Народное образование Воронежской области в годы Великой Отечественной войны.
статья по истории (9 класс)

Бойкова Елена Васильевна

Дополнительный материал для изучения истории Воронежской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon История Воронежской области.64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         Бойкова Е.В.

                                                                                                                                                                                                          Народное образование Воронежской области в годы Великой Отечественной войны.

       Одним из важнейших событий Великой Отечественной войны историки считают сражение советских войск на воронежском направлении. В результате двухмесячных наступательных боёв Красная Армия прорвала на широком фронте оборону немецко-фашистских войск, очистила от противника значительную территорию фронта, перейдя в наступление в районе Воронежа, разгромили немецкие войска и полностью овладели городом. "Воронеж стал на пути гитлеровцев как утёс, о который разбились все планы фашистского командования, все попытки врага к дальнейшему продвижению на восток"[1].

          Шестимесячное пребывание гитлеровцев в оккупированных районах Воронежской области нанесло огромный ущерб народному хозяйству. Были разрушены целые города и посёлки, уничтожены культурные ценности. Массовые расстрелы и насилие над мирным населением стали повседневным явлением на всей захваченной немцами территории. Вот почему главной задачей жителей края стала повседневная кропотливая работа по восстановлению нарушенной жизни в освобождённых районах региона.

           В данной статье на основе архивных документов раскрывается наиболее сложный период в истории просвещения Воронежской области, когда в условиях военного времени возрождалась к жизни почти полностью разрушенная фашистскими оккупантами система народного образования, восстанавливался культурный потенциал области.

          25 января 1943 года наши войска освободили Воронеж. Началось изгнание фашистских захватчиков из западных пределов области. 26 января 1943 года Совинформбюро сообщало: "25 января войска Воронежского фронта, перейдя в наступление в районе Воронежа, опрокинули части немцев и полностью овладели городом Воронеж. Восточный берег реки Дон в районе западней и юго-западней города также очищен от немецко-фашистских войск"[2]. Развивая наступление, войска Воронежского и Брянского фронтов освободили полностью Воронежскую область и повели наступление на Курск, Белгород и дальше на Харьков.

         Более полугода наша область являлась ареной упорных боёв с немецкими захватчиками, стремившимися прорваться на восток. Из 83 районов области 34 были оккупированы фашистскими войсками (4 района частично) [3]. Они принесли смерть и разрушения в наши города и сёла, превратили в развалины заводы, фабрики, очаги культуры, памятники искусства. "Разрушение наших городов и сел в подавляющем большинстве не были вызваны военными действиями. Они производились немцами обдуманно и планомерно, с целью уничтожить исторически сложившиеся культурные и экономические центры нашей области"[4]. В Воронеже немецкие варвары полностью разрушили лучшие здания общественных организаций. Уничтожили заводы и фабрики и почти весь жилищно-коммунальный фонд. Общий объём ущерба, нанесённого оккупантами Воронежской области, определён в сумме 15 283 846,1 тыс. рублей, в том числе системе народного образования на 179 274,9 тыс. рублей [5].

          Особое место в планах агрессоров, как показали годы войны, отводилось советской школе. Её полное уничтожение фашистами рассматривалось как важное средство и непременное условие ликвидации идейно-политического влияния государства на свою молодёжь. Немцы приравнивали школы, детские сады, дворцы пионеров к военным объектам. Всего за 1942-1943 гг. на территории Воронежской области было разрушено и сожжено 1382 школьных здания, 580 клубов, музеев, театров, 24 библиотеки[6]. В Воронеже не осталось ни одной школы, детского сада, библиотеки, не подвергшихся разрушению немецко-фашистских захватчиков. А имущество этих учреждений полностью уничтожено или разграблено.

