Люби и знай свой край
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
рабочая программа факультатива по истории Камчатки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubi_i_znay_svoy_kray_avtosohranennyy.docx | 69.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 4
Утверждаю:
Директор МБОУ ООШ № 4
_______________Липатникова З.И.
Рабочая программа
факультатива по истории Камчатки
«Люби и знай свой край»
для 5 класса
Учитель истории и обществознания
Костенкова Е.Н.
г. Елизово
2014 г.
Пояснительная записка.
Программа курса «Люби и знай свой край» создана на основе Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края (приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 18.05.1012 № 654), приказа "О внесении изменений в приказ от 18.05.2012 "Об утверждении Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края", в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Цели курса:
-формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего края, путем ознакомления с историческими событиями Камчатского края с древнейших времён до современности;
-воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое нашего края:
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с историей, традициями, культурой и бытом народов Камчатки;
-формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и его населения.
- ознакомление с историей и современной жизнью Камчатского края;
- повышение уровня знаний о родном крае;
Воспитательные:
-развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
-формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
-укрепление семейных связей:
-заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
-наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
-изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение книг местных писателей, экскурсии, просмотр видеофильмов;
-общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
-стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические викторины, экскурсии;
-формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
- стимулирование участия учащихся в повседневной жизни своего населенного пункта.
Программа курса предназначена для проведения факультативных занятий по историческому краеведению в основной общеобразовательной школе.
Рассчитана на учащихся 12-13 лет. Программа реализуется в течение 2014-2015 учебного года по одному академическому часу в неделю. Итого 34 час.
Данная программа предусматривает знакомство с историей родного края и города, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков.
Программа включает 4 раздела, в которых в хронологическом порядке представлена история Камчатского края: «Природа Камчатки. Заселение и освоение полуострова коренными жителями», « Открытие, освоение и исследование Камчатки русскими в 17-18 веке», «Камчатка в 19 веке»,
« Камчатка в 20 веке».Внутри каждого раздела несколько локальных тем.Отдельные темы программы связаны с географическими путешествиями, с жизнью и деятельностью великих ученых, первопроходцами.Значительное место в программе занимает географический компонент. Так при изучении края юные краеведы знакомятся с рельефом местности, реками, климатом, растительным миром.
В программе даются практические работы, направленные на применение теоретических знаний на практике; личные наблюдения учащихся; работу с картографическим материалом и историческими источниками.
Курс предполагает знакомство с музеями и памятниками города Елизова и Камчатского края.
Программа разработана с опорой на общие принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности.
Рабочая программа учитывает возрастные особенности обучающихся, соответствует современным требованиям методики и дидактики, позволяет развивать ключевые компетенции.
Актуальность программы: воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитывать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордиться им, надо глубоко знать его историю. Только знания сделают нашу любовь к родному городу и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции.
Объём различных форм учебной работы:
Всего занятий 34ч.
В том числе:
Лекции 28
Практические занятия 6
Данный курс предусматривает разнообразные типы занятий: лекция, практикум, экскурсии.
Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.
Формы контроля: беседы, тесты, викторины, игры, рефераты, составление таблиц.
Всё это достигается с применением современных образовательных технологий: метод проектов, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты
Знать: содержание основных этапов становления и развития Камчатского края, культурные традиции народов населяющих малую родину; личности знаменитых земляков; достижения культуры; виды исторических источников.
Уметь: работать с документами, с картами, с литературой; соотносить события Отечественной и региональной истории; показывать на исторической карте места основных событий; давать описание исторических событий и памятников культуры.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе обучения исторического краеведения обучающиеся должны знать:
-даты основных событий, термины и понятия значительных процессов, основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до 20 века, важнейшие достижения культуры и системы ценностей.
