"Мой родной город"
рабочая программа по краеведению на тему

Егорова Елена Александровна

Программа по внеурочной деятельности для 4 класса (34 часа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_rodnoy_gorod.docx46.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя Образовательная Школа № 461

Колпинского района Санкт-Петербурга

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей

______________________

Руководитель МО

_______А.В. Васильева

Протокол №______

от «__» _______ 2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

   зам. директора по УВР

   ГБОУ СОШ № 461

 _________Т.Б. Жуланова

«__» ________2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ СОШ № 461

___________Т.Н. Зырянова

«__» ___________ 2014 г.

Приказ № __

от «__» _______ 2014 г.      

«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 461

Санкт-Петербурга

Протокол № ____

от «__» ______ 2014 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мой родной город»

для учащихся 4 «В» класса

1 час в неделю (всего 34 часа)

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год

Составитель программы:

  учитель географии

                                                          ГБОУ СОШ № 461

Егорова Елена Александровна

Санкт-Петербург

                                            2014/2015 гг


Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Содержание учебного предмета

7

3.

Требования к уровню подготовки учащихся

9

4.

Учебно-тематический план

12

5.

Поурочно-тематическое планирование

13

6.

Литература и др. средства обучения

21

Пояснительная записка

Направленность

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

         Вид программы. Данная программа модифицированная, относится к программам духовно-нравственной   направленности и обеспечивает   приобщение обучающихся к ценностям семьи, своей этнической группы, культурно-территориального сообщества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Это направляет образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и семье.

Идея программы: поддержка, становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную посредством ознакомления с историко – культурным наследием родного города Санкт-Петербурга.

Реализация заданной   цели возможна при решении задач в области формирования личностной, социальной и семейной культуры.

Задачи программы

В области формирования личностной культуры:

  1. Формирование основ морали – осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном  и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного  оптимизма через изучение  обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе, районе, области;
  2. формирование  способности к самостоятельным  поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  3. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  1. Формирование начальных умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  2. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  3. формирование основ патриотизма.

В области формирования семейной культуры:

  1. формирование отношения к российской семье как основе российского общества;
  2. формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  3. формирование у обучающихся  представления о семейных ценностях и уважения к ним.

Санкт-Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам.

В настоящее время дополнительное образование призвано помочь решить задачу воспитания петербуржца XXI века, человека творческого, гуманного, интеллектуально развитого. Для подрастающего поколения культурное и духовное богатство нашего города открывается во всём объёме человеческих достижений. Город создавали гениальные архитекторы, украшали замечательные скульпторы и художники, воспевали великие писатели и поэты, в нём творили выдающиеся учёные. Благодаря этим людям родились и стали известны во всём мире такие понятия как петербургская культура, петербургский стиль, петербургская школа, петербургская речь. Петербуржцы всегда хранили и передавали культурно-исторические традиции новому поколению.

Актуальность программы состоит в том, что она носит опережающий характер по сравнению с общеобразовательным курсом истории и культуры Санкт-Петербурга, а её тематика предусматривает подготовку учащихся к школьным и районным играм-конкурсам по истории города.

Программа имеет культурологическую направленность дополнительного образования детей, она предполагает теоретические и практические занятия.

Педагогическая целесообразность:

- включение регионального компонента в образовательный процесс;

- акцентирование внимания на самостоятельной деятельности учащихся по изучению истории города и своего родного края, не ограниченной рамками образовательного процесса;

- помощь детям из отдалённых микрорайонов Санкт-Петербурга самостоятельно ориентироваться в пространстве центральной части города;

- опыт общения учащихся со сверстниками из других школ во время проведения районных игр-конкурсов.

Цель образовательной программы – воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально-чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению истории родного города, гордости за свой город, бережного отношения к его наследию, чувства сопричастности к тому, что в нём происходит.

Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:

  • познакомить с историческими и культурными особенностями разных периодов развития города; познакомить с историческими местами, памятниками архитектуры и скульптуры города;

  • создать условия для воспитания чувства любви и уважения к родному краю, гордости за свой город; содействовать воспитанию чувства ответственности за сохранение и развитие культурного наследия города через социально-значимую деятельность.

  • расширить и поддерживать познавательный интерес учащихся к прошлому и настоящему нашего города и края; развить умение самостоятельно работать с разнообразными информационными источниками.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы, - 11 лет.

