Методическое пособие по организации классного часа, посвящённого ветеранам Афганской войны.
классный час по краеведению (7 класс) на тему
Данный классный час предназначен для учащихся 7 класса. Основной целью является : сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того,что без патриотизма невозможно возродить Россию. Были поставлены следующие задачи: подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе "зоркость сердца", не оставаться равнодушными к чужому горю, чужой беде; воспитать чувство уважения к участникам Афганской войны с общечеловеческой точки зрения; воспитание патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении.
Перед проведением мероприятия был проведён тайный опрос " Каков он- патриот России?" Результаты показали, что подростки мало задумываются о чести и долге перед Родиной, а ведь главная цель учителя: воспитать достойного гражданина Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Мы не забудем Афганистан…»
Методическое пособие по организации
открытого классного часа
для учащихся 7 класса
Автор: Гирфанова Файруза Рашитовна
Место работы: МОБО СОШ с. Аркаулово имени Баика Айдара муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан
Должность: учитель английского языка
Телефон для связи: 8(34777)25443, 89656661434
Адрес электронной почты: fairuz.girfanowa2014@yandex.ru
Содержание
- Вступительное слово учителя.
- Выступления учеников.
- Исполнение песни «И снова солнца закат…».
- Выступление учителя истории.
- Проектные работы учащихся об участниках войны из нашего села.
- Исполнение песни «Офицеры».
- Заключение.
Введение
15 февраля 2015 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать шесть лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск (ОКСВ) в Афганистане в лице Командующего 40-й армии Вооружённых Сил СССР генерал-лейтенанта Бориса Всеволодовича Громова пересёк мост через Государственную границу СССР по реке Амударья в г.Хайратон (Республика Афганистан) и г. Термез (СССР). Таким образом, так называемая «необъявленная война», длившаяся немного меньше 10 лет, завершилась полным выводом соединений и частей 40-й армии Вооружённых Сил СССР из Республики Афганистан.
Афганская война 1979-1989 годов - это тяжёлые годы в истории нашей многострадальной страны. В декабре 2009 года исполнится 30 лет со дня ввода советских войск на территорию этой восточной страны. Моя и моих сверстников молодость пришлась на эти 10 лет. Война коснулась многие семьи. Ребята уходили служить в армию, и многие родители не знали, что их дети отправлены в далёкий Афганистан. Афганистан того времени - это оплот советского государства. За 1,5 года до ввода наших войск в этой стране произошёл государственный переворот (апрель 1978 года). С целью укрепления своего влияния в Афганистане были введены наши войска. Эта война принесла много горя в простые русские семьи, многие не вернулись домой.
Вашему вниманию предоставляется разработка классного часа на тему «Мы не забудем Афганистан…»
Данный классный час предназначен для учащихся 7 класса , целью которого является сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению. . Помочь ребятам понять, почему мы должны помнить трудные времена в жизни нашего народа, наших близких. В данной работе мы поставили следующие задачи: подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужому горю, чужой беде; воспитать чувство уважения к участникам афганских событий; осмысления событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения; воспитание патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении.
Перед проведением мероприятия в школе был проведен тайный опрос «Каков он, патриот современной России?» Результаты показали, что подрастающее поколение мало задумывается о патриотизме, о чести и долге перед Родиной. А ведь главная цель учителя- воспитать достойного гражданина Российской Федерации, самоотверженного и по-настоящему влюбленного в свою страну, умеющего ценить историю и подвиги наших поколений.
В течение недели учащиеся 7 класса самостоятельно готовили проектные работы по заданной теме и встретились с участниками Афганской войны. Им удалось не только послушать о ходе войны, но так же сфотографировать героев для школьного музея. Заинтересованности в работе не было предела. После «круглого стола» мы организовали открытый классный час по теме «Мы не забудем Афганистан…», пригласив учителей, классных руководителей и учащихся других классов. Мероприятие прошло успешно.