В процессе обучения исторического краеведения обучающиеся должны уметь:
-рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей, целей и результатов деятельности людей);
-проявлять уважение к истории, культуре и традициям наших земляков;
-применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий Камчатского края;
- стремиться сохранять и приумножать культурное достояние родного края;
-определять и объяснять понятия;
-уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, в письменном тексте, в документе;
-обладать необходимыми коммукативными умениями;
-владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь.
-самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение
-уметь дискутировать, анализировать исторический источник, читать историческую карту.
Во время реализации программы можно использовать следующие издания:
-Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки : учебно-методическое пособие. / В.Д. Сергеев. Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство: Камчатское отделение, 1992;
- Камчатка. XVII-XX вв. : историко-географический атлас / Под ред. Н. Д. Жданова, д.и.н. Б. П Полевого – М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997;
- Люби и знай свой край : атлас / Отв. ред. С. В. Савина. – М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1995;.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | количество |
Введение | 1 | |
1 | Полуостров на «краю света» | 1 |
2 | Древнейшие обитатели Камчатки | 1 |
3 | Древнейшие орудия труда | 1 |
4 | Жизнь и быт народов Камчатки .Ительмены. Коряки. | 4 |
5 | Духи и божества коренных народов Камчатки | 1 |
6 | Мифы и сказания народов Камчатки | 3 |
7 | Праздник Хололо. | 1 |
8 | «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть» игровой час | 1 |
9 | Русские землепроходцы на Камчатке в XVII- начале XVIIIвв. | 3 |
10 | Камчатские экспедиции и их роль в истории Камчатки | 2 |
11 | «Путешественник на край света». | 1 |
12 | Героическая оборона Петропавловска | 2 |
13 | Викторина Оборона Петропавловска | 1 |
14 | История города Елизова | 1 |
15 | Кроноцкий заповедник | 1 |
16 | Памятники нашего города(экскурсия.) | 1 |
17 | Посещение музея г.Елизова | 1 |
18 | Их именами названы улицы г.Елизова | 1 |
19 | «В память о павших, во славу живых» | 1 |
20 | «Я в жерло вулкана перо обмакнул» | 1 |
21 | «Моя Камчатка» | 1 |
22 | Символика города и края. | 1 |
23 | Защита проектов «Камчатка. Я и моя семья» | 1 |
24 | Итоговое обобщение. | 1 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | К-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Основные понятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения урока | ||||
план | факт | ||||||||||||
История Камчатки с древности до середины XVIII в. | |||||||||||||
1 | Введение. Что мы будем изучать? | 1 | Цели и задачи курса. Характеристика географического положения Камчатки. | Легенда. | Знать: географическое положение Камчатки, Уметь: работать с картой, характеризовать природу | Работа с текстом учебника, картой | Составле ние конспекта. | ||||||
Раздел I Природа Камчатки. Заселение и освоение полуострова коренными жителями( 13 час) | |||||||||||||
2 | Полуостров на «краю света» | 1 | Комбинированный урок | Характеристика географического положения Камчатки. Особенности ландшафтов, флоры и фауны | Природные ландшафты. | Знать: географическое положение Камчатки, Уметь: работать с картой, характеризовать природу | Составление конспекта, | Составле ние конспекта, | |||||
3 | Древнейшие обитатели Камчатки | 1 | Комбинированный урок | Заселение территории Камчатки в древности. Влияние природы на образ жизни людей. Археологические исследования и их результаты. Стоянки первобытных людей. | Археология, культурный слой, присваивающий тип хозяйства. | Знать: основные стоянки древнейших людей,что позволило людям выжить в борьбе с природой в суровых условиях неолита. Уметь: характеризовать процесс заселения Камчатки человеком,находить на карте места древнейших поселений эпохи неолита. | Составление конспекта, | Составле ние конспекта, | |||||