Срок реализации программы – 1 год (34 часа).

Режим занятий.

Дополнительная образовательная программа предусматривает один  час занятий в неделю в течение года.

Форма работы. Групповые занятия. 

 Выбор  формы, методов и способов  проведения интегрированных занятий, обусловлен необходимостью поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников. Первый этап репродуктивный. Второй этап посвящается развитию творческих способностей учеников. На третьем этапе (продуктивном) развиваются исследовательские навыки детей. Четвертый этап является эвристическим. На каждом этапе были использованы различные формы обучения: практическое занятие, экскурсия, проектная деятельность, игра.

Важная составляющая краеведения – поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.

Использование разных видов обучения (физико-сенсорное, эмоциональное, образное, словесно-логическое) способствует развитию у младшего школьника способности воспринимать окружающий мир не со стороны, а изнутри, исследуя его через собственное взаимодействие с ним. Младшие школьники до 10 лет «образники», поэтому очень важно осуществлять обучение краеведению с элементами экологии  с опорой на образы. Это возможно при условии, если большую часть учебного времени отвести на непосредственное взаимодействие ребенка с окружающей природой: вовлекать его в практическую исследовательскую работу для приобретения опыта творческого и эмоционально-чувственного отношения к  миру.

Продуктивная группа методов и приемов, наряду с информационно-демонстративными и репродуктивными, очень разнообразная. Она включает   наблюдения, опыты, самостоятельный поиск, моделирование, прогнозирование, перевоплощение, фантазирование, интерпретацию, театральную импровизацию, художественно-конструктивное творчество, сюжетно-ролевые игры.

Содержание программы 

Введение (1 ч)

Понятие «город», из чего складывается город (элементы городской среды). Город как место жизни людей. Удобство и комфорт – универсальный закон строительства современного города.

Тема 1. «Что в имени тебе моем?» (4 ч)

Основные принципы топонимики. Происхождение названия «Санкт-Петербург». Переименования города. Петроград, Ленинград – трансформация значения первоначального имени. Многообразие неофициальных названий Петербурга («Новый Рим», «Северная Венеция», «Северная Пальмира», «Новый Амстердам», «Парадиз», «Новый Вавилон», «Снежный Вавилон», «Русские Афины», «Город на Неве», «Город белых ночей», «Город трех революций» и т.п.).

Тема 2. Петербургские символы (7 ч)

Понятие символа. Значение символов в культуре. Герб как символ. Герб Петербурга и другие официальные символы Петербурга. Неофициальные символы Петербурга.

Тема 3. Как история встретилась с географией (4 ч)

Где и почему возникают поселения? Как они превращаются в город? Торговые пути по Неве и Балтийскому морю, их значение для России. Исторические события, предшествовавшие появлению Петербурга. География Петербурга. Первые постройки города на Неве. Отражение в городских названиях географических особенностей края и национального состава жителей этих мест.

Тема 4. Отличительные особенности города на Неве (5 ч)

Природные особенности Санкт-Петербурга: город на воде, город на островах; город непредсказуемых наводнений. Культурные особенности Санкт-Петербурга: город, задуманный по плану; многонациональный город, «перекресток» различных культур.

Тема 5. Городские ориентиры (3 ч)

Понятие «городской ориентир». Городские ориентиры как результат творческой, преобразовательной деятельности человека. Особенности петербургской адресной системы.

Тема 6. Кто в городе живет? (5 ч)

Процесс формирования городского населения, его количественный и качественный состав.

Тема 7. Настоящие петербуржцы: кто они? (3 ч)

Взаимосвязь города и горожан, определяющая отличительная черта горожанина, отличительные черты петербуржца.

Тема 8. Городские традиции (2 ч)

Понятие «традиция», её зарождение и становление, «жизнь» городских традиций. Петербургские традиции – пушка на Петропавловской крепости, Алые паруса, песчаные скульптуры, праздник корюшки, День ВМФ – парад кораблей, праздник мороженного, петербургский карнавал.

Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения

        Что должен знать и уметь обучающийся:

Знать:

- основные даты, связанные с историей города, хронологические рамки значительных событий и процессов;

- соотносить события своего города с историей всей страны, устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории города и области.

