Из цикла "Уроки Мужества".
план-конспект занятия по истории (9 класс) по теме

Шалагинова Валентина Аркадьевна

Материал к уроку Мужества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Великая Отечественная война 1941-1945гг: вклад в победу наших земляков».

    Тип урока: интегрированный урок истории и краеведения (2 час.)

Форма урока: проектно –исследовательский

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой, видеопроектор с демонстрационным экраном, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», документы и материалы из школьного и семейного архивов, проектные работы учащихся, аудиокассета с песнями «Священная война», «Журавли», «День Победы».

Цели:

Образовательные:

- сформировать у учащихся представление об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;

- раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;

Воспитательные:

- показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;

- развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, расширять кругозор;

- закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;

- учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.

Подготовительный этап

Экскурсия в школьный музей, знакомство с экспозицией «Судьбы, опаленные войной».

Викторина, посвященная 65-летию Победы как элемент работы с дополнительными источниками о событиях Великой Отечественной войны (см. Приложение 1).

Знакомство с мультимедийным учебным пособием на CD-диске «От Кремля до Рейхстага» (ГНУ Республиканский мультимедиацентр).

Распределение учащихся на творческие группы, определение тем презентаций по теме  войны.

Консультация по содержанию выбранных тем и по работе с презентацией.

Творческая работа-исследование «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны», разработка алгоритма написания работы (см. Приложение2).

                                          Ход урока

   Вводное слово учителя:

   65 лет как закончилась  Великая Отечественная война на территории нашей страны. Война потребовала от народа невиданных жертв и страданий. Она была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины. В то же время она явилась и героическим подвигом  этого периода истории. Вероломное нападение Германии на Советский Союз заставило весь народ мобилизовать свои силы, чтобы после первых неудач Красной Армии дать достойный отпор врагу.

Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.

Эпиграф к уроку:

 «Война сложна, темна и густа как непроходимый лес. Она непохожа на её описание, она и проще и сложнее».

(И. Эренбург)

    Учитель:

Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой войне. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег… Можем ли мы с этим согласиться?

предполагаемые ответы учеников: - «Да», «Нет»

Даже в классе у нас различные мнения. Поэтому нам необходимо определиться по теме нашего разговора.

Так о чем мы сегодня поговорим? Что вы предлагаете обсудить?

(в процессе обсуждения ученики определяют три блока: значимость, причины, память.)

Чтобы решить эту проблему, нужны факты и доказательства. А самыми яркими доказательствами могут быть документы, музейные архивы и семейные. У нас уже сформированы группы, работа будет осуществляться по известным вам памяткам и критериям, которые у вас на столах. Помогать мне будет группа экспертов .Ваша задача внимательно слушать и объективно оценивать работу в группе и если нужно задавать им вопросы. Итак, мы начинаем работать.. А если у вас что-то не получится , не волнуйтесь я вам помогу.!

1 группа: «Этапы Великой Отечественной войны»

2 группа: « Наши земляки – участники крупнейших сражений»

3 группа: «Учителя нашей школы - фронтовики»

4 группа: «Победа ковалась в тылу»

Учитель дает задание классу: слушая выступающих, заполнить таблицу:

Земляки – участники сражений

Где воевал

Какие награды имеет

Города-герои

Учащиеся 1 группы выступают по своей теме: «Этапы Великой Отечественной войны», работая с картой, иллюстрациями, документами.

Ученик:

-Стратегический план ведения войны против Советского Союза носил условное название – план «Барбаросса».Он предусматривал внезапное нанесение мощных ударов крупными силами танковых, моторизированных войск и авиации с целью разобщить, окружить и уничтожить главные силы Красной Армии

В военно-стратегическом плане Великая Отечественная война делится на три периода. Военные операции подразделялись на стратегические и фронтовые и армейские, а по характеру боевых действий - наступательные и оборонительные.

1.Первый период войны – 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.

- летне-осенняя компания 1941 г. (22 июня–4 декабря): Ленинградская стратегическая оборонительная операция, Смоленское сражение, Киевская оборонительная операция, Московская стратегическая оборонительная

- зимняя компания 1941-1942 гг, (5 декабря 1941 г. - 30 апреля 1942 г.)

- летне-осенняя компания 1942 г. (1 мая–18 ноября): Керченская оборонительная операция, Сталинградская битва (оборонительная)

В первом периоде проведено более 30 крупных стратегических операций в основном оборонительных. Главный итог периода: стратегическая оборона, разгром войск противника под Москвой, провал  плана молниеносной войны (плана «Барбаросса»)

2.Второй период войны (19 ноября 1942 г. – 31 декабря 1943 г.)

- зимняя компания 1942-1943 гг: Сталинградская стратегическая наступательная операция «Уран», Воронежско-Харьковская наступательная, Харьковская оборонительная операция.

- летне-осенняя компания 1943 г. (1 июля-31 декабря): Курская стратегическая оборонительная, («Цитадель» нем.), Орловская стратег. наступательная - «Кутузов», Белгородско-Харьковская наступательная - «Румянцев», Смоленская наступательная - «Суворов», Киевская наступательная, Керченская десантная операция.