4 | Древнейшие орудия труда | 1 | Практическая работа № 1 | (изготовление орудий труда руками пятиклассников) | Лук, стрелы, рубило, приспособление для добычи огня. | Знать: древнейшие орудия труда лук, стрелы, рубило, приспособление для добычи огня. Уметь: давать характеристику предметам труда и охоты, и их использование. | Работа со словариком темы, | ||||||
5 | Жизнь и быт народов Камчатки. Ительмены. Коряки. | 2 | Комбинированный урок | Территория расселения, хозяйство и быт ительменов – древнейших жителей Камчатки. Коряки, их появление на полуострове, особенности образа жизни. | Материальная и духовная культура, присваивающее хозяйство, оседлый и кочевой образы жизни,. | Знать: основные народности, проживающие на Камчатке. Назвать основные хозяйственные занятия Уметь: характеризовать их быт и верования, заполнять таблицу. | Составление конспекта, Заполнение в тетради таблицы. | Составление конспекта, таблица. | |||||
6 | Жизнь и быт народов Камчатки . | Практическая работа № 2 | Музыка и танцы коренных народов. Изучение и исполнение национального танца. | ||||||||||
7 | Жизнь и быт народов Камчатки | 1 | Практическая работа № 3 | Нанесение на к/карту места расселения коренных народов. Изготовить макет зимнего и летнего жилища. | Знать: основные народности и места их расселения. Уметь: определять на карте географические объекты и наносить их на контурную карту. | Контурная карта. | |||||||
8 | Жизнь и быт народов Камчатки | 1 | Практическая работа № 4 | Изучение ительменского и корякского орнамента. Нарисовать предметы быта, одежду, орнамент, жилище. | Орнамент, оберег, кухлянка, торбаса, камлейка. | Знать: иметь представление о пище, одежде, обрядах населения нашего края. Уметь:описывать одежду, используя иллюстрации учебника, картины. | |||||||
9 | Духи и божества коренных народов Камчатки | 1 | Комбинированный урок | Верования и обряды коренных жителей Камчатки. Общее и особенное в традиционной культуре камчатских народов. | Шаман, Кутх, МитгУтлейган, пихлач, кала. | Знать: добрые и злые духи, первопредок Ворон, предки- покровители. Уметь:характеризовать верования. | Составление конспекта, | Составление конспекта и рассказа. | |||||
10-11 | Мифы и сказания народов Камчатки | 2 | Комбинированный урок | Мифы и сказки народов Камчатки Т.Гуторова «Эльвель». Особенности северных сказок. Чему учат сказки | Традиционная культура, миф, обряд, сказка, шаман. | Знать: сказки и мифы народов Камчатки Уметь: пересказывать мифы и сказки | Сообщение, составление конспекта | Сообщение, составление конспекта | |||||
12 | Мифы и сказания народов Камчатки | 1 | Практическая работа № 5 | « Иллюстрации к мифам и сказаниям» Инсценировка сказок. | работа с иллюстрациями | ||||||||
13 | Праздник Хололо | 1 | Урок-лабораторная работа с источниками | Традиции и смысл праздника Хололо. Изготовление маски и игрушки. | Хололо | Знать: что такое Хололо Уметь: описывать обряды Хололо | Работа с источниками, составление рассказа | Подготовить сообщение о народных праздниках и обрядах | |||||
14 | «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть» игровой час | 1 | Урок-игра | Знакомство с играми и загадками народов Камчатки. | |||||||||
Раздел II Открытие, освоение и исследование Камчатки русскими в 17-18 веке ( 6 час). | |||||||||||||