Уметь:

- читать карту своего края;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

-излагать свои суждения и взгляды на события города и области, объяснять мотивы деятельности людей, объяснять и определять своё отношение к ним;

- уметь общаться с людьми, найти подход к каждому человеку;

-  прогнозировать последствия своего поведения в природе;

- уметь слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;

- делать схемы, изготавливать наглядные пособия;

- работать с техническими средствами.

Ожидаемые педагогические  результаты реализации  программы и методы их оценки

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):  

- приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения;

- об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества;

- развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве,

- о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):  

- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру;

-  развитие ценностных отношений школьника к истории, географии, экологии  своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

- школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;

- опыт публичного выступления;

- опыт самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании.

- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

- посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации. 

        С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как  учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной  социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения и жизни.

        Достижение трёх уровней обеспечивает появление значимых эффектов:

- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

- улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;

- укрепление связи между семьёй и школой;

- в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения   заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Планируемые личностные результаты.

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов на тему

В том числе на:

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

-

2.

Тема 1. «Что в имени тебе моем?»

4

2

2

3.

Тема 2. Петербургские символы

7

3

2

4.

Тема 3. Как история встретилась с географией

4

2

2

5.

Тема 4. Отличительные особенности города на Неве

5

3

2

6.

Тема 5. Городские ориентиры

3

2

1

7.

Тема 6. Кто в городе живет?

5

3

2

8.

Тема 7. Настоящие петербуржцы: кто они?

3

2

1

9.

Тема 8. Городские традиции

2

1

1

Всего:

34

19

13


ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Формы и методы

Формы подведения итогов

План

Факт

Введение – 1 ч.

1.

 Сент

1 нед

Из чего состоит город?

1

Беседа. Работа в группах.

Коллаж «Город»

Тема 1. «Что в имени тебе моем?» - 4 ч.

2.1.1

Сент

2 нед

Город начинается с имени…

1

Рассуждают, почему городам дают имена и как их выбирают.

Работают и анализируют географические карты.

Беседа. Работа в группах.  Работа с картами.

Рассказ по заданию «Города Европы».

3.1.2

Сент

3 нед

Почему наш город носит такое название?

1

Расшифровывают имя города.

Знакомятся с личностью св. Петра.

Эвристическая беседа. Работа с изображением св. Петра.

Рисунок «Ключи от города».

4.1.3

Сент

4 нед

«Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград…» Официальные названия города на Неве.

1

Выясняют последовательность переименований города и даты смены имен.

Групповая дискуссия. Работа с иллюстрациями.

Рассказ по заданию «Официальные имена Петербурга».

5.1.4

Окт

1 нед

Неофициальные названия Петербурга.

1

Знакомятся с подборкой стихотворений, посвященных Петербургу.

Рассматривают и распределяют иллюстрации Петербурга и других городов по группам; сравнивают виды Петербурга и других городов.

Индивидуальная и групповая работа.

Работа с литературным материалом (подборка стихотворений).

Работа с иллюстрациями.

«Расшифровывают» неофициальные имена Петербурга.

Тема 2. Петербургские символы – 7 ч.

6.2.1

Окт

2 нед

Тайны символа.

1

Рассматривают предложенные изображения, обсуждают, соотносят несколько условных изображений и выявляют их символику.

Беседа. Групповая работа. Работа с изображениями.

7.2.2

Окт

3 нед

О чем может рассказать герб?

1

Рассматривают подборку различных изображений.

Размышляют, что такое герб.

Работа с изображениями.

Эвристическая беседа.

Создают герб свей семьи или собственный герб.

8.2.3

Окт

4 нед

Загадки городских гербов.

1

Рассматривают изображение гербов одного из российских городов (Ярославль, Тула, Кострома) и готовят краткое сообщение по примерному плану: как выглядит герб; что на нем изображено; каковы и почему) доминирующие цвета; о чем могут поведать говорящие детали герба.

Работа в группах с изображениями по плану.

Выступление представителей от каждой группы.

9.2.4

Ноя

1 нед

Герб Петербурга.

1

Проводят исследование – «воссоздание» петербургского герба.

Сравнивают получившиеся гербы с подлинным гербом Петербурга.

Работа в группах.

Аппликация «Герб города».

10.2.5

Ноя

2 нед

Города святого Петра.

1

Сравнивают гербы Ватикана и Петербурга.

Беседа. Работа с иллюстрациями.

Рассказ по теме «История петербургского герба».

