Структурно-словообразовательный анализ оронимов Алданского улуса РС (Я)
статья по краеведению на тему

Иваненко Лариса Геннадьевна

С середины xx века в отечественной и зарубежной лингвистике наблюдается неослабевающий интерес к разноаспектному анализу топонимической лексики. Актуальность моего исследования обусловлена ощутимым отсутствием в языковедческой науке работ, которые представляли бы собой многоаспектную интерпретацию словообразовательных особенностей в топонимической лексике Южно-Якутского региона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурно-словообразовательный анализ оронимов Алданского улуса РС (Я)

                                                                                                                           

                                                                                                                   

С середины XX века в отечественной и зарубежной лингвистике наблюдается неослабевающий интерес к разноаспектному анализу топонимической лексики. Актуальность моего исследования обусловлена ощутимым отсутствием в языковедческой науке работ, которые представляли бы собой многоаспектную интерпретацию словообразовательных особенностей в топонимической лексике Южно-Якутского региона.

Цель исследования данной статьи - представить структурно-словообразовательный анализ оронимов Алданского улуса.

Структурно-словообразовательный аспект оронимии во многом обусловливается типом языка. Эвенкийский и якутский языки, являющиеся базой образования субстратных топонимов, относятся к числу агглютинирующих языков с суффиксацией и словосложением. Поэтому А.В. Суперанская считает необходимым выделение понятий топоосновы и топоформанта: «Отвечая на вопрос, от каких слов образуются географические названия, я оперировала топонимами как целыми словами. Но имена нарицательные или другие собственные не всегда полностью входят в состав топонимов. Поэтому приходится ввести два понятия: топооснова и топоформант» [3, стр .103].

Топооснова, или основа топонима - это  смысловой компонент географического названия. Топоосновы в чистом виде не существуют. Они обязательно дополняются до целых слов, оформляются с помощью вспомогательных элементов, которые принято называть формантами, или топоформантами. Топоформанты – это служебные элементы, которые участвуют в построении топонимов.

Как отмечает А.В. Суперанская, «повторяемость формантов несравненно выше, чем повторяемость основ. Но частность и системность – отнюдь не одно и то же. Основы неизмеримо многочисленнее формантов, и это позволяет путем изучения основ с большей полнотой устанавливать системные связи между топонимами» [там же, стр. 103].

Форманты обычно находятся в слабой позиции (в абсолютном конце слова) и поэтому особенно подвержены  интенсивной переработке, нередко выступают в «стертом» виде, легко влияют друг на друга и нивелируются. Между тем основы сохраняются несравненно лучше, так как находятся в начальной позиции.

В моей работе я использовала разнообразные подходы для более полного структурного анализа оронимов Алданского улуса. Для поиска определенной системы в оронимии, то есть поиска совокупности специфических особенностей и признаков, были рассмотрены как топоосновы, так и топоформанты.

Следует отметить, что за основу моего исследования я взяла классификацию Л.И. Маршевой, которая отмечает, что «классификация структурно-словообразовательных типов строится на двух основаниях: на характере форманта и количестве основ (частей)» [2, стр.17]. Я считаю эту классификацию наиболее перспективной для моей статьи, поскольку структурно-словообразовательные типы непосредственно зависят и от характера форманта, и  от количества основ исследуемых топонимов, а данная структура работы позволяет мне более детально провести анализ исследуемых топонимов.

Проанализировав структурно-словообразовательный аспект оронимии Алданского улуса РС(Я), я выяснила, что топоосновы представлены тремя разновидностями: простые, сложные и составные. Как выявил анализ, наиболее распространенный структурный тип изучаемых оронимов – простые – 43 наименования, что составляет 58% (г. Юхухта, гол. Селигдар, гол. Большой).

Группа простых по структуре орообъектов включает в себя разновидность простых топонимов с нулевыми формантами – 11 тополексем, что составляет (15.5%) (гол. Бык, гол. Обман, хр. Джугджур (от эвенк. дюгдур – «высокая безлесная гора»), гол. Турук (от эвенк. тугурук – «круглый»), топонимов с аффиксацией, а также разновидность простых субстантивированных топонимов, включающих 33 наименования, что составляет (45%) (гол. Большой, г. Моховая, хр. Учурский).

Следует отметить, что структура производного топонима с простой основой включает производящую базу и дериватор (различного происхождения). Так, в оронимии Алданского улуса существует тип топонимов, образованных от основы имени существительного посредством суффиксации (г. Гранитный (русск. «гранит» + -н)). В процессе исследования выявлена тополексема, состоящая из основы имени прилагательного и суффикса (Пурикан, хр. (эвенк. пури – «крытый» + -кан (уменьшительно-ласкательный суффикс). Наряду с этим существует группа субстратных топонимов, образованных от основы глагола посредством суффиксации  (г.Тигдилээннээ′х, где название представлено топоосновой тиггилээ (якут.) – «подвергаться нападению оводов», топоформантом -нээх («обладание чем-либо»), г.Тимпорки′т, (от эвенкийского тимпордай – «разбиться вдребезги», топоформант -кит указывает на место действия).

