Программа туристического лагеря "Виктория"
рабочая программа по краеведению на тему

Антонова Юлия Алексеевна

Программа реализуется в рамках военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktoriya.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №2

Администрация муниципального образования Киреевский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский (подростковый) центр»

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД

«Детский (подростковый) центр»

_____________ Антонова Ю.А.

ПРОГРАММА

спортивно-оздоровительного патриотического туристического лагеря «Виктория»

г. Киреевск, 2010г.

I.ОБОСНОВАНИЕ

         

       В настоящее время остро стоит проблема «канализирования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом направлении, ибо неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных поступках, преступлениях («комплекс Герострата») или же приводит к «уходу» (алкоголь, наркотики, суицид) - как форме пассивного протеста.

       Основная причина девиантного поведения - противоречие между растущими потребностями и различными возможностями их удовлетворения, несоответствие между социальными ценностями, устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения.

        Планомерная, целенаправленная социальная работа в клубе с подростком, его семьей, средой, в которой он живет и развивается, дополняет правоохранительную деятельность, а иногда и компенсирует недостаточность в ней сердечности. По сути, педагоги-организаторы совместно с ПДН призваны осуществлять постоянное кураторство. Кураторство не в значении «вести за руку» или контролировать и опекать, а в значении помочь выбрать наиболее рациональные пути выхода из кризисной ситуации, тупика, помочь найти в себе силы преодолеть болезненные пристрастия и отказаться от влияния антиобщественных элементов.

        В настоящее время как никогда актуальны проблемы психологической коррекции подростков, склонных к правонарушениям. Одним из эффективных способов решения этих проблем считается психологическая реабилитация в естественных условиях природной среды.

        Педагоги-организаторы Детского (подросткового) центра в течение года контролируют девиантных подростков, психологическую атмосферу в семье и школе.

        Так образуется ядро коллектива, которое впоследствии, в летний период, становится связующим звеном с подростками, направленными инспекторами ПДН. В результате складывается коллектив из подростков, состоящих на учете в ПДН, пришедших с улиц города от «нечего делать» или приведенных за руку обеспокоенными родителями.

         Одним из самых важных принципов работы в воспитании такого коллектива является взаимное доверие, откровенность, внимательное и уважительное отношение друг к другу.

        В этом спонтанно сложившемся коллективе проявляются и негативные явления - воровство, попытки употребления спиртных напитков, межличностные конфликты, нецензурные выражения в разговорах. Но после 2-3 дневного пребывания в природных условиях такие явления перестают наблюдаться. Подростки духовно становятся чище, добрее, честнее.

        Такой смешанный состав участников позволяет «проблемным» подросткам проектировать различные варианты собственной жизни, каждому ощущать себя равным в кругу равных, способствует социализации трудных подростков. А многие участники получают уникальную возможность хотя бы 10 дней пожить, начав с чистого листа, попробовав себя в другой социальной роли.

       Таким образом, психологическая реабилитация в естественных условиях является эффективным средством духовного и физического воспитания подростков девиантного поведения, формирования их характера, любовною отношения к миру, уникальной частицей которого являются они сами.

       Жизненные блага, которые бесплатно и без усилии со стороны подростка потоком льются на него дома и в школе, кажутся ему настолько сами собой разумеющимися, привычными, что он их просто не замечает. А вот когда в многодневном туристическом лагере группа на 30 км удалилась от железнодорожной станции, приходит осознание своей незащищенности, понимание, что теперь можно надеяться только на свои силы и силы своих спутников. Это осознание учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность. Детскую беззаботность как рукой снимает, появляется серьезное отношение к жизни, к друзьям.

        Здесь естественным путем возникает очень важная для нас обстановка -ответственная взаимозависимость.

        Подросток учится соотносить свои поступки, потребности с благополучием других людей. Так понимание элементарных правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Личность подростка обогащается осознанием себя как конкретного человека, способного своими действиями принести другим людям радость или несчастье. Безусловно, этому учат с детства, но, к сожалению, семья и школа не всегда создают условия для эмоционального восприятия своей причастности к другому человеку. При этом воспитывается ответственность за свои действия не перед абстрактным человечеством или своим будущем, а перед конкретной группой людей, с которыми ты делишь все тяготы походной жизни. В свою очередь, формирование ответственности в малом способствует формированию ответственности в чем-то большом.

