Географические названия на территории поселка Ак-Тал и природа родных мест в литературе.
творческая работа учащихся по краеведению на тему
В данной работе описывается топонимика села Ак-Тал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malaya_rodina.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ак-Тальская средняя общеобразовательная школа
Географические названия на территории поселка Ак-Тал и природа родных мест в литературе.
Выполнил ученик 5 класса
ДонгакДоржу
МБОУ Ак-Тальской СОШ.
Руководитель: Донгак
Анай-Хаак Владимировна,
Инспектор по профилактике
правонарушений.
Ак-Тал -2012 г.
Введение
Географические названия (топонимы) относятся к числу важнейших памятников культуры. Созданные на разных языках, в разное время они отражают всю многовековую историю народа: природные условия его существования, материальную и духовную жизнь в их непрерывном развитии. Топонимия тесно связана с историей общества.
Литература имеет большое значение в формировании личности. Она обогащает нашу духовную жизнь. Работа над пейзажной лирикой имеет большое воспитательное значение. Любовь к природе рождает в человеке глубокие патриотические чувства, побуждает его на большие дела во имя родины и своего народа. Эта мысль заключена в очень емкой фразе М.М.Пришвина: «Охранять природу- значит охранять Родину».
Все вышесказанное делает актуальной тему исследования, посвященную изучению географических названий местности Ак-Тал.
Цель данной работы является ознакомление широкого круга читателей с географическими названиями на территории современного поселка Ак-Тал и обратить внимание читателя на то, как изображается природа родных мест в стихотворениях, как к ней относится человек.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- Изучить географические названия на территории сумонаХендерге.
- Изучить природу поселка Ак-Тал в искусстве литературы.
- Обзор литературы по данной теме.
Объект исследования: географические названия территории сумонаХендерге и природа родных мест в стихотворениях.
Предмет исследования: топонимические словари Тувы, художественная литература тувинских писателей и газеты.
Метод исследования: сбор и обработка материалов.
Основная часть
Свою работу хочу начать со стихотворения Владимира Серен-оола «Хендерге»
Донен-Борам узак манны киткеди,
Довунчеккешыдажыпкор, хондурге
Сени коргешсагынганымкуштелди
Чечектерлигхевизин чат, Хендерге
Хадыыр-Тайга сиртериндеэривес
Харлыгменгимонгунышкашчайнады.
Хая-дашкабоглушдивес Элегест
Хайымналып, Улуг-Хемчеманнады.
Чангысхонукырапкелгешуян тол
Чалгыындораансактыр-дыр мен, ак-Хол
Урукышкашшойлупкелген калама
Узун оруумуткупаапкор, Чалама.
Хорек чурээмхааратуткансорунза,
Холбен–дески хилиншыктаугулза-
Кодээчердесайзанак сен, Ак-Тал
Хоонкиргенсыгытырымсенээмактал
Озенаксысарыгсуглугхолдерге
Одуректерчайынчыглыпкелир-дир,
Огбелерим бурун чуртуХендерге.
Оскерлиишчокынакшылымсенде-дир.
У подножия хребта Танды-Уула есть прекраснейший уголок нашей голубой Тувы, который называется село Ак-Тал. Название села названа по зарослям светлого тальника «белотал». В настоящее время численность населения, проживающее в поселке 1100 человек. Общая занимаемая площадь составляет 1815 га, из них сельхозугодий 1637 га, прочие земли – 178 га.
Рельеф сумонаХендерге в основном лесо-таежный. Климат резко континентальный. Температура зимой достигает до 46 градусов мороза. Зимний период длится около 180 дней. В летний период температура свыше 40 градусов. Весенние заморозки обычно заканчиваются в конце мая.
На территории сумонаХендерге протекают реки «Элегест» и «Хендерге».
