"Атаман Ф.Я. Бурсак и протоиерей К.В. Россинский-подвижники православия на Кубани"
статья по краеведению (10 класс) на тему
Данная статья поможет сориентироваться в пространстве духовного образования на Кубани
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bursak_i_rossinskiy-prosvetiteli_chernomorii.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал статьи в помощь преподавателю кубановедения и ОПК
тема: "АТАМАН Ф.Я, БУРСАК И ПРОТОИЕРЕЙ К.В. РОССИНСКИЙ-ПОДВИЖНИКИ ПРАВОСЛАВИЯ НА КУБАНИ".
Не секрет, что сегодня для многих исследователей, да и просто людей, любящих историю остается актуальным изучение жизни казаков. Особенный интерес вызывает период образования и первые лета заселение Черномории, так как именно тогда закладывался фундамент будущей Кубани. Вера православная занимала и занимает важное место в жизни казака. Вопреки своему кочевому образу жизни казак пребывал в православии постоянно. О рождения до смерти казак старался жить по заповедям, переступая каждую ступить своей жизни согласно с законам Божьим. В этой связи нельзя не говорить о людях, которые всячески способствовали развитию духовного просвещения, строительству храмов и церквей в станицах, обучению духовенства. Наказной атаман Войска черноморского Федор Яковлевич Бурсак и Протоиерей Кирилл Васильевич Россинсий явили достойный союз, объединившись для того, чтобы вместе, исходя каждый из своих обязанностей и полномочий укрепить фундамент истинного православия в Черномории.
Описания деятельности просветителей можно встретить в трудах Ф.А. Щербины, И.Д. Попка, Я.Г. Кухаренко, Д.Е. Фелицина, В.И. Беитковского, П.П.Короленко, советского историка В.А. Голобуцкого ,а так же в работах Б.А. Трехбратова, В.Н. Ратушняка, В. Бардадыма.
Нужно сказать, что на момент вступления с должность атаман Бурсаком и скорого приезда Россинского церковное дело в молодой Черномории состояло на следующем уровне. Хотя церковь была основным местом сбора всего населения и были построены первые храмы еще при предыдущем протоиерее Войска Черноморского Романе Порохне, сама церковная организация проходила довольно сложные этапы, так как в отличии от центральных гуребний России. Разрешение на храмовое строительство было получено не сразу, священников не хватало, возведение в сан было быстрым, уровень образования низким. Многие священнослужители не только не умели читать и писать, но даже не знали Священного писание. О низкой культуре казаков пишет и священник С.Кучеровский, занимавшийся культурой и бытом казаков. По этому поводу впоследствии писал Кирилл Васильевич в Екатеринославскую епархию: «В связи с тем, что некоторые места отдалены от церкви до 80 верст, многие жители Кубани не знают молитв и церковной символики. Не зная верных слов, народ их сам додумывает, что недопустимо. Поэтому необходимо по слову Божьему прихожан обучать основным молитвам в церкви во святые посты в утреннюю и вечернюю службу». Налаживать дела в Черномории было делом сложным и кропотливым.
Приглашая в 1803 году на место Романа Порхни К.В. Россинского на должность протоиерея Федор Бурсак сделал удачный выбор. Россинский к этому моменту уже заслужил себе авторитет человека внимательного, очень образованного, чуткого. Новый протоирей хорошо знал и понимал меру ответственности, возложенную на него. Внутренние трудности по устройству церковного дела сопровождались для атамана Бурсака и протоиерея Россинского и с трудностями внешними. Вследствие тяжелого и пагубного для здоровья климата, холодных зим, и суховейных лет болезни и смертность увеличивались. Повсюду стоял запах гнили. В этих условиях казаки должны были быть всегда в боевой готовности. «В то время жизни здесь не было на всем лежала печать войны, везде подстерегала черноморца опасность и смерть», пишет Щербина в своем труде. Зная какую роль играет вера в жизни казака Россинский, посылает на службу самых лучших, высокообразованных и высоконравственных людей.
