Практическая работа по теме: «Заселение Дальнего Востока России во II пол. XIX в.»
учебно-методический материал по краеведению на тему
Практическая работа по теме: «Заселение Дальнего Востока России во II пол. XIX в.» Учащимся предлагается изучить документы и на их основе заполнить таблицу: «Переселение на Дальний Восток во II пол. XIX в.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereselencheskaya_politika.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа по теме: «Заселение Дальнего Востока России во II пол. XIX в.»
Прочитайте документы. Опираясь на документы, а также текст учебника (с. 61-65) заполните таблицу:
«Переселение на Дальний Восток во II пол. XIX в.»
Этапы | Способ переселения | Социальный состав переселенцев. | Регион выхода |
1. Интервью журналиста газеты «Далекая окраина» с крестьянином из Астраханской губернии.
Журналист: Почему вы решили уехать из родной деревни?
Крестьянин: Жили мы в Астраханской губернии. Как объявили нам свободу, радовались мы. Но выяснилось, что не свобода то вовсе, а есть худшая кабала. Да главное без земли нас оставили. Тут мы прослышали о царском указе.
Ж.: Это «Правила о переселении в Приамурский край»?
К.: Да. Так вот там говорилось, что на Дальнем Востоке много свободных земель, и каждый желающий может купить эту землю по три рубля за десятину. А всего разрешалось покупать до 100 десятин на семью. Кроме того, освобождали от рекрутской повинности на 10 лет, от поземельной подати на 20 лет и от подушной подати навсегда. Уплатили мы все недоимки, получили разрешение крестьянской общины, продали домишко, бросили наш клочок земли, погрузили нехитрые пожитки на телегу и отправились в далекий путь.
Ж.: Как вы добрались?
К.: Ехали мы долго, почти 3 года. Сначала добрались до Урала, затем через Сибирь в Забайкалье, смастерили плот и сплавились до Хабаровки. Оттуда по Уссури и через ее притоки добрались до Ханки. Затем по реке Илистой вышли к реке Суйфун. В пути часто останавливались: то дети болели, то брат умер, то зимой заметет дорогу, весной ждали пока установится путь. Насилу добрались. Поставили палатки, стали корчевать тайгу, чтобы засеять. Свое село назвали Никольское. Долго не могли подладиться к местному климату. Урожай часто болел, нередко его смывало наводнением. Как-то начался голод, да такой, что хоронить некому было. Дед мой выжил, он охотником фартовым значился, со зверями на своем языке болтать мог. Но как тайга человека не кормила, на одном зверином промысле не проживешь, русскому человеку хлеб надо.
Ж.: Испытания, которым подвергались наши первые переселенцы в своем далеком горестном путешествии, были несправедливо жестокие ... невольно приходишь в содрогание от тех невыносимых страданий, которые вынесли на своих крепких плечах наши пионеры Дальнего Востока.
2. Рассказ крестьянина из Черниговской губернии.
«Мы прибыли на Дальний Восток позже - в 1886г. и основали село Спасское. В 1882 г. вышел указ «О казеннокоштном переселении в Южно-Уссурийский край», т.е. переселении за счет казны. Решили мы бросить все и ехать искать лучшую долю в далеком краю. Пока собирались, в 1886г., вышло дополнение к этому указу. В нем говорилось, что переселенец должен ехать за свой счет, но ему даются льготы по новому место жительства. В этом же дополнении было сказано, что можно переселяться морским путем, т.к. с 1880 г. было открыто пароходное сообщение между Одессой и Владивостоком. Чтобы плыть морем, каждая семья должна была оставить в Одессе денежный залог в сумме 600 рублей. А, прибыв на место, государство возвращало эти деньги. Деньги, конечно, для нас были большие, но мы все продали и собрали нужную сумму.
Плыли мы 3 месяца. В дороге начался мор, люди умирали, гробами им становился саван, а последним пристанищем - морские волны. Добралось людей значительно меньше, чем отправлялось в путь.
За время путешествия мы пересекали несколько климатических поясов и даже 2 раза экватор. Жаркий климат, скученность в трюмах, невозможность часто мыться приводили к эпидемиям. Из Владивостока до места поселения добирались на подводах, грязь, непроходимое бездорожье. До места добрались первые 25 семей».
3. Отчет чиновника Комитета Сибирской железной дороги.
«В 1891г. началось строительство Транссибирской магистрали. В следующем году был образован наш Комитет. Он принял ряд мер по улучшению переселенческого дела в Южно-Уссурийском крае:
1. залог для переселенцев был уменьшен до 300 рублей;
2. увеличено количество морских судов для перевозки крестьян;
3. по мере вступления в строй Транссибирской магистрали ускорялось и облегчалось передвижение сухопутных переселенцев.
В 1900г. открылось движение по Забайкальской железной дороге, и переселенцы могли доехать до Сретенска, оттуда направлялись далее на пароходах и частично на плотах по Шилке и Амуру. Время пребывания в пути сократилось до 2-3 месяцев, но участь переселенцев была по-прежнему полна лишений. В неприспособленных скотских вагонах, битком набитых стариками, детьми, беременными женщинами. В этих же вагонах (со знаменитой надписью «40 человек, 8 лошадей») переселенцы готовят пищу, стирают белье, здесь же лежат часто заразные больные, которых переселенцы имеют обыкновение скрывать из боязни, что их высадят, и они отстанут от партии. Большая скученность на судах и в вагонах, скудное и некачественное питание, высокая смертность. В результате очень многие не добрались до земли обетованной.
На конечных пунктах и станциях переселенцев высаживают, в лучшем случае, под специально устроенные палатки, в худшем случае, прямо под открытое небо, под солнце и ветер. Обыкновенно в это время наступает осень, когда о вспашке и посеве нечего и думать. Впрочем, приниматься за них может лишь тот из переселенцев, у кого найдутся достаточные средства для приобретения рабочего скота и земледельческих орудий, но таких лиц по обыкновению оказывается очень мало (корова стоит 15 рублей, рабочий бык 15-20 рублей, рабочая лошадь-50 рублей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-защита практических работ по теме "Естественное движение населения России"
Урок проводился в слабом классе. Учащиеся были разделены на группы (по их желанию). Каждая группа выполняла всю работу, а на защиту выбрала одно из заданий....
Тема урока "Дальний Восток - край контрастов"
Разработка плана урока по теме "Дальний Восток - край контрастов", с двумя презентациями. Презентация №1 "Исследователи Дальнего Востока" используется в начале урока для повторения исследователе...
Практическая работа по теме: "Крупные формы рельефа России"
Данная прктическая работа развивает картографические навыки (умение определять объект по заданным географическим координатам, умение использовать карты различной тематики для получения информации об о...
Презентация по биологии на тему "МАКРОФИТЫ (водоросли и морские травы) морей Дальнего Востока России"
Презентация предназначена для показа на уроке, посвященном изучению водорослей обитающих в морях Дальнего Востока России (региональный компонент). Материал также может применяться для подготовки к гор...
Проект «Познавательные игры для школьников «Вместе путешествуем по Дальнему Востоку России».
Мое участие в проекте «Познавательные игры для школьников «Вместе путешествуем по Дальнему Востоку России». Проект осуществляется с использованием средств президентского гранта...
разработка урока географии в 9 классе по теме "Образ Дальнего Востока с использованием заданий ОГЭ
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков Технология урока: ИКТ, приемы технологии критического мышления, применяются разнообразные источники приобретения знаний (учебник, к...
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...