Режим рек определяется континентальностью климата и горным характером рек. Основную массу воды реки получают за счет весенне - летнего таяния снежного покрова «весенне-летнее половодье», а также за счет таяния мерзлоты и летних осадков, вызывающих в отдельные годы паводки. Весной дорога к поселку выходила из строя, ее размывали талые воды и обильные дожди. Слово Хендерге – значит, река текущая в противоположном от основной реки направлении.
Хендергемнинчону база
Хеминернидозээнсилер
Хендирбезибедик-бедик
Кеннээттерихертеш-хертеш.
Кегжиримнинэдигени
Хендергенинсуундачуве
Боостаамнынэдигени
Могайымнынсуундачуве.
А слово Элегес от монгольского элс «песок, песчаный». Описание реки: речка Элегес до 15 сажен ширины, глубина- по стремя, дно каменистое, вода- светлая.
В поселке много захоронений скифских времен. Об этом упоминается в стихотворении Монгул-оола Б.К.
БазырыктыгХендергеге
Барганындамениойба
Балык мунуаартапоргаш
Баштактанчыпхоорежир бис.
У дороги, которая въезжает в поселок есть гора Тарбаган. С передней стороны невозможно взобраться на гору. Название горы происходит от названия животного. Можно и по сей день встретить сурка в этой окрестности. Наш земляк Кызыл-ЭникКудажы любил это место и сочинял там. Кто знает, может с этого места и начались его литературные шаги. С горы Тарбаган Калбак-Саарыг, Хараачыгай кажется как на ладони. Местечко Даг-Адаа с давних пор является землей рода Сат. Сейчас там держит скот Ошку-Саар Кыргысовна со своими детьми.
Чаштабасканистеримни
Чаашкын, хаттарбалаза-даа
Тарбаган даамкайынуттур,
Таваарбодапчыдыр-ла боор.
Кыйыгларгауургенечыып,
Кызыл-даванойнапчордум.
Эмиглердегсуурлеринге
Эргеленгештодупчордум.
Действительно, здесь есть 5 гор, похожие на грудь молодой девушки Эмиглер.
Северный склон этих гор выросли лесом. Там много диких животных. Среди этих гор подсобным хозяйством занимается почетный житель сумонаАлдынмайОруспай.
Необъятные поля…Это Ажыг-Кара, Хараачыгай. Там, где солнце заходит,- Могай, Сузугу. Там раньше сеяли и овес, и просо, и ячмень. Об этом даже частушки есть:
На поляне у Ак-Тала
Я посеял бы ячмень
С милой девушкой в арбане
Я работать бы хотел.
В Сузугу и на Могае
Я посеял бы овес.
С черноглазою смуглянкой
Я работать бы хотел.
Еще на северной стороне поселка есть красивая гора с пещерой Куйлуг-Даг. Об этой горе поется в песне «Ак-Талымчекелинер!».
Агымсуундаарбынбалыктыг
Ажаапханмасалдынтараалыг
АвамчурттучарашХендергем
Алгапханмасынакчурттумол!
Чочак, чочакчемичиксенчиг
Чодураалыгалааксагланнаан
ХунчекоргенбедикКуйлуг-Даг
СурааунгенанныгОден-Шол!
Чайлыгойдечалыыоорлерим
Чалап тур бис бисчекелинер
Чечекшыпканчараш Ак-Талга
Чугуруктерчарыштырар бис!+
Слово «Сузугу»- хребет, местность на территории пос.Хендерге, слово не зафиксирована в словарях, мотивировка неясна.
Слово Могай от монгольского «могой» т.е змея; местность изобилующая змеями. Возможно также, что название- метафора, указывающая на форму русла- тонкое, извилистое как змея. Название реки по местности со змеями.
В Могае есть старая зимовка. Ее построил «Арзылан» могеДонгакБалчый-оол. Чуть ниже этой зимовки есть новая. Хозяин- СаарбайКыргысовна Кок-оол со своими детьми держит собственный скот. Недалеко сделана скульптура бога. Автор скульптуры Суге-МаадырСотпа (сейчас среди нас его нет) и Виктор Серен. Каждое лето здесь читают священные книги, преподносят белую пищу.