Следующей задачей протоиерея было наполнить церкви Черномории грамотным инастоятелеми, которые бы не только жили нуждами своих прихожан, но и хорошо знали церковную службу. Для решения этой проблемы протоирей начал призывать священнослужителей из Украины. Войсковой атаман Федор Бурсак и правительство дали самые поощрительные меры для тех, кто хоте бы нести службу в Черномории. Но так как желающих не нашлось. Тогда протоиерей представил Бурсаку проект, согласно которому вместо приглашенных священнослужителей, можно было избирать в священнослужители казаков и рукополагать их в сан. Правительство и атаман Ф.Я. Бурсак утвердили проект. Таким образом Россинский подготавливал желающих быть священниками, а затем отправлял их с к Екатеринославскому епископу с просьбой от себя, атамана Бурсака и войскового правительства рукоположить их в сан. Благодаря этим мерам через два-три года ситуация с кадрами улучшилась.
Продолжая тему взаимоотношений протоиерея и войскового атамана, нужно сказать, что Федор Бурсак всегда ответственно вникал за происходившими в церковных делах событиями. В трудах исследователей довольно часто можно встретить обращения к атаману или сообщения о каких –либо событиях, происходящих в войске. Так в 1804 году Россинский сообщает атаману Федору Бурсаку, что соборный священник Диомид Яблуновский-человек честный и отзывчивый, приступил к выполнению своих обязанностей и отправился на Кубань в экстренную экспедицию. Таким образом, Россинский а подтверждает, что именно добросовестный человек был отправлен по непростому делу на службу. Часто из-за нехватки священников протоиерей сам ехал на место сражения.
Взаимоотношения войскового протоиерея с атаманом Бурсаком весьма интересны. Наверное, неспроста судьбе или истории было необходимо свести в одном временном пространстве таких разных, но одновременно деятельных людей. Выполняя каждый свою роль, они оказывались единомышленниками при решении важных проблем. Россинский был в курсе всех восковых дел атамана и оставался последнему незаменимым помощникам. Нельзя сказать, что эти отношения дались легко Кириллу Россинскому. Федор Бурсак, воспитанный по законам Запорожской Сечи обладал, как пишут многие исследователи, весьма крутым нравом. Большую часть времени атаман Бурсак проводил в картельных экспедициях, заботился о нуждах переселенцев и решал проблему с беглыми казаками. Нередко протоиерей уговаривал и доказывал атаману целесообразность своих дейтсвий, в частности денежных вопросов. Тем не менее, атаман находил разумными и необходимыми начинания Россинского, и к своей чести нередко сам жертвовал довольно крупные суммы денег на закладку храмов. Так в 1803 году Кирилл Васильевич просит разрешение о строительстве двух церквей: святой Екатерины и святого Фомы, а в 1815году-цекрви святого Дмитрия Ростовского Чудотворца. Продолжалось строительство церквей в куренных селениях Васаринском, Новотиторовском, Кущевстком, Пластуновском, Тимашевском.Правительство во главе с атаманом Бурсаком не забывало и об улучшении церковном службы. Так были заказаны необходимые для этих целей книги: т: катехизисы, молебное пение на Рождество, жития Святых и другую духовная литература. Много проблем оставалось внутри духовенства. Протоиерей и правительство столкнулось с такой бедой как пьянство и взяточничество. Кирилл Васильевич даже просил Екатеринославскую духовную консисторию «обязать все черноморское духовенство жить в трезвости».
Следующим великим начинанием отца Кирилла было создание церковного хора для улучшения богослужения. С этой просьбой Кирилл Васильевич обратился в войсковую канцелярию, но вследствие бюрократии и проволочки был вынужден опять обратиться за поддержкой к атаману Федору Бурсаку и военному губернатору Дюку де Ришелье. С их подачи и начал создаваться хор в Черномории. На просьбу Россинкого об увеличении штата хора, протоиерей опять получил от канцелярии отказ. Тогда отец Кирилл убедил атамана Федора Бурсака в необходимости нужд хора, и добился выделения денег для этой цели. За неоценимы труды атаман атаман Бурсак представил протоиерея Кирилла Россинского к высшей награде, ордену Святой Анны 2-рой степени с алмазными украшениями.
