Программа туристического лагеря "Виктория"
рабочая программа по краеведению на тему
Программа реализуется в рамках военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Администрация муниципального образования Киреевский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детский (подростковый) центр»
«Утверждаю»
Директор МБОУ ДОД
«Детский (подростковый) центр»
_____________ Антонова Ю.А.
ПРОГРАММА
спортивно-оздоровительного патриотического туристического лагеря «Виктория»
г. Киреевск, 2010г.
I.ОБОСНОВАНИЕ
В настоящее время остро стоит проблема «канализирования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом направлении, ибо неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных поступках, преступлениях («комплекс Герострата») или же приводит к «уходу» (алкоголь, наркотики, суицид) - как форме пассивного протеста.
Основная причина девиантного поведения - противоречие между растущими потребностями и различными возможностями их удовлетворения, несоответствие между социальными ценностями, устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения.
Планомерная, целенаправленная социальная работа в клубе с подростком, его семьей, средой, в которой он живет и развивается, дополняет правоохранительную деятельность, а иногда и компенсирует недостаточность в ней сердечности. По сути, педагоги-организаторы совместно с ПДН призваны осуществлять постоянное кураторство. Кураторство не в значении «вести за руку» или контролировать и опекать, а в значении помочь выбрать наиболее рациональные пути выхода из кризисной ситуации, тупика, помочь найти в себе силы преодолеть болезненные пристрастия и отказаться от влияния антиобщественных элементов.
В настоящее время как никогда актуальны проблемы психологической коррекции подростков, склонных к правонарушениям. Одним из эффективных способов решения этих проблем считается психологическая реабилитация в естественных условиях природной среды.
Педагоги-организаторы Детского (подросткового) центра в течение года контролируют девиантных подростков, психологическую атмосферу в семье и школе.
Так образуется ядро коллектива, которое впоследствии, в летний период, становится связующим звеном с подростками, направленными инспекторами ПДН. В результате складывается коллектив из подростков, состоящих на учете в ПДН, пришедших с улиц города от «нечего делать» или приведенных за руку обеспокоенными родителями.
Одним из самых важных принципов работы в воспитании такого коллектива является взаимное доверие, откровенность, внимательное и уважительное отношение друг к другу.
В этом спонтанно сложившемся коллективе проявляются и негативные явления - воровство, попытки употребления спиртных напитков, межличностные конфликты, нецензурные выражения в разговорах. Но после 2-3 дневного пребывания в природных условиях такие явления перестают наблюдаться. Подростки духовно становятся чище, добрее, честнее.
Такой смешанный состав участников позволяет «проблемным» подросткам проектировать различные варианты собственной жизни, каждому ощущать себя равным в кругу равных, способствует социализации трудных подростков. А многие участники получают уникальную возможность хотя бы 10 дней пожить, начав с чистого листа, попробовав себя в другой социальной роли.
Таким образом, психологическая реабилитация в естественных условиях является эффективным средством духовного и физического воспитания подростков девиантного поведения, формирования их характера, любовною отношения к миру, уникальной частицей которого являются они сами.
Жизненные блага, которые бесплатно и без усилии со стороны подростка потоком льются на него дома и в школе, кажутся ему настолько сами собой разумеющимися, привычными, что он их просто не замечает. А вот когда в многодневном туристическом лагере группа на 30 км удалилась от железнодорожной станции, приходит осознание своей незащищенности, понимание, что теперь можно надеяться только на свои силы и силы своих спутников. Это осознание учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность. Детскую беззаботность как рукой снимает, появляется серьезное отношение к жизни, к друзьям.
Здесь естественным путем возникает очень важная для нас обстановка -ответственная взаимозависимость.
Подросток учится соотносить свои поступки, потребности с благополучием других людей. Так понимание элементарных правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Личность подростка обогащается осознанием себя как конкретного человека, способного своими действиями принести другим людям радость или несчастье. Безусловно, этому учат с детства, но, к сожалению, семья и школа не всегда создают условия для эмоционального восприятия своей причастности к другому человеку. При этом воспитывается ответственность за свои действия не перед абстрактным человечеством или своим будущем, а перед конкретной группой людей, с которыми ты делишь все тяготы походной жизни. В свою очередь, формирование ответственности в малом способствует формированию ответственности в чем-то большом.
