Занятие на тему "История Нижегородского Кремля"
план-конспект занятия по краеведению по теме

Трофимова Елена Викторовна

Занятие было проведено после экскурсии по Нижегородскому Кремлю для систематизации заний, полученных путем наблюдения. В ходе проведения экскурсии воспитанники выбрали по одному объекту (башня Кремля) и в последующем на уроках ИЗО изготовили макеты выбранных башен. А на описываемом занятии был собран макет непосредственно Нижегородского Кремля с использованием изготовленных детьми башен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreml.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в рамках проекта «История Нижегородского Кремля»

Тема: История Нижегородского Кремля

Провела: воспитатель Специальной коррекционной школы-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Трофимова Елена Викторовна

2014 год

Задачи:

  1. Систематизация знаний детей, полученных путем наблюдений;
  2. Стимуляция интереса воспитанников через познавательную проектную деятельность;
  3. Расширение словарного запаса детей.

Оборудование

- макет «Нижегородский Кремль»

- иллюстрации с изображениями 13-ти башен Нижегородского Кремля;

- книга «Нижегородский Кремль.

«История Нижегородского Кремля»

Воспитатель – В

Дети – Д

В: Ребята! Каждый уважающий себя нижегородец должен знать историю нашей малой Родины. А что такое «малая Родина»? Попробуйте объяснить.

(Дети высказывают свои мнения)

К этому вопросы мы еще вернемся в конце занятия.

Без прошлого мы беспомощны как новорожденные младенцы, без прошлого мы – ничто. Вы уже многое узнали при выезде на автобусной экскурсии по нашему городу, на уроках природоведения и на других занятиях. Поэтому цель нашего занятия – продолжить изучать историю возникновения Нижегородского Кремля.

(вносится макет)

Наш город зародился на Дятловых горах. А почему горы называются Дятловыми?

Д: рассказывают легенду о Дятловых горах.

В: Правильно, ребята! Проплывая на корабле мимо Дятловых гор, Московский князь Юрий Всеволодович решил объединить все народы, населяющие эти земли в одно поселение. Но почему именно в этом месте?

Д: слияние рек Волги и Оки, река – вода, рыба; леса – древесина для строительства; высокие горы – видно, откуда могут напасть враги.

В: Правильно! Великий князь оценил все достоинства Дятловых гор и в 1221 году заложил град в устье Оки и Волги и «нарек» его Нижний Новгород. А почему он дал именно такое название городу?

Д: город был расположен в «низовских» землях относительно Новгорода Великого.

В: Сколько башен было построено в Нижегородском Кремле?

Д: тринадцать.

В: Мы с вами долго трудились и сделали все 13 башен Кремля. Каждый из вас расскажет все, что он знает о каждой башне и поставит ее на свое место. Нам поможет карта с названиями всех башен.

Д: 1-ая – Дмитриевская или Дмитровская башня занимает центральное место в Кремле, выходит на площадь Минина и Пожарского. Названа так по близстоящей церкви Дмитрия Солунского.

2-ая – Кладовая – служила хранилищем всякой клади (пояснение слова «кладь» на доске).

3-тья – Никольская – названа по церкви Николая Чудотворца, которая раньше стояла напротив, но сейчас ее не существует.

4-ая – Коромыслова – существует 2 легенды: героическая и трагическая (пояснения на доске). Я расскажу героическую: во время осады Нижегородского Кремля, девушка вышла за крепостные стены набрать воды в реке Почайна и на нее напали враги. Она убила многих своим коромыслом и погибла сама. Но после этого враги отступили, сказав: «Ну уж если нижегородские женщины такой силой обладают, то нам здесь делать нечего!».

5-ая – Тайницкая – получила название по тайному подземному проходу к реке Почайна (этот проход сохранился до сих пор).

6-ая – Северная – связано с тем, что она самая крайняя с севера по отношению к другим башням.

7-ая – Часовая – там находились главные городские часы.

8-ая – Ивановская – находилась по соседству с церковью Иоанна Предтечи (в настоящее время не существует).

9-ая – Белая – основание башни сложено из белого камня.

10-ая – Зачатьевская или Зачатская – восстановлена в 2012 году. Рядом находился Зачатьевский монастырь.

11-ая – Борисоглебская – по имени церкви святых Бориса и Глеба.

12-ая – Георгиевская – в честь святого Георгия, стоявшего неподалеку. Сейчас рядом находится памятник Валерию Чкалову.

13-ая – Пороховая – использовалась для хранения боеприпасов.

В: Ребята! Исторический факт – Кремль ни разу не был захвачен врагами. Как вы думаете, почему?

