Санкт-Петербурга.

Вы получаете маршрутный лист с заданиями, каждая группа будет работать со своим маршрутным листом. Приятного путешествия!

Изучение исторических документов

  1. Стенд «Северная война». Изучите материалы стенда и ответьте на вопросы:
  • Сколько лет было Петру I, когда он взошел на престол?
  • Сколько лет было Карлу XII, когда он взошел на престол?
  • Сколько лет было каждому из них, когда началась Северная война?

  1. Рассмотрите макет «СПб в 1706 году».
  • Найдите на макете Домик Петра I. Что его окружает? Предположите назначение этих построек.
  • Найдите на макете двухэтажное здание – дворец. Узнайте, кому он принадлежал, и какие важные события происходили в этом доме?
  • Рассмотрите корабли. Как вы думаете, каким государствам они принадлежали?

  1. Изучите 3-й стенд. Кто первым решил сделать домик музеем, и как его сохранили для потомков?

Изучение домика Петра I

  1. Из какого материала сделан домик. Узнайте на экскурсии, кто построил домик Петра I (русские или шведы)?

  1. Внимательно рассмотрите окна: прозрачны ли они, почему стекла маленького размера?

  1. Рассмотрите табличку справа от двери. Какие выводы вы можете сделать?

  1. Сколько комнат в доме, как они называются?

  1. Рассмотрите рисунок на стенах и крышу. В какой стране строили такие дома?

  1. Назовите личные вещи Петра I, хранящиеся в домике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская инновационная образовательная программа внеурочной деятельности по экологии «ЭкоМиР»

    Пристальное внимание к экологическому образованию  поставило на повестку дня необходимость разработки социально-экологического идеала, того образа совершенного отношения обще...

Описание инновационного педагогического проекта «Использование проектной технологии на внеурочной деятельности по физике»

Человечество подошло к небывалой ступени своего развития – в наше время все земные проблемы стали глобальными. По данным прогнозов в начале века будут углубляться и расширяться кризисные явления: энер...

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...

«Исследовательские технологии учебно-внеурочной деятельности по английскому языку как инновационная составляющая ФГОС»

Исследовательские технологии учебно-внеурочной деятельности по английскому языку как инновационная составляющая ФГОС...

Инновационное занятие по внеурочной деятельности «Вулкан в банке» (опытно – экспериментальная деятельность)

Инновационное занятие по внеурочной деятельности«Вулкан в банке»(опытно – экспериментальная деятельность),  в рамках внеурочной деятельности...

Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ"

Статья по теме "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ"...