Проект "Город-Герой - это звание или название?"
проект по краеведению (5 класс) на тему

Васильева Нина Феликсовна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_posvyashchennyy_gorodu-geroyu_leningradu.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 255

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Проект

«Город-герой – это звание или название?»

Руководитель проекта: учитель русского я зыка и литературы

ГБОУ СОШ № 255 г. Санкт-Петербурга Васильева Н.Ф.

2014 г.


Резюме проекта

1. Название проекта: «Город-герой – это звание или название?».

2. Учебный предмет: русский язык, литература.

3. Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный, долгосрочный (3 недели).

4. Цель проекта:

  • развивать у школьников живой интерес к слову, к истории России;
  • помочь школьникам через призму прошедшего лучше понять настоящее и будущее нашей страны;
  • помочь установить связь между языком, литературой и жизненными впечатлениями школьников;
  • используя словари, научно-популярную, публицистическую литературу и другие источники, собрать и сравнить информацию об истории, значении и употреблении слова «город-герой».

5. Задачи проекта:

  • проанализировать неологизмы, возникшие в годы Великой Отечественной Войны, предвестники слова «город-герой»;
  • изучить процесс появления и употребления слова «город-герой» в публицистике, стихах писателей-блокадников, в центральной прессе;
  • рассмотреть юридический статус почетного звания «Горой-Герой»;
  • определить приоритет слов «звание-название» через примеры героических поступков жителей блокадного Ленинграда;
  • развивать умения отбирать и систематизировать материал для наблюдателей;
  • совершенствовать навыки работы с научной и справочной литературой;
  • совершенствовать коммуникативные умения.

6. Планируемый результат: участие в научной конференции «Лабиринты науки», выступление перед учащимися школы.

7. Планируемый проектный продукт: мультимедийная презентация с элементами сравнительно-сопоставительного анализа.

8. Руководитель проекта: Васильева Н.Ф., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 255 г. Санкт-Петербурга.

9. Возраст участников проекта: 12-16 лет.

10. Класс: 5, 6, 10.

11. Количество участников: 6 чел.

Аннотация проекта

Лексика – один из интересных разделов языкознания. От понимания лексического значения слова зависит и отношение говорящего к объекту своего высказывания.

Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание (история происхождения, значение, сфера употребления) сложносоставного существительного город-герой.

Проект нацелен на поддержание интереса к изучению русского языка, его специфике, к пониманию того, что в языке отражается мировоззрение народа.

Проект предоставляет возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в различных сферах: написание и редактирование текстов, освоение публицистических жанров, сочинение стихов на патриотическую тематику и др.

Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников. А главное – расширяют знания о нашей стране, нашей истории, о трудных днях Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, что способствует нравственному воспитанию школьников.

Этапы работы над проектом

I. Планирование работы:

  • под руководством учителя выбирается слово для описания;
  • определяются цели и задачи проекта;
  • составляется лист планирования.

Лист планирования

1) Неологизмы, возникшие в годы Великой Отечественной войны (город-воин, город-богатырь, город-солдат, город-фронт и т.д.).

2) Медаль «За оборону Ленинграда» - «память о героических днях».

3) Первое появление названия город-герой в публицистических статьях, в центральной прессе.

4) Юридический статус звания «Город-Герой».

5) Истинные герои города-героя и «Города-Героя».

6) Наше слово любимому городу.

  • ученики делятся на группы и выбирают микротему проекта;
  • каждый участник проекта получает конкретное задание по теме в соответствии с листом планирования.

II. Реализация проекта:

  • работайте в группах по плану;
  • совместно решайте возникающие проблемы;
  • при необходимости воспользуйтесь консультацией учителя или помощью родителей;
  • изучите теоретический материал по лексикологии;
  • посетите библиотеку и Музей Великой Отечественной войны с целью сбора материала по теме проекта;
  • систематизируйте собранные и обработанные материалы.

