Обобщающее факультативное занятие "Будем как солнце"( по творчеству владимирских авторов) с презентацией
план-конспект занятия по краеведению (5, 6 класс) по теме

Вятчанина Ирина Юрьевна

Цели занятия:

Образовательные: обобщить изученный материал.

Развивающие: создать условия для формирования интереса
к творчеству писателей Владимирского края; способствовать развитию творческих способностей и фантазии учащихся.

Воспитательные: на примере произведений Владимирских писателей воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам; формировать способность к сопереживанию, доброте, любви
к окружающим людям; воспитывать чувство гордости за свой край,в котором живут замечательные люди.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающее факультативное занятие по изучению творчества Владимирских авторов с использованием ИКТ.

Вятчанина Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ ,,Средняя  общеобразовательная

школа №2 имени Героя Советского

Союза Жукова И.Е.” г.Владимира

Тема занятия: ,,Будем как солнце.”

Цели занятия:

Образовательные: обобщить изученный материал.

Развивающие: создавать условия для формирования интереса
к творчеству писателей Владимирского края; развивать творческие способности и фантазию учащихся.

Воспитательные: на примере произведений Владимирских писателей воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам; формировать способность к сопереживанию, доброте, любви
к окружающим людям; воспитывать чувство гордости за свой край,

в котором живут замечательные люди.

Оборудование: портреты писателей, детские рисунки-иллюстрации( в течение года, изучая произведения, дети рисовали к ним иллюстрации. Отбираются те, которые соответствуют теме занятия ), выставка книг, отзывы.

Оформление доски: тема занятия: ,,Будем как солнце.” (она помещена в центре  изображенного солнечного круга, вокруг – лучи,

на которые впоследствии будут прикреплены ,,солнечные” правила)
С обеих сторон -творческие работы ребят, воздушные шарики. Записаны строки из стихотворения В. Солоухина ,,Солнце”:

Солнце разлито поровну –

Вернее, по справедливости,

Вернее, по стольку разлито,

Кто сколько способен взять…

Ход занятия

  1. Приветствие. Учитель начинает занятие отрывком
    из стихотворения В. Солоухина ,,Здравствуйте!”

- Здравствуйте –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто ,,здравствуйте”, больше

ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

  1. Работа со словом.

Учитель: какие ассоциации возникают у вас когда я произношу слово ,,солнце”? (весна, тепло, добро, свет, радость, жизнь, счастье…)

Заглянем в толковый словарь (один ученик зачитывает лексические значения слова):

  1. Небесное светило, раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля и другие планеты.
    Солнце – звезда карлик.
  2. Свет, тепло, излучаемые этим светилом. Не сиди на солнце.
  3. перен. То, что является источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого (высок.). Солнце правды.

  1. Озвучивание темы. Вы, наверное, уже догадались, что тема нашего занятия будет связана с образом Солнца. Итак, давайте озвучим её все вместе: ,,Будем как солнце”. Какое из лексических значений (слайд) более точно раскрывают смысл ?

,,Будем как солнце”. Так назвал К. Бальмонт, удивительный поэт, которым по праву может гордиться наш край, цикл своих стихотворений.
Во всём ему важно было почувствовать явное или скрытое присутствие солнца, его творчество озарено солнечным светом.

Путь к солнцу. У каждого он свой. Свой он и у героев произведений Владимирских писателей. Сегодня мы вместе с ними попытаемся с помощью ,,солнечных” правил, по которым должен жить каждый, зажечь наше солнце. (обращение к слайду)

А ещё у нас есть волшебная корзинка, в которую в течение урока вы сможете положить листочки (они перед вами на партах),на них вы запишите собственные «солнечные правила».В конце урока мы туда заглянем и самые интересные, содержательные озвучим.

Готовы отправиться в путь по дороге добра? Тогда встречайте наших героев!

  1. Инсценировка. Звучит песня ,,Дорогою добра”. Под музыку

входят за руку первые персонажи. Это герои сказок С. Барановой – художник Сим и мудрейшая Онар (Онар одета, как восточная царица, Сим в берете, с кистью в руке).