15-16 | Русские землепроходцы на Камчатке в XVII- начале XVIIIвв. Присоединение Сибири Первые землепроходцы на Камчатке | 2 | Комбинированный урок | Михаил Стадухин – первооткрыватель Камчатки. Походы русских землепроходцев на Камчатку. Владимир Атласов и его роль в присоединении Камчатки к России. «Скаски» В. Атласова как исторический источник. Взаимоотношения русских с местным населением. Просмотр видеофильма. | Землепроходцы, острог, скаски, урядник, тойон, ясак. | Знать: основные даты освоения Камчатки, фамилии первооткрывателей Уметь: характеризовать походы русских первооткрывателей и их значение.Уметь работать с картой, отвечать на вопросы учителя | Беседа по вопросам, | Составление конспекта. | |||||
17 | Первые землепроходцы на Камчатке | 1 | Практическая работа № 6 | «Нанесение на карту маршрутов землепроходцев». Изготовление поморскогокоча из бумаги. | Знать: Основные маршруты землепроходцев. Уметь: выполнять творческое задание. | Контурная карта. | |||||||
18-19 | Камчатские экспедиции и их роль в истории Камчатки | 2 | Комбинированный урок | I и II Камчатские экспедиции: цели, маршруты и результаты. Витус Беринг и его судьба. Участники экспедиций и их деятельность. С. П. Крашенинников и Г. В. Стеллер о Камчатке и ее жителях. Влияние экспедиций на жизнь местного населения. | Экспедиция, географические открытия, исследователь. | Знать: даты и деятелей Камчатских экспедиций Уметь: рассказывать об экспедициях, характеризовать их вклад в развитие знаний о Камчатке и влияние на жизнь камчатского населения. Уметь работать с картой, отвечать на вопросы учителя | Составление конспекта, | Составление конспекта, | |||||
20 | «Путешественник на край света». | 1 | Лабораторная работа с источниками | С.П. Крашенинников - исследователь Камчатки. Биография. Труд "Описание земли Камчатки" Оценка деятельности исследователя. | Знать: Годы жизни и основные вехи жизненного пути Уметь: характеризовать вклад в науку, находить необходимые знания из текста учебника. | Составление конспекта, работа с документами | Составление конспекта. Работа с документами | ||||||
Раздел III Камчатка в 19 веке ( 3 час) | |||||||||||||
21-22 | Героическая оборона Петропавловска Причины нападения на Петропавловск Подготовка к обороне Первое сражение Второе сражение Петропавловск в 1855 г. Значение и память победы наКамчатке в 1854г | 2 | Комбинированный урок | Борьба России за влияние в Тихоокеанском регионе. Стратегическое положение Петропавловского порта. Организация обороны порта. Защитники Петропавловска. | Сферы влияния, десант. | Знать: даты основных событий Крымской войны, Уметь: рассказывать об обороне Петропавловска Уметь работать с картой, отвечать на вопросы учителя | Составление конспекта, | Составление конспекта. | |||||
23 | Викторина Оборона Петропавловска | 1 | Повторительно-обобщающий. | Знать: материал данного периода. Уметь: отвечать на поставленные вопросы, давать аргументированные ответы. | |||||||||
Раздел IV Камчатка в 20 веке (11 час) | |||||||||||||
24 | История города Елизово | 1 | Комбинированный урок | Возникновение города, его история. Социологический опрос. | Острог. | Знать: основание города, Уметь: рассказывать историю основания города. | Составление конспекта. Выпуск газеты «Мой город» | ||||||
25 | Кроноцкий заповедник | 1 | Комбинированный урок | Создание и месторасположение заповедника. Флора и фауна. Наиболее охраняемые птицы и животные. Просмотр видеофильма. | Долина Гейзеров. | Знать: основание и месторасположение. Уметь: подготовить небольшое сообщение на заданную тему | Составление конспекта. Индивидуальные сообщения | ||||||
26 | Экскурсия памятники нашего города | 1 | Урок-экскурсия | Памятник И. Деркачеву на Аллее Славы. Памятник Елизову Г.М. Памятник погибшим в ВОВ елизовчанам. | Знать: памятные места Уметь: рассказывать о памятниках города. | Подготовить сообщение на тему Памятники Составить презентацию. | |||||||
27 | Посещение музея г.Елизова | 1 | Урок-экскурсия | ||||||||||