        В процессе совместной деятельности рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважении к своему коллективу и на признании обязательности его требований. Все это делает туризм не только приятным видом активного отдыха, но и действенным средством воспитания. Для лучшего воспитательного эффекта педагоги Детского (подросткового) центра выбрали патриотическое воспитание в туристическом лагере.

        Патриотическое воспитание представляет собой организационный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувство, волю и физическое развитие подростков, поэтому оно включает в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, пригодную физическую подготовку.

                П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Реализация программы осуществляется в 3 этапа:

    1.Подготовшпельный этап.

    На данном этапе для работы в туристическом лагере Детского (подросткового) лагеря подбираются педагоги, имеющие опыт работы проведения туристических походов, рассматриваются кандидаты инспекторов ПДН, принимающих участие в работе лагеря. Социальными педагогами Детского (подросткового) центра совместно с ПДН готовятся списки подростков, состоящих на учете и желающих принять участие в реализации данной программы, заключаются договора на проведение лагеря, уточняются сроки проведения. Педагогами клубов организуется ознакомительные занятия с подростками, на которых они обучаются специальным туристическим навыкам (разбивка лагеря, установка палаток, их крепление, преодоление препятствий, меры   предосторожности в   походе,   план   совместных   действий   при чрезвычайных ситуациях и т.п.).

    Заканчивается данный этап проведением родительского собрания, на котором родителям раздаются Памятки.

    2.Основной этап.

    Программа реализуется Детским (подростковым) центром с 2005 года в форме туристического палаточного лагеря «Виктория», что позволяет помимо организации досуга и проведения мероприятий по патриотическому воспитанию, проводить занятия по общефизической и специальной подготовке по различным видам спорта.    

Каждый день заканчивается «Вечером костром», здесь подростки рассказывают о своих приключениях, поднимаются любые темы, важные для участников лагеря, люди просто общаются, поют песни, мечтают...

     3.Заключительный этап.

     После возвращения в город проводится общее собрание, на котором подростки, принимающие участие в работе лагеря, рассказывают родителям и друзьям о том, как проходил туристический лагерь «Виктория», показываются фотографии и видеофильм.

 

 Ш. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

       1. Социально   -  психологическая    коррекция    девиантного    поведения подростков группы «социального риска» в условиях туристического лагеря;

       2.  Профилактика правонарушений;

       3.  Укрепление здоровья подростков;

       4. Развитие и укрепление туристских умений и навыков для последующих занятий в подростковых клубах;

       5. Воспитание патриотизма, гражданственности детей и молодежи;

       6. Совершенствование традиционных и инновационных форм и методов работы по патриотическому воспитанию.

      В туристическом лагере «Виктория» ведется подготовка по основам безопасности жизнедеятельности. В содержание включены:

а) основы здорового образа жизни;

б) основы медицинских знаний и способы оказания медицинской помощи;

в) выживание в условиях автономного существования;

г) силовая, спортивная подготовка (упражнения на перекладине);

д) основы рукопашного боя.

      Эта работа ведется через «Школу юнармейцев», игры на местности «Красная гвоздика», «Найти знамя» и т.п.

Школа юнармейцев «Надежда Отечества»

1.  «Медицина и мы»

2.  «Споем, друзья»

3. «Юный спортсмен»

4. «Светофор» (правила дорожного движения)

5. «Приказано выжить» (выживание в автономных условиях)

6. «Мы и самооборона»

IV. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

- отряд - спортивно-оздоровительный патриотический лагерь «Виктория»

- отряды - отделения юнармейцев 1,2,3,4е

    Во главе отделения стоит командир (подросток), педагог-организатор (воспитатель отделения).

    Важнейшие вопросы лагеря решаются на общем собрании.

    Отделения имеют направления военной профессии: танкисты, летчики, моряки, пограничники и т.д.

    Отделения обустраивают свою территорию в соответствии с выбранным родом войск.

V. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ

«ВИКТОРИЯ»

1 ДЕНЬ.

  • Прибытие на место дислокации лагеря. Распределение по отделениям, выбор командиров, общелагерное собрание. Открытие лагеря.
  • Игра на знакомство «Знакомьтесь – это мы!», каждое отделение готовит свою «визитную карточку», эмблему своих родов войск.

2 ДЕНЬ.

  1. 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
  2. 10:40 – 11:40 – открытие «Школы юнармейцев».
  3. 11:45 – 13:00 – спортивная игра «Футбольный быстрый мяч».
  4. 15:00 - 16:00 – час патриотической песни.
  5. 16:00 – 17:00 – игра – общение «Расскажи сказку».
  6. 17:00 – 18:00 – час отдыха на реке.
  7. 20:00 – 21:30 – творческий каламбур «Мы – вместе!».
  8. 21:30 – вечерняя поверка.