В процессе совместной деятельности рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважении к своему коллективу и на признании обязательности его требований. Все это делает туризм не только приятным видом активного отдыха, но и действенным средством воспитания. Для лучшего воспитательного эффекта педагоги Детского (подросткового) центра выбрали патриотическое воспитание в туристическом лагере.
Патриотическое воспитание представляет собой организационный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувство, волю и физическое развитие подростков, поэтому оно включает в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, пригодную физическую подготовку.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Реализация программы осуществляется в 3 этапа:
1.Подготовшпельный этап.
На данном этапе для работы в туристическом лагере Детского (подросткового) лагеря подбираются педагоги, имеющие опыт работы проведения туристических походов, рассматриваются кандидаты инспекторов ПДН, принимающих участие в работе лагеря. Социальными педагогами Детского (подросткового) центра совместно с ПДН готовятся списки подростков, состоящих на учете и желающих принять участие в реализации данной программы, заключаются договора на проведение лагеря, уточняются сроки проведения. Педагогами клубов организуется ознакомительные занятия с подростками, на которых они обучаются специальным туристическим навыкам (разбивка лагеря, установка палаток, их крепление, преодоление препятствий, меры предосторожности в походе, план совместных действий при чрезвычайных ситуациях и т.п.).
Заканчивается данный этап проведением родительского собрания, на котором родителям раздаются Памятки.
2.Основной этап.
Программа реализуется Детским (подростковым) центром с 2005 года в форме туристического палаточного лагеря «Виктория», что позволяет помимо организации досуга и проведения мероприятий по патриотическому воспитанию, проводить занятия по общефизической и специальной подготовке по различным видам спорта.
Каждый день заканчивается «Вечером костром», здесь подростки рассказывают о своих приключениях, поднимаются любые темы, важные для участников лагеря, люди просто общаются, поют песни, мечтают...
3.Заключительный этап.
После возвращения в город проводится общее собрание, на котором подростки, принимающие участие в работе лагеря, рассказывают родителям и друзьям о том, как проходил туристический лагерь «Виктория», показываются фотографии и видеофильм.
Ш. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1. Социально - психологическая коррекция девиантного поведения подростков группы «социального риска» в условиях туристического лагеря;
2. Профилактика правонарушений;
3. Укрепление здоровья подростков;
4. Развитие и укрепление туристских умений и навыков для последующих занятий в подростковых клубах;
5. Воспитание патриотизма, гражданственности детей и молодежи;
6. Совершенствование традиционных и инновационных форм и методов работы по патриотическому воспитанию.
В туристическом лагере «Виктория» ведется подготовка по основам безопасности жизнедеятельности. В содержание включены:
а) основы здорового образа жизни;
б) основы медицинских знаний и способы оказания медицинской помощи;
в) выживание в условиях автономного существования;
г) силовая, спортивная подготовка (упражнения на перекладине);
д) основы рукопашного боя.
Эта работа ведется через «Школу юнармейцев», игры на местности «Красная гвоздика», «Найти знамя» и т.п.
Школа юнармейцев «Надежда Отечества»
1. «Медицина и мы»
2. «Споем, друзья»
3. «Юный спортсмен»
4. «Светофор» (правила дорожного движения)
5. «Приказано выжить» (выживание в автономных условиях)
6. «Мы и самооборона»
IV. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
- отряд - спортивно-оздоровительный патриотический лагерь «Виктория»
- отряды - отделения юнармейцев 1,2,3,4е
Во главе отделения стоит командир (подросток), педагог-организатор (воспитатель отделения).
Важнейшие вопросы лагеря решаются на общем собрании.
Отделения имеют направления военной профессии: танкисты, летчики, моряки, пограничники и т.д.
Отделения обустраивают свою территорию в соответствии с выбранным родом войск.
V. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ
«ВИКТОРИЯ»
1 ДЕНЬ.
- Прибытие на место дислокации лагеря. Распределение по отделениям, выбор командиров, общелагерное собрание. Открытие лагеря.
- Игра на знакомство «Знакомьтесь – это мы!», каждое отделение готовит свою «визитную карточку», эмблему своих родов войск.
2 ДЕНЬ.
- 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
- 10:40 – 11:40 – открытие «Школы юнармейцев».
- 11:45 – 13:00 – спортивная игра «Футбольный быстрый мяч».