III. Презентация проекта:

  • к намеченному сроку подготовьте мультимедийную презентацию;
  • подготовьте выступающих, которые расскажут о работе своей группы;
  • проведите презентацию.

IV. Осмысление и оценка проекта:

  • обсудите, что было сделано хорошо, а что не совсем удалось реализовать;
  • подумайте, почему получилось не всё, что было задумано; что нужно учесть при выполнении следующих проектов?
  • оцените результат работы.

Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключенный к сети Интернет; проекционная аппаратура для презентации; словари; сборники стихов о Великой Отечественной войне; документальные, публицистические и художественные материалы.


Проект «Город-герой – это звание или название?»

Этот проект мы посвящаем знаменательной и памятной дате – 70-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной Войне и нашему любимому городу-герою Ленинграду.

Война…Великая Отечественная…Как далека она от нас, сегодняшних! Только по книгам, фильмам, воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой была завоевана победа! И снова задуматься над вопросом: какой он, герой войны, какой он – город-герой?

Итак, город-герой – это звание или название? Как и когда появилось это

сложносоставное существительное?

Нами была проделана немалая работа. Мы пролистали десятки страниц книг о Великой Отечественной войне, воспоминания фронтовиков, стихи поэтов военного времени О.Берггольц, В.Инбер, А.Прокофьева, Ю.Воронова, Александра Межирова,  Александра Яшина, Елены Рывиной, Валерия Шумилина.

Мы воспользовались информацией Туристического и Культурного Центра «Эклектика». Он представил нам материалы Петербургского детского исторического журнала «Автобус» (№ 6, 2005 г.). Мы работали в Пушкинской библиотеке с независимой информационно-публицистической газетой «Вестник ветеранов Санкт-Петербурга» (декабрь, 2013 г.), с газетами «Правда» за 24 декабря 1942 г., «Ленинградская правда» за 22 июня 1942 г. и многими другими публицистическими материалами; сами писали стихи. И вот что у нас получилось.

В годы Великой Отечественной войны появилось много неологизмов, отражающих доблесть и мужество защитников наших городов. Среди них особое место занимает существительное-определение (это нами найденное слово)

город-герой. В отличие от многих других словообразований военного времени, уже вышедших из употребления, это слово-наименование в языке сохранилось и, более того, получило официальный статус. А появилось оно так.

Еще до блокады Ленинграда, в августе 1941 г. поэт А.А.Прокофьев писал:

Не встанет на колени он

                                                  Любою злой порой,

                                                  Великий город Ленина,

                                                  Наш доблестный герой.

Слова «город» и «герой» пока еще отделены друг от друга другими словами, но пройдет совсем немного времени, и они встанут рядом.

А расчеты фашистов на быстрый захват Ленинграда не оправдались, и заготовленные гитлеровцами медали «За взятие Ленинграда» немцам так и не пригодились.

Но 8 сентября 1941 г. вокруг города сомкнулось кольцо блокады. И в статьях, очерках, стихах Ленинград сравнивается с воином-богатырем, его часто именуют город-воин, город-боец, город-солдат, печальный город, город бесстрашия и славы, великий город жизни, город-фронт.

Ольга Берггольц:

Но я в печальном городе осталась

Хозяйкой и служанкой для него..

..И ты сама любовь и жизнь,

Бесстрашие и слава Ленинграда!

                               («Ленинградке», 8 марта 1942 г.)

***

Нет, осиянный ратной славой,

Великий город победит.

                               («Песня о ленинградской матери», 20 августа 1941 г.)

***

И вот  – река,

                     лачуги,

                              ветер жесткий,

Челны рыбачьи, дымный горизонт,

Землянка у газетного киоска –

Наш

      ленинградский

                            неприступный фронт.

Да. Знаю. Все, что с детства в нас горело,

Все, что в душе болит, поет, живет, –

Все шло к тебе,

                        торжественная зрелость,

На этот фронт у городских ворот..

