Ранний железный век на Алтае. Великое переселение народов.
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему
Конспект урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_5_klasse_.gunny_._velikoe_pereselenie_narodov.docx | 18.61 КБ |
zheleznyy_vek_na_altae.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Население края в раннем железном веке.
Начало Великого переселения народов.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. …..
Прежде чем начать изучение новой темы давайте вспомним, что мы уже знаем об истории Алтая в начале железного века:
2.Опрос:
-На какие периоды делится железный век?
( Ранне-скифский период 8-6 в.д.н.э. Скифо-сакский период 6-2 в.д.н.э., Хунно-сарматский период 2 в.д.н.э.-3 в.н.э.
Слайд 2.
- Дайте характеристику ранним скифам:
опишите основные занятия,
каков был обряд захоронения,(«скифская триада»)
Кто такие саксы?
Чем они отличаются от скифов? (более развитая культура)
Из каких групп состояло сакское общество? (ответы учеников)
Слайд 3., 4
3.Изучение нового.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение железного века на Алтае.
Посмотрите периоды железного века и скажите, что будем изучать на уроке.?
(Сегодня продолжим изучать железный век Алтая. Познакомимся с племенами гуннов и сарматов. А также отметим, как начиналось «Великое переселение народов»)
Слайд 5
В объединение гуннов входили разные племена.
Основное занятие -кочевое скотоводство. Главное богатство-лошадь. Первоначально хунны жили в южном Забайкалье и занимались скотоводством. Особенно любили они разводить лошадей. Постоянных жилищ у гуннов не было, они постоянно кочевали вместе со своим скотом и даже не строили шалашей, а жили в кибитках Наиболее богатые гунны имели много скота и огромные юрты на колесах. Такие чудные повозки тащили упряжки из 20–30 буйволов (кастрированных быков). В таких юртах передвигались женщины, дети и старики. Мужчины воины ехали на конях.
Слайд 6
Во главе племени стоял вождь Шаньюй, он был главным правителем. Энергичный и талантливый предводитель Модэ сплотил племена хунну, покорил часть соседних народов и после ряда побед вынудил императора Китая заключить с ним «договор мира и родства», по которому Китайская империя фактически была обязана платить гуннам дань.
Слайд 7
В племени гуннов было четкое военное подчинение:
Слайд 8
Государство было разделено на левое центральное и правое крылья. Ими управляли «туменбасы»-темники.(ими обычно были сыновья правителя или близкие родственники. Они возглавляли 24 рода, и все темники подчинялись шаньюю (вождю)
Слайд 9
У каждого темника имелось по 10000 вооруженных всадника. Темник назначал сотников и десятников .Каждому из них давал свою территорию кочевников, все мужчины были приписаны к какому либо отряду, каждый должен заниматься воинскими упражнениями и иметь лук со стрелами и копьё.
Слайд 10
Гунны были язычниками: верили , что все вокруг населено духами
Слайд 11
Духи жили на небе и были главными, еще были духи наземные и подземные. Гунны верили, что есть хорошие и плохие . злые духи,( которые вредят людям, толкают их на плохие поступки) . И вот главная задача хороших духов, защитить, очистить человека от зла.
Гунны хоронили покойников в ямах. В яму помещали останки с погребального костра: уголь, пережженные человеческие, лошадиные и овечьи кости. В погребения клались мечи, стрелы, сбруя и седла. Сверху набрасывали камни.
После смерти Модэ у гуннов началась междоусобица, которая разделила их племена на два враждебных лагеря – северный и южный. В 55 г. до н.э. южные племена покорились Китаю и перешли на его сторону – стали его поддаными, а северные во главе с великим Чжи-Чжи откочевали к западу и основали новое царство в степях Восточного Казахстана.
(показать на карте )
Слайд 12.
Постепенно на территорию Древнего Алтая с Южного Урала приходят сарматы.
Слайд 13
Согласно легенде сарматы являются потомками амазонок и скифов. В древнее время на Дону жили или, как утверждают греки бежали сюда представительницы племени легендарных амазонок. Они образовали своё небольшое государство с центром Фемискирой в пойме Дона. Первая царица амазонок была Лассипа, под её руководством строились храмы, и была создана первая конная армия.
Вторая царствующая особа Пенфесилия вместе с войском сражалась в троянской войне и погибла в бою с Ахиллесом . Дети же скифов и амазонок и стали называться сарматами.
Слайд 14.
Согласно описанию Геродота , роксоланы и другие сарматские кочевые племена «проводили жизнь в оббитых войлоком повозках, в которые запрягали волов, и держали большие стада, дававшие им мясо и молоко, которыми они питались». Далее он отмечает, что они «питаются преимущественно мясом, но также кониной и конским молоком, свежим или кислым. Они следуют за пасущимися стадами, время от времени перегоняя их на новые пастбища»
Слайд 15.
