Урок в музее "Забытая родная красота"
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему
Урок "Забытая родная красота" был составлен для участия в областном конкурсе "Урок в музее" и проведён в доме-музее Е.В. Честнякова в д. Шаблово. Это комбинированный урок, главной целью которого является не только выяснение особенностей творчества Ефима Васильевича Честнякова, но и определяется его значение для современного человека: Ефим Васильевич пытался возродить душу человеческую, привить любовь к ближнему...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анкета-заявка на участие в региональном конкурсе «Урок в музее».
- Хробостова Елена Валерьевна
- 29.04.1969 г.
- 157451 Костромская область, Кологривский район, пос. Красный Бор, ул. Южная, дом 3, кВ. 1; телефон рабочий
8 (49443)44102, мобильный 89106609754; электронный адрес ileshevo@rambler.ru
- МОУ Илешевская СОШ; 157451 Костромская область, Кологривский район, пос. Красный Бор, ул. Школьная, дом. 2
- Учитель русского языка и литературы
- 24 года
- Русский язык и литература
- Голубева Надежда Александровна
- Уроки по творчеству Е. В. Честнякова
- «Забытая родная красота» (по утопии «Марк Бессчастный»)
- Творчество Е.В.Честнякова
- Хробостова
Технологическая карта урока-конкурса «Урок в музее»
Предмет: литература
Класс: 5
ФИО учителя: Хробостова Елена Валерьевна
Тема урока: «Забытая родная красота» (по утопии Е.В. Честнякова «Марк Бессчастный»)
Цели урока:
- продолжить знакомство с творчеством Е.В. Честнякова на примере утопического
произведения «Марк Бессчастный»;
- познакомить с жанром утопии;
- продолжить формирование умений видеть взаимосвязь между сюжетом художественного
произведения и сюжетом картины;
- развивать творческое мышление и коммуникативные способности;
- способствовать формированию таких общечеловеческих черт характера, как чувство
коллективизма, доброта, щедрость, оптимистический взгляд на жизнь.
Вид урока: комбинированный (литература, живопись).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Методы обуче-ния | |||
Личностн. | Регулятивн. | Коммуникат. | Познават. | ||||
Орг. момент Мотивация Цель: мотивация уч-ся к учебной деятельности посредством создания эмоц. обстановки | Психологический настрой. Здравствуйте, ребята, нам сегодня очень повезло: не используя машину времени, мы, словно по-щучьему велению, очутились на родине Е.В. Честнякова. А если очень постараемся, то сквозь звон Ефимова ключа и шорох поющих тополей услышим и голос самого Фима, увидим Шаблово тех лет, когда в нём жил и творил Ефимко. Учитель читает стих Честнякова Е.В. «Дивный мир» (приложение 1) -Ребята, вы узнали стих., о чем оно? | Учащиеся слушают учителя, вспоминают строки из стихотворения, Выдвигают предположения по теме урока. | жизненное личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация, нравственно-этическое оценивание. | ориентация в ситуации, целеполагание, прогнозирова-ние | Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владение монологичес-кой и диалогической формами речи | Построение речевого высказыва-ния, выбор критериев для анализа услышан-ного | словес-ный, метод мотива-ции учеб. деятельности |
Постанов-ка проблемы, определе-ние целей. Цель: организовать ком. взаимодействие на основе анализа имеющихся знаний | -Ребята, у каждого из вас есть таблицы (приложение 2), обратите внимание на 1 столбик (что я знаю о Е.В. Честнякове). Заполните его 2-3 предложениями. (звучит музыка, приложение 7) - Посмотрите на 2 и 3 столбики таблицы, вспомните, что вы читали дома. Попробуйте объяснить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. | Учащиеся заполняют таблицу, по желанию зачитывают свои предложения. Формулируют цели урока. | Жизненное личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация | Прогнозирова-ние, оценка, рефлексия | Взаимодейст-вие со сверст-никами, умение вступать в диалог, регуляция реч. поведения, вла-дение монолог. и диалогической формами речи | Систематиза-ция, сопостав-ление, сравне-ние, анализ, обобщение, объяснение образа, поста-новка проблем, нахождение причинно-следственных связей | Проблемный, метод фронтал. организации учащих-ся |
