Программа курса "Историческое раеведение"
рабочая программа по краеведению на тему
Программа курса "Историческое раеведение. Вознесенский край" для учащихся 11-14 лет. Срок реализации - 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_istoricheskoe_kraevedenie.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Нарышкинская средняя общеобразовательная школа
Программа
«Историческое краеведение. Вознесенский район»
(68 часов учебного времени)
Возраст детей: 11 - 14 лет
Срок реализации: 2 года
Работу выполнила:
учитель истории и
обществознания
Майорова Ольга
Александровна
с. Нарышкино
Нижегородская область
Вознесенск наш растет, расширяется,
Светом, музыкой наполняется,
Этажи домов к небу ставятся.
И поэты есть и ученые,
Есть и пахари, в труд влюбленные.
Знаем, есть края красоты иной,
Но Вознесенский край нам навек родной.
А.Забелин.
I. Введение
Предмет «История России» изучается в общеобразовательной школе на II и III ступенях развития. В 2008-2009 учебном году изменения произошли в программе 8 класса, где вместо 2 часов в неделю (включая знания об истории Нижегородского края) Федеральный базисный учебный план составляет – 1 час недельной нагрузки, с общим годовым объемом 35 часов. Т.е. модуль «Историческое краеведение» в 8 классе – не стал изучаться в курсе Отечественной истории. При этом в 7 классе учебный курс «Историческое краеведение» изучается как самостоятельный учебный предмет в рамках школьного компонента – объем учебной нагрузки – 1 час в неделю (34 часа в год) по программе Гречухина Г.Б., 2001г.
Знания учащихся о прошлом родного края – важная составляющая школьного исторического образования. Конкретные знания о родном крае должны входить в состав обязательных базисных знаний школьного курса истории, это будет отвечать требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России.
Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае — жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.).
Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края.
Изучение родного края включает познание этнонационалъных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу.
Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин.
Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.
Ученики знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Это помогает преодолеть все еще встречающуюся «безликость», «безымянность», «безлюдность» истории в школе.
История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое — настоящее — будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, — разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений и структур. Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени.
Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.
В данной программе отражены вопросы всестороннего изучения своей местности. Накопленный краеведческий материал может использоваться учащимися при изучении истории России и во внеклассной работе для формирования представления о прошлом родного края.
Краеведение — всегда краелюбие. Занятие краеведением помогает глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).
II. Пояснительная записка
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.
Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого характера, т.к. программа отражает общеисторические тенденции, «вписывает» историю местного края в контекст истории России. История родного края – неразрывная часть истории страны на всех этапах, поворотах, изломах отечественной истории.
Программа «Историческое краеведение. Вознесенский район» предполагает работу по двум основным направлениям:
- образовательному
- исследовательскому
Основным считается образовательное направление программы – изучаются различные стороны жизни Вознесенского края в их единстве. Другим – исследовательское: изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей — земляков и членов семьи, изучение повседневности — обыденной жизни с ее живыми подробностями. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.
Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях.
Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.
Третий уровень — изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Это члены краеведческих кружков второго года обучения.
Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах средней школы (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня.
Цели:
- приобщить учащихся к изучению истории родного края через самостоятельную исследовательскую работу;
- сбор материала для школьного музея
Основные задачи курса:
- дать знания по истории родного (Вознесенского) края, отразить своеобразие местной истории на фоне отечественной;
- научить учащихся самостоятельно оценивать, анализировать факты и события родного (Вознесенского) края, определять общее и особенное в историческом процессе, углублять свои исторические знания;
- способствовать воспитанию чувства гордости за дела и подвиги своих земляков-нижегородцев (вознесенцев), за их вклад в культурное наследие Родины, за подвижничество, за любовь к Отечеству, укрепляя тем самым связи между поколениями;
- способствовать развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье;
- воспитание бережного отношения к историческому наследию современного общества.
Данная программа предназначена для изучения курса исторического краеведения с древнейших времен до XXI века.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»). Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда.
