Все мы от сохи и от телеги... Экскурсия в школьный краеведческий музей
материал по краеведению (6 класс) на тему
Один урок из серии лектория "История нашего села". Может быть полезен тем, кто интересуется краеведением, у кого имеется в школе краеведческий музей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_my_ot_sokhi_i_ot_telegi.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все мы от сохи и от телеги…»
Экскурсия в школьный краеведческий музей «Крестьянская изба».
Цель: сообщить сведения об истории родного села,
воспитывать любовь к малой родине
Мы живем в красивом и старинном селе под названием Белозерье в Карсунском районе Ульяновской области.
Существует несколько версий об истории возникновения нашего села.
Версия 1. Когда царь Петр Первый раздал земли солдатам, здесь уже было поселение с этим названием.
Версия 2. Около холмов существовало Белое озеро. По его названию стали называть наше село.
Версия 3. В окрестностях села много меловых и известковых отложений. По ним течет и речка Белозерка. От ее названия и пошло название села.
Как бы то ни было, а село наше древнее. Ему более 350 лет. Оно имеет богатую историю. Частичку этой истории ученики нашей школы, выпускники 1991 года, решили отразить в школьном музее под названием «Крестьянская изба».
Представьте, что вы входите в такую избу. В углу, как и положено, стоит большой деревянный стол. Доски его тщательно выскоблены. За этим столом семья собиралась обедать или ужинать. На столе стоит часть посуды: деревянные плошки, кувшины. Часть посуды находилась на полице: глиняные горшки, кринки для молока или кваса. Эти вещи найдены ребятами в брошенных домах или подарены односельчанами.
Важное место в крестьянской избе занимала русская печь. Она была всем: и кормила, и согревала, и спать укладывала, и валенки сушила, и даже была своеобразной…сауной. Да, да, в нашей местности по субботам топили пожарче печи, потом из нее все выгребали, ставили лохани с водой и клали березовый веник. Кто-то один из семьи служил «массажистом». Парил – хлестал веником. Около печи стояла большая лохань с теплой водой, чтобы ополоснуться. Самые отважные делали это на улице, даже обливались водой или растирались снегом. Наверное, поэтому редко болели.
Семьи, как вы знаете, были большими. Ночью, конечно, надо было отдохнуть. Старшие спали на деревянной кровати. Вот она. На ней красивое самодельное одеяло из клинышков.
Бабушки и дедушки обычно спали на печке, ведь им хотелось погреть косточки. Дети же летом спали на полу, а зимой – на полатях. Полати висели вверху у печки – поближе к теплу.
Малышей качали в зыбке. Ее вешали над кроватью, чтобы мама могла в любое время подойти к ребенку, качнуть зыбку.
Всякой утвари было у печки: чугуны, ухваты, лоханки, корчаги, горшки. На шестке стояли утюги. Их заправляли углями или грели на углях, поэтому шесток – самое безопасное место для утюгов.
Вещей было немного. А те, что имелись, очень берегли. Хранили в сундуке, вешали на стену. Вот они: сарафаны, юбки, блузки, фартуки, платки, шали, ботинки…
Почти в каждом доме стоял ткацкий стан. Вот результаты его производства – домотканые половички, всевозможные покрывала и дорожки…
Женщины в Белозерье умели прясть, ткать, вязать, вышивать, выбивать узоры на ткани. Обычно выбитые занавески украшали окна. Вышитые полотенца вешали лля украшения за иконы, за зеркало, просто на стену.
Как могли, крестьяне старались украсить свои жилища. На стенах можно увидеть рамочки с фотографиями, отражавшими историю семьи.
Белозерцы славились умением плести лапти. В окрестностях их даже называли лапотниками или лаптежниками. Но сплести лапти было целым искусством. Требовались опыт и мастерство. Вот инструменты – кочедык и колодки. Лапти обували с онучами.
Во дворе держали животных. Особенно много разводили овец. Овца – неприхотливое животное. Если ее не покормят, сама найдет, чего поесть. А еще овцу ценили за шерсть, которая шла и на валенки, и на носки, и на варежки, и на джемпера и жилеты. Но пока шерсть дойдет до вязания, ее пряли вот на этих прялках.
