Краеведение 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме

Шумихина Ирина Ивановна

Рабочая программа по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_6_klass.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА д. САВИНОВО

УРЖУМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрена:

На заседании методического совета

Протокол №    «   » _________2014 года

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_______________ И.И. Шумихина

«   »____________2014 года

Утверждено:

Директор МКОУ ООШ д. Савиново

________________О.М. Гуровских

Приказ №          _________2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ 6 КЛАССА

на 2014-2015 учебный год

Составитель: Шумихина И. И.- учитель географии, 1 кв. категории

д. Савиново

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  программы «Мое село в прошлом, настоящем и будущем». Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.  Её содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение». Курс краеведения должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций. Программой предусмотрено изучение на уроках краеведческого материала — местных, наиболее типичных и интересных в географическом отношении объектов, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время.

Главная цель курса заключается в том, чтобы показать основные этапы географического освоения, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения. Изучение краеведения на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

•   сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях;   влиянии природы   на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;

•   научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;

•   продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;

•  продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

В результате освоения данного курса учащийся должен:

Знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движения Земли,  географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

Уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съёмок её участков; чтения карт различного содержания;
  • учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения краеведения ученик 6 класса должен

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

-  особенности формирования, заселения территории, ее освоенность;

-  обычаи, традиции, культуру, виды хозяйственной деятельности населения на разных этапах развития истории;

-  проблемы жителей села.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

-  определять ГП, его влияние на особенности развития села;

-  вести наблюдения, исследования за явлениями природы и деятельности населения;

-   определять   взаимосвязь   условий   жизни   и  деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;

- владеть приемами моделирования решения имеющихся проблем;

- участвовать в экологически целесообразной деятельности по благоустройству села.

;

Учебно-тематический план

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Творческие работы

34

17

8

9

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Практические работы

Тип и форма урока

Информационное сопровождение

Дата

1

История возникновения моего села.

1

Источники знаний о прошлом села. Первые упоминания о нашем селе. Происхождение названия села, улиц, фамилий жителей. Крестьянство, его роль в становлении и развитии моего села.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Россия Великая

http://russia.rin.ru

09

2

 Моё географическое открытие своего села

1

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (привлечение историко-литературных источников, архивных и музейных материалов, воспоминаний местных жителей)

Комбинированный

ФСГСтатистики

http://www.gks.ru

09

3

Географическое положение села. Составление плана-схемы села. Выделение соседей, главных географических объектов

1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.№ 1 Определение площади территории села, конфигурации, протяженности с севера на юг и с запада на восток.

Комбинированный

E-mail:region@ako.kirov.ru

09

4.

Рельеф своей местности.  

1

Основные формы рельефа, их происхождение и изменение, характерные горные породы, их использование. Влияние рельефа на условия жизни, хозяйственную деятельность людей, на особенности природы

Комбинированный

Атлас Кировской области. М.,1997 г.

Энциклопедия земли Вятской. Природа. Том 10 , 1997 г

09

5

Знакомство с горными породами своей местности.

1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 /на местности/:

Урок комплексного применения знаний

Всё о геологии

http://geo.web.ru

09

6

Знакомство с горными породами своей местности. -

1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 /на местности/:

Урок комплексного применения знаний

Атлас Кировской области. М.,1997 г.

Энциклопедия земли Вятской. Природа. Том 10 , 1997

10

7

Составление коллекции «Горные породы и полезные ископаемые моей местности».

1

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Урок комплексного применения знаний

10

8.

Климат.  

1

Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей села.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Атлас Кировской области. М.,1997 г.

Энциклопедия земли Вятской. Природа. Том 10 , 1997

10

9

Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

1

Материал СМИ

Комбинированный

11

10

наблюдения за погодой, описание погоды по сезонам года, типов климата;

1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Урок комплексного применения знаний

11

11

обработка материалов многолетних наблюдений за погодой, составление климатической диаграммы для села. Обоснование причин, формирующих климат

1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Урок комплексного применения знаний

11

12

Внутренние воды.

Местоположение основных речных систем, озер, прудов, болот, подземных источников. Распространение опасных природных явлений, связанных с водами.

Хозяйственное использование вод своей местности. Экологические проблемы. Охрана вод.

1

Анализ карт и статистического материала

Комбинированный

Атлас Кировской области. М.,1997 г.

Энциклопедия земли Вятской. Природа. Том 10 , 1997

12

13

Выявление источников загрязнения вод своей местности, обустройство родников

1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Урок комплексного применения знаний

12

14

Научно-художественное описание объектов гидросферы, гидрологического явления;

1

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Комбинированный

12

15

Проекты решения проблем охраны вод своей местности.

1

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Комбинированный

12

16

Почвы, их использование и охрана

1

Комбинированный

Атлас Кировской области. М.,1997 г.

