Уфа-столица Башкортостана. Монумент дружбы.
план-конспект урока по краеведению (8 класс) по теме
Интегрированный урок культуры Башкортостана и башкирского языка. Заочная экскурсия в столицу Башкортостана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок культуры Башкортостана и башкирского языка | 12.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок культуры Башкортостана и башкирского языка.
Уфа –столица Башкортостана
«Монумент Дружбы»
I.Звучит песня «Уфимские липы» в исполнении Алсу.
- Прозвучала песня в исполнении Алсу. О каком городе она пела?
-Песня называется «Уфимские липы» Өфө йүкәләре_________
II.Тема урока Өфө- Башҡортостандың баш ҡалаһы
-Переведите. (Уфа-столица Башкортостана)
Ш.Заочная экскурсия.
Многие из вас были в Уфе и на уроках башкирского языка мы проводили заочную экскурсию. Какие памятные места, достопримечательности Уфы вы знаете?
-Въезжая в Уфу через реку Агидель полевую сторону от моста вы увидите на высоком берегу памятник Салавату Юлаеву, а справа–монумент Дружбы – Дуҫлыҡ монументы
IV. Слайды монумента Дружбы.
V.Разгадать тайны монумента нам помогут вопросы.
(На доске написаны по кругу вопросы на русском языке, рядом учитель вписывает перевод на башкирском языке)
-Итак, первый вопрос, на который вы должны ответить Что? Нимә? Что такое монумент?
-Как вы понимаете слово «монумент»?
-Это то же самое, что и памятник, только очень больших размеров. Величественный, производящий впечатление памятник в честь какого-либо события или личности. Памятник на башкирском языке « һәйҡәл ».
Рассказ учителя;
-В середине 16 века, аименнов1557 году наши предки нашли мудрое решение – добровольно вошли в состав России. Народ получил возможность спокойно вести хозяйство, прекратились междоусобицы. Русское правительство сохранило за башкирами занимаемые им земли, башкирыобязалисьвноситьвказнупоземельнуюподатьизасвойсчетнестивоеннуюслужбу.
-Второй вопрос «когда?». Когда был построен монумент Дружбы? На башкирском языке « ҡасан? »
-Идея сооружения монумента Дружбы в Уфе родилась в 1957 году вовремя празднования 400летиядобровольноговхождения. Состояласьторжественнаязакладкапамятникаиустановленамемориальнаядоскаснадписью «Здесь будет сооружен монумент в честь 400 летия добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства»
И только через 8 лет, в 1965 году 7 августавстолицеБашкортостанабылоткрытвеличественныймонументДружбы, высотой 33 метра.
-Когда был открыт монумент Дружбы?
-Следующий вопрос ГДЕ? ҡайҙа?
-Раньше на этом месте на высоком холме находился кремль древней Уфы.
-Как раньше называли город Уфу? (Тура - тау, Имән ҡала)
-Там где речка Сутолока впадает в красавиц Агидель был сооружен монумент Дружбы.
-Следующий вопрос КТО? КЕМ?
-Кто является создателем, автором этого памятника?
-Кто создает памятник? (Скульптор, архитектор)
-Чем занимается скульптор, я думаю, знают все. А вот чем занимается архитектор в процессе создания памятника?
Архитектор осуществляет привязку памятника к прилегающей местности, т.е.ищет наиболее выгодное расположение объекта.
-Авторам и проекта стали московские скульпторы Михаил Федорович Бабурин и Галина Левицкая, архитекторы Е.И. Кутырев и Ю.И.Гаврилов. Они поставили перед собой задачу: средствами архитектуры и пластики создать памятник, символ изирующий многовековую дружбу башкирского и русского народов.
-Как выглядит памятник? Вопрос на башкирском языке НИСЕК?
-Идея дружбы решена виде двух вертикальных стели розового гранита высотой около тридцати метров. Стелы скреплены тремя монолитными кольцами – обручами из серого гранита. Три кольца делят гранит на четыре части, каждая часть – один век. УоснованиямонументасостороныАгиделисидятдвеженскиефигурыизбронзы, олицетворяющие собой Башкирию и Россию. Женщины, сидят в пол оборота друг к другу. Они протягивают лавровые венки - символ мира и согласия. Между ними барельеф, отображающийисторическоесобытие–встречупосланцевбашкирскихплеменирусскихбояр, обмен грамотами. Об этом событии напоминают цифры высеченные на обелиске 1557-1957 и слова «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов». С обратной стороны изображены около сорока фигур из бронзы.