28 | Их именами названы улицы г. Елизова | 1 | Комбинированный урок | С.И. Гришечко, И.В. Деркачев, Г.М.Елизов, В.М. Кручина, И.Е.Ларин, С.И. Мячин, И.В. Рябиков. | Знать: историю появления названия улиц. Уметь:подготовить небольшое сообщение на заданную тему | Составление конспекта. Индивидуальные сообщения | |||||||
29 | «В память о павших, во славу живых» | 1 | Комбинированный урок | Почетные граждане Елизовского района и г. Елизово. Посещение Аллеи Доблести и Славы. | Почетный гражданин | Знать: и называть выдающихся людей г.Елизово и Камчатского края, оценивать их вклад. Уметь:подготовить небольшое сообщение на заданную тему | Составление конспекта. Индивидуальные сообщения | ||||||
30 | «Я в жерло вулкана перо обмакнул» | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с творчеством Камчатских поэтов и писателей Камчатские писатели Г.Поротов, В.Косыгин. | Знать: выдающихся камчатских поэтов и писателей и их произведения. Уметь:подготовить небольшое сообщение на заданную тему | Составление конспекта. Индивидуальные сообщения | |||||||
31 | «Моя Камчатка» | 1 | Комбинированный урок | Камчатские художники К. Килпалин, В. Санакоев. Знакомство с творчеством К. Килпалина и В.Санакоева. | Знать: выдающихся камчатских художников и их произведения. Уметь:подготовить небольшое сообщение на заданную тему | Работа с текстом учебника, иллюстрациями. Индивидуальные сообщения | |||||||
32 | Символика города и края. | 1 | Комбинированный урок | Художник Максим Черников. Герб, флаг Елизовского района. Художник Иван Царьков.Герб, флаг, гимн Камчатского края. | Герб, флаг, гимн. | Знать: историю появлениягерба, флага и гимна города и края. Уметь:рассказывать о символах Елизовского района и Камчатского края. | Подготовить сообщение об истории появления герба | Выучить слова гимна | |||||
33 | Защита проектов «Камчатка. Я и моя семья» | 1 | Урок-защита проектов | Представление и защита проекта «Камчатка. Я и моя семья» | |||||||||
34 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Итоговое занятие. Обобщить и уточнить полученные знания по курсу « Краеведение». Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой край?» Награждение званием «Юный знаток края». | Знать:материал данного периода |
Содержание
Введение (1ч.)
Знакомство с новым предметом, в котором показывается, что наш край имеет свою отличительную историю освоения его человеком и живущие в нем в настоящее время люди различны по своему национальному составу, начиная с глубокой древности, у всех был свой путь развития, хотя в настоящее время они представляют одну семью. Показать место края в истории политического и экономического развития России. Работа с терминами.
Раздел I: Природа Камчатки. Заселение и освоение полуострова коренными жителями (14 час).
Тема 1.Полуостров на краю света-1час.
Характеристика природно-территориальных комплексов Камчатки. Заселение территории Камчатки в древности. Влияние природы на образ жизни людей. Археологические исследования и их результаты.
Основные понятия: археология, культурный слой, природные ландшафты, присваивающий тип хозяйства.
Тема 2.Древнейшие обитатели Камчатки-1час
Стоянки первобытных людей. Ученый-археолог Н.Н. Диков о древнейшем населении северо-востока Азии. Сравнительная характеристика находок палеолита, мезолита и неолита.
Основные понятия: палеолит, мезолит, неолит, Ушковская стоянка.
Тема 3.Древнейшие орудия труда-1час
Практическая работа № 1
Изготовление лука, стрел, рубила, приспособления для добывания огня руками пятиклассников.
Тема 4.Жизнь и быт народов Камчатки . Ительмены. Коряки-4 час.
Территория расселения, хозяйство и быт ительменов – древнейших жителей Камчатки. Коряки, их появление на полуострове, особенности образа жизни.Нанесение на к/карту места расселения коренных народов.Изготовление макета зимнего и летнего жилища.Изучение и исполнение национального танца.