          В 1940-ом году в городе Воронеже  функционировало 64 школы, в которых работали 1675 учителей и обучалось свыше 40 тыс. учащихся. С началом войны число действующих школ в связи с занятием части школьных зданий на нужды эвакуированных промышленных предприятий сократилось до 41-ой, а число учащихся - до 20 тыс. человек[7]. В результате оккупации города немецкими войсками, школьное хозяйство почти полностью было приведено в негодность. Из существующих школьных зданий 31-разрушено до основания, 8 школ сохранились, но нуждались в капитальном ремонте. По приблизительным подсчётам комиссии ГорОНО сумма ущерба составила 21 400 тыс. рублей. Уничтожено и разграблено 6 районных библиотек(153,8 тыс. книг) на сумму 497,4 тыс. рублей. Полностью разрушен Музей Революции, Историко-Краеведческий музей и Дом-музей И.С. Никитина, старое здание ВГУ [8]. Ликвидируя на захваченной ими территории  советскую систему народного образования, оккупанты не стеснялись использовать школы и другие культурно-просветительские учреждения для своих нужд. В областной публичной библиотеке фашисты устроили застенок, где мучили и убивали людей, в стенах Краеведческого музея была размещена конюшня, здание детских яслей "Венок Ильичу" гитлеровцы превратили в офицерский притон.

        На территории районов, подвергшихся немецкой оккупации, враг уничтожил около 1000 школьных зданий. В Россошанском районе было разрушено 16 школ из 60, в Подгоренском районе-15 из 45 школ. Особенно сильно пострадал Коротоякский район, где были уничтожены практически все школьные здания[9].

          В течение всей Великой Отечественной войны обеспечение школ и дошкольных учреждений учительскими кадрами и воспитателями составляло сложный комплекс проблем государственного значения. Призыв в армию, уход значительной части учителей в партизанские отряды, эвакуация привели к массовому сокращению педагогических кадров как в целом по стране так и в отдельных  её районах. Свыше 5 000 учителей Воронежской области ушли на фронт или эвакуировались. К началу 1942-1943 учебного года учителей осталось 18 тысяч человек[10]. Из 11 педагогических училищ сохранилось 4: Липецкое, Борисоглебское, Новохопёрское, Усманское[11]. Высшие учебные заведения были эвакуированы: педагогический институт в город Уржум Кировской области, ВГУ - в Елабугу Татарской АССР.

          Прекращение занятий в школах прифронтовых и оккупированных районов области, использование школьных зданий для военных целей значительно снизило количество детей, посещавших школу. Фактически из учтённых 405 тыс. человек[12] по сведениям ГорОНО в Воронеже на 1 марта 1943 года действовало 3 школы, числом учащихся 100 человек[13].

           Восстановление народного хозяйства Воронежской области стало главным направлением в деятельности всех партийных и государственных органов края в 1942-45 гг. Эта работа разворачивалась сразу же после освобождения оккупированных районов, проводилась в тяжёлых условиях и имела свои особенности:

1. Восстановительные работы  начались при минимальном числе жителей (например, в Воронеже на 23 февраля 1943 года проживало около 10 тыс. человек, из них 100 детей школьного возраста[14]). Их надо было выявить, учесть и создать все необходимые условия для жизни.

2. Мобилизовать все силы на очистку территории, восстановить дороги, разобрать и разминировать разрушенные здания и улицы.

3. В кратчайшие сроки возобновить деятельность школ и детских садов, приспособив для этого сохранившиеся общественные здания и жилые дома. Всё это необходимо было решить одновременно в сжатые сроки, в условиях продолжавшейся войны.

          Для оказания практической помощи в быстрейшем налаживании школьного дела над всеми 30 бывшими оккупированными районами было организовано шефство районов, не подвергавшихся оккупации. Так, например, Терновский район взял шефство на Коротоякским, Новохопёрский- над Россошанским, Усманский- над Голосновским, Хреновской- над Шаталовским, город Борисоглебск- над Репьёвским районом и т.д.[15].

           В школы подшефных районов было послано 200 тыс. тетрадей, 129 тыс. учебников, учебно-наглядных пособий на сумму 121 тыс. рублей[16]. Подшефным районам оказывалась помощь продовольствием, одеждой, техникой, но они оставались в тяжёлом положении.

