Занятие на тему "История Нижегородского Кремля"
план-конспект занятия по краеведению по теме
Занятие было проведено после экскурсии по Нижегородскому Кремлю для систематизации заний, полученных путем наблюдения. В ходе проведения экскурсии воспитанники выбрали по одному объекту (башня Кремля) и в последующем на уроках ИЗО изготовили макеты выбранных башен. А на описываемом занятии был собран макет непосредственно Нижегородского Кремля с использованием изготовленных детьми башен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreml.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие в рамках проекта «История Нижегородского Кремля»
Тема: История Нижегородского Кремля
Провела: воспитатель Специальной коррекционной школы-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Трофимова Елена Викторовна
2014 год
Задачи:
- Систематизация знаний детей, полученных путем наблюдений;
- Стимуляция интереса воспитанников через познавательную проектную деятельность;
- Расширение словарного запаса детей.
Оборудование
- макет «Нижегородский Кремль»
- иллюстрации с изображениями 13-ти башен Нижегородского Кремля;
- книга «Нижегородский Кремль.
«История Нижегородского Кремля»
Воспитатель – В
Дети – Д
В: Ребята! Каждый уважающий себя нижегородец должен знать историю нашей малой Родины. А что такое «малая Родина»? Попробуйте объяснить.
(Дети высказывают свои мнения)
К этому вопросы мы еще вернемся в конце занятия.
Без прошлого мы беспомощны как новорожденные младенцы, без прошлого мы – ничто. Вы уже многое узнали при выезде на автобусной экскурсии по нашему городу, на уроках природоведения и на других занятиях. Поэтому цель нашего занятия – продолжить изучать историю возникновения Нижегородского Кремля.
(вносится макет)
Наш город зародился на Дятловых горах. А почему горы называются Дятловыми?
Д: рассказывают легенду о Дятловых горах.
В: Правильно, ребята! Проплывая на корабле мимо Дятловых гор, Московский князь Юрий Всеволодович решил объединить все народы, населяющие эти земли в одно поселение. Но почему именно в этом месте?
Д: слияние рек Волги и Оки, река – вода, рыба; леса – древесина для строительства; высокие горы – видно, откуда могут напасть враги.
В: Правильно! Великий князь оценил все достоинства Дятловых гор и в 1221 году заложил град в устье Оки и Волги и «нарек» его Нижний Новгород. А почему он дал именно такое название городу?
Д: город был расположен в «низовских» землях относительно Новгорода Великого.
В: Сколько башен было построено в Нижегородском Кремле?
Д: тринадцать.
В: Мы с вами долго трудились и сделали все 13 башен Кремля. Каждый из вас расскажет все, что он знает о каждой башне и поставит ее на свое место. Нам поможет карта с названиями всех башен.
Д: 1-ая – Дмитриевская или Дмитровская башня занимает центральное место в Кремле, выходит на площадь Минина и Пожарского. Названа так по близстоящей церкви Дмитрия Солунского.
2-ая – Кладовая – служила хранилищем всякой клади (пояснение слова «кладь» на доске).
3-тья – Никольская – названа по церкви Николая Чудотворца, которая раньше стояла напротив, но сейчас ее не существует.
4-ая – Коромыслова – существует 2 легенды: героическая и трагическая (пояснения на доске). Я расскажу героическую: во время осады Нижегородского Кремля, девушка вышла за крепостные стены набрать воды в реке Почайна и на нее напали враги. Она убила многих своим коромыслом и погибла сама. Но после этого враги отступили, сказав: «Ну уж если нижегородские женщины такой силой обладают, то нам здесь делать нечего!».
5-ая – Тайницкая – получила название по тайному подземному проходу к реке Почайна (этот проход сохранился до сих пор).
6-ая – Северная – связано с тем, что она самая крайняя с севера по отношению к другим башням.
7-ая – Часовая – там находились главные городские часы.
8-ая – Ивановская – находилась по соседству с церковью Иоанна Предтечи (в настоящее время не существует).
9-ая – Белая – основание башни сложено из белого камня.
10-ая – Зачатьевская или Зачатская – восстановлена в 2012 году. Рядом находился Зачатьевский монастырь.
11-ая – Борисоглебская – по имени церкви святых Бориса и Глеба.
12-ая – Георгиевская – в честь святого Георгия, стоявшего неподалеку. Сейчас рядом находится памятник Валерию Чкалову.
13-ая – Пороховая – использовалась для хранения боеприпасов.
В: Ребята! Исторический факт – Кремль ни разу не был захвачен врагами. Как вы думаете, почему?
