«Экспедиционно-исследовательская деятельность по древней истории родного края»
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

          Рабочая программа по курсу «Экспедиционно-исследовательская деятельность по древней истории родного края» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы  и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Данный курс является пропедевтическим в реализации историко-культурного стандарта, который будет введён в 2016 году на территории Саратовской области (ИКС разработан в соответствии с поручением президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 года № Пр..-1334).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneur.danilov_v.n._.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Владыкинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

Рассмотрено»                                       «Согласовано»                                           «Утверждено»

на заседании МГ «Мыслитель»     Заместитель директора по УВР                 Директор МОУ

 (руков. Терешина Г.А.)                  МОУ «Владыкинская СОШ»                      «Владыкинская СОШ»                        

_____________________                __________ Мазжилкина О.А.                       _____Черкашина М.С

Протокол № ____ от                          «___»____________2015 г.                       Приказ № _____

«___»_________2015 г.                                                                                          «___»_________2015 г.                                                                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Экспедиционно-исследовательская деятельность

по древней истории родного края»

для 7 класса

учителя I категории

Данилова Владимира Николаевича

Принято на заседании

педагогического совета

       Протокол №____

от «__»_________ 2015 г.

с. Владыкино

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

          Рабочая программа по курсу «Экспедиционно-исследовательская деятельность по древней истории родного края» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы  и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Данный курс является пропедевтическим в реализации историко-культурного стандарта, который будет введён в 2016 году на территории Саратовской области (ИКС разработан в соответствии с поручением президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 года № Пр..-1334).

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Главной задачей историко-культурного стандарта является воспитание личностного роста школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время

в Поволжском регионе наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Краеведение играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи, но оно не позволяет обучающимся в полной мере  заниматься практической поисково-исследовательской деятельностью, если учащиеся и получают задания, то они чаще всего носят репродуктивный характер. Только средствами дополнительного образования, во внеурочное время, школьник имеет возможность раскрыть творческие способности, заняться научной деятельностью. Важнейшую роль в этом играют школьные краеведческие экспедиции.

практика показала, что обучающимся для работы в экспедициях требуется предварительная подготовка. Данный внеурочный курс является частью этой подготовки. 

Цели программы:

- активизация интереса обучающихся к древней истории родного края;

- всесторонняя подготовка обучающихся к экспедиционно-исследовательской работе;

- воспитание патриотических чувств, любви к родному краю.

Задачи программы

Теоретические:

- формирование представления об исторической хронологии и этапах исторического развития родного края;

- формирование представления о методах исследования древней истории родного края;

- формирование представления об экспедиционно-исследовательской деятельности и технике безопасности при проведении краеведческих экспедиций;

- формирование представления о «Законе о культурном наследии»;

- формирование представления о формах и правилах создания творческих исследовательских работ.

Практические:

- развитие навыков применения различных методов исследования;

- отработка техники безопасности при проведении краеведческих экспедиций;

- привитие навыков оформления исследовательских материалов и регистрации находок.

- создание исследовательских работ и проектов.

Формы и методы работы

  • познавательная;
  • краеведческая;
  • аналитическая
  • просмотр презентаций;
  • экскурсии;
  • экспедиционно - исследовательская;
  • проектная деятельность.

   Программа рассчитана на обучающихся 7 класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 34,  количество недельных часов – 1. Продолжительность теоретического учебного занятия 45 минут. При проведении практических занятий возможно объединение 2 часов в одно занятие.

Срок реализации программы 1 год.

Формы подведения  итогов по основным разделам

Раздел

Формы контроля

1

Введение (4 ч.)

Описание ГП памятника древней истории.

2

Этапы древней истории края (5 ч.)

Тестирование: «Керамика разных эпох»

3

Методы исследовательской работы (12 ч.)

 Описание памятника древней истории

4

Организация экспедиционно - исследовательской работы (6 ч.)

 Устройство учебного полевого лагеря

5

Экспедиционно – исследовательский практикум (8 ч.)

Представление творческих отчётов

Календарно – тематическое планирование по внеурочному курсу

«Экспедиционно-исследовательская деятельность

по древней истории родного края», 7 класс

п/п

Тема раздела

и занятия

Кол.