Актуализа-ция знаний. Составление плана учебной деятельности.Цель: организовать коммуникат.взаимодействие на основе анализа прослушанной биографии и анализа худ. текста | - Мы договорились, что главная цель урока – почерпнуть новые знания о нашем замечательном земляке, познакомиться с его новым произведением. Рассказ учителя о Честнякове (из его письма И.Е. Репину) (приложение 3) | Учащиеся заполняют в процессе слушания 2 столбик таблици и задают свои вопросы в 3 столбике. | Нравственно-этическое оценивание | Целеполаганиепланирование, контроль, рефлексия | Умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция реч. поведения | Моделирование, поиск информа-ции, установле-ние причинно-следствен-ных связей, формулиро-вание идеи, построение речевого высказыва-ния | Проблем-ный, коллек-тивная работа. |
«Открытие» детьми нового знания. Коррекция учебной деятельности.Цель: анализ прослушан-ного текста Честнякова, знакомство с теорией. | Зачитывает строки из пр. «Грёзы у ручья»: «Скажи, ручеёк, когда над тобой пойдут мосты и переходы, и реи воздушные будут летать из лёгких материй… И вся гора похожа на прекрасный дом, и не знаешь, где начало земли и укрепляются построек устои.» В каком произведении мы видели ответ на этот вопрос? - Ребята, это новый, незнакомый нам пока жанр–утопическое произведение. Послушаем определение жанра. | Слушают отрывок, отвечают на вопрос. Подготовленная ученица зачитывает понятие жанра, его особенности (приложение 4) | Ценностно- смысловая ориентация | Прогнозирова-ние | Умение ясно, точно выражать свои мысли, регуля-ция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрировать-ся в группы сверстников | Выдвижение гипотез и их обоснование построение логической цепи рассуждения установле-ние причинно-следствен-ных связей, сравнение | Словесный, проблем-ный |
Первичное закрепление Цель: развивать умение анализиро-вать текст, выразитель-ное чтение | -Итак, перед нами произведение, удивительно похожее на сказку. Понравилось оно вам, постарайтесь объяснить, чем. О чём мечтает Марк? Какие его мечты вам особенно понравились, объяснить, чем. Как герой утопии соединяет рождённую городом техническую цивилизацию и природу, не уничтожая последнюю, а соседствуя с ней? Ребята, прочитайте последнюю реплику Марка со слов «…рисуем мы картины грёз…» Во что верит герой? Что мы можем сказать о характере Марка? Словарная работа (приложение 5) Что за слова в ваших словариках, объясните смысл пометок, вспомнив тему из русского языка. Какую роль они играют в тексте, что потеряет текст, если мы их уберём или заменим на современные? | Учащиеся отвечают на вопросы. Пересказывают отрывки близко к тексту. Выразительно читают. Отвечают о устаревших и диалектных словах, делают вывод о их роли в тексте | Умение самостоятельно находить ответ на вопрос, стремление к речевому самосовершенствованию, формирова-ние навыков развёрнутого анализа | Ориентация в ситуации, прогнозирова-ние, оценка | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение дочно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Поиск и выделение необходи-мой информации осознанное построение речевого высказыва-ния в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста | Проблемный, метод фронтальной организации уч-ся |
Самостоя-тельная работа с последую-щей проверкой. Цель: умение проводить параллели между сюжетами утопии и картин. | Учитель предлагает самостоятельно рассмотреть картины Честнякова «Фантастические пейзажи» Какие эпизоды вам напоминают утопию? Где в картинах мы видим «забытую родную красоту»? Какие детали картин вам позволяют верить, что грёзы Марка воплотятся в жизнь? Помогает сделать вывод, что и то, и другое произведения, словно мозаика, из отдельных картинок складывают целое… | Рассматривают картины, делают самостоятельные выводы, проводят параллели. | Формирова-ние эстетических потребностей наблюдательности и фантазии, нравственно-этическая ориентация | Адекватное восприятие предложений учителя и одноклассни-ков | Умение строить монологичес-кие высказывания, проявление активности в решении познаватель-ных задач | Умение осуществ-лять сравнение, классифика-цию по заданным критериям | Проблемный, словесного рисова-ния, нагляд-ный |