Д: (надежное сооружение, смелые защитники и т.д.)
В: С помощью чего соединялись башки?
Длина Кремлевский стены составляет 2 км (2000 м). Высота стен с зубцами – 12 м, это 4 этажа по 3 м! Толщина на уровне земли – 5 м. У меня есть веревка длиной 5 м. Давайте размотаем ее и представим толщину стен.
А теперь давайте вставим стены между башнями в нашем макете.
(собираем макет)
В: Давайте полюбуемся нашим макетом. На что он похож?
Д:…..
В: А вот историки говорили, что с Волги ансамбль Нижегородского Кремля напоминает «каменное ожерелье, наброшенное на склоны Дятловых гор». А сейчас, ребята, расскажите стихотворения о Кремле.
(в конце идет девочка в русском народном сарафане с коромыслом).
Ребята! А что общего между Дмитриевской, Никольской, Ивановской, Зачатьевской, Борисоглебской и Георгиевской башнями?
Д: Названы в честь храмов.
В: Большинство башен названы в честь храмов, которые находились рядом. Но, к сожалению, многие не сохранились до нашего времени.
Ребята! Обратите внимание на Дмитриевскую башню. Она украшена гербом Нижнего Новгорода – оленем. Почему именно это животное выбрано символом нашего города?
Д: рассказывают легенду.
В: Ребята, давайте вспомним какую цель мы ставили в начале занятия?
Д: понять, что такое «малая Родина» на основе знакомства с историей возникновения Нижегородского Кремля.
В: Что же нового вы сегодня узнали и открыли для себя?
Д: рассказыват.
В: И в заключении Таня расскажет стихотворение о нашем городе.
Там, где Дятловы встали горы
У слияния двух русских рек
Приютил меня добрый город
И зачислил своим навек.
В: Вот и сказали мы добрые слова о родном городе. Мы с вами хозяева и должны знать историю возникновения своего города, т.е. «малой Родины», быть не наблюдателями, а созидателями и творцами. Это маленькая крупица знаний, которую вы узнали сегодня. В дальнейшем Вы будете узнавать о других достопримечательностях Нижнего Новгорода на уроках и занятиях. В заключении я хочу повторить слова, с которых началось занятие: «Каждый уважающий себя нижегородец должен знать историю своей малой Родины. Кто любит свою малую Родину, тот патриот своей отчизны – великой России!
Стихотворения о Кремле
***
Словно вздувшиеся вены
В башнях трещин вьется нить.
Сколько жили эти стены?
Сколько будут дальше жить?
***
Сколько поколений новых
Кремль еще переживет?
И кирпич, как кровь бордовый
Седины покрыл налет.
***
В этих стенах кирпич каждый
Чудеса видал не раз.
Ты прижмись покрепче к башне
Выслушай ее рассказ.
***
Время движется волною
И уже никто не знал,
Почему ту Часовую,
А ту Дмитриевской назвал.
***
Есть названия без смысла,
Но со смыслом тоже есть.
Скажем, быль о коромысле
Башню в чью назвали честь.
***
Есть легенда вековая:
Чтоб прочней была стена,
То в ней быть душа живая
Замурована должна.
***
По другому быть не может.
И тогда решил народ,
Что туда того положат,
Первым кто у стен пройдет.
***
Надо ж было так случится,
Что, пока толпа ждала,
За водой одна девица
С коромыслом к Волге шла…
***
Сколько утекло водицы,
Может быть, легенды лгут,
Но ту башню в честь девицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практическая работа "Башни нижегородского кремля"
практическая работа в OpenOffice.org Impre...
Заочная экскурсия по Нижегородскому Кремлю
В связи с 500 летием Нижегородского Кремля это мероприятие очень актуально. Ребята могут совершить заочное путешествие по Нижегородскому Кремлю. Познакомиться с историей возникновения Кремля, легендам...
По окрестностям Нижегородского Кремля
Краеведческий проект....
Методическая разработка "Нижегородский кремль"
"Этот царственно поставленный над всем востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его невообразимые дали! Мы захлебывались от восхищения ими, и переднашими глазами вставала жива...
«Старые русские города. Нижегородский кремль»
Итог урока: выполнили модель Ивановской башни, узнали из каких геометрических тел она состоит, повторили название всех башен, выполнили их в рисунке, познакомились с картиной К. Маковского...
Презентация к уроку "Нижегородский кремль"
Презентация к уроку "Нижегородский кремль" 7 класс...
«СвяТЫНИ зЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ. НИЖЕГОРОДСКИЙ КРЕМЛь»
Святыни земли Нижегородской. Нижегордский кремль...