- 15:00 - 16:00 – час патриотической песни.
- 16:00 – 17:00 – игра – общение «Расскажи сказку».
- 17:00 – 18:00 – час отдыха на реке.
- 20:00 – 21:30 – творческий каламбур «Мы – вместе!».
- 21:30 – вечерняя поверка.
3 ДЕНЬ.
- 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
- 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
- 11:45 – 13:00 – водно – сухопутные соревнования «Русскому флоту – Быть»
- 15:00 – 16:00 – час патриотической песни.
- 16:00 – 17:00 – игра на взаимодействие «Скульпторы».
- 17:00 – 19:00 – военно – спортивная игра на местности «Красная гвоздика»
- 21:00 – 21:20 – вечерняя поверка.
- 21:20 – 22:30 – досуговая программа.
4 ДЕНЬ.
- 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
- 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
- 12:00 – 13:00 – занятие по туристической подготовке «Туристические костры».
- 15:00 – 17:00 – акция «Спасибо – НЕТ!!!», конкурс листовок «НЕТ – наркотикам».
- 18:00 – 19:00 – час отдыха на реке.
- 21:00 – 21:20 – вечерняя поверка.
- 21:30 – 22:30 – досуговая программа.
5 ДЕНЬ.
- 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
- 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
- 12:00 – 12:30 – открытие спартакиады «Сильные, смелые, ловкие!».
- 16:00 – 18:00 – игра «Олимпийцы среди нас».
- 21:00 – вечерняя поверка.
- 21:20 – 22:00 – досуговая программа.
6 ДЕНЬ.
- 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
- 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
- 12:00 – 13:30 – продолжение спартакиады, турнир по волейболу между отделениями.
- 15:00 – 17:00 – турнир по футболу среди отделений.
- 19:30 – 20:00 – конкурсная программа «Джентльмен – шоу».
- 21:00 – вечерняя поверка.
- 21:20 – 22:30 – досуговая программа.
7 ДЕНЬ.
- 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
- 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
- 12:00 – 13:30 – продолжение спартакиады, турнир по футболу «Меткий мяч».
- 15:00 – 17:00 – спортивная эстафета «Сильные, смелые, ловкие!».
- 19:30 – 20:00 – конкурс «Мисс лагеря «Виктория»
- 21:00 – вечерняя поверка.
- 21:30 – 22:30 – досуговая программа.
8 ДЕНЬ.
- 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
- 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
- 12:00 – 13:30 – закрытие спартакиады, награждение, концерт – молния «О спорт – ты мир!».
- 14:30 – экскурсия в г.Таруса (родина Марины Цветаевой) на теплоходе.
- 17:00 – 18:00 – экологическая акция «Живи, родник».
- 19:30 – 21:00 – игра на местности «Приказано выжить!»
- 21:30 – вечерняя поверка отделений.
9 ДЕНЬ.
- 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
- 10:40 – 11:40 – «Школа юнармейцев».
- 12:00 – 13:30 – правовая игра – викторина «Разговор о главном» (работа с Конституцией РФ, «Конвенцией о правах ребенка»).
- 15:00 – 16:00 – игра на взаимопонимание «Карусель».
- 17:00 – 18:30 – конкурсная программа «Праздник Нептуна», «День индейца».
- 20:00 – 21:30 – сюжетно – ролевая игра «Тропа к генералу».
- 21:30 – вечерняя поверка отделений.
10 ДЕНЬ.
- 09:00 – 09:20 – утренняя поверка отделений.
- 10:00 – закрытие «Школы юнармейцев».
- 11:30 – награждение лучших «юнармейцев».
- 15:00 – закрытие лагерной смены «Виктория», конкурс «Эстафета поколений».
VІ. СИСТЕМА РОСТА И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЛАГЕРЯ «ВИКТОРИЯ»
Каждый день в лагере зажигается одна звезда. Звезда – это учеба, военно – спортивные игры, викторины, соревнования, конкурсы.