Повторение. Самоанализ деятельности- рефлексия. Цель: Умение делать самостоятельные выводы, оценивать свою работу. | Зачитывает слова Е.В. Честнякова: «Фантазия – она реальна, когда фантазия сказку рисует – это уже действительность. Жизнь будет именно такой, какой рисует её фантазия». Как вы понимаете эти слова после знакомства с произведение и картинами Честнякова? Перед вами лежат пословицы, выберите и объясните те, которые охарактеризовали бы вашу сегодняшнюю работу, а также помогли бы нам объяснить смысл трудов нашего земляка. | Слушают, делают выводы, выбирают и объясняют пословицы (приложение 6) | Смыслообра-зование, нравственно-этическое ориентирова-ние, оценивание усваиваемого материала | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, оценка | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Доказатель-ство, проявление активности в решении творческой задачи | Индивидуальная работа, выступление перед аудито-рией |
Итоги урока. Цель: систематизация знаний. | Учитель поощряет, ставит оценки. Ефим Васильевич, я уверена, сегодня услышал вас и порадовался; ведь с такими помощниками его фантазии обязательно воплотятся в жизнь. Д.з. Рецепт «Как сладить любое дело» | Слушают, записывают дом. задание. | - | - | - | - | Словес-ный, нагляд-ный |
Методическое обоснование.
В формулировке темы урока («Забытая родная красота» по утопии Е.В. Честнякова «Марк Бессчастный») я исходила из содержания материала. В центре внимания учителя и учеников – утопия «Марк Бессчастный», на примере которой в ходе урока должны выясниться стилистические особенности произведений Е.В. Честнякова. Но содержание материала урока не ограничивается только работой над утопией «Марк Бессчастный». Данный урок – лишь звено в системе уроков по творчеству Е.В. Честнякова:
1) Е.В. Честняков – гордость земли Костромской. Жизнь и творчество.
2) «Рыцарь сказочных чудес». Сказка Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко»
3) Мечта Е.В. Честнякова о городе всеобщего благоденствия в утопии «Марк Бесчастный».
На предыдущем уроке говорилось о различных направлениях в творчестве Е.В. честнякова, на этом уроке предполагается обсудить особенности Е.В. Честнякова как сказочника и мечтателя Костромской земли.
В формулировке целей я исходила из темы и идейно-художественного своеобразия утопии. По содержанию утопия близка картинам Е. В. Честнякова «Город всеобщего благоденствия» и фантастическим пейзажам. Этот факт позволяет выявить следующую особенность утопии Е.В. Честнякова: его произведения имеют тематические и сюжетные сходства с картинами, а также истоком творчества Честнякова является народное творчество. Об этом свидетельствуют и особенности его биографии: Е.В. Честняков создавал свои произведения для простого народа, общался с деревенскими ребятишками, простыми крестьянами, устраивал для них представления и спектакли. Утопия «Марк Бессчастный» несет в себе идею всеобщего благоденствия, к которому люди могут прийти только совместными усилиями.
Интересным материалом для анализа являются и языковые особенности произведения. В нем отражаются особенности костромского диалекта (оканье: дедушко, ; диалектные слова: ондрец, сёдни, давеча и т.д.). Многие из этих слов учащимся непонятны, хотя до сих пор можно встретить их употребление в костромских глубинках.
Урок имеет структуру смешанного типа, в которой совмещаются и элементы традиционной структуры (проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний, домашнее задание) и элементы структуры урока, построенного на сцеплении учебных ситуаций.
1 этап. Мотивация учебной деятельности, самостоятельная работа по биографии Е.В. Честнякова (повторение).
2 этап. Актуализация знаний, рассказ о Е.В. Честнякове.
3этап. Выяснение читательского восприятия. Работа над языком и стилем произведения.
4 этап. Работа с картинами шабловского художника.