..Я всею жизнью защищать достойна

Великий город жизни – Ленинград.

                              («Дорога на фронт», май 1942 г.)

Елена Рывина:

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

                               ( «Ночь», 1942 г.)

Здесь необходимо небольшое отступление. Учитывая героическое сопротивление Ленинграда, Одессы, Севастополя и Сталинграда, которые разрушило планы немецкого командования на молниеносную войну, Президиум Верховного Совета СССР учредил медали за оборону этих городов.

В передовой статье «Правды» от 25 ноября 1942 г. сообщалось, что эта медаль «будет памятью о героических днях». Обратите внимание на слово «героических»! Указы об учреждении медалей были опубликованы в «Правде» 24 декабря 1942 г. Эти на первый взгляд скромные медали воспринимали защитниками города (городов) как высокая награда.

В Ленинграде медали чеканились в условиях блокадного окружения. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга хранится протокол № 92 от 3 июня 1943 г., которым утверждены первые списки 10 тыс. награжденных защитников Ленинграда. В их числе были поэтессы В.М. Инбер и О.Ф. Берггольц.  Вот как писали они об этом:

«Этот маленький диск медали вобрал в себя всё, весь Ленинград, память о нем на всю остальную жизнь» (В. Инбер).

***

Осада длится, тяжкая осада,

Невиданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда

Сегодня Родина вручает мне.

Не ради славы, почестей, награды

Я здесь жила и все смогла снести, –

Медаль «За оборону Ленинграда»

Со мной, как память моего пути.

                              (О. Берггольц «Моя медаль», 3 июня 1943 г.)

В числе награжденных, кстати, было немало и таких ленинградцев, которым, как писал Ю.Воронов, «в сорок третьем выдали медали и только в сорок пятом паспорта».

Обратите внимание, в первом четверостишии выражение Медаль за оборону Ленинграда написано без кавычек. Что это? Мы считаем, что это наименование, название медали, это указание на самоотверженный, героический труд Ленинградцев, которые обороняли, защищали свой город.

А во втором четверостишии – это уже звание, утвержденное официально, поэтому автор пишет Медаль «За оборону Ленинграда». А много ли в то время было официальных («звездных») Героев Советского Союза?

Определение-приложение ГЕРОЙ у существительного ГОРОД впервые на страницах печати встречается в январе 1942 г.: так возникло новое слово город-герой. При этом определение ГЕРОЙ тогда еще не воспринималось как синоним награды – «Герой Советского Союза».

Мы выяснили, что автором этого неологизма Великой Отечественной войны , скорее всего, можно считать поэта Н.С.Тихонова. в одной из статей первой блокадной зимы он писал: «Город великого Ленина – город-герой» («Ленинградская правда», 22 января 1942 г.).

Очень часто этот неологизм стал использоваться в публицистике писателей-блокадников, в газетных статьях военного времени: «Все эти рядовые труженики города-бойца, города-героя выполняли свой долг, не щадя сил и жизни» («Ленинградская правда», 22 июня 1942 г.).

Город воспринимался как воин, отсюда и его определение: Ленинград оказался в первой шеренге городов-бойцов. Он выдвинут на самый передний край обороны страны… «Это город-герой: так называет его родная страна, так называет его весь мир» (В.Инбер)

В центральной прессе слово город-герой появилось в самом конце 1942 г.:

«В обороне четырех городов-героев сказалась физическая и духовная мощь народов Советского Союза…, участники обороны четырех городов-героев…покрыли себя славой, которая не померкнет в веках» («Правда», 24 декабря 1942 г.).

Слово, получившее популярность у журналистов и писателей вскоре потеряло автора и стало поистине народным. Эта мысль подтверждается и в книге В.Нестерова «Знаешь ли ты свой край?» (Ленинград, 1968 г.): «Получилось так, что почетное звание «город-герой» Ленинграду и трем другим городам было неофициально дано самим народом».