Основная часть.
Ход классного часа.
Презентация. Слайд 1. Звучит песня Розенбаума «Марш музыкантского спецназа»» в исполнении автора.
Слайд 2. Учитель: « Мы не забудем Афганистан…»Так назван классный час, посвященный воинам, служившим в Афганистане. В течение недели мы исследовали ход войны из разных источников, изучили экономические последствия войны и встретились с участниками-воинами, нашими односельчанами. Для нас эта тема – вечная боль. Сегодня мы услышим стихи и песни, написанные не только профессиональными поэтами и композиторами. За годы войны и всё послевоенное время создано много произведений разных жанров. На слайде вы видели кадры из кинофильма «9 рота». А песня А. Розенбаума «Марш музыкантского спецназа», которая прозвучала вначале, вводит в атмосферу армии, боевых действий. Знаменитый его «Чёрный тюльпан» не может оставить никого равнодушным. Розенбаум несколько раз бывал с концертами в Афганистане.
Слайд 3. На фоне мелодии «Джоконда» (музыкальный файл) идет рассказ учителя:
Земфира: 5 февраля 1989 года – вывод советских войск из Афганистана, когда из Термеза вышли последние колонны – видавшие виды грузовики, боевые машины, пехота, бронетранспортёры. Солдаты в кабинах, на броне. Лихо распахнуты зимние бушлаты, из-под них – уголки тельняшек.
Будто не они горели в БТРе, не они падали, сраженные осколками снарядов, не они страдали от жажды в Кандагаре, обмораживались в горах, болели тифом и малярией.
Амир: Мальчишки 80-х смотрели смерти в лицо, теряли друзей. Простые безусые парни показывали примеры стойкости и героизма. Они доставляли продовольствие и медикаменты, прикрывали с воздуха автоколонны с мирными грузами, вывозили с поля раненых, штурмовали банды душманов. Перед глазами хроника тех дней: радостные, счастливые, улыбающиеся лица – всё позади: бои, потери, стрельба душманов из-за каждого угла и куста. Но этого счастливого дня дождались не все. Когда и как всё началось?
Слайд 4. На фоне мелодии из кинофильма «9 рота» (музыкальный файл).
Гульдар: Декабрь 1979 года. Советские войска вошли в Афганистан. Началась долгая война, она обошлась Советскому Союзу в 50 млн. долларов. Хотели мы того или нет, но афганская война стала частью нашей истории. Афганистан – это наша незатихающая боль, это наша незаживающая рана.
Слайд 5. Около 15 тысяч погибших, 37 тысяч искалеченных физически, а сколько раненых морально, психически – таков итог 9-ти летней войны, никому не нужной, бессмысленной войны. Афганская тема ещё долго будет оставаться злободневной.
Слайд 6. Расим:
9 лет твоих, Афганистан,
В чутком сердце моего народа,
Будто 9 незаживших ран,
Что саднит больнее год от года.
Были лицемерие, обман,
И до правды мы дошли непросто:
9 лет, как будто 90,
9 лет твоих, Афганистан.
Вновь и вновь бредут по тем местам
Мальчики, не зная сна-покоя,
Проклиная времена застоя,
9 лет твоих, Афганистан!
Слайд 7. Учитель: Мы знаем поименно многих героев-интернационалистов, совершивших подвиги на афганской земле. Они заслужили, чтобы их имена помнили. Среди них – наши земляки, выпускники нашей школы, жители нашего поселка:
Сухраб: Низамутдинов Салават Чульпанович, Сапожников Сергей Семенович, Маликов Аллур Ахуньянович, Низаев Рафис Раисович, Абдуллин Зиннур Зуфарович, Фаткуллин Алик Муфагилович, Исламов Артур Тимерсалихович, Мухамедьянов Виль Адгамович.
Слайд 8. Учитель: Звучит песня «Опять тревога» в исполнении В. Петряева (музыкальный файл).
