Конспект урока по Истории и культуре Мордовского края 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)
Древнейшие скотоводы и земледельцы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevneyshie_skotovody_i_zemledeltsy.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Древнейшие скотоводы и земледельцы
Цели :
- охарактеризовать процесс появления земледельческих и скотоводческих племен на территории Мордовии
- развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнивания племен фатьяновской и срубной культуры
- формировать навыки и умения работать в коллективе.
Основные понятия:
энеолит, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, фатьяновская культура, балановская культура, подсечное земледелие, городище.
Основные даты: IV-III тыс. до н.э. – энеолит, конец II тыс. до н. э.. – эпоха бронзы.
Ход урока
1.Орг. момент
2.Проверка домашнего задания
Вопросы:
- когда по данным археологов, впервые был заселен Мордовский край
- определите временные рамки мезолита, неолита
- назовите основные стоянки мезолита на территории Мордовии
- что изменилось в жизни людей с изобретением лука и других механизмов
- какие изменения произошли в технике обработки камня в эпоху неолита
- когда появились первые керамические горшки? Как они выглядели
Изучение нового материала
Сообщение темы, плана урока.
План.
1.Племена эпохи энеолита
2.Пришлое население эпохи бронзы
3.Фатьяновская культура
4.Племена срубной культуры
Проблема: выявить основные изменения, произошедшие у древних скотоводов и земледельцев, в связи с наступлением эпохи энеолита и эпохи бронзы.
- Племена эпохи энеолита.
На рубеже IV - III тыс. до н. э. люди каменного века научились использовать металл для изготовления орудий. Это время археологи называют энеолитом или медно – каменным веком.
В это время на территории Мордовии из степного Поволжья проникло новое население, которое стало осваивать земли южного Примокшанья. Это были оседлые скотоводы, они пасли свои стада коров, лошадей и овец. Лесные массивы пришельцев не интересовали. Связи между племенами слабые. Поселения людей медно – каменного века, расположенные по берегам рек и озер, свидетельствуют об интенсивном рыболовстве (найдены глиняные сосуды с отпечатками рыболовных сетей, орудий для рыбной ловли).
Медь привозили из далека, поэтому она высоко ценилась. Из нее изготавливали украшения: браслеты, кольца, подвески и т. д.
Орудия труда по – прежнему делали из камня и кости. Совершенствовалась техника изготовления каменных орудий. Распространяются комбинированные орудия: скребки – проколки, ножи – ложкари и т. д. Из кремня высекались предметы, связанные с ранней формой религиозных верований. На поселениях у сел Карюшино , Лепченки найдены кремневые фигурки бобра и медведя. Наличие медвежьего культа подтверждается специальными захоронениями медвежьих черепов, использование медвежьих костей при захоронении людей. Поселения людей были долговременными, о чем свидетельствуют находки зимних жилищ, отапливаемых очагами. Это были многокомнатные дома с переходами, двускатной крышей и бревенчатыми стенами. Население получило название двух культур – волосовской и имерской.
2.Пришлое население эпохи бронзы
Задание учащимся: прочитать п.2 в учебнике на стр. 18-19 и ответить на вопросы
- назвать отличительные признаки присваивающего и производящего хозяйства
- охарактеризовать изменения, произошедшие в эпоху бронзы
3.Фатьяновская культура
4.Племена срубной культуры
Составить таблицу по ходу объяснения учителя
Вопросы для сравнения | Племена фатьяновской культуры | Племена срубной культуры |
Занятия | Скотоводство, подсечное земледелие, охота, рыболовство, военное дело | Скотоводство, изготовление обуви и верхней одежды, земледелие, металлургия, металлообработка |
Жилища | Дома прямоугольной формы располагались в два параллельных ряда и были соединены переходами, городища, наземные летние постройки, зимние полуземляночные жилища | Землянки значительных размеров, прямоугольной формы |
Погребения | Погребальных памятников мало, в основном курганные захоронения | Обряд захоронения покойников в яме, обложенных деревянным срубом, над которым насыпался земляной курган |
Закрепление
Выполнение проблемного задания
Домашнее задание: стр. 16-22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия в рамках предмета "История и культура мордовского края". Тема "Праздничные традиции Рождества"
Тема внеклассного мероприятия в рамках предмета "История и культура мордовского края" - "Праздничные традиции Рождества"...
"Государственная символика Республики Мордовия" (урок в 5 классе по истории и культуре мордовского края)
"Государственная символика Республики Мордовия " (урок в 5 классе по истории и культуре мордовского края)...
Календарно-тематическое планирование уроков "История и культура мордовского края" 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков "Истории и культуры мордовского края" 5 класс...
конспект урока по истории и культуре родного края
Открытый урок по истории и культуре родного края.Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте калмыцкого народа....
Конспект урока по истории и культуре Мордовского края 9 класс
Мордовия в годы октябрьской революции и гражданской войны...
Конспект урока по истории и культуре Мордовского края 9 класс
Февральская революция на территории нашего края...
Презентация урока по истории и культуре Мордовского края 9 класс
Февральская революция на территории Мордовского края....