В Толковом словаре С.И.Ожегова, Н.Ю.Швецовой читаем: «Город-герой – почетное звание города, население которого проявило героизм во время Великой Отечественной войны».

А когда же это наименование появилось в официальных документах?

По архивным данным, официально впервые городами-героями были названы города Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса в Приказе № 20 Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 г.: «…произвести салют в столицах союзных республик…а также в городах-героях: Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе».

С тех пор существительное город-герой окончательно вошло в широкое общее употребление и было переведено на многие языки.

Парадоксально, но до начала шестидесятых годов XX века это название (именно название!) существовало фактически, но юридически никакого Положения или Статуса не имело, а значит, не могло быть званием. Долгое время правительство словно бы не замечало этой ситуации.

Официально Положение о  почетном звании «Город-герой» с присвоением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина было утверждено лишь к 20-летию Победы – Указом № 3566-VI Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г.

При этом оказалось, что Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса уже имеют его с 1945 года. Отсюда понятно, почему в разных источниках называются разные даты присвоения звания – то 1 мая 1945 г. (на основании упоминания в приказе Сталина), то 25 января 1945 г. (дата вручения городу ордена Ленина).

Звание «Город-Герой» в разное время было присвоено и другим городам: Киеву (1961 г.), Москве (1965 г.), Брестской крепости – «Крепость-Герой» (1965 г.), Туле (1976 г.), Мурманску (1985 г.), Смоленску (1985 г.).

18 июля 1980 г. формулировка Положения была изменена: в нем стало говориться не о почетном звании, а о высшей степени отличия – звании «Город-Герой».

Как бы мы ни относились с позиции сегодняшнего дня к этим поздним награждениям, мы не должны забывать, что защитники этих (да и многих других) городов действительно заслужили их.

Кто же они, истинные герои города-героя? Конечно те, кто рыл окопы, делал светомаскирову, гасил зажигательные бомбы, кто этой горькой, честной, фронтовой правдой защищал свой Ленинград. А возможно, это люди, в которых нет ярких и броских поэтических образов, но они герои, герои своего города. И это их жизнь и их пример тоже дают нам право назвать этот город героем. И мы хотим привести такие примеры.


В нашем городе жил один талантливый человек. Звали его Андрей Михайлович Батуев. Он пережил блокаду Ленинграда, будучи подростком, остался инвалидом  I группы. Мы представляем рассказ героя от его лица.

«Суровое испытание»

                                                                                                         А.Батуев

С детских лет моим увлечением стала наука о насекомых – энтомология. В июне 1941 года мне подарили яйца тропической бабочки, из которых вылупились крошечные черные личинки. После первой линьки они сбросили мрачный наряд и стали нежно-салатными с голубоватым оттенком. Они быстро росли и становились всё наряднее. Я вместе с другими ленинградцами был на оборонных работах, мы рыли окопы, строим пулеметные гнезда. Корм гусеницам я носить не успевал, но меня выручал 13-летний друг Шурик – он приносил дубовые веники.

Настало время окукливания. Исполинские гусеницы длиной в 9 см стали запрядаться в коконы.

Однажды раздался страшный грохот. Земля содрогнулась. Наш дом словно присел – рядом разорвалась бомба. Потом каждый вечер выли сирены, непрерывно били зенитки. Спать по ночам стало невозможно.

И в те ужасные дни вышла первая гигантская красновато-палевая бабочка с оливковым оттенком. На каждом крыле, словно глазок из слюды, «окошечко», не покрытое пыльцой, широкие серебристые полосы с розовым орнаментом, а тело пушистое, словно меховое.