3 ДЕНЬ.

  1. 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
  2. 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
  3. 11:45 – 13:00 – водно – сухопутные соревнования «Русскому флоту – Быть»
  4. 15:00 – 16:00 – час патриотической песни.
  5. 16:00 – 17:00 – игра на взаимодействие «Скульпторы».
  6. 17:00 – 19:00 – военно – спортивная игра на местности «Красная гвоздика»
  7. 21:00 – 21:20 – вечерняя поверка.
  8. 21:20 – 22:30 – досуговая программа.

4 ДЕНЬ.

  1. 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
  2. 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
  3. 12:00 – 13:00 – занятие по туристической подготовке «Туристические костры».
  4. 15:00 – 17:00 – акция «Спасибо – НЕТ!!!», конкурс листовок «НЕТ – наркотикам».
  5. 18:00 – 19:00 – час отдыха на реке.
  6. 21:00 – 21:20 – вечерняя поверка.
  7. 21:30 – 22:30 – досуговая программа.

5 ДЕНЬ.

  1. 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
  2. 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
  3. 12:00 – 12:30 – открытие спартакиады «Сильные, смелые, ловкие!».
  4. 16:00 – 18:00 – игра «Олимпийцы среди нас».
  5. 21:00 – вечерняя поверка.
  6. 21:20 – 22:00 – досуговая программа.

6 ДЕНЬ.

  1. 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
  2. 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
  3. 12:00 – 13:30 – продолжение спартакиады, турнир по волейболу между отделениями.
  4. 15:00 – 17:00 – турнир по футболу среди отделений.
  5. 19:30 – 20:00 – конкурсная программа «Джентльмен – шоу».
  6. 21:00 – вечерняя поверка.
  7. 21:20 – 22:30 – досуговая программа.

7 ДЕНЬ.

  1. 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
  2. 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
  3. 12:00 – 13:30 – продолжение спартакиады, турнир по футболу «Меткий мяч».
  4. 15:00 – 17:00 – спортивная эстафета «Сильные, смелые, ловкие!».
  5. 19:30 – 20:00 – конкурс «Мисс лагеря «Виктория»
  6. 21:00 – вечерняя поверка.
  7. 21:30 – 22:30 – досуговая программа.

8 ДЕНЬ.

  1. 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
  2. 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
  3. 12:00 – 13:30 – закрытие спартакиады, награждение, концерт – молния «О спорт – ты мир!».
  4. 14:30 – экскурсия в г.Таруса (родина Марины Цветаевой) на теплоходе.
  5. 17:00 – 18:00 – экологическая акция «Живи, родник».
  6. 19:30 – 21:00 – игра на местности «Приказано выжить!»
  7. 21:30 – вечерняя поверка отделений.

9 ДЕНЬ.

  1. 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
  2. 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
  3. 12:00 – 13:30 – правовая игра – викторина «Разговор о главном» (работа с Конституцией РФ, «Конвенцией о правах ребенка»).
  4. 15:00 – 16:00 – игра на взаимопонимание «Карусель».
  5. 17:00 – 18:30 – конкурсная программа «Праздник Нептуна», «День индейца».
  6. 20:00 – 21:30 – сюжетно – ролевая игра «Тропа к генералу».
  7. 21:30 – вечерняя поверка отделений.

10 ДЕНЬ.

  1. 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
  2. 10:00 – закрытие «Школы юнармейцев».
  3. 11:30 – награждение лучших «юнармейцев».
  4. 15:00 – закрытие лагерной смены «Виктория», конкурс «Эстафета поколений».

VІ. СИСТЕМА РОСТА И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЛАГЕРЯ «ВИКТОРИЯ»

     Каждый день в лагере зажигается одна звезда. Звезда – это учеба, военно – спортивные игры, викторины, соревнования, конкурсы.

    Каждому участнику лагеря необходимо разобраться в азах военного дела, для этого он должен участвовать во всех военно – спортивных играх, «школе юнармейцев», узнать больше об одной из военных профессий, научиться оказывать первую медицинскую помощь. Ежедневно на общем сборе выбираются те, кто проявил себя в течении дня. Им дается право поднять государственный флаг на утренней поверке – линейке. Их имена вписываются на «звезду». По окончанию лагеря присваиваются звания:

  •  «Лучший юнармеец»
  • «Лучший спортсмен»
  • «Профессионал военного дела»

    Для этого надо знать патриотические  песни, правила дорожного движения, уметь выживать в автономных условиях, научиться спортивным играм, оказывать первую медицинскую помощь, овладеть навыками самообороны.