Энциклопедия земли Вятской. Природа. Том 10 , 1997

01

17

Изучение основных почв по механическому составу; составление картосхемы размещения типов почв.

1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7

Урок комплексного применения знаний

01

18

Рассказ об отношении к земле, отраженном в народном творчестве, обычаях, традициях.

1

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Комбинированный

01

19

Проекты сохранения и улучшения почв, рационального использования почв своей местности.

1

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Комбинированный

02

20

Растительный и животный мир Выявление в ходе экскурсии в природу видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитания. Зарисовка и описание отдельных видов растений и животных. Использование населением даров леса.

1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

Урок комплексного применения знаний

Портал о животных и растениях

http://www.floranimai.ru

Редкие и исчезающие животные России и зарубежья

http://nature.ok.ru

02

21

Моделирование проектов охраны растительного и животного мира своей местности

1

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Комбинированный

02

22

Научно-художественное описание природной зоны. Отражение природы в народном творчестве, народных промыслах и искусстве. Конкурс работ

1

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Комбинированный

02

23

«Знаешь ли ты правила поведения в природе»?

1

Ролевая игра

Комбинированный

03

24

Население своего села, виды деятельности.

Численность. Национальный, этнический состав, характерные черты. Трудовые навыки с учетом использования местных природных особенностей.

1

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: народные умельцы (домашнее сочинение).

Комбинированный

Народная энциклопедия городов и регионов России

http://www.mojgorod.ru

Этнография России

http://etno.clow.ru

03

25

Быт, традиции, обычаи, их взаимосвязь с природными условиями.

1

Исследования быта своего села

Изучение нового материала и первичное закрепление

О малой Родине с любовью. Уржуму 425 лет. Уржумскому району – 80 лет. Уржум. 2008 г.

03

26

Национальный костюм, народные праздники, фольклор, особенности жилья.

1

Презентация национальных костюмов

Изучение нового материала и первичное закрепление

03

27

Социально-психологический портрет жителей села в разные периоды истории: крепостной крестьянин и помещик, кулак, батрак, середняк, член коммуны, колхоза, совхоза, арендатор, фермер.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

04

28

Основные демографические процессы: продолжительность жизни, проблемы естественного прироста населения, здоровье, уровень образованности; численность занятых в производстве, пенсионеров, молодежи; половозрастной состав.

1

Экскурсия в администрацию поселения

Комбинированный

04

29

Трудовые навыки населения, виды хозяйственной деятельности с учетом традиций, местных природных особенностей.

1

Комбинированный

04

30

Знатные люди села, семейные династии.

Культурная жизнь села.

1

Презентация (о своих соседях)

Комбинированный

О малой Родине с любовью. Уржуму 425 лет. Уржумскому району – 80 лет. Уржум. 2008 г.

История сельских Советов Уржумского района. Уржум. 2008 г.

04

31

Экологическая ситуация окружающей среды.

1

Свалки наших сёл

Комбинированный

05

32

Связи села с центром района, области. Карта транспорта.

1

Составление схемы транспортного сообщения  села

Комбинированный

05

33

Проблемы села: социальные, экономические, экологические. Будущее села. Роль учащихся в его становлении.

1

Круглый стол

Урок актуализации знаний и умений

05

34

Итоговый урок по курсу

1

Урок комплексного применения знаний

05

Литература

  1. Атлас Кировской области. М.,1997 г.
  2. Историко-этнографический атлас Кировской области. М., ДИК,1998 г.
  3. Энциклопедия земли Вятской. Промышленность. Энергетика. Строительство. Транспорт. Том 10 книга 2, 2008 г.
  4. Энциклопедия земли Вятской. Природа. Том 10 , 1997 г
  5. Кировская область в цифрах . Киров, 2005
  6. Ожившие строки. Киров. 2008 г.
  7. 200лет Вятской губернии. Киров. 1996 г.
  8. Бердинских В.А. История Вятского края. Киров. 2005г.
  9. Улицы, площади, дома . Вятка . Страницы истории. Вятка. 1999 г.
  10. Ворончихин Е.И. По Вятскому краю. Часть 1. Киров. 1996 г.
  11. По страницам Кировской области. Учебное пособие по экологии. Киров. 2004 г.
  12. О малой Родине с любовью. Уржуму 425 лет. Уржумскому району – 80 лет. Уржум. 2008 г.
  13. История сельских Советов Уржумского района. Уржум. 2008 г.

MULTIMEDIA - поддержка курса

Портал о животных и растениях http://www.floranimai.ru

Редкие и исчезающие животные России и зарубежья http://nature.ok.ru

Народная энциклопедия городов и регионов России http://www.mojgorod.ru

Этнография России http://etno.clow.ru

Всё о геологии http://geo.web.ru 

E-mail:region@ako.kirov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....