5 этап. Рефлексия. Работа с текстами пословиц.
6 этап. Обобщение. Выводы. Анализ результатов деятельности.
Первый этап урока посвящен мотивации учащихся к восприятию учебного материала. На данном этапе используется прием беседы, самостоятельной работы в таблице, с помощью которого выявляется уровень знаний учащихся по данному материалу. Этот этап является весьма важным в построении и логике работы на уроке, так как подготавливает учащихся к освоению материала 3 и 5 этапов урока. На втором этапе ребята слушают рассказ Честнякова о себе, параллельно заполняя таблицу (что я узнал о Е.В. Честнякове). На третьем этапе целесообразно использовать прием выразительного чтения. На уроках по региональному компоненту школьники занимаются по учебникам, которые выдаются им только на занятии, поэтому прием выразительного чтения отрабатывался с отдельными учениками на дополнительных занятиях и реализовался на данном этапе с одновременным использованием небольшой инсценировки. Четвёртый этап урока посвящен выявлению умений работать с картинами, проводить параллели между произведениями художественной литературы и изобразительного искусства.. На данном этапе использовался прием беседы. В выборе приема я исходила из следующих факторов: а) возрастные особенности учащихся. Данному возрасту (10-11 лет) свойственно наивно-реалистическое отношение к искусству. Чем младше ученики, тем прямее и непосредственнее высказывают они оценки прочитанного и увиденного.
На пятом этапе ученики показали умение, работая с пословицами, обобщать собственную работу на уроке, а также обобщать сказанное по произведению и картинам.
На последнем этапе подводятся итоги урока, выставляются оценки и даётся творческое задание: написать рецепт: «Как сладить добро».
Этот этап урока является ступенькой к его завершению. На этом этапе не только выясняются особенности всего творчества Е.В. Честнякова, но и определяется его значение для современного человека. Е.В. Честняков своим творчеством пытался не просто возродить и сохранить особенности народного быта простых крестьян, но и возродить душу человеческую, привить людям любовь ко всему окружающему, к ближним, научить их заботиться друг о друге, помогать нуждающимся и бедным. Традиции Е.В. Честнякова возрождаются и в наши дни. Оживает Шаблово, мастерят ребятишки глиняные игрушки, показывают представления и несут добрую весть всему миру. Это ли не «сказочное чудо», которое «сотворил» Е.В. Честняков?
Литература:
Волшебник из Шаблова»// Губернский дом. – 1994г. - №3. – С.24 – 25.
Ганцовская Н.С. «Живое поунженское слово». – Кострома, 2007г.
Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов. – М.: Советский художник, 1985. – 140с.
Ефим Честняков. Поэзия. – Москва, 1999г.
В. Игнатьев, Е. Трофимов «Мир Ефима Честнякова». – М.: Молодая гвардия, 1988г
Маранцман В. Г. «Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников». – Л., 1974г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Красота внутреннего мира в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда».
Файл содержит презентацию и конспект урока по теме"Красота внутреннего мира в сказке О.Уальда "Мальчик - звезда". Урок расчитан на учащихся 5-6 классов, проводится как урок внеклассного чтения....
урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"
В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....
Конспект урока по теме : "Родная страна.Край родной"
Данный урок относится к теме «Родная страна» и направлен на развитие коммуникативных навыков по этой теме. Современные требования к образованию предполагают сочетание со...
Урок Искусство «Откровение вечной красоты»
Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит...
Презентация к уроку искусства "Что есть красота?"
Презентация предназначена для использования на уроке искусства в 8 классе при прохождении темы "Красота в искусстве и жизни"....
Урок «Люблю тебя, мой край родной. Красота Топкинского района».
Урок «Люблю тебя, мой край родной. Красота Топкинского района».для обучающихся средних классовЦель: воспитание привязанности и любви к родным местам.Задачи:Формировать представление детей о малой...
Планирование уроков по русской родной литературе и родному русскому языку для 7 классов
Содержит тематическое планирование и рабочую программу по новому предмету. Составлена на основе примерной программы ,вязтой с сайта НИРО(Нижегородский институт развития образования)...