Можно много рассказывать о белозерцах, их занятиях, их обычаях. Но мне хочется обратить ваше внимание на отдельные предметы, что находятся в нашем музее, ведь каждая вещь – это история, это люди, которые ими пользовались и долгое время хранили.
Вот лапти. В нашей школе долгое время существовала пионерская организация. Пионеры брали шефство над престарелыми. Особенно ребята любили ходить к одной бабушке. Она тоже с удовольствием ждала пионеров, готовила для них фронт работ: почистить снег у дома, подмести пол, принести воды с колодца. А главное – она варила детям в печи в настоящем чугунке гороховую кашу (дома такую никому не готовили!) и забеленную затеруху. Потом пили чай из настоящего самовара. Бабушка рассказывала ребятам о своей жизни – о Великой отечественной войне, о работе в колхозе, о своей семье. Так подружилась эта женщина с ребятами, что подарила им самое сокровенное. Это были новые лапти. Уходя на фронт, отец оставил дочери память о себе. Он домой не вернулся. Долгие годы дочь берегла эту семейную реликвию.
Или еще один ее подарок – тряпочная кукла. Бабушка рассказала, как ходили на колхозное поле собирать колоски. Было это в послевоенные годы. Всем хотелось, чтобы жизнь наладилась. «Скоро меня не будет, - сказала она. – Я не могу допустить, чтобы дорогие мне вещи были выброшены. Эту куклу за хорошую работу мне САМ председатель подарил». И действительно, скоро ее похоронили.
Или вот эти маленькие лапоточки. Их подарил музею дед одного нашего ученика. Конечно, они сувенирные.
Обратите внимание вот на эту простенькую накидочку на зыбку. Она тоненькая, мягкая, красного цвета с мелкими цветочками. Этой накидкой покрывали зыбку, чтобы ребенку было уютнее, , теплее, покойнее. Хозяйка этой вещи, мать – героиня, под этой накидкой качала своих десятерых детей.
Вото так, ребята, каждый экспонат в музее интересен, важен. Вы должны помнить это. Должны знать историю своего села, свои корни. Должны не стыдиться, а гордиться, что выросли в деревне. Правильно кто-то сказал:
Все мы от сохи и от телеги,
Только вот забыли родники.
Берега родные береги,
Сохрани родные обереги.
Пусть все, что вас связывает с родным селом, и будет вашим оберегом. Любите свою малую родину, свое родное село, свою школу, наш школьный музей.
А сейчас разрешаю все потрогать, померить, попрясть, поткать, посидеть на сундуке или кровати, покачать куклу в зыбке…
Спасибо за внимание. Жду вас на следующую беседу. До встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный краеведческий музей
о создании о работе музея...
виртуальная экскурсия в Нижнеудинский краеведческий музей
виртуальная экскурсия в нижнеудинский краеведческий музей может быть использована на уроках английского языка в 10,11 классах при изучении темы достопримечательности и истории родного края...
Материал для проведения экскурсий по школьному краеведческому музею.
"Человек, не знающий прошлого, не видит будущего". В данном материале представлены разработанные краеведческие экскурсии, которые могут проводить старшеклассники для младших школьников. Разработаны пя...
Технологическая карта урока – экскурсии в школьный краеведческий музей «Далёкое и близкое»
Класс: 6Тема урока: школьный краеведческий музей «Далёкое и близкое»Тип урока: урок открытия новых знаний...
«Солдатский быт в годы Великой Отечественной войны» Сценарий интерактивной экскурсии в школьном краеведческом музее
Интерактивная экскурсия с элементами реконструкции и театрализации в школьном историко-краеведческом музее....
Сценарий экскурсии по школьному краеведческому музею.
Обзорная экскурсия по школьному краеведческому музею. Участниками экскурсии могут быть школьники любого возраста, учителя и жители села. Экскурсию проводят активисты школьного музея....
Сценарий экскурсии в школьный краеведческий музй.
Сценарий экскурсии....