Зарема: То, через что прошли эти ребята, мы узнаём больше не от них.
Они не любят говорить на эту тему, не любят вспоминать, но они не теряют присутствия духа. Война закалила их, а жаловаться они не привыкли.
Сынтимер:Не отправленное письмо.
Прости меня, мой старый друг,
Всё, знаешь как- то недосуг,
И не ложатся строчки на бумагу.
Не поднимается рука
Писать о том , что жив пока,
Что награждён медалью «За отвагу».
Ведь не напишешь в том письме,
Что рядом здесь гуляет смерть-
В разрыве мин и грохоте гранаты.
Как надоело, наконец,
Песок глотая и свинец,
На мир смотреть сквозь прорезь автомата.
Вперёд!…
А где- то рядом хрипло лает пулемёт
И закат багровый.
Вперёд!…
И поднимается в атаку первый взвод,
Мой взвод стрелковый.
Прости меня, что не пишу,
Чем я живу и чем дышу,
Что понял и чего не понимаю.
Не напишу, что у людей,
Как в стае белых лебедей,
Есть кто-то впереди и кто-то с краю.
Не напишу, что страшен мрак.
Когда ты знаешь - рядом враг.
И кто-то должен, жертвуя собою,
Шагнуть навстречу мгле, -
Ведь на войне, как на войне –
Не спрячешься за бронью и бронёю.
Учитель: Давайте предоставим слово учителю истории и обществознания Флориду Римовичу Искандарову.
(Рассказ Ф.Римовича о войне.Приложение).
Учитель: Спасибо, Флорид Римович. Ребята, пришло время исполнить нашу песню, посвященную годам Афганской войны. (Песня «И снова солнца закат…» в исполнении мальчиков.)
Учитель: Ребята, в качестве домашнего задания я просила вас подготовить сообщения о наших односельчанах, воинах-афганцах.
(Ученики рассказывают о воинах-афганцах на фоне мелодии из к\ф «9 рота» (музыкальный файл),слайды).
Гульдар: Много героизма и мужества оказали наши воины в Афганистане. Доказательством тому служат их ордена, медали, благодарности от командования. Только им одним известно, какую цену они заплатили за это.
Поговори со мной, трава,
Скажи мне, где берутся силы?
Меня ведь тоже так косили,
Что отлетала голова.
Скажи, подружка, как дела?
Какие снятся сердцу дали?
Меня ведь тоже поджигали,
И я, как ты, сгорел дотла.
Откуда силы то взялись?
Казалось, нет нас, только пепел,
Но мы из этих смертных петель,
Как птица Феникс поднялись.
Скажи мне нежные слова.
Нас ждут и праздники, и будни.
Я снова молод, весел, буен.
Поговори со мной, трава!
Александр Карпенко
Спасибо, ребята! Как известно, воины не заканчиваются долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал, пока болят раны воинов, пока живы матери, потерявшие сыновей.
Земфира: Минута молчанья..
Склонитесь и молод, и стар,
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал.
Альберт: Горечью пахнет полынь.
Чёрными колоколами
Стонет бездонная синь.
Стонет земною печалью
Тех, чьи сердца не стучат.
Розалина: Даже в минуты молчанья
Колокола не молчат.
Минута молчанья…
Склонитесь, и молод, и стар,
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал.
Амир: Слушайте - на пьедестале
В камне изваянный крик.
Минута молчанья…
Склонитесь, и молод, и стар,
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал.
Учитель: В память обо всех российских парнях, погибших на Отечественной, афганской, чеченских воинах, в горячих точках объявляется минута молчания. (минута молчания)
Зарема: Ребят, которые служили в Афганистане, мы узнаём по выправке, по печальным глазам, по ранней седине.
Много песен они привезли оттуда, из Афганистана, - это песни о Родине, долге, боевом товариществе. Есть и группы, которые исполняют песни об Афганистане и героизме наших соотечественников.