С каждым днем бабочек становилось всё больше. Пока в комнате горел свет, бабочки спали. Свет гасили, и сатурнии начинали кружиться по комнате. «Что это шелестит?» - с тревогой спрашивали друзья? «Это летают бабочки», - отвечал я. И каждый раз мое пояснение вызывало недоумение. После отбоя воздушной тревоги зажигался свет, и на абажур пикировали гигантские палевые бабочки. Эффект был неизменно поразительным. Потрясенные невиданным зрелищем, люди на какое-то время забывали об ужасах войны и с интересом рассматривали ажурный рисунок фигурных крыльев, достигших 15 сантиметров. Целый месяц нашу тяжелую блокадную жизнь скрашивали чудесные исполинские бабочки.

Однако в квартире становилось все холоднее, а бабочек все меньше. Уже по ночам замерзала вода. Казалось, что все тропические бабочки погибли, но стоило затопить «буржуйку», и опять слышался шелест крыльев – окоченевшие от холода бабочки оживали.

Но неумолимый голод делал свое страшное дело. Мы превратились в тени. Мы опухали от голода, спали в зимних пальто. Однако несколько экземпляров дубовой сатурнии я расправил и сохранил в своей коллекции. Мне не верится, что эта филигранная работа была сделана в те страшные дни блокады, при свете коптилки.

Возможно, найдутся скептики, которые скажут, что в суровые дни войны всякие таракашки и пташки – вздор и сантименты. Как это неверно! Призвание до самой смерти человека остается призванием, и добрые чувства к живому не исчезают, несмотря ни на что.


Писатель Е.З.Воробьев в своем очерке «Небо в блокаде» рассказывает о подвиге Ольги Афанасьевны Фирсовой, маскировавшей в годы блокады купола и шпили прекрасных ленинградских зданий.

«Небо в блокаде»

                                                                                                    Е.З.Воробьев

Вот Фирсова маскирует шпиль Адмиралтейства. Голодная, ослабевшая, она висит на огромной высоте. Дует сильный ветер с Невы, и канаты, на которых висит верхолаз, раскачиваются. Здесь придется поработать, возможно, не один час. Надо тщательно, со всех сторон, обшить изветшавший, побитый шрапнелью чехол. Это трудно и опасно. У Ольги Афанасьевны уже была «встреча» на шпиле Адмиралтейства, когда пролетавший немецкий пират дал по ней пулеметную очередь. Она даже успела разглядеть лицо стрелявшего. Почему-то возле ее головы с пронзительными криками кружатся ласточки, а одна так расхрабрилась, что клюнула ее в руку. Ах вот что! Под чехлом оказались их гнезда с птенцами. Ольга Афанасьевна устала. Надо спешить. В любой момент может начаться налет вражеской авиации, но она старательно вырезает в мешковине окошечки против каждого гнезда, и каждое окошечко еще надо обметать.

Вдруг с характерным шуршанием в Неву грузно плюхнулся снаряд, другой срубил на бульваре дерево. Толчок взрывной волны. Задрожали руки, снизу задергали веревку. Надо спускаться, шальной осколок перерубит веревку, и тогда все кончено. Кажется, никогда еще не было так страшно. Но вот прорезано последнее окошечко. Убран инструмент в сумку противогаза. Можно спускаться. Неожиданно из-под чехла снова доносится писк чехлов. Фирсова прислушалась, ощупала край карниза – еще четыре гнезда! Снизу сигналят. Ветер донес противный запах взрывчатки. Но неужели оставить малышей на голодную смерть? И бесстрашный верхолаз, несмотря на артобстрел, достает ножницы, иглу, нитки, вырезает новые оконца, стежок за стежком обметывает края мешковины и только после этого спускается вниз.

Возможно, она не имела права рисковать жизнью и задерживаться из-за гнезд ласточек, но поступить иначе ей не позволила совесть!


Всего 2 примера, всего две судьбы: из жизни ушли покой и тишина, остались боль и страдания, но в душе продолжали жить тепло, любовь и сострадание. Такими были ленинградцы, герои города-героя. Они не пытались совершить какой-то подвиг и свою жизнь не оценивали как подвиг:

…Я никогда героем не была,

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

Я не геройствовала, а жила…

                                           (О.Берггольц «Февральский дневник», февраль 1942 г.)