Практическая работа № 2
Практическая работа № 3
Практическая работа № 4
Тема 5.Духи и божества коренных народов Камчатки-1 час.
Верования и обряды коренных жителей Камчатки. Общее и особенное в традиционной культуре камчатских народов.
Основные понятия: обряд, сказка, шаман.
Тема 6.Мифы и сказания народов Камчатки- 3час
Мифы и сказки коренных жителей Камчатки.Т.Гуторова «Эльвель» ительменская легенда.
Основные понятия: миф.
Практическая работа № 5
Тема 7. Праздник Хололо-1 час.
Традиции и смысл праздника Хололо. Изготовление маски (уллау) и игрушки тэлытэл.
Тема 8.«Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть» игровой час-1 час.
Игры детей, воспроизводящие жизнь взрослых: бросок аркана(чаута), ловля оленей, рыбная ловля, прыжки через нарты, сцены охоты.
Раздел II Открытие, освоение и исследование Камчатки русскими в 17-18 веке ( 6 час).
Тема 9.Русские землепроходцы на Камчатке в XVII- начале XVIIIвв.-3 час.
Михаил Стадухин – первооткрыватель Камчатки. Походы русских землепроходце на Камчатку. Владимир Атласов и его роль в присоединении Камчатки к России. «Скаски» В. Атласова как исторический источник. Взаимоотношения русских с местным населением.Изготовление поморскогокоча. Нанесение на контурную карту маршрутов землепроходцев.(Просмотр видеофильма).
Основные понятия: землепроходцы, острог, скаски, урядник, тойон, ясак.
Практическая работа № 6.
Тема 10.Камчатские экспедиции и их роль в истории Камчатки-2час.
I и II Камчатские экспедиции: цели, маршруты и результаты. Витус Беринг и его судьба. Участники экспедиций и их деятельность. С. П. Крашенинников и Г. В. Стеллер о Камчатке и ее жителях. Влияние экспедиций на жизнь местного населения.
Основные понятия: экспедиция, географические открытия, исследователь.
Тема 11.«Путешественник на край света»- 1час.
С.П.Крашенинников, биография.Труд "Описание земли Камчатки".Оценка деятельность исследователя.
Раздел III Камчатка в 19 веке ( 3 час)
Тема 12.Героическая оборона Петропавловска -2 час.
Борьба России за влияние в Тихоокеанском регионе. Стратегическое положение Петропавловского порта. Причины нападения на Петропавловск. Подготовка к обороне. Первое сражение. Второе сражение. Петропавловск в 1855г. Защитники Петропавловска.Значение и память победы на Камчатке в 1854г.
Основные понятия: сферы влияния, десант.
Тема 13.Викторина Оборона Петропавловска-1 час.
Раздел IV Камчатка в 20 веке (11 час).
Тема 14.История города Елизово-1час
Древнее поселение на берегу Авачи.1848 г. - Старый Острог. 1897г. - двухсотлетие присоединения Камчатки. 1917 - 1922 г. ожесточённая борьба за установление советской власти. Курс на коллективизацию. 1931 г.- первый колхоз «Путь Ильича». Образование Елизовского района в 1949 году.ПГТ с 1964 г. Город с 1975 г.Комбинат стройматериалов. Деревообрабатывающий завод. Мясокомбинат.Елизово - центр сельскохозяйственного района. Молочно-овощной совхоз.Город-побратим Хомер (США). Численность населения.(Социологический опрос).
Тема 15.Кроноцкий заповедник- 1 час.
Создание и месторасположение заповедника. Флора и фауна. Наиболее охраняемые птицы и животные ( белоплечий орлан, топорок, лебедь-кликун).Просмотр видеофильма.
Тема 16. Памятники нашего города( экскурсия)-1час
Памятник И. Деркачеву на Аллее Славы. Памятник Елизову Г.М. Памятник погибшим в ВОВ елизовчанам.