В трудах исследователей-краеведов неоднократно можно встретить подтверждение доброго и справедливого отношения Войскового атамана к протоиерею. Ф.Я. Бурсак уважал и как мог помогал Кириллу Васильевичу, зная, как нелегко приходится последнему и с каким рвением и самоотдачей он служит своему делу. 15 ноября 1809 года Федор Яковлевич Бурсак пишет отношение о награждении протоиерея Кирилла Россинского за его труды архиепископу Екатеринославскому, херсонскому и Таврическому Платону. В нём он говорит, что войсковой протоиерей Кирилл Россинский, исправляет ревностно отличное служение своему делу, в этой должности проявляет себя так, что заставляет окружающих отдать ему совершенную справедливость. Ф.Я. Бурсак пишет милостивейшему архипастырю, что три года исправляя должность смотрителя при Екатеринодарском училище, без жалования и преподая Закон Божий, отец Кирилл обучает ныне за недостатком учителя отроков положенным предметам, а так же имея попечение о благе училища, довел учительскую до 10.000 рублей. Так же войсковой атаман с восхищение говори, что отец Кирилл воспитывает на своем иждивении десять бедных учеников. Таким образом Ф.Я. Бурсак просит об испрошении Россинскому Высоконамаршего награждения, которое желает отцу Кириллу все Черноморское войско. Судьба самого Россинского трагична. Супруга Кирилла Васильевича из-за губительного климата умерла, не оставил наследника. Но протоиерей Россинский, или как его называли отец Кирилл, находил утешение в своей миссии служению церкви.
В заключении хочется сказать, что сегодня, когда на Кубани, вновь растет интерес к православию, восстанавливаются старые монастыри и воздвигаются новые храмы, очень важно с благодарностью вспомнить имена тех, кто в не легкие годы начала XIX века как неутомимый сеятель и созидатель, трудился на этой земле с крестом и молитвой, чтобы просветить души людей, облегчить их долю и заложить в них зерно, которое дало плоды истинной веры православной.
Литература, используемая для статьи
1.Горожанина М.Ю. Просветитель Черномории Кирилл Россинский/М.Ю. Горожанина; адм. Краснодарского края.-Краснодар: периодика Кубани, 2005.-352 с.: ил.
2.Кубанский сборник Т.1, Краснодар, 2006 с.348.
3.Орлов П. Сборник Т. II. М: Просвещение, с.320
4.Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1901. Краснодар, 1996
5.Щербина Ф.А. История Кубанского Казачьего Войска. В. 2-х т.-(Репринтное воспроизведение).-Екатеринодар, б/и., 1910-1913.Т.2 история войны казаков с закубанскими горцами.-1913.-800., ил.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Православие на Кубани в современных условиях"
Урок кубановедения для 10 класса...
" Православие на Кубани в современных условиях"
Урок кубановедения для 10 класса...
" Православие на Кубани в современных условиях"
Урок кубановедения для 10 класса...
" Православие на Кубани в современных условиях"
Урок кубановедения для 10 класса...
Подвижники православия на Кубани
Материал статьи в помощь преподавателю кубановедения и ОПК тема: "АТАМАН Ф.Я, БУРСАК И ПРОТОИЕРЕЙ К.В. РОССИНСКИЙ-ПОДВИЖНИКИ ПРАВОСЛАВИЯ НА КУБАНИ"....
Ф.Я. Бурсак в трудах Ф.А. Щербины
Статья посвящена атамнау Ф.Я. Бурсаку в контексте трудов Ф.А. Щербины. Предназначена в помощь учителям кубановедения и историии кубанского казачества....
Кубановедение. Православие на Кубани
История Православия на Кубани, РПЦ на Кубани в годы советской власти, возрождение Православия...