Онар: Мир Вашему дому, о милые дети! Я Вас очень люблю, у Вас добрые лица! К тому же вижу, Вы любите читать. Ах, а вот и моя книга, в ней я живу (берёт в руки сборник сказок С. Барановой ,,Королевские розы”) надеюсь, Вы меня узнали?

Сим: Я тоже персонаж сказки С. Барановой. Показывает плакат,
на котором написано: ,,Улыбнись, человек, ты – хозяин этого утра ”
(эти строки написаны разноцветными красками). Я не люблю, когда вокруг меня скучные лица.

Учитель: Молодцы, Вы узнали персонажей! Почему именно они почтили нас своим присутствием? Чему научили?  Выслушиваются мнения детей.

Сим: Спасибо Вам, ребята, за то, что узнали, и за то, что верно поняли нашу сущность. Я обязательно нарисую Ваши добрые лица.

Онар: Нам пора возвращаться домой. Вы знаете, что я очень люблю давать советы. Позвольте нам с Симом сделать это и сегодня.

Герои подходят к доске и прикрепляют первые ,,солнечные” правила к лучам солнца:

,,Торопись делать добро”

,,Улыбнись, человек, ты – хозяин этого утра” (слайд)

Учитель: Не уходите, останьтесь ещё ненадолго: рядом с вами тепло, у Вас доброе сердце.

Вдруг бесцеремонно входит юноша (старшеклассник)

Мальчик: ,,Доброе сердце! А у меня их целых два. Так считают ребята, они меня боготворят. Я самый сильный и смелый, а плаваю так, что чемпион позавидует! Да Вы и сами всё знаете, читали, наверное.
А вот и моя книга (берёт в руки сборник рассказов  В. Краковского ,,Два сердца”).  

Даже книга названа в честь меня!

Учитель: Не обольщайся, вряд  ли кто-то из ребят хотел бы на тебя походить! Вы узнали этого красивого юношу? Почему ребята, которые его боготворили, от него отвернулись?

Выслушиваются мнения детей

Онар: Сим, этот мальчик очень напоминает мне горделивых персон из одной сказки нашего автора.

Сим: Да, они возомнили себя королевами, ведь сказка так
и называется ,,Королевские …(дети продолжают : розы”) Только за их внешней красотой кроется душевная пустота.

Леська понуро опускает голову, к нему подходит Онар
и протягивает большое нарисованное сердце, уводит и сажает рядом
с собой.

Учитель: Разве плохо быть первым?

Выслушиваются мнения детей

Учитель: Ты это понял, Леська? Тогда сам помести в солнечный луч наше правило: ,, Уважай окружающих. Будь первым и научи других” (слайд).

Появляются следующие герои. Один мальчик всхлипывает: ,,Где мой ножичек…”, а другой бубнит себе под нос: ,,Нет, я сзади бить
не буду, я ему дам прямо в нос. Или отплатить ему тем же?”

Учитель: Молодые люди, а Вы кто такие? Может, Вы , ребята,
их узнали ?

(Это герои из рассказов В. Солоухина ,,Мститель”, ,,Ножичек с костяной ручкой”.)

Мальчики: Верно! Да мы популярны! Может, Вы ещё знаете,
чем закончились наши истории, и какой урок мы из них извлекли?

Дети вспоминают финалы рассказов и делают вывод о том,
что мстить не надо, даже если тебя обидели
. Умей прощать (,,Мститель”).

Не думай о людях плохо (,,Ножичек с костяной ручкой”)

Мальчики прикрепляют эти правила жизни в солнечные лучики.

Включается магнитофонная запись последних строк из сказки ,,Чужое горе” Б. Костина. Звучит голос:

– Не будет, люди, тому из вас счастья, кто не поделится своим счастьем с другими.

– Не будет радоваться тот, кто не сделал доброго дела.

– Помните моё заклятье: горе придёт к тому, кто живёт для себя,
а другим несёт горе…Помните это, люди!

Вбегает мальчик (одет по-деревенски), обхватив руками голову, видит детей.

Мальчик: Господи! Какое счастье, наверное, быть опять среди людей, играть вместе с ребятами в весёлые игры.

Падает на колени. Прости меня, Мать – Журавлиха! Больше
не будет от меня никому горя. А если меня не можешь простить,
то людей спаси.