          К началу весны 1943 года были подведены итоги восстановления школьной сети и осуществления всеобуча Воронежской области. В неоккупированных районах края все начальные школы начали работу 1 сентября 1942 года, учащиеся 5-10 классов в связи с сельскохозяйственными работами начали учиться 1 октября, учебные занятия на освобождённых территориях начались в феврале-марте 1943 года. В Богучарском районе, освобождённом 19 декабря 1942 года. школы начали функционировать 1 января 1943 года, в Россошанском районе 53 школы открылись 21 января, в Алексеевском районе, освобождённом 17 января, все 84 школы приступили  к работе в период с 1 по 20 февраля. Всего на конец 1942-1943 учебного года в школах области обучалось 324,4 тыс. человек (включая освобождённые и отселённые районы)[17].

          Однако, по разным причинам школу не посещало очень много детей. На 10 августа 1943 года в 17 неподвергшихся оккупации районах, из 22 355 учеников выбыли 13 578 (60,7%). Из них школы не посещали из-за отсутствия одежды и обуви 31% уч-ся, в связи с переездом на новое место жительства-29,2% уч-ся, перешли в другие учебные заведения или поступили на работу-12%. Значительная часть детей (8,1%) выбыла из школ по болезни. Особенно сократилось число учеников в прифронтовых районах.[18].

           В целях вовлечения детей в школы и предупреждения неуспеваемости проводилась агитационно-разъяснительная работа среди населения, для чего использовались родительские собрания, собрания в колхозах, на предприятиях, посещение учителями родителей учеников на дому, вызовы родителей для бесед в школу, на заседания исполкомов местных советов трудящихся, штрафование отдельных родителей. В ряде районов и городов нуждающимся ученикам, в первую очередь детям военнослужащих, была оказана значительная материальная помощь, главным образом обувью и одеждой. Так, в городе Липецк помощь была оказана 2 300 школьникам, в Борисоглебске выдано одежды на сумму 20 тыс. рублей, в Воронеже -500 пар[19]. Дети-сироты обеспечивались продуктами питания. Мастерские местной промышленности и промкооперации вне очереди производили ремонт одежды и обуви для школьников.

          Началась работа по восстановлению школьных зданий. Значительная часть школ была занята военным ведомством, в 53-х школах области размещались госпитали. В Воронеже в школе №13 находилась Военная прокуратура , №60 - Управление трудовых резервов, №43-Трибунал НКВД. Из 891 школы области в 1943 году в одну смену обучалось 113 школ, в две смены 773 школы, в три смены-5 школ. В три смены работали школы Новохопёрского района, так как в большинстве школьных зданий размещались госпитали[20]. Работа в несколько смен, отсутствие света в вечерние часы, чрезвычайная уплотнённость рабочего дня затрудняли выполнение школьной программы в полном объёме и проведение дополнительных занятий с отстающими учениками. Администрация области приняла срочные меры по освобождению  школьных зданий от учреждений, не связанных с народным образованием.

          Наиболее сложным стало восстановление системы народного образования в Воронеже, так как большинство учебных заведений было разрушено, а число детей школьного возраста увеличивалось очень быстро. В период с 15 марта по 1 апреля 1943 года в городе было открыто 3 школы в расчёте 100 учащихся, но уже к маю количество школьников достигло 1,5 тыс. человек[21]. "Руководствуясь наличием сохранившихся после освобождения Воронежа от оккупации школьных зданий в различных частях города, ГорОНО определил временно до 1 сентября 1943 года следующую  школьную сеть: НШ-3, НСШ-2, СШ-3, с контингентом детей в 2 751 человек". Всего в 1943 году семилетнюю школу окончило 969, а среднюю школу-247 учащихся[22].

              Но трудности военного времени по-прежнему давали о себе знать. Занятия в приспособленных помещениях, крайне бедно оснащённых оборудованием и учебно-наглядными пособиями носили преимущественно словесный характер - все это затрудняло преподавание многих предметов, снижало дисциплину и успеваемость в школах. Поэтому правительством и высшими органами были предприняты кардинальные шаги с целью улучшения положения.