-Внимательно посмотрите и определите где здесь русские, а где башкирские послы.
-Что за мальчик стоит слева? (Толмач)
-Что изображено на щите русских послов? (Московский кремль)
-На щите башкирских по слов? (Всадники на конях, степной ковыль, башкирская юрта)
-Каким современным символом можно было украсить теперь башкирский щит? (цветком курая)
-Что означает рукопожатие?
-О чем говорят цифры 1557-1957?
-Переходим к следующему вопросу КОГО? КЕМДЕ?
-Кого изобразил автор?
-Две величественные фигуры это вы мы селили работа выполненная с натуры, с неких живых фигур?
-В начале была подготовлена фигура русской женщины. Михаил Федорович лепил ее со своей дочери. А как выразить в бронзе национальный башкирский характер? Бабурин проехал по многим аулам, сделал много зарисовок, но моделью для фигуры-башкирки скульптор нашел москвичку, педагога английского языка московского вуза Муратову Зухру Газизовну. Родилась она в Уфе, училась в школе №3. Четыре месяца она позировала скульптору. На открытии памятника она не смогла присутствовать. Но приезжая на родину, обязательно приходит к монументу.
-Кого изобразил автор?
-Какой существует секрет памятника? ниндәй?
-Особенна оригинальна конструктивная часть памятника, высота которого составляет около 35 метров. Оригинальность состоит в том, что центр тяжести монумента находится ниже планировочной от метки земли, что дает сооружению необходимую устойчивость по принципу «Ваньки – встаньки». Достигается это из-за устойчивого развитого фундамента, представляющего собой сложную железобетонную конструкцию диаметром 13 метров и высотой 6 метров с продольными и поперечными железобетонными диафрагмами. Монумент не боится ни урагана, некарстовых провалов, ни оползней. Он способен в случае таких явлений качаться и принять опять вертикальное положение.
-Существует своя поэтическая версия у монумента Дружбы. Обелиск, вознесенный острием в небо, представляется мечом, вложенным в ножны, символизирующим мир, рукоять в копан в землю. Каменные пояски делят на 4 части, четыре столетия. Бронзовые фигуры женщин в национальной одежде изображают Родину - Мать.
-Какой секрет монумента?
-Сколько лет существует монумент Дружбы? Нисә?
49 лет.
VI.Подведем итог нашей экскурсии: дайте краткий ответ на все вопросы.
VII.-А теперь дайте письменные ответы на вопросы на башкирском языке.
Һорауҙарға яуап яҙығыҙ.
- Өфө ҡалаhын элек нисек атағандар?
- Ул нисәнсе йылда төҙөлгән?
- Башҡорттарҙың Милли геройы кем?
- Дуҫлыҡ монументы ниндәй ҡалала урынлашҡан?
- Ул ҡасан асыла?
- Уның авторҙары кем?
Чтение, перевод вопросов, письменный ответ. Поможет текст из учебника стр.63 упр.127
-Какие предложения по цели высказывания на экране? В ваших тетрадях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "У монумента славы тишина..."
Материал рассказывает об одном из самых важных памятников нашего города, Монументе Славы. Это не просто памятник, это наша память о земляках, родных и близких, погибших, защищая нашу Родину и на...
тематический вечер "Блокада Ленинграда" посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».
В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...
Тематический вечер «Блокада Ленинграда» и посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».
В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...
презентация по истории и культуре Башкортостана на тему: "Вхождение Башкортостана в состав Русского государства" (6 класс)
Данная презентация посвящена процессу добровольного вхождения башкирского народа в состав России при Иване Грозном. Презентация позволяет организовать самостоятельную добычу знаний учащимися на ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "От Монумента к Монастырю"
«От Монумента к Монастырю» - это литературно – музыкальная композиция о соединении воедино скрижалей Истории, скрижалей Памяти и скрижалей Вечности. В ней звучат стихотворения известных поэтов, ...
Монумент "Славы" г.Карталы
На территории города Карталы и Карталинского района взято под охрану государства 13 памятников истории, связанных с событиями далёких военных лет. За годы войны в действующую армию было направле...
Урок математики в 9 классе к 100-летию Башкортостана "Семь чудес Башкортостана"
Урок математики в 9 классе к 100-летию образования Республики Башкортостан "Семь чудес Башкортостана"Цель:Закрепить вычислительные навыки и умения;Уточнить и расширитьзнания о родном крае;Ра...