В течение периода было проведено 26 крупных операций, из которых 23 наступательных. В этом периоде произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

3.Третий период войны (1 января 1944 г. - 9 мая 1945 г.)

- зимне-весенняя компания 1944 г. (1 января-31 мая): Днепровско-Карпатская наступательная, Крымская наступательная, Ленинградско-Новгородская наступательая,

- летне-осенняя компания 1944 г. (1июня-31 декабря): Белорусская стратег. наступательная «Багратион», Ясско-Кишенёвская, Прибалтийская наступательная.

Проведено 34 крупных наступательных операции. Главный итог периода: разгром фашистского блока, изгнание врага за пределы СССР, освобождение от оккупации  стран Европы ,полный крах Германии и ее безоговорочная капитуляция.

4.Компания в Европе 1945 г. (1 января-9 мая)

- Висло- Одерская наступательная операция, Берлинская операция.

Учитель: - Этими и многими другими операциями руководили талантливые военачальники, которых Родина и народ никогда не забудет за их вклад в Победу.

Доклад ученика: «Полководцы Великой войны»

Учитель: У экспертов есть уточняющие вопросы к группе?

(говорят эксперты: на каком этапе начинается коренной перелом в войне, с какими событиями он связан?

 все это хорошо характеризует масштабы войны, её грандиозность и решающий вклад советского народа в разгром фашистской Германии. Судя по операциям первый период войны Германия, создав превосходство, стремительно  наступала по основным направлениям. (Нам известно, за первый период войны страна потеряла более 6 миллионов человек, а с учетом раненых и больных – свыше 11 мил бойцов)

А с середины 1942 года стратегическая инициатива перехвачена Красной Армией, начался коренной перелом. Из-за созданного превосходства в силах, героизма и мужества бойцов, военного искусства военачальников были успешно проведены наступательные операции третьего этапа войны и фашисты изгнаны с нашей Родины и освобождения Европы от фашизма

Учитель:

Мы отметили грандиозность и масштабность военных операций в годы Великой Отечественной войны, а ещё нам необходимо поговорить о причинах победы в сражениях с врагом. И теперь пригодится ваша работа с документами из архива школьного музея и семейного архива

Учитель:

Среди множества военных операций, проведенных советскими войсками на территории нашей страны, можно выделить наиболее крупные сражения, повлиявшие на весь ход войны:

Московская битва.

Сталинградская битва.

Курская битва.

Битва за Днепр.

Прорыв блокады Ленинграда.

Операция «Багратион».

.Творческая группа ,получив задание по данным военным сражениям, подготовили свою презентацию.

 А, вы ребята, (обращается к экспертам) продолжайте анализировать работу групп.

(показ презентации)

В ходе боевых операций на советско-германском фронте, когда враг приближался к столице нашей Родины – Москве, советским командованием был разработан план Московской оборонительной операции. 14 декабря 1941 года командующий войсками Западного фронта Г.К. Жуков издал приказ «О преследовании врага», в котором говорилось: «Ни один гитлеровский бандит, ворвавшийся на нашу землю, не должен уйти отсюда живым. Наша задача – бить его всеми средствами, пока не будут освобождены все наши города, все наши земли. Наша святая обязанность – жестоко отомстить за разрушение наших городов и сел, за замученных наших отцов и матерей, за убитых наших детей. Родина требует от нас подвигов и геройства. Родина требует беспощадного истребления немецких оккупантов: не щадя ни сил, ни самой жизни, отомстим немецко-фашистским извергам за все и полностью».

Героическая оборона Сталинграда – отдельная страница в летописи Великой Отечественной войны. Стратегический замысел Германии – наступление на Южном направлении, захват Кавказа – был нарушен Сталинградской оборонительной операцией.

200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. Гитлер хотел овладеть городом за 2 недели. В ней участвовало свыше 2 млн человек, 26 тыс. орудий, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Свыше 75 тыс. жителей города влились в ряды защитников города. 50 тыс. сталинградцев в военное ополчение – все кто мог держать оружие в руках. Здесь была окружена немецкая армия под командованием генерала Паулюса (330 тыс. солдат). Мемориальный комплекс на Мамаевом кургане – место ожесточенных боёв в 1942 г. - напоминает о том, что защитники были сильнее смерти, они сражались за каждый дом, за каждую пядь земли. Город потерял около 1 млн человек.

Комментарии учителя истории

Коренной перелом в ходе войны наступил после битвы на Курской дуге. Действия мощных танковых группировок советских войск под Прохоровкой привели к разгрому 50 лучших немецких дивизий и краху германского наступательного плана «Цитадель».

Г.К. Жуков, изучив обстановку на месте, принял решение: «Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а затем, переходом в общее наступление, добьём группировку противника». Глубоко эшелонированная оборона достигала 250-300 км. 5 августа 1943 г. были освобождены Орел и Белгород. В Москве был дан первый за годы войны салют.