Урок-экскурсия.
Тема 17.Посещение музея г.Елизова-1час.
Урок-экскурсия.
Тема 18.Их именами названы улицы г.Елизова-1 час.
С.И. Гришечко,И.В.Деркачев,Г.М.Елизов, В.М. Кручина,И.Е.Ларин,С.И. Мячин,И.В. Рябиков.
Тема 19.«В память о павших, во славу живых»-1час.
Почетные граждане г. Елизово" :Зинаида Ивановна Иванова, Елена Степановна Котовщикова, Александр Михайлович Лобков, Иван Кириллович Чикин, Наталья Леонидовна Заочная-Мильская, Тамара Платоновна Орлова, Илья Тихонович Симаков, Олег Никитович Мамченков, Владимир Никифорович Цюпко, Алла Ивановна Кузнецова;
Почетные граждане Елизовского района": Валентин Никитович Ролдугин, Николай Григорьевич Коляда, Борис Илларионович Малахов, Клавдия Григорьевна Муратова, Пантелей Петрович Косыгин, Виталий Филиппович Урбан, Николай Михайлович Пискун, Андрей Михайлович Дрызгалович, Петр Яковлевич Яковлев, Виктор Степанович Курьянович, Виктор Павлович Березин, Светлана Михайловна Болтенко, Анатолий Александрович Шевлягин, Любовь Ивановна Коляда;
Тема 20.«Я в жерло вулкана перо обмакнул»- 1час.
Знакомство с творчеством Камчатских поэтов и писателей. Камчатские писатели Г.Поротов, В.Косыгин. Сборник стихов«Оленьими тропами»- первая книга корякского поэта Владимира Владимировича Косыгина, публикующегося под псевдонимом Владимир Коянто. Сборники "Песни Алнея", "В стране Кутхи", "Дарю тебе песню", созданные в соавторстве с ительменским писателем Георгием Поротовым.Цикл стихов Г.Поротоваоб Ое, пьесы по ительменским мотивам "Корел", "Кутха и мыши", "Эльвель",книга "Песни страны Уйкоаль",
Тема 21.«Моя Камчатка»-1час.
Камчатские художники К. Килпалин, В. Санакоев.Санакоев и его творчество.Его работы «Хололо», «Рябиновый бисер», «Танец на снегу», «Мэнго», «Танцующие чайки", "Хололо".К.Килпалин - уникальный корякский художник, автор сказок, легенд, рассказов.
Тема 22.Символика города и края.-1час.
Художник Максим Черников. Герб, флаг Елизовского района. Художник Иван Царьков.Герб, флаг, гимн Камчатского края.
Тема 23.Защита проектов «Камчатка. Я и моя семья-1 час.
Тема 24.Итоговое занятие- 1час.
Литература
1. Антропова В.В. Культура и быт коряков. – Л., 1971.
2. Арктика – мой дом. Народы севера земли. Культура народов севера. / Науч. ред. Соколова 3. П. – М.: Северные просторы, 1999 – 264 с.
3. Витер И. В., Смышляев А. А. Город над Авачинской бухтой. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский Печатный Двор, 2000. – 208 с.
4.Витер И.В., Новик Ю.О. «Мода от природы».Холдинговая компания «Новая книга» г.Петропавловск –Камчатский .2004г.-222с.
5. Георг Вильгельм Стеллер. Дневник плавания с Берингом к берегам Америки 1741 – 1742 гг. – М., 1995. – 224 с.
6. Гропянов Е.П. Памятники Петропавловска-Камчатского .г.Петропавловск-Камчатский.2007г-93с
7. Гуторова Т.Е. «Эльвель» ительменская легенда. РИО КОТ.г.Петропавловск-Камчатский1995 г-46.
8. Диков Н. Н. Археологические памятники Камчатки, Чукотки и Верхней Колымы. – М. 1977.
