Православие мордвы
статья по краеведению (9 класс) на тему

О роли религии в общественной и семейной жизни народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnye_traditsii_dukhovno.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей.

Православие мордвы

        Как любая сфера человеческой деятельности, религия играла важную роль в общественной и семейной жизни народа. Мордовская национальная религия – одна из древнейших в мире. В дореволюционной России обязательными атрибутами поведения людей считалось посещение храмов, почитание церковных праздников, соблюдение постов и всего того, что предписывали религиозные каноны.

        С установлением советской власти в нашей стране отношение государства к религии было пересмотрено, что коренным образом изменило статус, роль и функции церкви в обществе и государстве. Декрет, принятый Советом Народных Комиссаров от 23 января 1918 года, стал отправной базой для широкого наступления на религию как массовую идеологию.

        С годами атеистическая работа приобретала всё более наступательный, непримиримый характер, так как атеизм был фактически объявлен официальной идеологией. Особенно это проявилось в годы коллективизации сельского хозяйства, когда многие храмы были закрыты или разрушены, другие же отданы под хозяйственные объекты, перестроены под школы и клубы. В Мордовии количество церквей к 1936 году уменьшилось до 577, из них действовали в 1934 году 225, через год осталось 136, ещё через год – 71. В Саранске из 16 церквей к 1934 году оставались нетронутыми 6, в том числе 3 действующие, в 1936 году функционировали только 2 церкви. На начало 1944 года в Мордовии вообще не оставалось ни одного действующего церковного прихода. Все монастыри и мечети были закрыты ещё раньше.

        Только в 1943 – 1944 годах, в разгар Великой Отечественной войны, религиозная политика государства претерпела некоторые изменения, которые имели, однако, чисто конъюнктурный характер. Стремясь сыграть на патриотических чувствах верующих и пытаясь убедить западных союзников в своём уважении к религии, правительство позволило вновь открыть некоторые из разорённых ранее храмов. Тогда же были созданы Советы по делам религиозных культов, в задачу которых входила подготовка «советского» духовенства – новых кадров послушных священнослужителей вместо павших жертвами в период репрессий.

        На волне указанных перемен начали открываться и храмы Мордовии. К концу 1947 года в республике стало действовать 27 церквей, и было зарегистрировано 39 священнослужителей.

        Вера в Бога у народа была крепка. Ни закрытие и разрушение храмов, ни атеистическая пропаганда, ни идеологические табу на протяжении многих десятилетий истории государства не смогли изжить из сознания многих людей религиозные убеждения, хотя уровень религиозности у мордвы был снижен. Потому что вырастали новые поколения людей, воспитанные на идеях безбожия и атеизма. Молодёжь тщательно оберегалась от воздействия религии и церкви. Основными носителями религиозных взглядов оставались, как правило, люди старших возрастных групп, преимущественно женщины. Религиозность сельской мордвы была выше, чем в городе.

        Проведённые во второй половине шестидесятых годов этнографические экспедиции по определению уровня религиозности населения Мордовии показали, что примерно треть всех опрошенных жителей, начиная с 10-летнего возраста, были верующими.

        Принятый в 1990 году Закон «О свободе вероисповеданий» закрепил за гражданами РФ право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Этот закон вывел церковь из гетто и обеспечил реальное равноправие всех религиозных объединений.

        Начали восстанавливаться разрушенные и строиться новые храмы. Книжные магазины заполнились религиозной литературой. Церковные проповеди стали составной частью радио- и телевизионных программ. Сотрудничество между религиозными объединениями и государством постепенно охватило такие сферы, как духовное просвещение, благотворительность, миротворчество, наука, культура, охрана и восстановление исторических памятников, забота о нравственном здоровье общества.

        Существенно изменилась этноконфессиональная ситуация в Мордовии. С 1991 года по решению Патриарха Московского и Всея Руси и Священного синода РПЦ церковные приходы Республики Мордовии вышли из состава Пензенской и Саранской епархии, образовав собственную епархию Саранскую и Мордовскую в границах территории Республики Мордовии.

        Жители республики отрицательно относятся к деятельности иностранных миссионеров и сектантов, считая, что им нельзя давать возможность вести агитацию населения. Поэтому православная церковь в Мордовии должна стараться как можно полнее удовлетворять растущие духовные запросы эрзян и мокшан, активно заниматься и подготовкой национальных кадров священнослужителей, и вводить в практику проведение богослужения на родных мордве языках, и заниматься переводом и изданием религиозной литературы на мордовские языки, словом, стремиться к тому, чтобы каждый мордвин чувствовал уважительное отношение к себе и своему народу со стороны православного духовенства и понимал простую истину, открытую в пословице: «Без Бога – не до порога». Для того, чтобы вершить великие дела, нужна Божия помощь.

Литература.

  1. Н.П. Макаркин. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. – 992 с.
  2. Н.П. Макаркин. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2012. – 720 с.
  3. Н.Ф. Мокшин, Е.Н. Мокшина. Духовная культура. Мировоззрение мордовского народа. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. – с. 465-509.
  4. Н.Ф. Мокшин, Е.Н. Мокшина, В.К. Абрамов. Духовная культура. Мировоззрение мордовского народа. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2012. – с. 319-361.
  5. О.М. Савин. Судьбы и память: Историко-литературный документ, очерки / Авт. вступ. ст. Л.Г. Филатов. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003. – 328 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Музыка созданная народом(песни мордвы)"

Данная работа об исторической песне народов мордвы. О современном звучании старинных мелодий...

Женский костюм мордвы-мокши

Исследовательский проект по материалам этнографической экспедиции...

«Мордва – крупнейший финно-угорский народ». Конспект урока по географиив 9 классе

Межпредметный интегрированный урок (география, история, искусство). Цель - определить самобытность мордовского народа....

"Мордва - крупнейший финно-угорский народ". Презентация.

Данная презентация является сопровождением к уроку "Мордва- крупнейший финно-угорский народ"...

Традиции и обряды мордвы Зубова Полянского района

Традиции и обряды мордвы Зубова Полянского района...