Интеллектуальная игра "Край родной - земля Нижегородская"
классный час по краеведению (6 класс) по теме
Методическая разработка воспитательного мероприятия для 6-ого класса, Игра включает в себя 5 туров, где учащиеся должны показать свои знания по истории и культуре родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат iv вида №2».
Методическая разработка воспитательного мероприятия для 6-ого класса.
« Край родной - земля Нижегородская»
Выполнила: воспитатель Лаврентьева Л.А.
Цель игры:
Формирование устойчивого интереса учащихся к истории и культуре родного края, воспитание патриотов «малой родины».
Задачи игры:
1.Образовательные - обобщить знания учащихся об истории и культуре Нижегородского края.
2. Развивающие - развитие внимания, памяти, умения работать в команде, оперировать полученными знаниями.
3. Воспитательные - воспитание чувства гордости за славную историю своего края, желания поддерживать лучшие традиции земляков.
Участники игры - учащиеся 6-ого класса (10 человек)
Участники игры разделились на 2 команды( по 5 человек в каждой команде). Выбрали капитанов , придумали названия своих команд, изготовили эмблемы. Собирали и изучали материал по следующим темам:
- Нижегородский Кремль
- Наши великие земляки
- Художественные промыслы Нижегородского края
.
- Организационный момент.
Вступительное слово воспитателя. Объяснение правил
игры. Представление жюри. Участники игры занимают свои места за двумя большими столами.
- Первый тур. «Требуются доказательства».
Каждой команде предлагается текст - стихотворение о городе. Участники игры, внимательно прослушав текст, должны догадаться, о каком городе идет речь, привести доказательства в пользу своей версии. Чем больше доказательств, тем больше баллов. (Каждое доказательство -1 балл).
Задание для 1- ой команды.
«Там, союз где свой скрепили две великие реки,
На слиянии дружелюбном славной Волги и Оки,
Горы Дятловы с величьем с времен давних где стоят,
Солнцу лик открыл прекрасный низовской земли тот град.
Как - то сильные здесь люди начали пилить, таскать,
На сим месте (что за диво!) город начал возникать.
Князь Георгий рек: «На славу город сей построил люд».
Кремля стены непреступны, и враги здесь не пройдут.
Каждый житель свою лепту в город свой внести хотел,
И пошел здесь торг великий, город рос и богател.
Без герба не может город - ни малютка, ни большой,
На гербе зазолотился, гордо встал олень лесной.
(г. Нижний Новгород. Доказательства: слияние Волги и Оки, Дятловы горы, князь Георгий Всеволодович - основатель Нижнего Новгорода, торг великий - Нижегородская ярмарка, изображение оленя на гербе города).
Задание для 2-ой команды.
«Поседевшие Дятловы горы...
А внизу, предо мной, две реки
Две руки охватили мой город Город Волги и тихой Оки
И мерцают вдали огоньки:
Бакена, светлячки - маяки.
За века повидал ты немало
И твердыней поволжской стоишь.
Ты в замесах кремлевского вала
И легенды, и правду таишь...
Не таи, не молчи - расскажи,
Как растут в небеса этажи.
И брожу я мечтой осиянный,
По дорожкам Кремлевских аллей –
Здесь вот Минин сказал: «Россияне!
Мы заложим и жен, и детей –
Соберем всенародную рать,
Чтобы Родину- мать отстоять...»
А какие я вижу просторы:
Вижу море на Волге - реке,
А по Волге летят «Метеоры»
И «Ракеты» летят по Оке,
И гудит надо мною полет-
Обгоняет свой рев самолет.
(г. Нижний Новгород. Доказательства: две реки - Волга и Ока, славный нижегородец- Кузьма Минин, Дятловы горы, Горьковское водохранилище, «Метеоры» и «Ракеты» - суда на воздушных подушках изобретены в нашем городе)
З. Второй тур. «Нижегородский Кремль»
Участникам игры предлагается посмотреть видеоролик «Прогулка по Нижегородскому Кремлю».
Содержание видеоролика.
Мини- экскурсия по территории
Нижегородского Кремля.