В заключение остается добавить, что «Общими положениями об орденах, медалях и почетных званиях СССР» (утверждены в 1965 г. и в 1979 г.) обе части слова «Город-Герой» рекомендуется писать с прописной буквы и в кавычках.

Но чаще в нашей письменной речи мы встречаем обычное написание: город-герой. Значит, это приоритет названия над званием?

Мы осмелимся ответить на этот вопрос положительно, и считаем, что эти два слова – звание и название – сливаются в единое целое в нашем сознании. Может, действительно, именно в «названии» скрывается та боль, горечь, страдание и одновременно тепло, вера и любовь, память и уважение к герою, городу-герою, званием которого мы гордимся, и звание которого дает нам право сказать: мы помним о войне – значит думаем о мире.


Циклограмма

появления названия «город-герой» и звания «Город-Герой»

Дата

Слово-определение

Автор или источник

Август 1941 г.

город Ленина, наш доблестный герой

А. Прокофьев

Первые дни обороны Ленинграда

(сентябрь 1941 г.,

  октябрь 1941 г.,

  ноябрь 1941 г.,

  декабрь 1941 г.)

город-фронт

жители-бойцы

город-воин

город-богатырь

город-боец

город-солдат

Поэты О.Берггольц, В.Инбер, А.Прокофьев, Ю.Воронов, А.Межиров, А.Яшин, Е.Рывина, В.Шумилин

21 января 1942 г. (впервые в печати) газета «Ленинградская правда»

город-герой

Автор-поэт Н.Тихонов.

Осень 1942 г.

город-герой Ленинград

город-герой Сталинград

город-герой Севастополь

город-герой Одесса

Считается, что название было неофициально дано самим народом.

Декабрь 1942 г. в центральной прессе.

«Это город-герой: так называет его родная страна»

Газета «Ленинградская правда» В.Интер.

24 декабря 1942 г. (официальная пресса)

«Эта медаль будет памятью о героических днях»

Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя».

1 мая 1945 г. (официальные правительственные документы)

«…произвести салют…в городах-героях Ленинграде, Сталинграде, Севастополе, Одессе»

Приказ № 20 Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 г.

8 мая 1965 г. (официальные правительственные документы) Положение о почетном звании «Город-Герой».

«…вручить Городу-Герою…медаль «Золотая звезда»

Указ № 3566-VI Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. о юридическом статусе почетного звания

18 июня 1980 г. Положение о почетном звании.

Определение «почетное звание» заменено. Окончательный вариант «Высшая степень отличия – звание «Город-Герой»

Общие положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР

Рекомендованное написание: «Город-Герой»  – оба слова через дефис, с прописной буквы и в кавычках (из Общих положений об орденах, медалях и почетных званиях СССР)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Воинские звания"

Воинские звания военнослужащих ВС РФ.  Билет № 1 №Изображение погонов, погончиков, нарукавных нашивокВоинское звание. Выбрать правильный ответ.  11.    Адмирал...

Урок по литературе «…Только влюблённый имеет Право на звание человека»

-Каждому из нас предстоит по-своему ответить на вопросы, вечноволнующие умы человечества. Как жить? Каким быть? В чем смысл жизни? Что такое Любовь?Но есть личности, которые ярко сияют во мраке жизнен...

Воинские звания военнослужащих Российской армии

Презентация к уроку ОБЖ 11 класс "Воинские звания и военная форма одежды военнослужащих Российской армии"...

Специальные звания органов внутренних дел

—Специальные звания органов внутренних дел Российской Федерации — специальные звания, присваиваемые сотрудникам органов внутренних дел, учреждений, организаций, учебных заведений...

Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Презентация к уроку ОБЖ в 11 классе.Тема: "Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества"...

Нижегородцы, принявшие участие в Курской битве и удостоенные звания героя Советского Союза.

Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равн...