Познавательная игра "Байкал-жемчужина нашего края"
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему
Познавательная игра "Байкал - жемчужина нашего края" предназначена для проведения воспитательных мероприятий в объединениях дополнительного образования и общеобразовательных школах по краеведению, окружающему миру с учащимися начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_baykal_-_zhemchuzhina_nashego_kraya.doc | 862 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»
муниципального образования города Братска
«Байкал – жемчужина нашего края»
Познавательная игра
Для проведения воспитательных мероприятий в объединениях дополнительного образования и общеобразовательных школах по краеведению, окружающему миру с учащимися начальных классов.
Составитель: Воропаева Ольга Валерьевна,
педагог – организатор по гражданско-патриотическому
воспитанию и краеведению, первой
квалификационной категории
МБОУ ДОД
Дворец творчества детей и молодёжи
«Гармония»
Братск 2014
Рассмотрено на методическом совете МБОУ ДОД ДТДиМ «Гармония»
Протокол № 18 от 22 апреля 2013 года
Составитель: Воропаева О.В.
Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»
Братск 2014
СодержаниеВведение 4
- Виртуальная экскурсия «Байкал – жемчужина нашего края» 5 - 6
- Викторина «Байкал – жемчужина нашего края» 6 - 7
- Творческий конкурс 7 - 9
- Выводы. Перспективы работы 9
- Список литературы 10
- Приложение 11 - 20
Введение
Байкал – это уникальное явление на нашей планете. Байкал – одно из древнейших озер мира.
Ни в одном озере мира нет такого разнообразия видов организмов. В Байкале известно около 1550 видов животных, более 850 видов растений и более 50 видов рыб.
Байкал пользуется широкой известностью не только в нашей стране, но и за рубежом. О Байкале написано много. Его образ вошел в легенды, сказания, романы. Байкальскую природу восторженно воспевают поэты, художники воссоздают на своих картинах его неповторимые пейзажи, издаются красочные буклеты, увеличился поток туристов, желающих насладиться природой Байкала, подышать оздоровительным воздухом. Байкал дорог нам своей неповторимостью, самобытностью, уникальностью, своими богатствами.
По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира. Байкал замечателен еще и тем, что это крупнейшее хранилище и фабрика самой высококачественной пресной воды. В нем сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны. Фауна озера эндемична на 60%.
К сожалению, освоение природных ресурсов Сибири изменило среду обитания и повлияло на состояние отдельных видов животных и птиц. Численность многих видов снизилась до критической. Некоторые популяции: соколы, орлы, совы и др. находятся на грани исчезновения. Нельзя не сохранить такое богатство природы Сибири. Байкал до конца не изучен и находится под охраной нашего государства.
Цель: - расширить и обобщить знания учащихся об истории озера
Байкал, его экологических особенностях;
- способствовать воспитанию любви и бережному отношению к природе родного
края.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, виртуальная презентация,
жетоны.
Виртуальная экскурсия
Ребята, Иркутская область отметила уже 75-летний юбилей. 75 % территории Иркутской области занимают лесные просторы. У нас замечательная природа, разнообразный животный и растительный мир. Жемчужиной нашего края, является озеро Байкал.
Озеро Байкал – уникальный водоем. Байкал одно из древнейших озер нашей планеты. Его возраст 25 млн. лет. Это самое глубокое озеро в мире. Его глубина 1637 метров.
Русские люди появились на Байкале в конце 17 века. Народы, населявшие берега озера, - буряты и эвенки, называли озеро Байкюль, что значит «богатое озеро». И Байкал действительно богат. Богат своим животным и растительным миром. Он славится неповторимой красотой природы, исключительной прозрачностью воды.
В Байкале известно около 1550 видов животных и более 850 видов растений. В лесах обитают ценные промысловые звери и птицы: соболь, белка, горностай, рысь, рябчик и др. Более 50 видов рыб обитает в озере. Это окунь, хариус, сиг, щука, лещ и др. Самая многочисленная рыба Байкала – голомянка. Живородящая рыба (голомянки не мечут икру, а производят на свет живых личинок) не имеет чешуи и содержит до 35% жира. Тело голомянки прозрачное. Рыбаки не ловят голомянок, потому что при теплой температуре она тает.
Самая деликатесная рыба Байкала – омуль, а «царь-рыба» - осетр. Хищнический лов осетра подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала. Сейчас осетр занесен в Красную книгу. А кто знает, что такое Красная книга?
На Байкале обитает нерпа, это млекопитающее животное называют «Чудом Байкала». Лежбище нерп расположено на Ушканьих островах. Нерпята появляются на свет с конца февраля до начала марта. Они рождаются на льду, в снежном логове. В первый период, пока кормятся молоком матери, в воду не ныряют, а предпочитают отлеживаться в логове. Детеныши имеют мех белого цвета – это их охранительная окраска. С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют: мех постепенно изменяет цвет на серебристо-серый у двух-трёхмесячных, а затем и буро-коричневый – у более старших и взрослых особей.
Зимой, когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через отдушины-продухи – отверстия во льду, которые делает сама. Стадо байкальской нерпы охраняется.
На берегах Байкала, и особенно в истоке реки Ангары живут оляпки, из отряда воробьиных. Эти птицы ныряют за пищей в воду, бегают по дну, собирая личинок и червяков. Под водой могут находиться до 15-20 секунд.