Поселок окружен красивыми неповторимыми горами. Один из них это Санныг-Хая. «Сан» в тюркских языках имеет значение «птичий помет», хая- скала, утес. На эту скалу слетается огромное количество птиц и оставляет помет. Санныг-Хая т.е. гора с птичьим пометом.
Следующая гора-Кодур-Ошку. Кодур- покрытый коростой, ошку-коза; вероятно, по местам, в которых козы покрываются паршой.
Следующая гора- Аргалыкты. Ее иногда называют «Доозукчу-даа». Аргалыкты от слова «аргалыг»- горный лес.
Еще есть местность от слова богатая, большая, величественная, священная, прекрасная долина, сторона- это Баян-Тала. От алтайского «тала» открытая ровная местность. Сокровище Баян-Тала- ягода земляника. В июне вся Баян-тала покрыта белыми маленькими цветами земляники. А в июле, если скакать на лошади, копытца ее вся красная.
Честек-каттыгХендергеге
Четкендораанэжингекел
Чечектелгенчуртталганын
Чемзигшайынамзапкаш бар.
Летом Баян-Тала- долина чайлага. Много чабанов здесь пасут скот, а до тайги- рукой подать. Там и черемша, и голубика, и кедровый орех, и дикие звери.
Заключение
Есть еще много живописных мест на территории сумонаХендерге… «Газик» подпрыгивал на снежной дороге. Ближние сопки уже покрылись снегом, которые весной покрываются малиновым цветком багульника и нежно зеленеет хвоя лиственниц. Родные, знакомые с детства контрасты природы всегда тревожат мое сердце. Кажется, веселым мутным потоком шумит вода в речке Хендерге. Здесь я родилась и выросла. Здесь я летом целыми часами играю на берегу реки Элегес, а зимой катаемся с горы Санныг-Хая.Когда я возвращаюсь в родные места с дороги, радость переполняет мою душу. Я очень люблю свою малую родину. И вы любите…
Литература
1.Б.К.Ондар, Топонимический словарь Тувы.
2.Б.К. Монгул-оол, Торээнчеримхооннери.
3.К-Э.Кудажы «Поющий родник».
4. Газета «шын», статья Хулер-оолаЧамзы.
5. Владимир Серен-оол «Стихотворение Хендергем»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Географические названия родного края.
Урок проводится с целью изучения географии своего субъекта федерации. Урок дает сведения о возникновении названий географических объектов на территории Переволоцкого района Оренбургской области. Более...
Географическое положение территории Липецкой области. Влияние на природу и хозяйство.
На уроке рассматривается ГП Липецкой области в составе РФ, выделяются положительные черты географического положения. Даётся визитная карточка и краткая история возникновения области. Рассматривается а...
Интегрированный урок литература-география «Топонимы (географические названия) в произведениях писателей Кузбасса»
Урок знакомит учащихся с литературными произведениями писателей Кузбасса, с географией родного края посредством художественной литературы.Приобщает обучающихся к литературному богатству Кузбасса,воспи...
Урок литературы в 7 классе. "Природа родного края в творчестве ставропольского писателя И.В. Кашпурова".
Цели урока:1....
Презентация к уроку "Немного о географической карте". Предмет: "Природа родного края".
В презентации наглядно представлена история создания географических карт. Показаны первые изображения карт, по которым можно проследить их эволюцию, понять, что в разное время больше всего волно...
Интегрированный урок "В ней есть душа, в ней есть свобода" (родная природа в музыке, живописи, литературе)
Данный урок объединяет такие предметы как ИЗО, музыка, литература, русский язык...
«Что мы знаем о людях, чьи имена дали названиям улиц нашего поселка»
Наверное, каждый человек хоть раз в жизни задавался вопросами: что же такое улица? Как они получают свое название? Почему каждая улица называется по-разному? Меня очень заинтересовало само слово &laqu...