Онар поднимает его с колен.

Онар: Видите, ребята, он тоже стал понимать чужое горе.

Учитель: Онар, что же ты подсказываешь ребятам? Теперь они его точно узнали. Что же произошло с нашим героем? За что он просит прощение?

Ответы детей

В результате обсуждения солнечный луч заполняется следующими правилами: ,,Делись своим счастьем”, ,,Живи для других”.

Звучит в исполнении учащегося стихотворение Алексея Шлыгина ,,Желание”:                   Не держу я в доме клеток,

Не ловлю я в роще птиц.

Мне довольно в гуще веток

Слушать посвисты синиц.

Мне довольно видеть в небе

Перелётных журавлей.

Разогнать ненастье мне бы,

Чтобы стало им светлей!

Не хочу ручной синицы

Даже в клетке золотой,

А хочу свободной птице

Помахать вослед рукой.

Учитель: О каком желании говорит герой в стихотворении? Какое важное правило, можно извлечь из этих строк?

Выслушиваются мнения детей.

На солнечном луче появляется: ,,Люби всё живое” (слайд)

Учитель: Это было желание человека, который большую часть своей жизни провёл в инвалидной коляске, но не пал духом и продолжал писать чистые, светлые строки, продолжал любить жизнь. Его имя – Алексей Шлыгин (произносят дети). Словно о нём написаны строки
К. Бальмонта:

Я не верю в чёрное начало,

Пусть праматерь нашей жизни ночь,

Только солнцу сердце отвечало

И всегда бежит от тени прочь.

Главное правило, которое зажжёт наше солнце, попробуйте сформулировать сами (в результате обсуждения должна прозвучать фраза: ,,Люби и цени жизнь”) слайд

  1. Подведение итогов.

Учитель: Смотрите, как ярко сияет наше солнце! Протяните
к нему ладошки. Чувствуете, как в классе стало жарко . А может, это уже ваше внутреннее тепло рвётся наружу, и вы уже готовы к солнечной жизни.

Дети протягивают ладони и по очереди зачитывают записи ,,солнечных правил”.

Учитель: Пришло время заглянуть в нашу волшебную корзинку(если на урок были приглашены гости, то они тоже могут оставить свои пожелания, мудрые советы)Детям произвольно раздаются листочки из корзинки, они создают группы(4-5человек)и из всех «солнечных правил»,записанных ребятами, зачитывают самые, на их взгляд,интересные.    

Учитель: Борис Костин, удивительный человек, вся жизнь которого – преодоление, путь ,,через боль – к счастью ” (учитель демонстрирует книгу) даёт нам дельный совет, совет мужественных
и целеустремлённых (цитирует из книги): ,,Каждый день человек должен делать шаг вперёд. Пусть этот шаг совсем маленький, заметный лишь тому, кто его делает, но пусть он будет…” Пауза на обдумывание фразы, рефлексия.
 

Учитель: Смотрите, ребята, (в это время персонажи тянут руки) наши герои хотят вам что-то сказать. Выходят герои произведений,
и звучит стихотворение (каждый из персонажей читает одну строку).

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

Последнюю строчку произносят все вместе, при этом бросая детям жёлтые воздушные шарики - символы солнца. Дети перекидывают их друг другу. Затем герои вместе с учителем берут ребят за руки, образуют круг и, начиная с учителя, передают большой желтый шар. В это время учитель читает отрывок из стихотворения В. Солоухина ,,Солнце”:

Солнце спрятано в каждом!

Надо лишь вовремя вспыхнуть,

Не боясь, что окажется мало

Вселенского в сердце огня.

  1. Можно предложить ребятам в качестве домашнего задания творческую работу – иллюстрацию ,,Солнце, живущее в моей душе”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Солнце разлито поровну – Вернее, по справедливости, Вернее, по стольку разлито, Кто сколько способен взять… Владимир Солоухин «Солнце»

Слайд 2

- Здравствуйте – Поклонившись, мы друг другу сказали Хоть были совсем незнакомы. - Здравствуйте! – Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте!», больше ведь мы ничего не сказали. - Здравствуйте – Отчего же на капельку солнца Прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья Прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней Сделалась жизнь?

