Сценарий классного часа, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пионеры - герои, защищавшие Родину.
классный час (8 класс)
Тема классного часа: "Пионеры-герои, защищавшие Родину" . В ходе классного часа учащиеся знакомятся с жизнью и подвигом пионеров-героев, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий классного часа, посвящённого 75 - летию Победы | 580.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час, посвящённый
75-й годовщине Победы
Тема: «Пионеры-герои, защищавшие Родину».
Цель классного часа – создание условий для формирования
гражданской идентичности, укрепления патриотизма и уважения к истории
Отечества, личностного восприятия наследия Великой Отечественной войны
через обращение к памяти о героических событиях 1941-1945 гг.
Задачи:
- содействовать формированию у школьников российской гражданской
идентичности посредством изучения материалов Великой Отечественной войны 1941- 1945 г, осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;
- развивать у школьников чувство гордости за Россию как
многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её
многонациональный народ, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного
взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных
народов;
- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников,
их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
- воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;
-мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально правовых регуляторов жизни общества и государства.
Ценностными ориентирами при подготовке его являются формирование
гражданской идентичности личности, патриотизма на основе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознания каждым школьником своей ответственности за судьбу своей
страны России, «большой» и «малой» Родины;
- мотивирование обучающихся к осознанному поведению на основе
понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и
государства;
- формирование понимания сущности и воспитание уважения к таким
ценностям, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и
достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими,
негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности.
Форма классного часа: создание карты Памяти «Пионеры-герои, защищавшие Родину».
1.Вступительное слово учителя.
Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-
1945 годов - важнейшее событие отечественной истории. Наш народ ценой неимоверных усилий и огромных потерь сумел не только выстоять в борьбе с нацистской Германией, но и спасти мир от фашизма.
Когда началась война, в боевой строй встали не только мужчины и женщины. На защиту Родины поднялись тысячи мальчиков и девочек, ваших ровесников. Они порой делали то, что не под силу было взрослым. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.
Сколько их было? Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы. В Курске работает единственный в своем роде музей, где собраны уникальные сведения о судьбах детей войны. Сотрудникам музея удалось установить более 10 тысяч имен сынов и дочерей полков и юных партизан.
Сегодня мы вспомним имена и поговорим о жизни и подвигах пионеров, которым посмертно присвоено наивысшее звание – звание Героя Советского Союза. Это Лёня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик.
2.Выступление обучающихся: рассказ о жизни и подвигах пионеров-героев Советского Союза (Лёня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик).
3.Заключительное слово учителя. Мы рассказали лишь о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. К сожалению, не все были представлены к наградам, чьи-то имена остались неизвестны. Но каждый из них оставил свой героический след в русской истории.
Представить бы их всех посмертно к ордену,
Тех, что сказали твёрдо, как один:
«Мы можем жизнь отдать за нашу Родину,
А Родину за жизнь не отдадим!»
Ссылки на ресурсы для классного часа
1.Герои страны http://www.warheroes.ru
2. Сайт Российский государственный архив кинофотодокументов
(РГАКФД) http://rusarchives.ru/federal/rgakfd/index.shtml
\
Приложение 1.Информация о пионерах-героях
Пионер-герой Леня Голиков
Леонид Александрович Голиков родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области, в рабочей семье. Его школьная биография «поместилась» всего в семь классов, после чего ушел работать на фанерный завод №2 поселка Парфино.
В марте 1942 г. Л. Голиков стал разведчиком 67-го отряда Ленинградской партизанской бригады. Позднее там же вступил в комсомол. Всего на боевом счету его биографии насчитывается 27 боевых операций, во время которых юный партизан уничтожил 78 вражеских офицеров и солдат, а также подорвал 14 мостов и 9 автомобилей противника.
Самый значимый подвиг в его воинской биографии был совершен 13 августа 1942 года, недалеко от деревни Варницы, на шоссе Луга – Псков. Находясь в разведке с напарником Александром Петровым, Голиков подорвал легковой автомобиль врага.