11.2.6

Ноя

3 нед

Гимн и флаг Петербурга.

1

Знакомятся с изображением флага Петербурга, музыкой и словами гимна.

Беседа. Работа с аудиоматериалом и фотографиями.

Рисунок «Флаг города».

12.2.7

Дек

1 нед

Неофициальные символы Петербурга.

1

Рассматривают изображения видов Петербурга.

Индивидуальная работа с изображениями видов Петербурга.

Беседа.

Групповая работа.

Рассказ по итогам работы в группах; фотоколлаж

Тема 3. Как история встретилась с географией – 4 ч.

13.3.1

Дек

2 нед

Что такое «история» и «география» и как они могут встретиться друг с другом.

1

Высказываются о том, какое значение они вкладывают в понятия «история» и «география».

Участвуют в обсуждении, каким образом география может повлиять на судьбу города и с какими историческими событиями м.б. связано его «рождение».

Эвристическая беседа. Работа с картами.

Заполняют контурную карту.

14.3.2

Дек

3 нед

Где и почему возникают поселения.

1

Работают с картографическим материалом.

Работа с природно-географической картой ЛО

Игра «Место для города»

15.3.3

Дек

4 нед

Основание Петербурга.

1

Работают с картографическим материалом.

Работа с картой-схемой «Невские берега» (от Финского залива до реки Охты).

Работа в группах.

Игра «Заочное путешествие на корабле».

16.3.4

Янв

1 нед

О чем «рассказывают» допетербургские топонимы.

1

Знакомятся с понятием «топоним». Соотносят названия островов Невской дельты с изображением зверей и растений. Определяют, каким был состав населения этих мест до основания Петербурга.

Беседа.

Работа в группах.

Рисунок/аппликация Невской Дельты.

Тема 4. Отличительные особенности города на Неве – 5 ч.

17.4.1

Янв

2 нед

Такие непохожие города…

1

Знакомятся со спецификой разных российских городов.

Беседа. Работа с иллюстративным материалом «Города России»

Рисунок «Город».

18.4.2

Янв

3 нед

Природные особенности Санкт-Петербурга: город на воде, город на островах.

1

Формирование представлений об уникальных природных особенностях города.

Индивидуальная работа с картой «первоначального» Петербурга.

Игра «Природа невских берегов»

19.4.3

Фев

1 нед

Природные особенности Санкт-Петербурга: город непредсказуемых наводнений.

1

Знакомятся с историей петербургских наводнений.

Беседа. Работа с изображениями и литературным материалом.

Рисунок «Наводнение в Петербурге».

20.4.4

Фев

2 нед

Культурные особенности Санкт-Петербурга: город, задуманный по плану.

1

Пробуют «проложить» улицы в городе.

Работа с картами.

Рисунок «Магистрали Петербурга».

21.4.5

Фев

3 нед

Культурные особенности Санкт-Петербурга: многонациональный город, «перекресток» различных культур.

1

Находят взаимосвязи между населением города и его внешним обликом.

Работа с картами. Работа с иллюстрациями.

Аппликация

Тема 5. Городские ориентиры – 3 ч.

22.5.1

Фев

4 нед

Что такое ориентир?

1

Знакомятся с понятием «ориентир».

Выясняют, какие ориентиры являются общими при перемещении и по морю, и по пустыне, и по лесу.

Работа в группах.

Инструкции по ориентированию в природе.

23.5.2

Март

1 нед

Как не заблудится в городе.

1

Знакомятся с понятием «городские ориентиры».

Работают с маршрутным заданием.

Работа в группах с картографическим материалом.

Составление маршрута по заданию.

24.5.3

Март

2 нед

Петербургский адрес.

1

Анализируют топографические планы города.

Сравнивают географические карты города разного времени.

Работа в группах.

Работа с топографическими планами отдельных уголков города.

Работа с картами города разных временных периодов.

Обсуждение результатов задания.

Тема 6. Кто в городе живет? – 5 ч.

25.6.1

Март

3 нед

Когда город становится городом?

1

Знакомятся с изображениями «мертвых городов» и выдвигают версии, почему так случилось. И выясняют, кто является важнейшей составляющей города.

Работа в группах с иллюстративным материалом «Мертвые города».

Эвристическая беседа.

Рисунок «Живой город».

26.6.2

Март

4 нед

Как росло население Петербурга?