Более трехсот рек втекают в Байкал, и лишь одна река Ангара несет свои воды в р. Енисей. Существует легенда, как дочь Байкала Ангара бросилась бежать к юноше-Енисею. На что Байкал разгневался и бросил вслед убегающей дочери скалу. Скала упала на самое горло красавицы – Ангары. Эту скалу назвали Шаманским камнем.
Заключение.
В древнейшие времена, когда человек был гораздо ближе к природе, чем сейчас, люди поклонялись солнцу и звездам. Несомненно, поклонялись и Байкалу. Старый эвенк и бурят, прежде чем срубить старую березку для костра, просил у нее прощения за то, что губит ее по необходимости. Наверное, если бы и мы с вами так относились к природе, не было бы загрязненных рек и озер, замусоренных лесов, вырванных с корнем цветов.
Байкал уникален и неповторим. Байкал – жемчужина нашего края. Он взят под охрану нашим государством. Ребята, а чем же уникален Байкал? Что мы должны делать, чтобы защитить его? – Ответы детей.
Судьба Байкала, его охрана и в наших руках. Сберечь и приумножить богатства озера – необходимая обязанность людей посетивших Байкал, и жителей Иркутской области. Ведь охранять природу – это значит, охранять Родину!
Познавательная игра.
«Байкал – жемчужина нашего края»
За каждый правильный ответ даётся жетон. В конце викторины жетоны подсчитываются и определяются победители.
- Что означает слово Байкал?
- глубокое озеро
- богатое озеро
- синее озеро
2. От какого языка происходит название озера Байкал?
- татарский
- индейский
- бурятский
3. Первые русские поселения на берегу озера Байкал появились?
- в конце 15-го начале 16-го вв.
- в конце 17-го начале 18-го вв.
- в конце 5-го начале 6-го вв.
4. Назовите возраст озера Байкал?
- 500 тыс. лет
- миллион лет
- 25 млн. лет
5. Назовите основное полезное ископаемое о. Байкал?
- золото
- вода
- нефть
6. Какова наибольшая глубина Байкала?
- 1620 м.
- 1637 м.
- 1650 м.
7. Назовите реку, которая вытекает из озера Байкал?
- Ангара
- Нева
- Днепр
8. Назовите самую многочисленную рыбу озера Байкал?
- омуль
- голомянка
- щука
9. Назовите самую деликатесную рыбу озера Байкал?
- лещ
- голомянка
- омуль
10. Какое крупное млекопитающее водится в озере Байкал?
- нерпа
- белый медведь
- морж
11. Что такое продухи?
- отдушины во льду
- специальные лодки
- вид льда на Байкале
12. Где расположены лежбища нерп на Байкале?
- остров Ольхон
- Ушканьи острова
- река Ангара
13. Назовите птицу, которая ныряет за пищей в озеро и бегает по
дну, собирая личинок и червяков?
- чайка
- оляпка
- ласточка
Творческий конкурс.
- Нужно угадать, какие части, каких животных имеются у
изображенного зверя.
Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы
- Нужно угадать, какие части, каких животных имеются у
изображенного зверя.
Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя.
- Нужно угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного зверя.
Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы.
Подведение итогов.
Практическая часть материала. Данная методическая разработка предназначена для педагогов общеобразовательных школ и дополнительного образования, занимающихся краеведением, экологическим воспитанием с учениками начальных классов.
Выводы. Познавательная игра способствуют расширению знаний учащихся об озере Байкал и его обитателях, развитию творческих способностей, и воспитанию бережного отношения к окружающему миру.
Перспективы работы. Предлагаемую познавательную игру можно использовать в учреждениях дополнительного образования детей в объединениях «Краеведение», «Юный эколог», в воспитательной работе, в массовых мероприятиях, посвящённых Дню рождения Иркутской области, в акциях по охране природы.
В общеобразовательных школах использовать на уроках по знакомству с окружающим миром, или во внеклассной работе.
Список литературы
- Безруков Л. Ангара – дочь Байкала. – Иркутск, 1994.
- Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, 1997.
- Иевская И.Н. Жемчужина Сибири.//Праздник в школе. 2008.
- Петерс Т. Озеро Байкал. Начальная школа. 20/2009.
- Тюменцева Л.А. Наш край – Иркутская область. Урок – путешествие.//Начальная школа. №6, 2009.
- Атлас Иркутской области. – Иркутск, 2007.
- Байкал. Фотографии. www.ozerobaikal.com.
- Фотографии Байкал. www.magicbaikal.ru
- Фотографии с мероприятий проводимых в музее им. Мокровицкого ДТДиД
- "Гармония"
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения в 5 классе. "Поверхность нашего края"
Урок природоведения в 5 классе. "Поверхность нашего края" с использованием технологии РКМЧП...
проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "
Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английс...
Занятие "Фитофлористика" студии "Садоводство в нашем крае"
Кружковое занятие во 2 классе....
Открытый урок по живому миру по теме: "Дикие птицы нашего края - коршун".
Конспект открытого урока в 3 классе коррекционной школе по живому миру....
Исторический калейдоскоп "Просторы нашего края"( по материалам истории Нижегородского края
Внеклассное мероприятие по краеведению...
Животные нашего края (Пермский край)
Данная презентация является информационным сопровождением к уроку в 7кл "Многообразие животных". Можно использовать на различных внеклассных мероприятиях биологической тематики. На основе ...
Познавательно- развлекательная игра « Наша планета- наше здоровье!»
Познавательно- развлекательная игра « Наша планета- наше здоровье!»...