Как оказалось, в ней находился генерал-майор инженерных немецких войск Ричард Виртц, найденный при нем портфель с документами доставили в штаб. Среди них оказались схемы минных полей, важные инспекционные донесения Виртца вышестоящему начальству, детальные очертания нескольких образцов немецких мин и другие, очень нужные для партизанского движения документы.
В декабре 1942 немцы начали крупномасштабную операцию, под преследование которой попал и отряд, в котором воевал герой. 24 января 1943, он и еще более 20 человек, измотанные погоней, вышли к деревне Острая Лука. Убедившись, что немцев в ней нет, остановились на ночлег в трех крайних домах. Гарнизон врага находился не так далеко, было решено не выставлять часовых, чтобы не привлекать ненужного внимания. Среди жителей деревни нашелся предатель, который донес старосте деревни, в каких именно домах скрываются партизаны.
Спустя некоторое время, Острую Луку окружили 150 карателей, в составе которых находились местные жители, сотрудничавшие с гитлеровцами, и литовские националисты.
Захваченные врасплох партизаны героически вступили в бой, вырваться живыми из окружения удалось лишь шести из них. Только 31 января, истощенные и обмороженные (плюс двое серьезно раненых), смогли достичь регулярных советских войск. Они и сообщили о погибших героях, в числе которых находился юный партизан Лёня Голиков. За проявленное мужество и совершенные неоднократно подвиги, 2 апреля 1944, он посмертно был удостоен Звания Героя Советского Союза.
Первое время считалось, что у Лёни Голикова не сохранилось подлинной фотографии. Поэтому для образа героя (например, для портрета, созданного Виктором Фоминым в 1958 году), была использована его родная сестра — Лида. И хотя потом партизанское фото нашлось, именно образ сестры стал украшать его биографию и символизировать Лёню Голикова и его подвиги для миллионов советских пионеров.
Пионер-герой Марат Казей
Казей Марат Иванович родился 10 октября 1929 года в д. Станьково Дзержинского района.
Когда началась Великая Отечественная война, мать Марата, Анна Казей, начала сотрудничать с партизанским подпольем г. Минска (скрывала у себя и лечила раненых бойцов), за что была повешена фашистами в 1942 году.
Военная биография Марата Казея началась сразу после смерти матери, когда он вместе со старшей сестрой Ариадной вступил в партизанский отряд имени 25-летия Октября, где стал разведчиком. Бесстрашный и ловкий, Марат много раз проникал в немецкие гарнизоны и возвращался к товарищам с ценной информацией. Также юный герой был задействован во многих диверсиях на важных для гитлеровцев объектах. Участвовал М. Казей и в открытых боях с противником, в которых проявлял абсолютное бесстрашие - даже будучи раненым, поднимался и шел в атаку.
Зимой 1943 г. у Марата Казея появилась возможность выехать в глубокий тыл вместе со своей сестрой, так как ей срочно потребовалась ампутация обеих ног. Мальчик был на тот момент несовершеннолетним, поэтому имел такое право, но отказался и продолжил свою борьбу с захватчиками.
Один из его громких подвигов был совершен в марте 1943 г, когда, благодаря ему, был спасен целый партизанский отряд. Тогда у д. Румок немецкие каратели взяли в окружение отряд им. Фурманова, а Марат Казей смог прорваться сквозь кольцо врага и привести подмогу. Враг был разбит, а его товарищи спасены.
За проявленные в боях и диверсиях смелость, отвагу и совершенные им подвиги, в конце 1943 г, 14-летний Марат Казей был награжден тремя высокими наградами: медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом Отечественной войны 1-й степени.
Марат Казей погиб 11 мая 1944 года в бою возле д. Хоромицкие. Когда с напарником возвращался из разведки, их окружили гитлеровцы. Потеряв в перестрелке товарища, юноша сам подорвал себя гранатой, не дав немцам взять его живым или, по другой версии, предотвращая карательную операцию в деревне, в случае его поимки. Еще одна версия его биографии говорит, что Марат Казей привел в действие взрывное устройство, чтобы убить вместе с собой нескольких немцев, подошедших к нему слишком близко, так как у него закончились патроны. Похоронили мальчика в его родной деревне.Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено 8 мая 1965 года.