              Первым из них стало принятие СНК РСФСР постановления №493 от 7 мая 1943 года "Об инструкциях по учету ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками государственным, кооперативным и общественным предприятиям, организациям и колхозам". На основании этого постановления областным и городским комитетами народного образования были подсчитаны сумма ущерба нанесенного школьному хозяйству края, а так же затраты на восстановление учебных зданий и строительство новых в 1943-1944 учебном году. Всего по школам области в 1943 году было ассигновано 95 109,7 тыс. рублей, израсходовано 105 903тыс. рублей, или 103,8% от плана [23].

                     

         23 июля 1943 года CI IK РСФСР было принято постановление "О введении раздельного обучения мальчиков и девочек семилетних и средних школ". Это решение было вызвано необходимость введения военно-физической и, особенно, допризывной подготовки. В Воронеже было открыто 7 мужских и 7 женских школ. Итоги 1943-1944 учебного года показали, что в школах с раздельным обучением имеются большие возможности для четкой организации учебно-воспитательной работы, установления в школе трудовой дисциплины, привития учащимся интереса к учебе. Успеваемость  в женских учебных заведениях была несколько выше, чем в мужских. Например, в женской средней школе Коминтерновского района города Воронежа она составили 79%, а в мужской — 64% [24].

         Велика заслуга учителей и учащихся в деле оказания помощи сельскому хозяйству. Районным и городским отделами народного образования были даны указания о проведении подготовки комбайнеров и трактористов на базе школ. Всего за 1943-1944 учебный год было обучено 519 человек [25]. 29 мая 1943 года областная газета "Коммуна" опубликовала письмо учащихся и учителей всех школ Воронежской области с призывом помочь колхозам и совхозам в успешном выполнении сельскохозяйственных работ. По подсчетам ОблОНО летом 1943 года па полях и фермах работало 78 493 школьника [26].

         Учащиеся школ Воронежской области, как и других областей нашей страны, оказывали большую помощь фронту. Школьники города Борисоглебск в течение 1942-1943 гг. отправили на фронт 1000 посылок с продуктами и одеждой, Верхне-Мамонского района — 240 посылок, сбор денежных средств на боевую технику Красной Армии дал сотни тысяч рублей. Только двумя школами города Усмань было собрано 58 тыс. рублей, школами Новохоперского района — 107,5 тыс. рублей, Аннинского района — 58 тыс. рублей [27]. Велась активная работа по обслуживанию госпиталей в Борисоглебском, Грибановском, Бутурлиновском, Калачеевском районах. Школьники организовывали концерты, ухаживали за ранеными, писали письма и т.д. В ряде районов (Бутурилонвском, Хреновском) учащиеся в зимнее время поддерживали в проезжем состоянии дороги, по которым подвозились к фронту войска, вооружение, боеприпасы, продовольствие. Для выполнения этих работ во многих школах были созданы тимуровские команды, в которые входило 50 тыс. учащихся [28].

         Значительно осложнила учебно-воспитательную работу постоянная нехватка учительских кадров. В ряде школ области совсем не преподавались математика, история, география. Для разрешения проблемы дефицита кадров в народное образование возвращались учителя, работающие не по специальности, проводилась реэвакуация учителей, увеличивалась нагрузка. Из 2 868 учителей области только 649 имели высшее, а 670 — среднее педагогическое образование. Из 184 директоров школ — 73 закончили вузы. Для улучшения образовательного уровня школьных работников была восстановлена система заочного обучения. С 1 марта 1943 при педучилищах и педагогических институтах начали работу краткосрочные курсы по подготовке учителей начальных классов. Всего в течение 1943-1944 учебного года было подготовлено 173 учителя начальных классов, и 303 специалиста для 5-10 классов[29].

         В 1944-1945 учебном году местным Советам, органам народного образования и школам пришлось решать новую трудную задачу. В постановлении Совета Народных комиссаров от 8 сентября 1943 года указывалось, что с 1 сентября 1944 года дети будут приниматься в школу с 7 лет. В результате количество учащихся 1-х классов значительно увеличилось. Кроме того, продолжалась реэвакуация населения области, что так же повышало численность детей школьного возраста. Все это требовало новых государственных ассигнований, дополнительных школьных зданий, увеличения количества учителей. Но и эти трудности были преодолены. В 1944-1945 учебном году в Воронежской области работало 3 305 школ всеобуча, в том числе: начальных — 2 266, семилетних — 814, и средних — 225. По сравнению с предыдущим годом школьная сеть увеличилась на 60 школ [30].