часов

Дата

проведения

УУД

план

план

Введение (4 ч.)

1

Особенности географического положения родного края.

1

Работа с ИГИ по определению ГП

2

Археология – наука, изучающая прошлое.

1

Формирование представления об археологии, её роли в изучении древней истории края

3

Что такое экспедиция? Закон «О сохранении культурного наследия»

1

Формирование представления об основных статьях «Закона о сохранении культурного наследия»

4

Практическая работа на местности: «Мини экспедиция»

1

Мини исследование стоянки «Макаровская речка». Стимулирование интереса к курсу.

Этапы древней истории края (5 ч.)

5

Историческая хронология

1

Формирование представления о хронологии развития человечества

6

Палеолит и неолит.

Памятники палеолита и неолита на территории края

1

Работа с ИКИ. Формирование представления о подъёмном материале и памятниках эпохи.

7

Эпоха бронзы.

Памятники «бронзового века» на территории края

1

Работа с ИКИ. Формирование представления о подъёмном материале и памятниках эпохи.

8

Памятники «раннего железного века» на территории края

1

Работа с ИКИ. Формирование представления о подъёмном материале и памятниках эпохи.

9

Наш край в средневековье.

1

Работа с ИКИ. Формирование представления о подъёмном материале и памятниках эпохи.

Методы исследовательской работы (12 ч.)

10

Картографический метод исследования

1

Формирование навыков работы с крупномасштабной картой.

11

Практикум: «Изучение района экспедиции по карте»

1

Формирование навыков работы с крупномасштабной картой.

12

Компьютерные методы исследования

1

Поисковые системы и специальные сайты.

13

Практикум: «Поиск информации по объекту исследования»

1

Формирование навыков работы с электронными источниками информации.

14

Метод визуального наблюдения и дневник исследователя

1

Развитие наблюдательности. Формирование представления о видах подъёмного материала.

15

Практикум: «Дневник исследователя»

1

Формирование представления о поисковых документах.

16

Методы фото и видео фиксации исследуемых объектов

1

Формирование знаний об основах применения фото и видео

17

Практикум: «Фото фиксация артефактов»

1

Развитие навыков фото и видео фиксации исследуемых объектов.

18

Аналитический метод исследования

1

Основы статистического и логического анализа

19

Практикум: «Аналитический отчёт»

1

Аналитическая работа с артефактами

20

Глазомерная съёмка объекта исследования

1

Развитие навыков глазомерной съёмки

21

Регистрация объекта спутниковыми навигаторами

1

Формирование представления о навигационных системах

Организация экспедиционно - исследовательской работы (6 ч.)

22

Выбор района или объекта исследования.

Метод проекта.

1

Работа  с источниками краеведческой информации

23

Техника безопасности в краеведческих экспедициях.

1

Отработка навыков техники безопасности

24

Начальная медицинская подготовка

1

Отработка навыков оказания первой медицинской помощи

25

Гигиена экспедиционного быта

1

Формирование о требованиях гигиены экспедиционного быта

26

Гигиена питания.

1

Формирование о требованиях гигиены питания в полевых условиях

27

Специальное снаряжение – правила пользования.

1

Отработка навыков использования экспедиционного снаряжения

Экспедиционно – исследовательский практикум (8 ч.)

28

Практическая работа на местности: «Устройство полевого лагеря»

2

Устройство учебного полевого лагеря

29

Практическая работа на местности: «Поисковый маршрут»

2

Развитие навыков поисковой деятельности

30

Практическая работа на местности: «Глазомерная съёмка объекта»

2

Глазомерная съёмка исторического памятника

31

Оформление творческих отчётов

1

Обработка и оформление собранного краеведческого материала

32

Полевой семинар: «У костра».

1

Представление творческих отчётов с последующим обсуждением

Итого

35

Содержание тем внеурочного курса

Введение (4 ч.)