 Комментарии учителя истории

Осенью 1943 года состоялась битва за Днепр, которая завершила разгром оборонительной стратегии врага. Прорвав оборону противника и используя подручные средства наши войска форсировали Днепр. За эту операцию 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза. Результатом этого сражения стало освобождение большей части оккупированной территории Советского Союза и выход советских войск на государственную границу с Румынией.

Самая страшна веха той войны – блокада Ленинграда.900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни. Тысячи погибших. Не хватало хлеба: рабочие получали 250 граммов, а неработающие – по 125 гр. Смерть настигала людей везде: в квартире, на улице, у станка…

В январе 1944 года началось освобождение Ленинграда. Оно продолжалось 48 суток, а 27 января блокада была снята.

Ученик: - Нашу презентацию мы хотели бы дополнить показом редких экспонатов из нашего музея. Это личные вещи участников войны, наших односельчан - буденовка, кисет и нож, медали, студенческий билет. справки о ранении и др. А остановиться на письмах с фронта.

Ученик:: -рассказывает и  зачитывает строчки из писем.

( в это время тихо звучит песня «Журавли»

Стихотворение : читает ученик

Нет скорби берегов и нет границ

У матерей из сёл или столиц.

В одно мгновенье меркнет белый свет

От похоронки. Сына больше нет.

Кровавой раной стала вдруг душа:

Да как же жить и как теперь дышать?

И вместо слов – один тяжёлый стон:

А вдруг ошибка? Вдруг погиб не он?

Прости  сынок. Постой, не умирай!

К тебе приду в любой опасный край.

Я сильная, я так тебя люблю:

Смертельный бой сама остановлю.

Сквозь выстрелы и минные поля,

Которыми отравлена земля,

Сквозь вражеские острые ножи

К тебе приду – останься только жив.

Страшнее нету горестных потерь.

Вдруг в темноте тихонько скрипнет дверь –

У матери одной мечты и сны:

А вдруг сынок живой придёт с войны!

Есть в мире только истина одна:

Не надо войн! Будь проклята война

Чтоб не пришлось ни им, не мне, не ей

Оплакивать убитых сыновей.

Учитель : В  1941 году  на фронт ушли  учителя  нашей школы.  

Доклад ученика: «Учителя нашей школы- фронтовики»( с использованием архива музея) 

Учитель: -А может быть вы, в своих семейных архивах нашли дополнительные сведения по проблемам нашего урока?

(дополнения учащихся по материалам семейных архивов)

 

Слово экспертам ,они дополняют:  говорят о проблеме столкновения двух идеологий, силе духа, воле (используют письма, воспоминания боевых действий, документы). Мы тоже работали с дополнительной литературой, документами и нашли памятку советского и немецкого солдат.

Вывешивают на доску.

Комментарии учителя истории

Итак, мы в первой части урока определили значимость, масштабность, грандиозность войны, поговорили о причинах победы советского народа.

-А теперь слово экспертам. Вы можете сделать вывод по выступлениям ребят.

Эксперты: Причины поражения фашистских войск в СССР, приводимые западными историками (Фуллером, Брайтом) и гитлеровскими военачальниками, являются необоснованными. Их главная цель – принизить и исказить истинные причины победы советского народа. Мы считаем, что основные причины  победы следующие:

- военное искусство и талант советских военачальников;

- мужество, стойкость, самоотверженность  советских солдат и тружеников тыла;

- воля к победе, сила духа, сила характера советского народа.

Учитель:- Победа на фронте была бы не возможна без самоотверженного труда в тылу женщин, стариков, подростков.

Показ презентации: «Победа ковалась в тылу»

Учитель: Спасибо вам! Но хотелось бы услышать об итогах работы групп.

Эксперты: Мы считаем, что все поработали добросовестно и заслуживают положительной оценки.

Учитель: Итак, я думаю, что мы достигли цели нашего урока, но я хотела бы услышать от вас, что нового вы узнали и чему научились в ходе самого урока и в ходе подготовки.

Ученики: Мы изучили много дополнительного материала, познакомились с архивными документами и поняли как важна работа историков и исследователей.

Учитель: А зачем нам нужны эти новые сведения и зачем возвращаться к этому и нам и историкам?

Ученики: Историю нужно изучать, чтобы не повторять ошибки прошлого

Стихотворение «Помните, через года…» - читает ученик

 МИНУТА МОЛЧАНИЯ Подведение итогов  Выставление оценок.

  Конкурс для учащихся ( Дом.зад)

Представление лучших поисково-исследовательских работ по теме: «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны».

  Выполняется работа с использованием краеведческого материала по заданным разделам:

Боевой путь моих близких.

Жизнь моей семьи в тылу

По ту сторону линии фронта (жизнь семьи на оккупированной территории).

Цена победы для нашей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"

Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....

Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"

«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...

Урок мужества "О мужестве, долге, чести."

Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...

урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "

День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....

Урок мужества по теме: «Детство и мужество»

Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности....

Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".

Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....