1

Выдвигают версии о путях формирования городского населения.

Сравнивают карты «Население Петербурга» разного временного периода.

Беседа.

Работа с картами «Население Петербурга» в разный временной период.

Тест «Население Петербурга»

27.6.3

Апр

1 нед

Кто пополняет ряды жителей Петербурга?

1

Определяют города (страны), откуда приезжают люди, и цель их приезда.

Делают вывод о связях Петербурга с миром, чем привлекателен город для жителей других стран.

Работа в группах по самостоятельному заданию.

Обсуждение полученных результатов.

28.6.4

Апр

2 нед

Петербургские типажи.

1

Знакомятся на примере иллюстраций с рядовыми жителями города.

Работа в группах.

Работа с иллюстративным материалом.

Рисунок «Петербургский житель».

29.6.5

Апр

3 нед

Коренные и некоренные жители Петербурга.

1

Определяют этимологию слова «коренной». Комментируют выражение «пустить корни в Петербурге».

Беседа.

Рисунок «Древо семьи»

Тема 7. Настоящие петербуржцы: кто они? – 3 ч.

30.7.1

Апр

4 нед

Что значит быть горожанином?

1

Размышляют над проблемой: как город определяет стиль жизни людей и их поведение.

Работа в группах.

Проблемный вопрос.

Общепринятые правила и нормы поведения.

31.7.2

Май

1 нед

Какими качествами обладают петербуржцы?

1

Составляют перечень качеств, необходимых петербуржцу.

Беседа. Работа с иллюстрациями.

Отличительные черты петербуржцев.

Портрет настоящего современного петербуржца.

32.7.3

Май

2 нед

Самая удивительная черта петербуржцев.

1

Анализируют литературные тексты.

Работа с литературным материалом.

Рисунок «Любовь к городу».

Тема 8. Городские традиции

33.7.1

Май

3 нед

Как рождаются городские традиции.

1

Знакомятся с понятием «традиции».

Обсуждают петербургские традиции.

Беседа. Работа с иллюстрациями.

Обсуждение заданий.

34.7.2

Май

4 нед

Петербургские традиции.

1

Создают свой вариант праздника на Неве, военного парада, народного гуляния

Работа в группах.

Работа с изображениями и подборкой текстов.

Реконструкция традиции.

        


Список литературы.

Для учителя.

  1. Библиотека Петербургского учителя. Махинько Л.Н. История и культура Санкт-Петербурга. Программа краеведческого курса для 5-9 классов. – СПб; 1998.
  2. Бунатян Г.Г. Петербург за 3 дня. Путеводитель. – СПб; «Паритет», 2006.
  3. Буренина М. Прогулки по Невскому проспекту. – СПб; Издательский дом «ЛИТЕРА», 2002.
  4. Даринский А.В. История города Санкт-Петербурга/1703-1917/. – СПб; ЭКАМ, 1995.
  5. Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. – СПб; ЭКАМ, 1996.
  6. Исаченко В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. – СПб; «ПАРИТЕТ», 2002.

Для учащихся.

  1. ЕрмолаеваЛ.К., Лебедева И.М. Здесь будет город… - СПб; 1995.
  2. Заварихин С.П. Явление Санкт-Питеръ-Бурха. – СПб; 1996.
  3. Нестеров В.А. Знаешь ли ты свой город? – СПб; 1997.
  4. Платунов А.М. Так строился Петербург. – СПб; 1997.
  5. Никонова Е.А. Первые прогулки по Санкт-Петербургу. – СПб; «Паритет», 2005.
  6. Ефимовский Е.С. Любимый город С.-Петербург. Азбука в стихах и картинках. – СПб; 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)

В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...

Викторина «Мой родной город Салават», посвященная 65-летию города

Презентация  - Викторина «Мой родной город Салават», посвященная 65-летию города....

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

Методическая разработка Мой родной город. Города, которые мы знаем

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100801 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ)» НА ТЕМУ: «МОЙ...

Фотовыставка детей к 75-летнему юбилею города Химки под названием "История родного города".

Ребята участвуют в создании музейной экспозиции "История родного города". В этой фотовыставке приняли участие родители и педагоги....

Презентация "80 лет родному городу. Мосты города Воскресенска"

Креведческий марафон, посвященный празднованию 80-летия города Воскресенска. Презентация и текст выступления учащихся. Участие в конкурсе презентаций....