1). Мы начинаем наше путешествие от главной башни Нижегородского Кремля Дмитриевской. Названа она в честь нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Выглядела башня не так, как сейчас. В 1894-96 годах Дмитриевская башня подверглась реконструкции. Ее переоборудовали под художественно-исторический музей. Была надстроена верхняя часть башни. В результате чего Дмитриевская башня стала резко отличаться от других башен. И сейчас она самая красивая.
Между Дмитриевской башней и Кладовой башней находится музей военной техники под открытым небом. Он был открыт в 1975 году к 30-летию Великой Победы. Вот эта военная техника выпускалась заводами нашего города в годы Великой Отечественной войны: знаменитые пушки «ЗИС-2» артиллерийского завода, самоходные установки и броневики автозавода, истребитель «Ла-7» авиационного завода, командная рубка подводной лодки завода «Красное Сормово».
К 50-летию Победы установлена колонна, увенчанная скульптурой Георгия Победоносца.
По аллее мы проходим к великолепному зданию с колоннами. Сегодня здесь расположены областные министерства, областное Законодательное Собрание, в правой части филармония и Кремлевский концертный зал. Здание было построено в 18 веке. В 19 веке здесь размещался Аракчеевский кадетский корпус. Он считался старейшим в России. Корпус предназначался для подготовки к офицерской службе мальчиков преимущественно из семей военных. Преподавались здесь не только специальные военные дисциплины, но и общественные науки- литература, история, правоведение. В каждой роте была своя библиотека. Большое внимание обращали на музыку и пение. Воспитателем в кадетском корпусе в свое время служил поручик Николай Нестеров, отец знаменитого русского летчика Петра Нестерова, прославившегося своей «мертвой петлей».
2) Мы с вами находимся в самом сердце Нижегородского Кремля, возле Архангельского Собора, в котором покоится прах Кузьмы Минина. Он выстроен в 1631 году на месте первой в Нижнем Новгороде деревянной церкви Михаила Архангела, по преданию основанной самим Юрием Всеволодовичем. Каменный храм был возведен по приказу царя Михаила Федоровича за счет государственной казны в благодарность нижегородцам за освобождение Москвы от поляков. В 18 веке Собор многократно страдал от пожаров, но любовно восстанавливался. Длительное время он был филиалом историко- краеведческого музея, в настоящее время передан
православной церкви и является действующим храмом. Его высота 34 метра.
О великом патриоте земли русской Кузьме Минине напоминает еще один памятник- рядом с Архангельским Собором стоит гранитный обелиск с двумя бронзовыми барельефами, установленный в честь Минина и Пожарского в 1828 году. Обелиск и постамент сооружены архитектором Мельниковым, а барельефы выполнены скульптором Мартосом. Это самый старый памятник в нашем городе. Вокруг памятника в 19 веке был разбит сквер, получивший название Мининского сада.
Рядом горит Вечный огонь, а на гранитной стелле надпись: « Вечная память горьковчанам, павшим в боях за независимость нашей Родины».
На другой стороне стелы золотом вписаны имена нижегородцев- Героев Советского Союза и кавалеров Ордена Славы трех степеней, погибших на фронте. Мемориал открыт 8 мая 1965 года.
На постаменте установлен легкий танк «Т-34», выпускавшийся на заводе «Красное Сормово» в годы Великой Отечественной войны.
С Нижегородского откоса хорошо просматривается Волга, а за ней леса, леса.
«Усталость тихая, вечерняя Зовет из гула голосов В Нижегородскую губернию И в синь Семеновских лесов».
Эти строки принадлежат нижегородскому поэту Борису Корнилову. Когда мы были маленькими, родители нам читали веселые стихи поэта, например, «Как от меда у медведя зубы начали болеть».
3)Перед нами бывший Дом Советов-ныне здание мэрии и Городской Думы Нижнего Новгорода. Здание построено в 1929-1931 годах по проекту московского архитектора Гринберга. С высоты птичьего полета здание напоминает самолет, поэтому в народе его так и прозвали «дом- самолет». А это дворец военного губернатора, спроектирован в 1834 году.
