Краеведение 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА д. САВИНОВО
УРЖУМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена: На заседании методического совета Протокол № « » _________2014 года | Согласовано: Заместитель директора по УВР _______________ И.И. Шумихина « »____________2014 года | Утверждено: Директор МКОУ ООШ д. Савиново ________________О.М. Гуровских Приказ № _________2014 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ 6 КЛАССА
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Шумихина И. И.- учитель географии, 1 кв. категории
д. Савиново
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Мое село в прошлом, настоящем и будущем». Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Её содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение». Курс краеведения должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций. Программой предусмотрено изучение на уроках краеведческого материала — местных, наиболее типичных и интересных в географическом отношении объектов, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время.
Главная цель курса заключается в том, чтобы показать основные этапы географического освоения, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения. Изучение краеведения на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
• сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; влиянии природы на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
• научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
• продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
• продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
В результате освоения данного курса учащийся должен:
Знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
Уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съёмок её участков; чтения карт различного содержания;
- учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения краеведения ученик 6 класса должен
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- особенности формирования, заселения территории, ее освоенность;
- обычаи, традиции, культуру, виды хозяйственной деятельности населения на разных этапах развития истории;
- проблемы жителей села.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- определять ГП, его влияние на особенности развития села;
- вести наблюдения, исследования за явлениями природы и деятельности населения;
- определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;
- владеть приемами моделирования решения имеющихся проблем;
- участвовать в экологически целесообразной деятельности по благоустройству села.
;
Учебно-тематический план
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Творческие работы | |
34 | 17 | 8 | 9 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Практические работы | Тип и форма урока | Информационное сопровождение | Дата |
1 | История возникновения моего села. | 1 | Источники знаний о прошлом села. Первые упоминания о нашем селе. Происхождение названия села, улиц, фамилий жителей. Крестьянство, его роль в становлении и развитии моего села. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Россия Великая | 09 |
2 | Моё географическое открытие своего села | 1 | ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (привлечение историко-литературных источников, архивных и музейных материалов, воспоминаний местных жителей) | Комбинированный | ФСГСтатистики | 09 |
3 | Географическое положение села. Составление плана-схемы села. Выделение соседей, главных географических объектов | 1 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.№ 1 Определение площади территории села, конфигурации, протяженности с севера на юг и с запада на восток. | Комбинированный | E-mail:region@ako.kirov.ru | 09 |
4. | Рельеф своей местности. | 1 | Основные формы рельефа, их происхождение и изменение, характерные горные породы, их использование. Влияние рельефа на условия жизни, хозяйственную деятельность людей, на особенности природы | Комбинированный | Атлас Кировской области. М.,1997 г. Энциклопедия земли Вятской. Природа. Том 10 , 1997 г | 09 |
5 | Знакомство с горными породами своей местности. | 1 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 /на местности/: | Урок комплексного применения знаний | Всё о геологии | 09 |
6 | Знакомство с горными породами своей местности. - | 1 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 /на местности/: | Урок комплексного применения знаний | Атлас Кировской области. М.,1997 г. Энциклопедия земли Вятской. Природа. Том 10 , 1997 | 10 |
7 | Составление коллекции «Горные породы и полезные ископаемые моей местности». | 1 | ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА | Урок комплексного применения знаний | 10 | |
8. | Климат. | 1 | Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей села. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Атлас Кировской области. М.,1997 г. Энциклопедия земли Вятской. Природа. Том 10 , 1997 | 10 |
9 | Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. | 1 | Материал СМИ | Комбинированный | 11 | |
10 | наблюдения за погодой, описание погоды по сезонам года, типов климата; | 1 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 | Урок комплексного применения знаний | 11 | |
11 | обработка материалов многолетних наблюдений за погодой, составление климатической диаграммы для села. Обоснование причин, формирующих климат | 1 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 | Урок комплексного применения знаний | 11 | |
12 | Внутренние воды. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, болот, подземных источников. Распространение опасных природных явлений, связанных с водами. Хозяйственное использование вод своей местности. Экологические проблемы. Охрана вод. | 1 | Анализ карт и статистического материала | Комбинированный | Атлас Кировской области. М.,1997 г. Энциклопедия земли Вятской. Природа. Том 10 , 1997 | 12 |