Определение географического положения области, района, села. Понятие «археология». Предмет и методы археологии. Великие археологические открытия. Саратовские археологи. Понятие о краеведческой и археологической экспедициях. Знакомство с основными положениями закона «О сохранении культурного наследия. Что такое «открытый лист» и его виды.

Этапы древней истории края (5 ч.) 

Краткая история возникновения человечества. Историческая хронология родного края. Характеристика артефактов эпох палеолита и неолита. Памятники палеолита и неолита на территории области и района. Эпоха бронзы. Памятники и артефакты «бронзового века» на территории края. Памятники «раннего железного века» на территории края. Наш край в средневековье. Керамика – как основной «инструмент» определения древней культуры. Виды керамики.

Методы исследовательской работы (12 ч.)

Картографический метод исследования. Условные обозначения на крупномасштабных картах и планах местности. Чтение карт и планов местности или как по карте и плану определить  наиболее перспективные районы для исследования.  

Компьютерные методы исследования. Поисковые системы и специальные сайты. Поиск необходимой информации.

Метод визуального наблюдения. Чтение форм рельефа на местности. Порядок оформления полевого дневника юного исследователя.

Методы фото и видео фиксации исследуемых объектов. Выбор ракурса, масштаба съёмки. Обработка фото и видео материалов на компьютере.

 Аналитический метод исследования. Глазомерная съёмка объекта исследования. Регистрация объекта спутниковыми навигаторами. Метод проекта.

Организация экспедиционно - исследовательской работы (6 ч.)

Выбор района или объекта исследования. Устройство полевого лагеря, установка полаток, устройство быта. Прохождение учебного азимутального маршрута. Техника безопасности в краеведческих экспедициях. Начальная медицинская подготовка. Гигиена экспедиционного быта. Специальное снаряжение – правила пользования.

Экспедиционно – исследовательский практикум (8 ч.)

Приобретение и отработка практических навыков по обустройству полевого лагеря и проведению глазомерной съёмки. Обработка и оформление собранного краеведческого материала.

Список источников информации для учителя

1. Литература

1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

1.2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

1.3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.  

1.4. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

1.5. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 

1.6. Атлас Саратовской области. ООО «АСТ – Пресс «Картография» 2002.

1.7. История Саратовского края. Саратов 1996.

1.8. Справочник по археологии.«Памятники оседлых времен Самарского лесостепного Поволжья».

Интернет источники

2.1. М.А. Изотова ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ  ПАМЯТНИКОВ РТИЩЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.2 «Закон о сохранении культурного наследия» от 25.08.2013. docs.cntd.ru

Приложения

1. Творческие исследовательские работы обучающихся.

2. Коллективный проект: «Экспедиция №2016.1.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс: «История родного края с древнейших времен до конца XIX века»

Элективный предмет «История родного края с древнейших времен до конца XIX века» посвящен изучению регионального компонента по истории Отечества в рамках профильной школы и рассчитан на 34 часа. Програ...

История родного края: "Саратов - мой город родной"

Презентация : "Саратов - мой город родной"...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Разработка интегрированного урока математики и истории в 5 классе по теме: «История родного края и десятичные дроби»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Действия с десятичными дробями"; познакомить учашихся с историей родногокрая; показать связь истории и математики....

Интегрированный урок математики и истории в 5 классе "История родного края и десятичные дроби"

Изучение истории нашей страны, ее далекого прошлого обогащает нас знаниями о том, какой путь прошли наша страна и ее народ, помогает лучше осмыслить настоящее и заглянуть в будущее. Однако наши знан...

Программа кружка "Древняя история родного края""

Данная программа рассчитана на учащихся 7-9 классов. Программа тесно связана со школьными программами по истории России и истории Татарстана и предусматривает использование материалов на уроках истори...


 

Комментарии

Данная программа представлена автором на региональный конкурс по древней истории Саратовского края "Деревягинские чтения 2015" в номинации "Учебные образовательные программы". Результаты конкурса будут опубликованы на сайте ГБОУ СОДОД ОЦДОдД "Поиск" (ocdodpoisk.ru).Отмечена Дипломом II степени.

Шарифова Ольга Васильевна

Замечательная программа!! Всё чётко прописано. И главное, ни у кого такого нет.