VІІ.ОЖИДАЕМЫЕ И ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

            После завершения сроков действия данной программы, многие «трудные»

подростки, принимающие участие в ее реализации, приходят со своими друзьями

на занятия в подростковые клубы Детского (подросткового) центра, а некоторые становятся настоящими лидерами и помощниками педагогам клубов. Таким образом, связь педагогического коллектива с подростками не прерывается, а значит на следующий год лагерь «Виктория» снова примет старых и новых друзей.

            В результате осуществления программы «Виктория» предполагается достижение следующих результатов:

  1. Добровольный, осознанный отказ подростков от негативных стереотипов поведения;
  2. Установление атмосферы дружбы и взаимопонимания между всеми участниками программы;
  3. Приобщение «трудных» подростков к занятиям в молодежно – подростковых клубах района;
  4. Воспитание патриотизма, любви к родине, ее истории, традициям.

Руководство подготовкой и проведением лагеря осуществляет автор программы директор Детского (подросткового) центра Антонова Юлия Алексеевна.

В проведении лагеря участвуют:

  1. Директор Детского( подросткового) центра Антонова Ю.А.,

   стаж педагогической работы – 27 лет;

  1. Начальник подразделения  ПДН Киреевского района – Юркина И.А.;
  2. Педагог – организатор подросткового клуба « Исток» Пасюченко С.Т.,

стаж  педагогической работы – 24 года;

  1. Педагог- организатор подросткового клуба « Алые паруса» Кондратьева Л.А.,

стаж педагогической работы   - 20 лет;

  1. Тренер – преподаватель ДПЦ – Веневцев А.Н., стаж педагогической работы- 15 лет;
  2. Тренер – преподаватель ДПЦ – Ефремов Ю.П., стаж педагогической работы –

10  лет.

   

Управление внутренних дел по Киреевскому району направляет для работы в лагерь двух сотрудников на должность воспитателя.

Комиссия по делам несовершеннолетних мо Киреевский район

ведет работу по привлечению несовершеннолетних к участию в лагере;

формирует списки детей (участников лагеря) по установленной форме:

 п/п

Ф.И.О

полностью

Число,

месяц, год

рождения

серия, номер

свидетельства о рождении или паспорта

дом. адрес,

телефон., сотовый

тел.несовершеннолетнего

место учебы,

класс

(курс)

Ф.И.О

.родител.другие

сведен. о родит.(

семейно положе

ние, место работы,

рабочий тел.,

сотовый тел,)

Основание

постановки

на учет

       Формирует пакеты документов на несовершеннолетних (справки с отметкой об отсутствии контакта с инфекционными заболеваниями, копии справок по форме 079-у).

       

VІІІ.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     

    Директор лагеря- 1 единица

     Физрук – 1 единица

     Воспитатель – 5 единиц

     Психолог – 1 единица

     Медицинский работник – 1 единица

     Повар – 1 единица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа туристического кружка

Дополнительное образование детей важная составляющая воспитательного процесса.Воспитание любви к малой Родине невозможно без  ее изучения, а это достигается через экскурсии и походы.В рабочей про...

Сценарий спортивно-игровой программы «Туристическая полоса», посвящённой Всемирному Дню туризма

Цель: популяризация здорового образа жизни среди воспитанников на примере демонстрации туристических навыков.  Задачи: - формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятел...

Программа туристической секции «Пеший туризм»

Рабочая программа для организации школьной туристической секции или кружка....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»

|Содержание Пояснительная записка.Актуальность программыЦель программы.Важнейшие задачи программыЗадачи программыПримерное распределение учебного материала по годам обученияПримерное тематическое...

Авторская программа «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»

Содержание   Пояснительная записка. Актуальность программы Цель программы. Важнейшие задачи программы Задачи программы Примерное распределение учебного материала по годам обучения Приме...

рабочая программа туристического кружка

рабочая программа дополнительного образования...

Программа туристическо-краеведческого клуба

  Программа включает теоретическую и практическую части, предназначена для педагогов-руководителей туристических клубов школ и учреждений дополнительного образования. Основ...