Сарматы носили длинные штаны, сапоги из мягкой кожи и остроконечные или закругленные войлочные шапки .
Слайд 16
Сарматы сражались как верхом, так и в пешем строю. Их вооружение состояло из короткого изогнутого лука, колчана, полного стрел; железного меча-акинака, легкого копья или пики с железным наконечником и, совсем уж редко, боевого топора.
Слайд 17
Сарматы поклонялись солнцу, так же как и огню, и верили в его очищающую силу.
434 г. гунны достигли Дуная, вторглись в пределы Римской империи и осадили Константинополь. В Паннонии (Венгрия), где находилась ставка гуннского вождя Рутилы, после его смерти в 445 г. произошли драматические события. Два его племянника — Бледа и Аттила, ставшие предводителями гуннов, не поделили трон, и вскоре Бледа был убит коварным братом .
Слайд 18
В армии Атиллы царили железная дисциплина и боевая выучка. Гунны сохранили военное устройство армии и сумели подчинить себе все другие кочевые племена киммерийцев, скифов, сарматов, готов.
Слайд 19
В 440 г. Аттила свою ставку перенес в Паннонию. Особенно разрушительным был поход гуннов в пределы Римской империи в 442 г., когда они ограбили многие города, укрепления и селения. По существу, все восточные провинции Римской империи тогда были захвачены Аттилой. Под гуннским господством оказались территории от Рейна до Урала.(показать на большой карте класса)
В 454 году, во время своей свадьбы с княжной Ильдикой, Аттила неожиданно умер. Аттила был погребен в тройном гробу – золотом, серебренном и железном тайно ночью. Гунны похоронили своего вождя на дне реки Тиссы, так гласит предание.
После смерти Аттилы власть в империи перешла к его сыновьям, а они разделили империю на владения и стали воевать между собой. Так держава гуннов распалась.
Благодаря падению западной Римской империи, варвары(кочевые племена гуннов, готов, сарматов, киммерийцев, скифов) могли переселиться на ее территорию, и основать свои королевства, такие как: современную Францию, Испанию, Германию, Англию, Италию
4. Закрепление изученного.
Беседа с классом:
О каких племенах говорилось на уроке?
Что узнали о племени Хуннов(гунны)?
Что узнали о сарматах?
Кто возглавил «Великое переселение народов»?
Как повлиял поход Атиллы на мир ? (изменили ли его )
5.Домашнее задание:
Составить кроссворд по теме Железный век на Алтае. Великое переселение народов (не менее 10 слов) на отдельном листе (альбомный лист.).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ранне-скифский период 8-6 в.д.н.э . Скифо-сакский период 6-2 в.д.н.э . Хунно-сарматский период 2 в.д.н.э.-3 в.н.э Железный век8 в.д.н.э.-4 в.н.э.
Модэ , или Маодунь , Моду (234-174 до н. э.) - основатель империи Хунну и её правитель ( шаньюй ) с 209 по 174 гг. до н. э.
Темник(10.000челолвек) Сотник(100человек) Десятник(10человек) Войско гуннов
«Древние гунны»
Религия гуннов:
Карта: «Государство гуннов».
Жилище сарматов -кибитка, обитая войлоком
вооружение : короткий, изогнутый лук, колчана, полного стрел; железного меча-акинака, легкого копья или пики с железным наконечником, боевой топор .
поклонялись солнцу, так же как и огню, и верили в его очищающую силу.
Великое переселение народов Аттила - царь гуннов .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великое переселение народов, конспект и презентация к уроку в 6 классе
Данная работа позволяет провести интересный и содержательный урок, сочетая традиционные и нетрадиционнные способы изучения материла....
Ранний железный век на Алтае. Великое переселение народов.
Характеристика пребывания ранних гуннов(хунны) на Алтае. Гунно-сарматский период. Начало Великого переселения народов....
Великое переселение народов. Образование варварских королевств
Методическое сопровождение к уроку истории на тему "Великое переселение народов. Образование варварских королевств"...
Презентация: "Великое переселение народов и Варварские королевства"
Празетация по истории Средних веков для 6 класса. (как илюстративный материал к темам "Великое переселение народов" и "Варварские королевства")...
Контурная карта "Великое переселение народов"
Контурная карта может использоваться как практическая работа на уроке "Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв." по всеобщей истории (учебник Е.В.Агибалова, Г.М Д...
Технологическая карта урока "Великое переселение народов и образование варварских королевств" для 6 класс
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока истории в 6 классе "Великое переселение народов"
Конспект урока истории в 6 классе "Великое переселение народов"...