Первым хозяином дворца стал Бутурлин, тот самый, в гостях у которого побывал Пушкин во время своего посещения Нижнего Новгорода. Через 5 лет после постройки дому потребовалась помощь: здание пострадало из-за оползней грунта на откосе.
Инженер Дельвиг, известный как строитель первого городского водопровода и фонтана, впервые в строительной практике применил бетон при укреплении фундамента и подвалов дворца.
По Ивановскому съезду мы добираемся до Ивановской башни Кремля, названной по имени церкви Рождества Иоанна Предтечи.
Башня с проездными воротами служила главным въездом и центром обороны подгорной части Кремля. В 1531 году башня была разрушена в результате взрыва хранящегося в ней пороха. Башню восстановили. Именно здесь в 1611 году Кузьма Минин обращался к нижегородцам с воззванием. Отсюда двинулось на освобождение Москвы от поляков нижегородское ополчение.
Вопросы для 1- ой команды.
- От какой башни Нижегородского Кремля началась видеоэкскурсия? В честь кого она так названа? (От Дмитриевской башни. Названа в честь князя Дмитрия Константиновича)
- Кто такой был Петр Нестеров? (Русский летчик, сделавший « мертвую петлю»).
- Строки из стихов какого нижегородского поэта были прочитаны в ходе видеоэкскурсии? (Строки из стихотворения Б. Корнилова).
- От стен какой башни Кремля двинулось Нижегородское ополчение на освобождение Москвы от поляков? (От стен Ивановской башни)
Вопросы для 2-ой команды.
- Какая военная техника выпускалась заводами нашего города в годы Великой отечественной войны? (Пушки «ЗИС-2», самоходные установки и броневики, истребитель «Ла-7»).
- Какова высота Михайло- Архангельского Собора? В честь какого события он был выстроен? (34 метра, в благодарность нижегородцам за освобождение Москвы от поляков).
- О каком еще памятном месте Нижегородского Кремля ничего не было рассказано в экскурсии? ( «Вечный огонь» и мемориал Славы).
- На что похоже здание Нижегородской мэрии с высоты птичьего полета? (На самолет).
4.Третий тур. « Подпиши фотографию».
Команды получают по 4 фотографии с изображениями памятных мест Нижнего Новгорода. Учащимся необходимо узнать эти места и правильно подписать фотографии. Задание проверяется с выводом изображений фотографий на экран.
1-ая команда.
- Дмитриевская башня Нижегородского Кремля.
- Памятник А.М. Горькому на площади Горького.
- Нижегородская ярмарка. Гпавный ярмарочный дом.
- Собор Михаила Архангела.
2-я команда.
- Часовая башня Нижегородского Кремля.
- Памятник В.П. Чкалову.
- Памятник К.Минину и Д.Пожарскому.
- Собор Александра Невского.
5. Четвертый тур «Наши великие земляки».
Угадайте; о ком идет речь, что вам известно об этом человеке.
Задание для 1-ой команды.
- «Огромная толпа народа собралась у ворот Ивановской башни Кремля. Говор слышался отовсюду. Но вот на помост- торговое лобное место, взошел человек. Неторопливо снял шапку. Уверенная стать крепкого мужчины, собранность и степенность его внушали почтение. Однако он сильно волновался. «Люди нижегородские! Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имущества своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей в кабалу закладывать, жизнь свою положить, но землю родную вызволить» ( Кузьма Минин).
- « Этот человек родился в Нижнем Новгороде в середине 18 века. Очень рано начал интересоваться тем, как все устроено внутри. Мальчишка в считанные минуты чинил механизмы любой сложности (чаще всего часы). Став взрослым, он смастерил часы в форме гусиного яйца. Каждый час в них распахивалась дверца, и появлялись крошечные человечки из золота и серебра, разыгрывающие под музыку целое представление. Эти часы мастер преподнес императрице Екатерине 2.» (Иван Кулибин).
Задание для 2-ой команды.