Слайд 3

Значение слова «Солнце» Небесное светило, раскаленное небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается земля и другие планеты. Солнце – звезда карлик. Свет, тепло, излучаемые этим светилом. Не сиди на солнце. перен. То, что является источником, сосредоточением чего-нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого (высок.). Солнце правды.

Слайд 4

Будем как СОЛНЦЕ

Слайд 5

Будем как СОЛНЦЕ Торопись делать добро

Слайд 6

Будем как СОЛНЦЕ Торопись делать добро Улыбнись, человек, ты - хозяин этого утра

Слайд 7

Будем как СОЛНЦЕ Торопись делать добро Будь первым и научи других Улыбнись, человек, ты - хозяин этого утра

Слайд 8

Будем как СОЛНЦЕ Торопись делать добро Умей прощать Будь первым и научи других Улыбнись, человек, ты - хозяин этого утра

Слайд 9

Будем как СОЛНЦЕ Торопись делать добро Не думай о людях плохо Умей прощать Будь первым и научи других Улыбнись, человек, ты - хозяин этого утра

Слайд 10

Будем как СОЛНЦЕ Торопись делать добро Не думай о людях плохо Умей прощать Будь первым и научи других Умей понимать чужое горе Улыбнись, человек, ты - хозяин этого утра

Слайд 11

Будем как СОЛНЦЕ Торопись делать добро Не думай о людях плохо Умей прощать Люби все живое Будь первым и научи других Умей понимать чужое горе Улыбнись, человек, ты - хозяин этого утра

Слайд 12

Будем как СОЛНЦЕ Торопись делать добро Люби и цени жизнь Не думай о людях плохо Умей прощать Люби все живое Будь первым и научи других Умей понимать чужое горе Улыбнись, человек, ты - хозяин этого утра

Слайд 13

С.Баранова Будем жить по «солнечным правилам» владимирских писателей А.Шлыгин В.Краковский

Слайд 14

Солнце разлито поровну – Вернее, по справедливости, Вернее, по стольку разлито, Кто сколько способен взять… Владимир Солоухин «Солнце»

Слайд 15

Интернет-ресурсы: http://botinok.co.il/sites/default/files/images/20904a0afbc2e10f8c6a2dc46fb99e05_186827944_8793abc939[1].jpg картинка паутинка и солнце http://img11.nnm.me/f/a/0/1/c/985264d0bb8b8ace16ff53cd2d0.png Солоухин http://rw3va.qrz.ru/pics/ua3wi_4.jpg Борис Костин http://vladimir.mk.ru/upload/objects/articlesImages/image/dc/89/ef/66/4358563_3344690.jpg С.Баранова http://izbircom.vladimir-city.ru/upload/iblock/ddf/3215.jpg А. Шлыгин http://bvi.rusf.ru/fanta/foto/krakov_v.jpg В.Краковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В свои стихи я вкладываю душу". Урок литературы в 6 классе на примере творчества местных авторов.

Презентация к уроку литературы в 6 классе "В свои стихи я вкладываю душу". Работа на уроке строится на материале произведений местных авторов. Содержит разнообразный материал для групповой и индивидуа...

Обобщающие уроки по теме "Имя прилагательное" в 5 классе (с презентацией)

Материал включает разработку двух уроков обощения знаний по теме "Имя прилагательное" в 5 классе и тест для проврки знаний по данной теме с ответами и нормами оценок...

Презентация "Обобщающий тест по литературе по теме "Творчество А.С.Пушкина" 8 класс"

Данный тест может использоваться на заключительных уроках по творчеству А.С.Пушкина в 8 классе или же для актуализации знаний в начале изучения темы в 9 классе....

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество"

Урок проводится в 5 классе по региональному курсу "Писатели Восточной Сибири"...

Мастер-класс «В каждом ребёнке солнце. Дайте ему светить!» Ссылка на презентацию https://yadi.sk/i/DQFIGQFa3K2sJ4

Мастер-класс «В каждом ребёнке солнце. Дайте ему светить!»Ссылка на презентацию https://yadi.sk/i/DQFIGQFa3K2sJ4Цель выступления:трансляция опыта работы  на уровне школы для создания условий для ...