Зинаида Портнова
Зина Портнова, юная партизанка-подпольщица, пионерка, погибшая в 17 – летнем возрасте смертью храбрых. Ее мужеству удивлялись многие опытные военные.
Зина родилась и ходила в школу в Ленинграде. Однако война застала ее на территории Белоруссии, куда она приехала на каникулы к бабушке.
В 1942 году 16-летняя Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Она распространяла на оккупированных территориях антифашистские листовки. Затем под прикрытием устроилась работать в столовую для немецких офицеров, где совершила несколько диверсий. Одной из самых масштабных операций стало отравление более ста немецких офицеров. Работая посудомойкой в столовой, где питались офицеры, направленные на курсы переподготовки, Зина отравила еду. Самой ей тогда чудом удалось избежать смерти и ответственности. Немцы заставили её есть из тарелки с отравленным супом. Она бестрепетно взяла ложку и съела немного супа, таким образом отведя от себя подозрения. От яда её спасла бабушка с помощью народных средств.
В 1943 году Зина Портнова ушла в партизаны и продолжила заниматься диверсиями в тылу врага. Из-за усилий перебежчиков, сдавших Зину фашистам, попала в плен. В застенках ее допрашивали и пытали. Но Зина молчала, не выдавая своих. На одном из таких допросов она схватила со стола пистолет и застрелила троих гитлеровцев. Попытка бегства не удалась, Зине выстрелили в ногу. А когда она попыталась застрелить себя последним патроном, пистолет дал осечку.
Зина Портнова до своей казни прошла все круги ада. Пытали её зверски: выкололи глаза, искалечили, изощрялись в попытках причинить побольше мучений, загоняя иголки под ногти и прижигая кожу раскалённым железом. Зина стойко всё переносила и не дала никаких показаний. Ожидая смерти как избавления, после одного из допросов она вырвалась из рук конвоиров и бросилась под грузовик. Но её вытащили и опять бросили в камеру.
В январе 1944 года искалеченную, слепую и абсолютно седую 17-тилетнюю девушку повели на казнь. Её расстреляли на площади вместе с другими приговорёнными. Лишь спустя почти 15 лет мир узнал о подвиге молодых подпольщиков. Самой юной из них, Зине Портновой, в 1958 году присвоили звание Героя Советского Союза и орден Ленина.
Приложение 2. Фотографии памятников.
Валентин Котик.
Бюст установлен в детском парке в городе Симферополь (Республика Крым)
Леонид Голиков
Бюст установлен в Великом Новгороде (Россия)
Зина Портнова
Бюст установлен в Челябинске (Аллея пионеров – героев, Россия)
Марат Казей
Обелиск установлен в г. Минске (Белоруссия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час, посвящённый 65-летию победы в Великой Отечественной войне.
Классный час, посвящённый 65-летию ...
Сценарий торжественного мероприятия, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
На встречу 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг....
"Правнуки Победы" (сценарий к классному часу, посвящённому 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Литературно-музыкальная композиция...
Сценарий классного часа, посвященного 70-летию победы в Великий Отечественной войне
Разработка классного часа...
Внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: "От героев былых времён не осталось порой имён..."
Мероприятие посвящено юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Проводилось в 4-10 классах. Ребята готовили материал про своих родственников, воевавших на полях сражений Великой Отечественной войны...
Презентация к классному часу, посвящённому 70-летию победы в Великой Отечественной войне.
Презентация на тему "Моя семья в Великую Отечественную войну". Подготовлена учащимися 10-А класса о родственниках на основании архивных документов и фотографий времён Великой Отечественной войны ...
сценарий классного часа, посвященного 75-летию победы в Великой Отечественной войне
сценарий может служит основой для разработки классного часа, можно добавить рассказы о героях-земляках или о родственниках учащихся, участвовавших в этой войне. Хорошо включить в презентацию соответст...