Группа сложных по структуре орообъектов включает в себя разновидность сложных топонимов, образованных простым сложением (г. Бир-Тас (якут.), г. Ытык-Хая (якут), г. Сэлээпэ-Хайя (якут), г. Радио-гора), сложением, сопровождающимся суффиксацией – 8 наименований, что составляет (17%) (г. Соболдю́н-Дянгыта́, г.Халы́нг-Мус-Дянгыта́), а также топоним, образованный сокращением основ (хр. Кет-Кат (от якут. кетер – «летает», кап – искаженное слово «корабль»). Следует отметить, что в сложных оронимах в качестве топоформанта используется местный орографический термин хаята, в котором хая - як. «гора», а аффикс – та имеет значение принадлежности (г. Баянай- Хаята – «гора Баяная»).

В процессе исследования установлено, что структура производного топонима со сложной основой с точки зрения частеречной принадлежности производящего слова может состоять из слов, относящихся к имени прилагательному и имени существительному (г. Далды́н-Дянгыта́ (эвенк. далдын + якут. дьаангы) - «скалистые горы у притока реки»), из лексем, относящихся к имени прилагательному и имени прилагательному (Алдано-Учурский хребет), из слов, относящихся к имени прилагательному, имени существительному и имени существительному (г. Халынг-Мус-Дянгыта (якут. халыынг – «толстый», муус – «лед, ледник», эвенк. дьаангы – «сопка-голец с нетающим снегом на вершине, безлесная гора»,  структура, состоящая из лексем, относящихся к имени существительному и имени существительному (г. Радио-гора), а также топоним, образованный при помощи слов, относящихся к имени числительному и имени существительному (г. Бир-Тас (от якут. биир – «один» и таас – «камень»).

Анализируя составные топонимы исследуемого региона, я пришла к выводу, что структура составного топонима с точки зрения частеречной принадлежности производящего слова может состоять из лексем, относящихся к имени прилагательному и имени существительному (Кылахский хребет, Алданское нагорье, Чугинское плоскогорье), из слов, относящихся к имени числительному и имени существительному (скала Четыре Брата, г. Четыре Пальца).

Следует отметить, что наиболее продуктивным способом образования аборигенных оронимов является трансонимизация: названия горных объектов по происхождению связаны, как правило, с названиями водных объектов (г.Селигдар (р. Селигдар), г. Юхухта (р. Юхухта) и др.).

              Таким образом, я пришла к выводу, что наиболее распространенный тип оронимии Алданского улуса - простые субстантивированные топонимы. Данная группа оронимов составляет 35% наименований от общего числа топонимов. Русские по происхождению орообъекты представляют основную часть топонимов данного региона – 60% от общего числа наименований. Это объясняется тем, что на территории Алданского улуса с начала XX века проводились геологические работы, и наименования горным объектам давали русские геологи.

Проанализировав простые по структуре топонимы, я выяснила, что наименования, образованные посредством суффикса, составляют основную часть исследуемых топонимов. Субстратные топонимы (якутские, эвенкийские, гибридного происхождения) составляют третью часть оронимии данного региона.

 Наиболее продуктивным способом образования аборигенных  оронимов является трансонимизация: названия горных объектов по происхождению связаны, как правило, с названиями водных объектов (г.Селигдар,г. Юхухта и др.).

В образовании субстратных географических названий (по способу агглютинации) важную роль играют различные суффиксы. Оформляя название грамматически, топонимический суффикс дополняет основное лексическое значение, заключенное в топооснове.

Список литературы

1. Маршева Л.И. Автореферат на соискание ученой степени доктора филологических наук. Структурные и номинационные типы в диалектной топонимии Липецкой области. Москва, 2008. С. 17-18.

2. Суперанская А.В. Что такое топонимика? Из истории географических названий. / Отв. ред. Г.В. Степанов. Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. С. 101-106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ мероприятий по проведенной Неделе химии в МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района Республики Саха (Якутия)

С 10 мая по 19 мая 2011года в МОУ СОШ № 10 была проведена «Неделя химии». Для проведения Недели химии был составлен план проведения мероприятий( прилагается), дата проведения и назначены ответст...

План проведения Недели химии в МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республики Саха ( Якутия)

В данном документе подробное планирование мероприятий, проведенных в рамках Недели химии в школе, а также сценарии мероприятий. Анализ данной Недели в отдельном документе " Анализ Недели химии в МКОУ ...

Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.

 Методическая   тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса  учащихся, на фо...

учитель английского языка МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) Серватовская Татьяна Александровна "Анализ урока английского языка

в данном документе учителем проведен анализ урока английского языка в 8 классе. Анализ урока дан подробный....

Развернутое тематическое планирование по якутскому языку в 5 классе МБОУ "Налимская средняя общеобразовательная школаСреднеколымского улуса (района) на 2017-2018 Среднеколымского улуса (района)

5-9 кылаастарга саха тылыгар үөрэтиигэ үлэлиир программаны  Сахалыы оскуола программата,  Саха тыла,  5-11 кылаас,  Саха Республикатынааҕы Үөрэх министерствота 2000 сыллаахха бигэр...