9. Жилин М. «Камчатский Ермак».Холдинговая компания «Новая книга» г. Петропавловск –Камчатский.2011г. -248с.
10. Защитники Отечества. – Петропавловск-Камчатский, 1989. – 272 с.
11. Землепроходцы. / сост. Вахрин С. И. – Петропавловск-Камчатский: Издательство «Камчат», 1994. – 232 с.
12. История и культура ительменов: историко-этнографические очерки. – Л., 1990.
13. История и культура коряков; историко-этнографические очерки. – СПб., 1993
14.Кравченко В. альбом«Вадим Санакоев. Живопись, публицистика, воспоминания».Петропавловск-Камчатский, «Камчатпресс», 2013г
15.Кравченко В.Альбом «Килпалин. Живопись, проза, письма, воспоминания».Петропавловск-Камчатский, «Камчатпресс» ,2010 г
16. Киселёва Н. «Герой Днепра и Камчатки». - Петропавловск-Камчатский, дизайн-бюро «Известная Камчатка», 2004.
17. Киселёва Н. « На волне памяти» о Петропавловской обороне 1854г. .г.Петропавловск-Камчатский.2009г-93с
18.Малюкович в. «Куткыняку»( сказки и мифы коряков).г. Петропавловск-Камчатский «Белый шаман» 2001г
19.Мартыненко В. «Путешествие в страну Уйкоаль».г. Петропавловск-Камчатский.Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение. 1987 -134с.
20. Памятники Петропавловска-Камчатского. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение. 1989. –
24 с.
21. Пирагис А. Н. Петропавловск-Камчатский. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение. 1986. –
64 с.
22.Пирагис А. Н.Петропавловск-Камчатский Улицы города рассказывают.Холдинговая компания «Новая книга» г. Петропавловск –Камчатский.2000г.
23.Поротов Г. «Ветер жизни».Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение. 1986. – 71 с.
24.Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки. Дореволюционный период. / Уч.метод. Пособие. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство.
25.Шевцов, В. С. Елизово, 1975–2010 историко-географический очерк /[В. С. Шевцов ; фот. С. И. Бейнеровича, В. Л. Дворовенко, А. В. Еремина [и др.] ; науч. рец. В. Э. Оболоник]. — Петропавловск-Камчатский, 2009. — 110 с.
26.Харитонов Г. «Незабытый подвиг». «Камчатский край», №4, 2007.
Литература для учащихся
1. Алексеев А. Н. Сыны отважные России. Магаданское книжное издательство, 1970. – 368 с.
2. Арктика – мой дом. Народы севера земли. Культура народов севера. / Науч. ред. Соколова 3. П. – М.: Северные просторы, 1999. – 264 с.
3. Порогов Г. На околице Руси. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1979. – 208 с.
4.. Пшонкин Ю. А. Амто, Корякин – М., 1991
5.Столяров В. Корякские и ительменские сказки.Холдинговая компания «Новая книга» г. Петропавловск –Камчатский.2007г.-94
Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Люби и знай родной свой край
Игра-путешествие по родному краю. Материал по патриотическому воспитанию для следопытов...
Своя игра "Люби и знай свой город"
Презентация выполненная в виде Своей игры. Пять категорий вопросов по истории Серпухова. Вопрос выбирается на втором слайде. При втором щелчке на слайде с вопросом появляется правильный ответ....
Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"в форме игры "Умники и умницы"
Актуализация биологических и экологических знаний на основе национально-регионального компонента; развитие интереса к предмету; расширение кругозора; любовь к родной стороне и бережное отношение...
программа дополнительного образование "Люби и знай русский язык"
данная программа дополняет, систематизирует зания учащихся по русскому языку...
Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)
Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...
Логопедическая викторина "Люби и знай родной язык"
Итоговое логопедическое занятие в 7 классе для учащихся VII вида....
рабочая программа по элективному курсу Люби и знай свой край"
Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины", своего края, мест...