В реализации программы принимают участие дети и подростки от 11 до 14 лет. Срок реализации программы – два года.
В ходе реализации программы можно выделить два последовательных этапа:
- Основной
- Итоговый
Основной этап
Предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания о целях, задачах, направленности данного кружка, его формах и режимах. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Дети – активные участники проводимых дел. Приобретение новых знаний, умений, навыков и развитие коллектива осуществляется через включение детей в предлагаемую им разнообразную деятельность. Также они получают знания об истории родного края, учатся составлять свою родословную, собирают материал для школьного музея.
Итоговый этап
На данном этапе полученные знания, умения, навыки закрепляются и конкретизируются. Дети становятся не только активными слушателями, но и участниками-исследователями. Они получают и добывают информацию об истории сел Вознесенской округи, в том числе и о своем родном селе, их достопримечательностях, знаменитых людях. В процессе тимуровской работы они собирают материал для школьного музея.
Формы и режим занятий
По образовательному направлению программы занятия в школе активности проводятся два раза в неделю для каждой группы отдельно. Во время практических занятий члены детского объединения работают по направлениям. Полученные в ходе реализации программы знания, умения и навыки обобщаются и углубляются, реализуются на практике. Продолжительность занятия 45 минут. Пути и методы изучения истории родного (Вознесенского) края разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приемов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Программа предусматривает различные типы уроков, соответствующие возрасту учащихся: комбинированные уроки, уроки объяснения нового материала, практическая работа, экскурсии, творческие уроки, коллективная работа, встреча с интересными людьми.
Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки-экскурсии в музей, их исследовательская работа, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения, «круглые столы», организация музейных экспозиций.
Формы подведения итогов
1. Входящая и выходящая диагностика с целью отслеживания результативности и эффективности усвоения полученных знаний.
2. Игровые зачеты.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:
- освоение знаний и умений, чтобы их использовать;
- осознание детьми своей связи с наследием Вознесенского края, значимости этого наследия для предыдущих поколений, для современников, для самих учащихся;
- знакомство с имеющимися материалами (занятия могут проводиться и в залах районного музея);
- составление детьми своих родословных;
- активная исследовательская деятельность детей;
- сплочение коллектива детей, занятых интересующей их деятельностью, активных, общительных;
- формирование нравственных качеств личности: патриотизма, коллективизма, ответственности, забота о младших и пожилых.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
1. Наличие материально-технической базы (технические средства обучения, компьютерное оснащение).
2. Учебные пособия (наглядный, дидактический и методический материал, стенды).
III. Учебно-тематический план работы кружка
«Историческое краеведение. Вознесенский край»
3.1. Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Наименование темы | Кол-во занятий | Количество часов | Дата | ||
теория | практика | всего | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Вводное занятие «Будем знакомы». Что изучают юные краеведы. Историческое краеведение как средство воспитания гражданственности и патриотизма. Каменный век, начало бронзового. Край в XV – начале XVII века Регион и край в XVIII веке. Сельское хозяйство и положение крестьянства в 1 ½ XIX в. Промышленность и торговля в регионе. Край после отмены крепостного права. Край и уезды в начале XX в. Край в 1921-1941 гг. Край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. События 1945-1950-х гг. Край в 60-70-е годы XX века. Социально-экономическое развитие края в 1 1/2 90-х гг. О социально-экономическом развитии вознесенского района в 1993году. История моей семьи. Сбор материала для музея. | 1 1 3 2 2 2 2 4 1 1 1 1 1 1 4 7 | 1 1 2 2 2 2 2 4 1 1 1 1 1 1 1 1 | - - 1 - - - - - - - - - - - 3 6 | 1 1 3 2 2 2 2 4 1 1 1 1 1 1 4 7 | |
Итого: | 34 | 34 |
3.2. Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Наименование темы | Кол-во занятий | Количество часов | Дата | ||
теория | практика | всего | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Введение Из истории сел Вознесенской округи.
Практическая работа
Они защищали Родину.
Практическая работа
Мое село.
Практическая работа
Основные объекты краеведческих исследований наших мест. Родники. Практическая работа
История моей семьи.
Практические работы.
Творческая работа: написать реферат на одну из заданных тем. Сбор материала для музея
Практическая работа
Урок обобщения и контроля знаний. Выходящая диагностика. | 1 6 12 5 2 4 3 1 | 1 2 2 1 1 1 - 1 | - 4 10 4 1 3 3 - | 1 6 12 5 2 4 3 1 | |
Итого: | 35 | 35 |
IV. Содержание и структура программы
4.1. I год обучения
Введение – 2 ч.
Вводное занятие «Будем знакомы». Входная диагностика. Историческое краеведение как средство воспитания гражданственности и патриотизма.
Тема 1. Каменный век, начало бронзового – 3 часа
Городища городецкого типа. Древние племена на территории региона. Заселение края. Коренные жители края.
Практическая работа
1.Знакомство со схематической картой Вознесенского района, с картой Нижегородской области. Определение на карте местоположения своего населенного пункта.
Тема 2.Край в XV – начале XVII века – 2 ч.
Административное устройство и управление. Особенности земледелия в крае во 2 ½ XVI века. Общественные отношения в крае. Сельское хозяйство, поташное производство и товарно-денежные отношения на территории края. Подати и повинности. Бунты и смуты на территории края.
Тема 3. Регион и край в XVIII веке – 2ч.
Сельское хозяйство. Подати и повинности. Развитие промышленности и торговли. Бунты на территории края. Реорганизация административного устройства в крае. Общественные отношения в конце столетия.
Тема 4. Сельское хозяйство и положение крестьянства в 1 ½ XIX в. – 2ч. Промышленность и торговля в регионе.
Сельское хозяйство и положение крестьянства. Промышленность и торговля в крае в 1 ½ XIX в. Реформа 1861 г. в крае.
Тема 5. Край после отмены крепостного права – 2ч.
Расслоение крестьянства. Развитие капиталистических отношений в деревне. Развитие промышленности. Управление и земское самоуправление в губернии и крае. Образование в крае в конце XIX – начале XX вв. Земство и здравоохранение в крае.
Тема 6. Край и уезды в начале XX в. – 4ч.
Крестьянское и рабочее движение в 1900-1907 гг. Аграрная реформа в крае.
Край в годы первой мировой войны. Быт и культура населения края в начале XX века. Февральско – октябрьские события 1917 года в крае. Последствия Гражданской войны для региона.
Тема 7. Край в 1921-1941 гг. – 1ч.
Первые шаги в новой жизни. Время нэпа и коллективизация в крае. Из истории молодежного движения в крае.
Тема 8. Край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.- 1ч.
Тема 9. События 1945-1950-х гг. – 1ч.
Тема 10. Край в 60-70-е годы XX века – 1ч.
Тема 11.Социально-экономическое развитие края в 1 1/2 90-х годов– 1ч.
Тема 12. О социально-экономическом развитии вознесенского района в 1993году – 1ч.
Тема 13. История моей семьи – 4ч.
Моя родословная. Гляжу на фотокарточку. Семейная реликвия.
Практические работы.
1. Составление родословного древа семьи.
Творческая работа: написать реферат на одну из заданных тем.
Тема 14. Сбор материала для музея – 8ч.
Одежда. Орудия труда. Предметы домашнего обихода. Предметы быта. Украшения, изделия из дерева, металла и др.
Практическая работа
- Экскурсия в краеведческий музей.
Содержание и структура программы
4.2. II год обучения
Введение – 1ч.
Тема 1. Из истории сел Вознесенской округи – 6 ч.
Рабочий поселок Вознесенское. Село Бахтызино. Село Сар-Майдан.
Село Аламасово.
Практическая работа
- Собрать материал об истории вымирающих сел.
Тема 2. Они защищали Родину – 13ч.
Известные люди Вознесенской округи. Герои-земляки ВОВ. Участники Афганской войны. Участники Чеченской войны.
Практическая работа
- Собрать материал об участниках ВОВ.
- Собрать материал об участниках Афганской войны.
- Собрать материал об участниках Чеченской войны.
- Оформление стенда «Они защищали родину»
Тема 3. Мое село – 4 ч.
История и современность. Родная школа, ее история. Покровская церковь.
Практическая работа
- Сбор материала об истории села Нарышкино.
- Сбор материала об истории Покровской церкви.
Тема 4.Основные объекты краеведческих исследований наших мест–3ч.
Родники.
Практическая работа
- Заочная экскурсия по святым местам.
Тема 5. История моей семьи – 4ч.
Моя родословная. Гляжу на фотокарточку. Семейная реликвия.
Практические работы.
- Составление родословного древа семьи.
Творческая работа: написать реферат на одну из заданных тем.
Тема 6. Сбор материала для музея – 3ч.
Одежда. Орудия труда. Предметы домашнего обихода. Предметы быта. Украшения изделия из дерева, металла и др.
Практическая работа
- Оформление собранного материала.
Тема 7. Урок обобщения и контроля знаний – 1ч.
Выходящая диагностика.
V. Список литературы:
- Вклад вознесенцев в Победу. Сост. Н.А. Шемяков. – Арзамас. ОАО «Арзамасская типография», 2005г.
- Край родной. Между Мокшей и Тешей: История края и современная жизнь. – Нижний Новгород: Издательство «Литера», 1998г.
- Логинов В.И. Отчий край. Вознесенская земля: прошлое и настоящее: историко-географический очерк. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994г.
- Наш край. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2008г.
Вознесенский район в таблицах и схемах.
Населенные пункты Вознесенского района
Наименование населенных пунктов и сельских администраций | Численность населения, чел. |
1.Вознесенский район 2.Р.п. Вознесенское | 19800 7300 |
3.Аломасовская сельская администрация: с. Аломасово пос. Свободный пос. Путь Ленина | 831 741 48 42 |
4. Бахтызинская сельская администрация: с. Бахтызино пос. Сарма д. Козлейка | 1040 938 68 34 |
5.Благодатовская сельская администрация: с. Благодатовка д. Знаменка д. Калиновка д. Покровка д. Богородск д. Варнаево д. Букалей | 1167 452 25 19 23 27 415 206 |
6.Бутаковская сельская администрация: д. Абашево с. Бутаково д. Борки д. Марьино д. Шигаево д. Новоселки с. Девлетяково с. Княжево | 1628 97 435 182 140 8 526 139 101 |
7.Линейская сельская администрация: с. Линейка д. Тумлейка пос. Антоновка. пос. Угли- Печи | 414 273 79 56 6 |
8. Мотызлейская сельская администрация: с. Мотызлей д. Дашино | 1325 1266 59 |
9.Нарышкинская сельская администрация: с. Нарышкино с. Илев пос. Шаприха пос. Заря пос. Торжок пос. Хохлиха пос. Барановка пос. Три Овражка | 1874 1281 330 128 64 21 34 16 |
10 Полх – Майданская сельская администрация: с. Поховский Майдан д. Вилки пос. Новый путь пос. Крутец | 2007 1674 210 44 79 |
11.Криушинская сельская администрация: с. Криуша д. Починки д. Беговатово | 1463 1058 333 72 |
12. Сар – Майданская сельская администрация: с. Сар-Майдан д. Мал – Майдан | 919 906 13 |
13.Сарминская сельская администрация: пос. Свободный пос. Преображенка д. Ивановка пос. Луктос пос. Кочгар д. Степановка пос. Донок д. Яблонка пос. Куриха пос. Сарма | 1088 40 53 65 48 30 24 108 65 350 305 |
14. Суморьевская сельская администрация: с. Суморьево д. Вещерка д. Китаевка д. Мельсеватовка | 884 803 32 19 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...