Д: (надежное сооружение, смелые защитники и т.д.)

В: С помощью чего соединялись башки?

Длина Кремлевский стены составляет 2 км (2000 м). Высота стен с зубцами – 12 м, это 4 этажа по 3 м! Толщина на уровне земли – 5 м. У меня есть веревка длиной 5 м. Давайте размотаем ее и представим толщину стен.

А теперь давайте вставим стены между башнями в нашем макете.

(собираем макет)

В: Давайте полюбуемся нашим макетом. На что он похож?

Д:…..

В: А вот историки говорили, что с Волги ансамбль Нижегородского Кремля напоминает «каменное ожерелье, наброшенное на склоны Дятловых гор». А сейчас, ребята, расскажите стихотворения о Кремле.

(в конце идет девочка в русском народном сарафане с коромыслом).

Ребята! А что общего между Дмитриевской, Никольской, Ивановской, Зачатьевской, Борисоглебской и Георгиевской башнями?

Д: Названы в честь храмов.

В: Большинство башен названы в честь храмов, которые находились рядом. Но, к сожалению, многие не сохранились до нашего времени.

Ребята! Обратите внимание на Дмитриевскую башню. Она украшена гербом Нижнего Новгорода – оленем. Почему именно это животное выбрано символом нашего города?

Д: рассказывают легенду.

В: Ребята, давайте вспомним какую цель мы ставили в начале занятия?

Д: понять, что такое «малая Родина» на основе знакомства с историей возникновения Нижегородского Кремля.

В: Что же нового вы сегодня узнали и открыли для себя?

Д: рассказыват.

В: И в заключении Таня расскажет стихотворение о нашем городе.

Там, где Дятловы встали горы

У слияния двух русских рек

Приютил меня добрый город

И зачислил своим навек.

В: Вот и сказали мы добрые слова о родном городе. Мы с вами хозяева и должны знать историю возникновения своего города, т.е. «малой Родины», быть не наблюдателями, а созидателями и творцами. Это маленькая крупица знаний, которую вы узнали сегодня. В дальнейшем Вы будете узнавать о других достопримечательностях Нижнего Новгорода на уроках и занятиях. В заключении я хочу повторить слова, с которых началось занятие: «Каждый уважающий себя нижегородец должен знать историю своей малой Родины. Кто любит свою малую Родину, тот патриот своей отчизны – великой России!

Стихотворения о Кремле

***

Словно вздувшиеся вены

В башнях трещин вьется нить.

Сколько жили эти стены?

Сколько будут дальше жить?

***

Сколько поколений новых

Кремль еще переживет?

И кирпич, как кровь бордовый

Седины покрыл налет.

***

В этих стенах кирпич каждый

Чудеса видал не раз.

Ты прижмись покрепче к башне

Выслушай ее рассказ.

***

Время движется волною

И уже никто не знал,

Почему ту Часовую,

А ту Дмитриевской назвал.

***

Есть названия без смысла,

Но со смыслом тоже есть.

Скажем, быль о коромысле

Башню в чью назвали честь.

***

Есть легенда вековая:

Чтоб прочней была стена,

То в ней быть душа живая

Замурована должна.

***

По другому быть не может.

И тогда решил народ,

Что туда того положат,

Первым кто у стен пройдет.

***

Надо ж было так случится,

Что, пока толпа ждала,

За водой одна девица

С коромыслом к Волге шла…

***

Сколько утекло водицы,

Может быть, легенды лгут,

Но ту башню в честь девицы

Коромысловой зовут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическая работа "Башни нижегородского кремля"

практическая работа в OpenOffice.org Impre...

Заочная экскурсия по Нижегородскому Кремлю

В связи с 500 летием Нижегородского Кремля это мероприятие очень актуально. Ребята могут совершить заочное путешествие по Нижегородскому Кремлю. Познакомиться с историей возникновения Кремля, легендам...

Методическая разработка "Нижегородский кремль"

"Этот царственно поставленный над всем востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его невообразимые дали! Мы захлебывались от восхищения ими, и переднашими глазами вставала жива...

«Старые русские города. Нижегородский кремль»

Итог урока: выполнили модель Ивановской башни, узнали из каких геометрических тел она состоит, повторили название всех  башен, выполнили их в рисунке, познакомились с картиной  К. Маковского...

Презентация к уроку "Нижегородский кремль"

Презентация к уроку "Нижегородский кремль" 7 класс...

«СвяТЫНИ зЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ. НИЖЕГОРОДСКИЙ КРЕМЛь»

Святыни земли Нижегородской. Нижегордский кремль...