Сейчас мы исполним песню «Офицеры».
(Песня «Офицеры» в исполнении всего класса)
Заключение
Ни одна война не может оставить человека равнодушным, потому как вместе с ней приходят потери и слезы.
50 млн. долларов, более 15 тысяч погибших и 37 тысяч инвалидов… Переписать историю невозможно, и все, что происходит в стране сегодня, имеет непосредственное отношение к каждому гражданину.. Война даже после своего формального завершения не перестает волновать матерей погибших сыновей, ни жен, лишенных крепкого плеча, ни детей, оставшихся без отцовской опеки и ни самих участников, в чьих снах до сих пор бьют пушки. К сожалению, это происходит…
Наш долг - сохранить в памяти и передать новому поколению имена героев и их подвиги, ставить в пример, чтить.
Мы надеемся, что мероприятия, посвященные истории нашего Отечества, мотивируют учеников исследовать историю своего родного края и знать поименно участников войны и героев. И данная разработка классного часа, написанная целым коллективом-классом, станет началом ряда исследовательских и поисковых работ моих ребят!
Список использованных источников и научно-методической литературы, интернет-ресурсов
- Ермаков Олег. Афганские рассказы. Знак зверя.
- «Афган» (2014, Россия)- документальный фильм Андрея Кондрашова.
- Эдуард Тополь. Русская семерка.- М.: Молодая гвардия, 1992.
- «9 рота» (2005, Россия-Украина-Финляндия)- фильм режиссера Федора Бондарчука.
- Костыря А.А. Историография, источниковедение, библиография спецоперации СССР в Афганистане (1979-1989гг.): монография.-2-е изд., доп. И испр.-Донецк,2009.-600 с.
- http://www.youtube.com/watch?v=Yw9nxWmUAyc&feature=related Кандагарский десантно-штурмовой батальон (видео)
- http://kolizey.net.ua/load/afganistan_khozhdenie_po_krugu_2010/25-1-0-4386 Афганистан: хождение по кругу (видео, 2010)
- Музыкальная группа «Каскад», песня «Кукушка»
- Музыкальная группа «Голубые береты», песня «Тревога»
- Олег Газманов, песня «Офицеры»
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по организации праздника, посвящённого Дню учителя "Как это было...".
Методическое пособие по организации праздника, посвящённого Дню учителя " Как это было"....
Сценарий классного часа, посвящённого событиям Великой Отечественной войны
Сценарий классного часа "Зов белых журавлей", призываюший:Раскрыть значение подвига женщины на войне, жертвенности во имя Победы.Научить умению оценивать героические будни советских женщин, переживать...
методические материалы для проведения классных часов. посвящённых трагическим событиям в Беслане 1 сентября 2004 г. и вхождения Крыма в состав России 18 марта 2014 г.
методические материалы для проведения классных часов. посвящённых трагическим событиям в Беслане 1 сентября 2004 г. и вхождения Крыма в состав России 18 марта 2014 г....
Презентация классного часа, посвящённая Дню Победы о первой женщине Герое Советского Союза в Великой Отечественной войне Зое Космодемьянской
Презентацию можно использовать для проведения классных часов в 6-7 классах, приуроченных ко Дню Защитника отечества, ко Дню Победы....
"Правнуки Победы" (сценарий к классному часу, посвящённому 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Литературно-музыкальная композиция...
Презентация к классному часу, посвящённому 70-летию победы в Великой Отечественной войне.
Презентация на тему "Моя семья в Великую Отечественную войну". Подготовлена учащимися 10-А класса о родственниках на основании архивных документов и фотографий времён Великой Отечественной войны ...
Сценарий классного часа, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пионеры - герои, защищавшие Родину.
Тема классного часа: "Пионеры-герои, защищавшие Родину" . В ходе классного часа учащиеся знакомятся с жизнью и подвигом пионеров-героев, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны....