Методическое пособие "К истории Ачинеровского рода."
методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему

Шанкиева Галина Хулхачиевна

Методическое пособие "К истории Ачинеровского рода" разработано в рамках изучения истории и культуры родного края.

Пособие основано на архивных источниках. Пособие сопровождает мультимедийная презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_el_posobie.rar30.26 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

МКОУ Ачинеровская СШ

 Г.Х.Шанкиева

«К истории ачинеровского рода»

 Электронное пособие

 по локальной истории

для учителей, учащихся

2011 г.

Ачинеры 2005

Введение

                   

В калмыцкой историографии содержаться весьма скудные сведения об Икикцохуровском улусе.

Образование улуса – есть результат распада в XVII в. наследственного владения Цохуровского улуса на два: Икицохуровский и Багацохуровский улусы. К названиям улусов, образовавшихся в период феодальной междоусобицы обычно добавлялись термины – ики, дунду, бага (т.е. большой, средний, малый), отражавший этот процесс. (1)

Согласно исследованиям В. Бакунина в начале XVIII в. Икицохуровский улус отошел к младшему брату Дондук – Омбо (владелец Багацохуровского улуса) Бокширге. (2)

В исторической литературе упоминание о данном улусе связаны с событиями  1771г. – откочевкой калмыков в Джунгарию. У ЖитецкогоА.И. находим «… немного позже с Яика были возвращены Эркетеновский и Икицохуровский улусы. Эркетеновский улус был разделен между другими улусами. На долю Икицохуровского улуса достался нынешний Яргачин Эркетеновский род». (3) К. Костенков отмечает, что «… нойоны Теке и маши (Икицохуровский улус) не захотели в 1771г. покидать Россию, о чем заранее предупредили астраханского губернатора Бекетова». (4)

        Возникший как владельческий домен, в 1838г. улус отходит в казну. (5)

        В 1930 году Икицохуровский улус расформирован, территория разделена между Центральным, приволжским, Приморским улусами. Центральный улус образован за счет территорий Манычского, Икицохуровского улусов, западной части Яндыко – Мочажного, Эркетеневского улусов. В 1934 году из Центрального улуса выделен Черноземельский улус с районным центром Яшкуль. Районный центр Центрального улуса перенесен в с. Троицкое. В состав Черноземельского улуса вошли Ачинеровский, Зюнгаровский, Сатхаловский, Уланэргинский, Чилгирский сельсоветы и территория отгонных пастбищ «Черные земли».

        С 1944 года, после депортации калмыцкого народа и ликвидации Калмыцкой АССР, Черноземельский улус упразднен, территория вошла в Степновский район Астраханской области. В 1951 году «Черные земли» вошли в ведение Ставропольского края.

        12 января 1957 года Указом президиума Верховного совета РСФСР Степновский район Ставропольского края ликвидирован, организован Яшкульский район КАО. В 1961 году многие населенные пункты Яшкульского района типа Лиманный, Гашунсуий и другие переименованы в поселки Молодежный, Шарва, Зюнгар, Ниицэн, Олинг, Ревдольган, Гашун, Зултурган, Хулхута, Утта, Улан-Эрге, Тавн Гашун.

        В настоящее время территория Икицохуровского улуса состовляет Яшкульский район, частично территории Черноземельского, Лаганского районов Республики Калмыкия (условно).

             

 Территория и хозяйственное деление улуса.

Икицохуровский улус Калмыцкой степи Астраханской губернии в XIX веке занимал центральную часть калмыцкой степи от устья р. Волги до р. Маныч.

Икицохуровский улус в Астраханской губернии и занимал юго-западную часть Калмыцкой Степи. На юго-востоке граничил с Эркетеневским улусом, на западе – с Малодербетовским улусом, на  юге – со Ставропольской губернией, на севере – с Харахусовским улусом. Территориально сливался с Харахусовским улусом.

В хозяйственном отношении улус можно разделить на северную и южную части. В северной части улуса кочевали калмыки Хошеутовского, Сатхалова, Зюнгарова, Кевюн-Ноютова родов в составе 18 зайсанговых аймаков. В южной части улуса кочевали калмыки  Ачинерова, Ярганчи – Эркетенова, Эркетень – Баргасова, Шебенерова, Кетчинерова и Тохан – Кесикова родов. Среди архивных документов сохранились «Сведения о распределении между аймачными родами Икицохуровского улуса пользованием угодьями в зимнее и летнее время». (6) В начале XIX в. согласно сведениям, составленным землемером Лесного отделения Купецким,  насчитывалось до 2112 кибиток простолюдинов, из них 1359 – кочевали в степи, а 759 – находились вне степи, 83 кибитки- у духовенства, 13 – кибиток – у зайсангов. Численность скота составляла: верблюдов – 1212 голов; лошадей – 2546 голов; рогатый скот – 3669 голов; овец – 35461 голов.

Кочевое скотоводство – главный вид производственной деятельности калмыков Икицохуровского улуса. Икицохуровцы разводили лошадей, овец, рогатый скот и верблюдов. Продукты скотоводства доставляли им пищу и одежду. «Калмыки когда имеют скот, тогда они и людьми щитатца могут, а когда ж онаго лишатца, то и сами ничего не стоят » - так заявил наместник Убаши весной 1770г представителю царской администрации. (Цит. По Батмаеву М.М. Калмыки в XVII – XVIII в в Э. 1993 с.111)

Весь скот круглогодично находился на подножном корме, перегоняемый с места на место по мере скармливания трав на ближних пастбищах.

Как только в течении 40 – 60-х г.г. XVII в Калмыки утвердились на территории, которую впоследствии они занимали, они создали свою систему маршрутов перекочевок и распределения пастбищ по сезонам.

Икицохуровский улус зимовал у Можаровской соляной заставы по ильменям р. Кума до 1860 г. В 1860-х гг., после уточнения границ Астраханской и Ставропольской губерний, улус перешел на зимовку к озеру Яшкуль, на Крымский тракт и долину Маныча. Летом улусная ставка располагалась у озера Джамтыр, а хотоны откочевывали к северу до озера Цаган – Нур. На зиму откочевывали со скотом на Маныч, Состу, Куму, весною же постепенно возвращались на свои привычные места. По прибытию они раскочевывались  небольшими группами от 4 до 20 кибиток. Хлебопашеством не занимались. Как считает И.Я.Златкин, имея в виду кочевые скотоводческие хозяйства, «производственный процесс в этих хозяйствах включал в себя перекочевки и перегоны скота, его охрану и выпас,

водопой, дойку и переработку молочных продуктов, стрижку, сбор и переработку шерсти, и т.д. производственный цикл в кочевом скотоводческом хозяйстве подобен земледельческому, где вехой, отделяющий один цикл от другого равен периоду между расплодами».

В северной части улуса было до 70 худуков. Худуки были как с питьевой, так и с солонцеватой водой.

Южная часть улуса от северной части отделялась речкою и зером Яшкуль, с запада –Хамурами Эркетеней, с юга – речкою Маныч и Состинскими озерами, с востока – Эркетеновским улусом. рельеф под Хамурами и к Яшкулю – ровный с восточной стороны Эркетеновскому улусу – волнообразный. Почвы южной части улуса были супесчаными и солонцеватыми, что естественно не способствовало развитию землепашества. Южная часть улуса изобиловала подножным кормом для скота: здесь произростали белая и красная полынь, аржанец, ковыль. Эти травы способствовали быстрому утучнению  скота не только летом, но и зимой. В лощинах находились луга. Травостой в этих местах зависел от уровня разлива весенних вод по речкам Маныч, Хара Зуха и Яшкуль.

В засушливые годы сено здесь не косили. Так, старожилы рассказывали о том, что на лето в южной части улуса оставался Ачинеровский род, в то время как, остальные раскочевывались в северную часть. Южная часть улуса в зиму принимала калмыков не только своего улуса, но и других. Именно в этот период эта территория стала называться Черные земли (Хар газр) – знаменитые пастбища.

Ежегодно к началу осени собирались степные съезды, которые контролировали выпас скота в степях Приманыча, распределяли на предстоящую зимовку пастбища на Хар газр и избирали доверенных лиц, которые должны были следить за соблюдением границ выпаса. В августе 1895 г. такой съезд состоялся в ставке Икицохуровского улуса.

Уже в то время начали проявляться признаки, надвигавшейся экологической беды. На этой территории образовалась первая в Европе антропогенная пустыня. Еще гидротехник Управления Калмыцкой Степью М. Гаврилов беды Черных земель объяснил «чрезмерным передвижением скота в поисках воды» и предложил «распространить устройство водосборных бетонных бассейнов на 2000 ведер воды». Этот проект был заимствован у черноярского мещанина Филимонова, испытавшего свое изобретение в районе Состинских озер.

Устройство представляло собой цилиндрической формы резервуар с водосточным щитом (20 кв. саженей) для улавливания атмосферных осадков. По окружности – щиты или желоба с фильтрами. Однако, в противовес была выдвинута идея колодцев артезианского типа, как единственно реальных в калмыцкой степи. Так и посей день в поселке Ачинеры действуют четыре таких колодца.

Фонды Государственного и республиканского архива хранят документы о территориальных спорах, относящихся к 1894 – 1895гг. Так сход с 8 ноября 1894г решил: «…начиная от урочища Адык вплоть до Ставропольской губернии граница нашего Эркетеневского улуса определяется старой кочевой дорогою, проходящая по скотопрогонному тракту, вымежеванному в последние годы. Урочища, лежащие восточнее этой дороги считать Эркетеновскими, а западнее – Икицохуровскими.»

Население улуса. Этнический состав.

Улусное население составляли калмыки буддийского вероисповедания, которые вели кочевой образ жизни.

По материалам «отчета о поездке к астраханским калмыкам летом 1909 года» у Н.О. Очирова в Икицохуровском улусе зафиксированы названия 11 родов и 20 аймаков.

Рода:

  1. Зюн гар. Аймаки: Борлгуд, арслнhуд, дудакн, даржгуд, балhд, котчнр, мухранкн, бадманкн, ковун нойнахн.
  2. Котчнрмуд.
  3. Тохан кесг.
  4. Барhс тохан кесг.
  5. Шевнр (шемнр). Аймаки: Олцhуд шевнр, багшин шевнр, эмгн шевнр, hунжан шевнр, Аляhцу шевнр.
  6. Цатхл (или сатхл). Аймаки: Борцхуд, кочкханкн, хасхл, банhир, зооцнр, курнгуд.
  7. Хошуд.
  8. Ачнр.
  9. Эрктн барс.
  10. Тавн  ярhчин эрктн.
  11. Hучн ярhчин эрктн.

В Икицохуровском улусе имеется поселок крещеных калмыков Чилгир.

В материалах экспедиции по обследованию калмыцких 16 улусов 1909 г. в Икицохуровском улусе названы следующие рода:

  1. Гучин ярhачин эркетнев род
  2. Тавн ярhчин эркетнев род
  3. Зооцнр сатхалов род
  4. Хасхут сатхалов род
  5. Ганганыр сатхалов род
  6. Качкахин сатхалов род
  7. Кюрунгут сатхалов род
  8. Борцхут сатхалов род
  9. Гульжигут шебенеров род
  10. Эмгин шебенеров род
  11. Гунджин шебенеров род
  12. Алягут шебенеров род
  13. Бакшин шебенеров род
  14. Тохан кесиков род
  15. Эркетен баргасов (боргасов) род
  16. Баргас (баргос) тохан кесиков род
  17. Хошутов род
  18. Ачинеров род
  19. Кетченеров род
  20. Кебюн ноютов род
  21. Бадмакин зюнгаров род.

Родовые тамги.

Скот является главной собственностью кочевников, о чем свидетельствовали знаки собственности, именуемые «тамгами».

Тамги выполняли функции печати или росписи хозяина они широко применялись для таврирования лошадей, крупного и мелкого скота

Рисовались и высекались тамги на скалах, подтверждая принадлежность горных пастбищ тому или иному владельцу.

Калмыцкие тамги, как правило, передавали формы орудий, оружия, предметов повседневного быта, начертания калмыцких письменных знаков и т.д. Тамги, кроме того, служили еще и для обозначения рода. Рисовались на предметах обихода, документах. Тамгами таврировали скот в строго определенное время и по этому случаю устраивали своеобразные празднества. А это родо-племенные тамги Икицохуровского улуса.

Наименование аймаков, анги и родоплеменных групп

Число киб. или семей в аймаке

Вид тамги

Название тамги и его значение

Примечания

Зюнгаровский аймак

726 киб.

Маля-тамга (кнут-тамга)

Цатхальский аймак

389 киб

Ш

Сам-тамга (гребенка-тамга)

Ачинеровский аймак

386 киб.

˜

Дегря-тамг

Шебенеровские аймаки

«джунгуру» - свастика

Заамутовский аймак

125 киб.

О

Хасн-тамга

Тохан-кесиковский

157 киб.

«джунгуру» - свастика

Зекен-кесиков

40 киб.

«джунгуру» - свастика

Эльджигутовский

31 киб.

«джунгуру» - свастика

Алангосудский

20 киб.

Уту-цагрык (длинная крестовина)

Хошутовский аймак

397 киб

Уту-цагрык (длинная крестовина)

Ярганчи-Эркетеновсский аймак

456 киб.

ν

Турн-тамга (копыто -тамга)

Беснякиновский

29 киб.

ν

Турн-тамга (копыто -тамга)

Кебюн-ноют

36 киб.

ν

Турн-тамга (копыто -тамга)

Эркетень-Баргасов айм

Ахархын-тамг (короткая крестовина)

Вероисповедание.  Хурулы.

   Особую организационную роль жизни калмыков всегда играли хурулы и буддизм. По ведомостям, составленным в 1883 г. в Икицохуровском улусе было три больших хурула и несколько малых.

   Исследователь (Бакаева Э.Л.) относит Икицохуровский Гэмпэрлинг, Икицохуровский Тэгэчин – Шараб - Чойхорлинг к наиболее древним, основным на первом этапе поселения в волжских степях. Хурул Раши – Цокбо был основан вскоре после 1771г. Главным является Эмчи Ики хурул, тибетское название которого - Тэгэчин – Шараб – Чойхорлинг- давно было по преданию также Далай-ламой. Официальная дата основания хурула – 1725 г., но существовало мнение, что он старше, чем харахусовский Раши-Гомон, основанный до 1632г. До открытия Чёёря это был единственный хурул в Калмыкии, где получали специальное медицинское образование, преподавать медицину здесь начал в XVIII в. тибетский Эмчи-лама. Два храмовых здания (деревянное сюме и войлочный хурла гер) были посвящены большим богослужениям в честь будды врачевания Манла. Приходом хурула являся тохон кесынов род.

   Будде Манла был посвящен второй по значимости хурул улуса – Большой Гэмпэрлинг. И этот хурул был назван, согласно легенде, Далай-ламой. Кроме деревянного сюме Манлы в хуруле функционировал  и Ики хурла орьго- посвященный большим службам храм соборного типа, размещавшийся в простом доме, а также Багшин ширя – место поклонения сидению (трону) Санджи-Равго-багши, паломника, посетившего Далай-ламу. Большой Гэмпэрлинг хурул располагался на территории родов кетечинер, кюбю-нойод, багшин-шабинер.

    Приход Малого Хурула Сера-Джава-Рацан (Зюнгарова) состовляли роды борлогуд, арслангуд, дуданкин, балгут, кетчинер, мухранкин, бадманкин; Малого Сатхалова (Манлан Цокбо) – сатхалов род; Малого Раши-Цокбо (И. Житецкий называл его Яргачин-Эркетеновский) – роды табинкин-яргачин эркетеновский, гучинкин-яргачин-эркетеновский, эркетен-боргосов. Алягутский молитвенный дом (кибитка), основанный при Эмчин хуруле в 1897г., кочевал вместе с алягутовым родом.

   Кроме перечисленных в улусе функционировали: Раши-Пунцуклинг (Ачинеровский большой хурул), Малый Сэртэкчэлин – ачинеровских и хошутских родов, Малый Манлы – кебютова рода.

     С 1908г. в Икицохуровском улусе начала действовать высшая конфессиональная школа Чёря, при которой находился хурул.

      В отличие от православной церкви  в хурулах не проводили массовые богослужения. Народ присутствовал при богослужении у Цаца в определенные празднества.

     Население улуса в основном составляли буддисты. Однако архивные документы свидетельствуют, что среди калмыков северной части Икицохуровского улуса были калмыки православного вероисповедания в количестве 27 кибиток.  Крещены они были в 1877 – 1880 гг. Они обладали льготою платежа государственных повинностей на 20 лет обзаведения оседлой жизни. Однако, как и все калмыки, они проживали в кибитках, лишь некоторая часть начала строить глиняные дома. Следует заметить, что хлебопашеством они также не занимались. Перекочевок у них не было. Сено заготавливали в окрестностях урочища Чилгир. Эта информация свидетельствует о миссионерской деятельности провославной церкви и попытках царского правительства обратить калмыков в оседлость.

Административно – судебное управление улуса.

     Начальную административную ступень Калмыцкого ханства представлял хотон, состоявший из нескольких родственных семей. Следующей административной единицей был аймак, в которой входили группы родственных семейств, кочующих в данной местности. Следующая единица – улус, которым управлял найон. Высшим административным органом Калмыцкого ханства являлся Зарго. С одной стороны, он был ханским советом, с другой высшей судебной инстанцией. Подобные учреждения функционировали в каждом улусе при правителях и для отправления правосудия между своими подданными. После Указа императрицы Екатерины II о ликвидации калмыцкого ханства от 19 октября 1771 г была введена новая система управления волжскими калмыками. Делами калмыков стала ведать особая Экспедиция при астраханском губернаторе. В каждом улусе, включая Икицохуровский, назначались приставы из русских чиновников.

   Административное управление калмыцкими улусами с 1 января 1835 г. осуществлялась попечителями, назначаемых Управлением Калмыцкого Народа (УКН). Они имели канцелярию в составе одного или двух помощников и письмоводителя. Кроме них в канцелярии работал переводчик, толмач, один-два писаря,  рассыльный, урядник, три-четыре стражника.

   Попечители были полновластными хозяевами улусов. В их руках была не только власть, но и суд. Попечитель был председателем улусного суда – зарго, куда входили еще два заседателя и гелюнг. Улусная канцелярия рассматривала  и организовывала решения всех проблем хозяйственно-бытового и социально-культурного развития улуса.

     В конце XIX в. действовал объединенный Яндыко-Икицохуровский суд – зарго, расположенный на урочище Долбан в 200 верстах от урочища Яшкуль. Вследствие этой отдаленности калмыки- икицохуровцы испытывали затруднения в подаче и разрешении искового заявления, а отсутствие прямого почтового сообщения удлиняло сроки разрешения вопроса, тат как бумаги посылались через Астрахань. И в 1899 г. на улусном сходе в урочище Яшкуль был организован отдельный суд – зарго.

 Медицинское обслуживание населения.

Система попечительства предусматривала медицинское обслуживание калмыцкого населения. Согласно архивным данным в 1887 – 1889 гг. в улусе был организован приемный покой с несложным убранством: аптечный шкаф, стол, кровать и несколько стульев, в улусе работал фельдшер, два оспопрививателя. Фельдшер был калмыком по национальности, ежегодная заработная плата составляла 180 рублей. Управление Калмыцким народом выделяло медикаменты на сумму 150 рублей, в то время как жителей в улусе насчитывалось 11054 человека. Фельдшеру приходилось кочевать вместе со степняками от хотона к хотону. Из дезинфицирующих средств использовалась карболовая кислота.

Образование. Школа.

В 1858 году открывается школа в Икицохуровском улусе. Под контролем врача и фельдшера находилась и улусная школа, открытая в ставке улуса в урочище Яшкуль. (7) Улусная школа располагалась в здании из 6 комнат, одна из них – столовая, другая – классная, остальные – спальни. Обучалось в ней 24 ученика, из них две девочки. Питание сочетало русские и национальные блюда: калмыцкий чай, баранина, каша. В отчете вольнонаемного фельдшера П. Крылова отмечается что здоровье, учащихся улусной школы хорошее.

     Позже открылись миссионерские школы в Чилгире (1891г), в Яшкуле (1899г), где преподавались такие предметы, как Закон Божий церковно – славянский язык, церковное пение, русский язык, арифметика, география, геометрия, черчение, чистописание.

 В 1909г в Икицохуровском улусе создана Буддийская философия. Академия Цан-нид-чойра, где готовились учителя хурульных школ, астрологи-зурхачи, художники – иконописцы, эмчи и др.

В 1909 году открылась Ачинеровская родовая школа в Икицохуровском улусе.

          Постройками южной части улуса являлись   деревянный дом аймачного зайсанга Яргачин Эркетеновского рода Менке Насунова, 4 дома гелюнгов и 2 хурула на урочище Цаган Сек. Малочисленность построек объясняется тем, что основная масса продолжала кочевать. Об этом свидетельствуют документы конца  XIX в.,  что икицохуровцы не перешли еще к оседлости, а продолжают вести кочевой образ жизни.

Заключение

Таким образом Икицохуровский улус XIX в. – это не только  административная,  хозяйственно-экономическая и фискально-податная единица общества, но и территориально-этническая общность, сохранившая свой традиционное этническое наименование (Икицохуровский ), определенный этнический состав, территорию (нутук, т.е. кочевье), свою улусную линию наследственных найонов (князей) (8), а также традиционный кочевой образ жизни скотовода.

I. Сведения из истории Ачинеровского рода

Первые сведения о существовании Ачинеровского рода, которые удалось нам обнаружить относятся к 1856 г. В Реестре дел заведующего Икицохуровским улусом зафиксирован факт выдачи документа под № 20 «Свидетельство калмыку Ачинерова рода Бадме Очирову с 4 товарищами в участие ... по линейному тракту на две недели», под № 65 «Свидетельство Ачинерова рода калмыка Бадма Дагтаеву с тремя товарищами в Малодербетовский улус сроком на 10 дней» ... ограбивших ка-тыков Ачинерова рода Дабдана Танкаева и Мудук Дорнжбыева»; под № 1144 «О поселении калмыка Ачинерова рода Кензе Даштаева». (1)

В первой части исследования кратко рассмотрена история Икицохуровского улуса в составе, которого находился Ачинеровский род. Подтверждением этого являются документы Лесного о! деления Управления Калмыцким Народом за 1883 год- В сводке по Икицохуровскому улусу под №1 назван Ачинеровский род. Во второй половине XIX и. административное управление на местах в Калмыцкой Степи осуществлялось через аймачные управления. Во главе каждого аймака находился зайсанг. Аймак состоял из нескольких хотонов, их возглавляли хотонные   старшины.Зайсангом Ачинерова рода был Кюке Натыров. В 1868 г. были составлены сметные списки Аймачного зайсанга Икицохуровского улуса. В них под № 142 приведены данные о нем. На 1 января 1869 г. Кюке Натырову было 25 лет. В его семье проживали: жена -Ользяте (18 лет), брат - Дорджи (12 лет), сестра - Ове (18 лет), мать -Улюмджи (45 лет). Среди родственников зайсанга в списки внесены двоюродный дядя Очир Мантыков (51 год) с женой Цаганой (44 г.) и детьми:

дочери - Киштя (26 лет) и Бетеле (1 б лет), сын - Цаста (14 лет). Даны сведения о семьях племянников - 1) Сашаджи Делгескиев (28 лет), его жена Котюш (23 года), сын Носта (3 года); 2) Таи I ад Кануев (25 лет), жена - Кермен (22 года);

3) Дободанг Табкаев (30 лет), жена - Цатхланг (25 лет), сын Сегелте (12 лет).(2)

II. Этнонимика рода и родоплеменные атрибуты: легенда, сякусн, уран, тамга

Ачинеры - этнонимическое название, отразившие так или иначе термин родства монголов и ойрат-калмыков (ачи - внуки, племянники по отцу). «УнЬн» (жеребёнок). - Уран Ачинеровского аймака. Каждый род имел свой клич (уран).

«Унhн» гидг мартэ.

Очир Вани буртха

Церен гидг нойнта

Цеврэр бээдг ачнр

Тавн зун эрк

Далах ламин гегэг

Дал деерэн далхмн

Очир Вани гегэдэн

Ора деерэн дамит.

Тамга ачинеровского рода называется дергэ, изображалось в горизонтальном положении.

Графическое изображение названия рода и племени-тамга. Тамга несла также этнораличительные функции (им клеймили животных). Сякусн Ачинеровского рода - эго Очир-Вани-Гегян - бодхисаттва энергии и мощи. Его имя переводится как «Держащий ваджру».(3) Ваджра - главный символ Ваджрапани. Здесь она символизирует, что Ваджрапани преодолел страдания. Ваджрапани является хранителем буддийского учения и относится к владыкам Трех Просветленных Семейств. Сначала была тьма великая, были и люди и видели друг друга в этой тьме, только неясно. Но вот однажды премудрый бог Маншире соизволил собрать совет из сонма богов для обсуждения мировых вопросов- В совет, в котором, между, прочим, присутствовали и Бакши-Гегян н Очир-Вани_Гегян, решили создать солнце, луну и звезды, чтобы были день и ночь, и люди лучше видели друг друга. Боги поставили огромный насос в море, окружавшее землю, и стали качать. От первой качки вылетело из насоса солнце, со второго раза - луна и звезды, с третьего раза - сладкая вода (аршан). Хорошо стало на свете - тепло и светло, только боги недоумевали, что делать с аршаном. Этот вопрос оставили до следующего совета. Через некоторое время этот аршан похитил лютый дракон Араха, который аршан выпил и через то сделался бессмертным, а на месте аршана оставил какую-то черную жидкость. На втором совете боги решали вопрос - куда девать эту зловонную жидкость. Вылить на землю эту зловонную жидкость - люди помрут. Бог Очир-Вани решил сам выпить эту жидкость. Но только, что успел он выпить ее, как сделался черным, как уголь,

кроме зубов и глаз. Чтобы отметить Арахе, Очир-Вани полетел его разыскивать. Долго пришлось ему странствовать по белому свету, наконец кое-как ему удалось уловить Араху, которого Очир-Вани огромным ножом рассек пополам. Рассеченный Араха распался на два живых самостоятельных существа, и, чтобы отомстить Очир-Вани за свое рассечение, одна половинка Арахи, поселилась в морях, где производит частые бури, а другая половинка полетела в небо, с целью уничтожить творенье богов: солнце, луну и звезды. С тех пор Арарха старается поглотить эти планеты, от чего бывают затмения и полузатмения солнца и луны.

III. Хотоны рода

В названный период в пяти хогонах проживало 454 жителя Ачинерова рода. И.А.Житецкий в книге «Очерки быта астраханских калмыков» выделяет пять типов хотонов. К первому типу он относит хотоны, созданные по семейно-родственному принципу; втором - смешанный хотон, куда принимались посторонние кибитки; к третьему типу относились хотоны, организованные на хозяйственно-экономическом принципе: в состав такого хотона входят родственники человека состоятельного и его рабочие; в четвертом типе хотонов к родственному принципу примешивается начало сословности — это хотоны духовенства, зайсангов и нойонов и наконец, пятый тип -промышленный хотон, где киби тки формируются в силу того, что работают на одного хозяина, в основном это хотоны при рыбных промыслах, соляных озерах. (4). При анализе списков жителей пяти ачинеровских хотонов, выявляется, что среди были хоюны четырех типов; родственные, сословные, смешанные, промышленные, хозяйственно-экономические. Ачинеровский аймак располагался и в северной и в южной частях Икицохуровского улуса. Северная часть улуса - степная. В местах проживания ачинеровцев почва была песчаноглинистая, частью солонцеватая, глубина залегания воды до 3/7 сажень. Главный худук, вокруг которого проживали

постоянно - Хамхулта. Вода в нем была солонцеватая, недостаточно пригодная для человека и сюла. Кочевок от худука не было. При худуке находилась сенокосная лощина, где ачинеровцы заготавливали сено на зиму. В южной части улуса кочевало около 30 кибиток ачинеровцев. Родовой аймак ачинеровцев совместно с родом с родом Зекень Кесикова имел в пользовании урочища в буграх Кюхте, Могу. Баргас.   Луговые места и степь, богатая подножным кормом, ежегодно делились по числу кибиткохозяев, несущих государственные повинности. В названный период сена скашивалось на каждый пай по заявлению владельцев по 150 снопов. Каждый сноп весил 13 фунтов. Как отмечал топограф Рядовиков на другие бугры перекочевок не было. Необходимо отметить, что пастбища, наличие сенокосных лугов спососбствовали разведению животноводческого хозяйства. В этих местах быстрое утучнение скота происходило в связи с наличием таких трав как белая и красная полынь, аржанец. Хотоны Ачинерова рода располагались в урочищах Джирмахота, Бембян Амте,Шунгурцык, Хургуста.  В урочище Джирмахота кочевало 13 кибиток. В хозяйстве содержали 200 голов овец, 40 голов КРС, пять лошадей. Вода в этом худуке малосолонцеватая. На зимний период переходили в худук Хургуста, Цептин.

В осенний период накашивали до 7140 пудов сена. Всего в аймаке содержали

1850 голов овец, 626 голов КРС. 25 лошадей. Родовое тавро - "-' . Летние кочевки аймака велись вокруг следующих хурулов и урочищ: Ончигин Булунг, Арзагарин худук, Ацан худук, Гашун худук, Кеке худук, Хурмуста худук,

Бумбан Амте, Шунгурцык, Нихляк, Джармахота, Септен, Яста. Зимой хотоны группировались вокруг урочиша Деде Манца, Хагин Арал, Соста, Мапшлро худук, Онда. В лощинах Му Капитан, Ик Капитан, Хумхулта, Соста было много лугов. Изобилие сенокоса иесь зависело от уровня разлива весенних вод в Маныче.

Приложение

Места кочевья хотонов

хотоны

поголовье

урочища

13 кибиток

200 голов овец,

40 голов КРС,

5 лошадей

Джармохота

40 кибиток

300 овец,

13 голов КРС,

3 лошади

Бембян Эмтя

36 кибиток

150 овец,

80 голов КРС,

4 лошади

Урочище

Шунгурцык.

10 кибиток

250 овец,

60 голов КРС,

3 лошади

Хургуста

V. Родовая школа

Начало истории образования в Ачинерах мы относим к 1910 году. Именно этот год стал первым учебным г-одом в родовой Ачинеровской школе. В соответствии с указанием Управления Калмыцким Народом такие школы организовывались, начиная с 1904 года. Строительство школы велось за счет денег, выделяемых УКН, а также пожертвований местного населения. В фондах Национального архива Республики Калмыкия мы обнаружили документы по открытию родовой начальной школы в октябре 1906 года в Ачинеровском аймаке. Все началось с инициативы бакши IV Сере -Темперлинг (п. Яшкуль) Ниме Карабджаева и гелюнга того же хурула Муши Мурсулдаева, которые выделили деньги в сумме 60 рублей на организацию ремесленной школы в Икицохуровском улусе. Однако, заведующий улусом предлагает открыть начальную школу грамоты, введя в учебный план «полезные для калмыков ремесла». Это объяснялось тем, что во-первых, в случае открытия ремесленной школы, 420 рублей, выделенных на ее обустройство были недостаточны; во-вторых, был получен отказ от Астраханского губернатора, который являлся попечителем Калмыцкой степи. Предлагалось провести аймачные сходы, на которых все расходы по найму помещения и приобретения школьного инвентаря должны взять на себя местные жители. 8 ноября 1906 года такой съезд состоялся в Ачинеровском аймаке. На сходе присутствовали 15 хотоных старост, 35 выборных делегатов, аймачный старшина. Калмыки Ачинеровского рода брали на себя обязательство собрать 1000 рублей и в 1907 году приступить к строительству

здания. В текущем году они предлагали начать занятия в самнаом доме гелюнга Сегелте Добденова. Почти одновременно в улусную канцелярию поступает заявление от Лиджи Нармаева с просьбой о назначении на должность учителя. Лиджи Нармаев окончил в 1896 году курсы в Казанской учительской семинарии, затем служил переводчиком в Харахусовском Улусном управлении, с 1901 по 1904 гг. работал лектором калмыцкого языка в Казанской Духовной Академии, и уже два года учительствовал в Талтакиновской родовой школе Малодербетовского улуса. Остается только сожалеть, что из-за неоткрытия школы в назначенном году Нармаев не стал учителем Ачинерова рода. На дом предложенный под школу гелюнгом, был составлен акт от 12 января 1907 года. В рапорте указано, что длина дома 7 аршин, ширина - 6 аршин, высота - 4 аршина. Требовался ремонт. Было сделано заключение, что дом не пригоден для школы. Многочисленная переписка между УКН и заведующим Икицохуровским улусом показывает, что лишь через два года были собраны деньги и началось строительство здания школы. В фондах Национального архива РК хранятся за документы за № 4389 от 16 октября 1909 г., в котором зафиксирован факт завершения строительства школы. А также высказана просьба о выделении денег сумме 210 рублей на содержание школы были выделены 4 декабря 1909 г. (приказ № 6894 УКН), однако 11 декабря 1909 г. в рапорте заведующего улусом УКН отмечается, что деньги не поступили, а также содержится просьба разрешить сбор средств среди населения. Уже 18 декабря поступает документ на имя заведующего улусом, полгверждающий перевод денег по почте. Если учесть, что часто кредиты, выделенные на решение социально - бытовых проблем калмыков расходовались не по назначению, то можно объяснить эту долгую проволочку с открытием школы. Приказом губернатора от 27 ноября 1909 г. в Ачинеровскую родовую школу был назначен учителем Нарма Улюмджиев, который после окончании курсов Астраханского Калмыцкого училища работал в течение трех -ют учителем Тюменевской школы. Итак, 1910 г. был первым учебным годом в Ачинеровской начальной школе грамоты. Безусловно, открытие родовой школы для населения, находящегося в ста верстах от улусной ставки (урочище Яшкуль), было знаменательным событием. В Национальном архиве РК сохранились заявления Шургучи Манджиева и Виктора Короткова с просьбой о назначении учителями Ачинеровской начальной школы. С 1911 г. по 1914 г. учителем работал Короткое Виктор Николаевич, закончивший курсы в Миссионерской Инородческой двуклассной с учительскими курсами школе. (8) Период с 1917 по 1929 годы - период бурных потрясений в России, которые не могли не коснуться калмыцкой степи. К сожалению, в архивах мало сохранилось документов по этому периоду истории поселка.

     Список литературы

  1. Г.О. Авляев /происхождение калмыцкого народа(сер. Ixв. – 1-я четв. XVIIIв.)/ Москва – Элиста, 1994.
  2. Э.П.Бакаева /Буддизм в Калмыкии/ Элиста, 1993
  3. М.М.Батмаев /Калмыки в XVII – XVIIIвв./ Элиста, 1992
  4. Н.Я.Бичурин /Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени/ Элиста, 1992
  5. А.М.Позднеев /Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последствия к народу/ Элиста, 1993
  6. В.З.Церенов /Эркетени/ Элиста, 1997
  7. У.Г.Эрдниев /Историческая судьба ойратов/ Элист, 1987
  8. Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Моска, Наука, 1967
  9. Справочник о фондах ЦГА РК, ЦГА России. Элиста
  10. Ф-1 – Главный пристав при Калмыцком народе
  11. Ф-2 – Управление Калмыцким Народом
  12. Ф-13 – Икицохуровское улусное правление
  13. Ф-42 – Ламайское духовное правление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "История одной судьбы"

Методическая пазработка "История одной судьбы" посвящена Великой Отечественной войне. Она может помочь учителям или педагогам дополнительного образования в проведении воспитательных патриотических мер...

Методическая разработка: История и современное устройство токарного станка

Токарный станок – это устройство, обеспечивающее вращение заготовки, и, с помощью механизированного перемещения резца, придающее ей нужную человеку форму. На токарном станке можно изготавливать практи...

Методическая разработка (история 5 класс) по теме: "Древняя Спарта" ( по ФГОС второго поколения).

Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан  в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока  "Древняя Спарта".  Урок представлен в виде технолог...

Методическая разработка. " История пельменей"

История пельменей, рецептура и приготовление....

Электронное методическое пособие "К истории Ачинеровского рода"

Методическое пособие "К истории Ачинеровского рода" разработано в рамках изучения истории и культуры родного края.Пособие основано на архивных источниках. Пособие сопровождает мультимедийная презентац...

История моего рода.

Исследовательский проект о истории фамилии, о знаменитых людях рода....

Исследовательская работа на тему : «История моего рода»

Исследовательская работа на тему : «История моего рода»...