Каждому участнику лагеря необходимо разобраться в азах военного дела, для этого он должен участвовать во всех военно – спортивных играх, «школе юнармейцев», узнать больше об одной из военных профессий, научиться оказывать первую медицинскую помощь. Ежедневно на общем сборе выбираются те, кто проявил себя в течении дня. Им дается право поднять государственный флаг на утренней поверке – линейке. Их имена вписываются на «звезду». По окончанию лагеря присваиваются звания:
- «Лучший юнармеец»
- «Лучший спортсмен»
- «Профессионал военного дела»
Для этого надо знать патриотические песни, правила дорожного движения, уметь выживать в автономных условиях, научиться спортивным играм, оказывать первую медицинскую помощь, овладеть навыками самообороны.
VІІ.ОЖИДАЕМЫЕ И ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После завершения сроков действия данной программы, многие «трудные»
подростки, принимающие участие в ее реализации, приходят со своими друзьями
на занятия в подростковые клубы Детского (подросткового) центра, а некоторые становятся настоящими лидерами и помощниками педагогам клубов. Таким образом, связь педагогического коллектива с подростками не прерывается, а значит на следующий год лагерь «Виктория» снова примет старых и новых друзей.
В результате осуществления программы «Виктория» предполагается достижение следующих результатов:
- Добровольный, осознанный отказ подростков от негативных стереотипов поведения;
- Установление атмосферы дружбы и взаимопонимания между всеми участниками программы;
- Приобщение «трудных» подростков к занятиям в молодежно – подростковых клубах района;
- Воспитание патриотизма, любви к родине, ее истории, традициям.
Руководство подготовкой и проведением лагеря осуществляет автор программы директор Детского (подросткового) центра Антонова Юлия Алексеевна.
В проведении лагеря участвуют:
- Директор Детского( подросткового) центра Антонова Ю.А.,
стаж педагогической работы – 27 лет;
- Начальник подразделения ПДН Киреевского района – Юркина И.А.;
- Педагог – организатор подросткового клуба « Исток» Пасюченко С.Т.,
стаж педагогической работы – 24 года;
- Педагог- организатор подросткового клуба « Алые паруса» Кондратьева Л.А.,
стаж педагогической работы - 20 лет;
- Тренер – преподаватель ДПЦ – Веневцев А.Н., стаж педагогической работы- 15 лет;
- Тренер – преподаватель ДПЦ – Ефремов Ю.П., стаж педагогической работы –
10 лет.
Управление внутренних дел по Киреевскому району направляет для работы в лагерь двух сотрудников на должность воспитателя.
Комиссия по делам несовершеннолетних мо Киреевский район
ведет работу по привлечению несовершеннолетних к участию в лагере;
формирует списки детей (участников лагеря) по установленной форме:
№ п/п | Ф.И.О полностью | Число, месяц, год рождения | серия, номер свидетельства о рождении или паспорта | дом. адрес, телефон., сотовый тел.несовершеннолетнего | место учебы, класс (курс) | Ф.И.О .родител.другие сведен. о родит.( семейно положе ние, место работы, рабочий тел., сотовый тел,) | Основание постановки на учет |
Формирует пакеты документов на несовершеннолетних (справки с отметкой об отсутствии контакта с инфекционными заболеваниями, копии справок по форме 079-у).
VІІІ.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Директор лагеря- 1 единица
Физрук – 1 единица
Воспитатель – 5 единиц
Психолог – 1 единица
Медицинский работник – 1 единица
Повар – 1 единица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа туристического кружка
Дополнительное образование детей важная составляющая воспитательного процесса.Воспитание любви к малой Родине невозможно без ее изучения, а это достигается через экскурсии и походы.В рабочей про...

Сценарий спортивно-игровой программы «Туристическая полоса», посвящённой Всемирному Дню туризма
Цель: популяризация здорового образа жизни среди воспитанников на примере демонстрации туристических навыков. Задачи: - формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятел...

Программа туристической секции «Пеший туризм»
Рабочая программа для организации школьной туристической секции или кружка....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»
|Содержание Пояснительная записка.Актуальность программыЦель программы.Важнейшие задачи программыЗадачи программыПримерное распределение учебного материала по годам обученияПримерное тематическое...
Авторская программа «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»
Содержание Пояснительная записка. Актуальность программы Цель программы. Важнейшие задачи программы Задачи программы Примерное распределение учебного материала по годам обучения Приме...

Программа туристическо-краеведческого клуба
Программа включает теоретическую и практическую части, предназначена для педагогов-руководителей туристических клубов школ и учреждений дополнительного образования. Основ...