         Восстанавливая существовавшую до оккупации сеть школ, возрождая всеобщее семилетнее обучение в освобожденных районах, местные органы Советской власти и отделы народного образования вместе с тем проявляли особую заботу о детях, оставшихся без родителей.

         Уже в 1943 году в области открылось 11 специальных детских домов на 1110 человек. К концу 1944-45 учебного года сеть детских домов и численность в них детей более чем в два раза превысили довоенную. Если в 1940 году в Воронежской области было 23 детских дома, с общим контингентом 2 450 человек, то в 1945 году функционировало уже 52 детских дома, число воспитанников в них возросло до 5 600 человек. К 1945 году полностью была восстановлена сеть детских садов [31].

         Огромные ассигнования государственных средств, активная помощь советской общественности, самоотверженный труд советских учителей позволили уже к концу войны, т.е. через два года после освобождения Воронежской области от фашистских оккупантов почти полностью восстановить культурный потенциал области. В период тяжелых военных испытаний народное образование и школа не только выстояли, но и поднялись в споем развитии на новую ступень.

                                                     ПРИМЕЧАНИЯ:

1.        Коммуна. 1943. 26 января.

2.        Воронежская   область   в   Великой   Отечественной   войне.   Сборник документов и материалов. — Воронеж, 1948. С. 79.

3.        Там же. С. 87.

4.        Счет нашей мести. Сборник статей и документов. — Воронеж, 1943. С. 8.

5.        Центр документации новейшей истории Воронежской области (далее

ЦДНИ). Ф.19.ОП.1.Д.180. Л.173.

6.        Воронежская область в Великой Отечественной войне...С.164.

7.        Государственный     архив     Воронежской     области     (далее     ГАВО). Ф.1646.0П.8.Д.З..Л.8.

8.        Там же Л 5

9.        ЦДНИ Ф.З.Оп. 1 Д 5695.Л. 127.

10.        Там же Д.4045. Л.85.

11.        ГАВО. Ф.2669. Oп.1 Д.9 Л.29.

12.        Там же. Д. 11.Л.11.

13.        Там же Ф.1646. Оп.8 Л.3 Л.8.

14.        Там же.

15.        ЦДНИ. Ф 3.Оп.1 Д.5056.Л.27.

16.        ГАВО. Ф.2669. Оп.1 Д.11. Л.7.

17.        ЦДНИ. Ф.З Оп.1 Д.5061. Л.25

18.        ГАВО. Ф.2669. Оп.1 Д.11. Л.2.

19.        Там же. Л.3.

20.        Там же. Ф.2669. Оп. 1. Д. 11. Л. 4.

21.        Там же. Ф. 1646 Оп. 8. Д. 3. Л. 8.

22.          ЦДНИ. Ф.3.Оп.1.Д.5695.Л.143.

23.          ГАВО.Ф.2669.Оп.1.Д.11.Л.20.

24.          Там же.

25.          Винокуров С.В. Народное образование в Воронежской области.- Воронеж. 1954.          

               С.33-3.

26.         Там же.

27.         ГАВО.Ф.2669.Оп.1.Д.11.Л.29.

28.         Там же. Д.35.Л.1.

29.         Винокуров С.В. Народное образование... С.37.

30.         Там же.

31.          ГАВО.Ф.2669.Оп.1.Д.11.Л.24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Калининская область в годы Великой Отечественной войны (интеллектуальная игровая программа)

    Тема “ Великая Отечественная война ” занимает особое место в истории. Обучающиеся должны помнить    о событиях  Великой Отечественной войны  в своё...

Иркутская область в годы Великой Отечественной войны

Урок комплексного применения знаний по технологии проектного обучения...