- « С улицы Рождественской по Почтовому съезду мы медленно идем в гору. На самом верху горы, прислонясь к правому откосу и начиная собой улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно- розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами. Именно здесь проходило детство нашего великого земляка, чьим именем впоследствии назвали Нижний Новгород» (А.М. Горький).
- «18 июня 1937 года самолет Ант- 25 взлетел с военного аэродрома Москвы и взял курс на Северный полюс.
В течение 6 часов полета
погода была хорошая, но вскоре испортилась. На пути возник циклон. Так как обойти его было невозможно, то было принято решение войти в него и некоторое время лететь вслепую. Самолет подвергся обледенению. Летчикам пришлось вывести машину поверх циклона. Кончился запас кислорода. Наступило кислородное голодание. У всех членов экипажа из носа пошла кровь, приходилось дышать ртом. Но мужество, воля и упорство позволили летчикам выполнить задание. 20 июня 1937 года самолет совершил посадку в городе Ванкувере. Одним из 3-х членов экипажа был наш земляк.» (В.П.Чкалов)
6. Пятый тур. «Нижегородские мастера»
Задание для 1-ой команды.
Перед учащимися выставляются изделия хохломской росписи. Вопрос: «Что объединяет эти изделия?
«Откуда пошло название промысла -Хохломская роспись?»
( От названия села, где зародился промысел, ныне в Семеновском районе).
« Что обозначает поговорка - Бить баклуши? Как эта поговорка связана с хохломской росписью?» (Бить баклуши- делать грубые бруски-заготовки из дерева. Эта работа не требует особых умений, выполнять ее мог любой).
«Какая существует красивая легенда о возникновении Хохломской росписи?»
«Какая порода деревьев используется для деревянных заготовок, предназначенных под хохломскую роспись?»
Задание для 2-ой команды.
Перед учащимися выкладывается большой пряник.
Вопрос: «Как вы думаете, где испекли этот пряник?»
«Когда возник пряничный промысел в Городце?» (в 17 веке)
« Назовите главное отличие городецкого пряника от других пряников.» (Наличие на поверхности изображения, которое получалось при помощи оттиска с деревянной резной пряничной доски. Такой пряник называют печатным.)
«В 19 веке в Городце изготовляли около 30 видов пряников. Обычно, когда ребенок шел в школу, ему покупали специальный школьный пряник. Как выглядел этот пряник? Опишите его.
« По какому случаю покупали пряник- разгоняй?»
7. Подведение итогов. Награждение победителей.
8. Заключительное слово воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дни воинской славы в истории земли Нижегородской
О детях блокадного Ленинграда на Сокольской земле (Нижегородская область)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/21/picture-185035-1358790843.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению "Жемчужина земли Нижегородской"
Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Про...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/23/picture-661973-1442963992.jpg)
Презентация: "Мой родной край. Нижегородская область". Викторина по Нижегородской области.
Содержит вопросы и ответы: об административно-территориальном составе, рельефе, полезных ископаемых, растительности, реках иоб охраняемых природных территориях Нижегородской области....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-348302-1384944684.jpg)
Квест-игра "Мой край родной-земля Нижегородская"
Данное мероприятия проводится в форме игры. Где учащиеся путешествуют по станциям. Цель данного мероприятия - преобщить детей к истории родного края. Расширить знания детей по данной теме. Игровая фор...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-707640-1447330666.jpg)
Классный час "Мой край родной - земля Нижегородская"
Разработка классного часа об основании Нижнего Новгорода,символике, достопримечательностях, сопровождающихся красивыми фото.В заключении предлагается пройти небольшой тест по теме....
«СвяТЫНИ зЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ. НИЖЕГОРОДСКИЙ КРЕМЛь»
Святыни земли Нижегородской. Нижегордский кремль...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/06/picture-991824-1515241442.jpg)
Презентация на тему "Край родной, земля Нижегородская..."
Презентация рассказывает о Нижегородской земле, начиная с истории (основание города в 1221 году), дале тектоника, рельеф, климат и внутренние воды и т.д. Заканчивается презентация рассказом о народных...