13 | Выявление источников загрязнения вод своей местности, обустройство родников | 1 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 | Урок комплексного применения знаний | 12 | |
14 | Научно-художественное описание объектов гидросферы, гидрологического явления; | 1 | ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА | Комбинированный | 12 | |
15 | Проекты решения проблем охраны вод своей местности. | 1 | ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА | Комбинированный | 12 | |
16 | Почвы, их использование и охрана | 1 | Комбинированный | Атлас Кировской области. М.,1997 г. Энциклопедия земли Вятской. Природа. Том 10 , 1997 | 01 | |
17 | Изучение основных почв по механическому составу; составление картосхемы размещения типов почв. | 1 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 | Урок комплексного применения знаний | 01 | |
18 | Рассказ об отношении к земле, отраженном в народном творчестве, обычаях, традициях. | 1 | ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА | Комбинированный | 01 | |
19 | Проекты сохранения и улучшения почв, рационального использования почв своей местности. | 1 | ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА | Комбинированный | 02 | |
20 | Растительный и животный мир Выявление в ходе экскурсии в природу видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитания. Зарисовка и описание отдельных видов растений и животных. Использование населением даров леса. | 1 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8 | Урок комплексного применения знаний | Портал о животных и растениях Редкие и исчезающие животные России и зарубежья | 02 |
21 | Моделирование проектов охраны растительного и животного мира своей местности | 1 | ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА | Комбинированный | 02 | |
22 | Научно-художественное описание природной зоны. Отражение природы в народном творчестве, народных промыслах и искусстве. Конкурс работ | 1 | ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА | Комбинированный | 02 | |
23 | «Знаешь ли ты правила поведения в природе»? | 1 | Ролевая игра | Комбинированный | 03 | |
24 | Население своего села, виды деятельности. Численность. Национальный, этнический состав, характерные черты. Трудовые навыки с учетом использования местных природных особенностей. | 1 | ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: народные умельцы (домашнее сочинение). | Комбинированный | Народная энциклопедия городов и регионов России Этнография России | 03 |
25 | Быт, традиции, обычаи, их взаимосвязь с природными условиями. | 1 | Исследования быта своего села | Изучение нового материала и первичное закрепление | О малой Родине с любовью. Уржуму 425 лет. Уржумскому району – 80 лет. Уржум. 2008 г. | 03 |
26 | Национальный костюм, народные праздники, фольклор, особенности жилья. | 1 | Презентация национальных костюмов | Изучение нового материала и первичное закрепление | 03 | |
27 | Социально-психологический портрет жителей села в разные периоды истории: крепостной крестьянин и помещик, кулак, батрак, середняк, член коммуны, колхоза, совхоза, арендатор, фермер. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | 04 | ||
28 | Основные демографические процессы: продолжительность жизни, проблемы естественного прироста населения, здоровье, уровень образованности; численность занятых в производстве, пенсионеров, молодежи; половозрастной состав. | 1 | Экскурсия в администрацию поселения | Комбинированный | 04 | |
29 | Трудовые навыки населения, виды хозяйственной деятельности с учетом традиций, местных природных особенностей. | 1 | Комбинированный | 04 | ||
30 | Знатные люди села, семейные династии. Культурная жизнь села. | 1 | Презентация (о своих соседях) | Комбинированный | О малой Родине с любовью. Уржуму 425 лет. Уржумскому району – 80 лет. Уржум. 2008 г. История сельских Советов Уржумского района. Уржум. 2008 г. | 04 |
31 | Экологическая ситуация окружающей среды. | 1 | Свалки наших сёл | Комбинированный | 05 | |
32 | Связи села с центром района, области. Карта транспорта. | 1 | Составление схемы транспортного сообщения села | Комбинированный | 05 | |
33 | Проблемы села: социальные, экономические, экологические. Будущее села. Роль учащихся в его становлении. | 1 | Круглый стол | Урок актуализации знаний и умений | 05 | |
34 | Итоговый урок по курсу | 1 | Урок комплексного применения знаний | 05 |
Литература
- Атлас Кировской области. М.,1997 г.
- Историко-этнографический атлас Кировской области. М., ДИК,1998 г.
- Энциклопедия земли Вятской. Промышленность. Энергетика. Строительство. Транспорт. Том 10 книга 2, 2008 г.
- Энциклопедия земли Вятской. Природа. Том 10 , 1997 г
- Кировская область в цифрах . Киров, 2005
- Ожившие строки. Киров. 2008 г.
- 200лет Вятской губернии. Киров. 1996 г.
- Бердинских В.А. История Вятского края. Киров. 2005г.
- Улицы, площади, дома . Вятка . Страницы истории. Вятка. 1999 г.
- Ворончихин Е.И. По Вятскому краю. Часть 1. Киров. 1996 г.
- По страницам Кировской области. Учебное пособие по экологии. Киров. 2004 г.
- О малой Родине с любовью. Уржуму 425 лет. Уржумскому району – 80 лет. Уржум. 2008 г.
- История сельских Советов Уржумского района. Уржум. 2008 г.
MULTIMEDIA - поддержка курса
Портал о животных и растениях http://www.floranimai.ru
Редкие и исчезающие животные России и зарубежья http://nature.ok.ru
Народная энциклопедия городов и регионов России http://www.mojgorod.ru
Этнография России http://etno.clow.ru
Всё о геологии http://geo.web.ru
E-mail:region@ako.kirov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"
Доклад подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."
Тема работы: Исследовательская работа - проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель информатики.Аннота...
Краеведение - наука о местности, в которой мы живём. Предмет биологического краеведения.
Презентация для урока в 7 классе...
О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.
Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....