Интерактивная экскурсия «Мир нашему дому»
материал по краеведению на тему
Внеклассное мероприятие для обучающихся 1-7 классов. Проводится в школьном этнографическом музеи по экспозиции «Крестьянский быт».
Форма внеклассного мероприятия – экскурсия с использованием мультимедийных средств обучения.
Перед уроком обучающиеся делятся на 2 группы и рассаживаются по группам. Предметы изучения: «Печь – душа крестьянского дома», «Духовный центр дома».
Расширение и углубление знаний учащихся по культуре русского быта, предметам обихода и домашней утвари, познакомить с бытом и традициями крестьян.,воспитание интереса к духовному богатству русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Внеклассное мероприятие для обучающихся 1-7 классов. Проводится в школьном этнографическом музеи по экспозиции «Крестьянский быт».
Форма внеклассного мероприятия – экскурсия с использованием мультимедийных средств обучения.
Перед уроком обучающиеся делятся на 2 группы и рассаживаются по группам. Предметы изучения: «Печь – душа крестьянского дома», «Духовный центр дома». У входа в музей гостей встречают экскурсоводы.
Тема: Интерактивная экскурсия «Мир нашему дому»
Цель:
Расширение и углубление знаний учащихся по культуре русского быта, предметам обихода и домашней утвари, познакомить с бытом и традициями крестьян. Воспитывать интерес к духовному богатству русского народа.
Задачи:
1. ввести в речевую практику детей новые понятия;
2. показать самобытность, талантливость русского народа, его простоту и глубокую духовность;
3. формировать уважение и бережное отношение к традициям предков;
4. развивать умение связно и последовательно передавать полученную информацию;
5. воспитывать мотивацию к глубокому уважению истории Отечества и чувства патриотизма.
Оборудование:
1.предметы крестьянского быта из школьного этнографического музея;
2.компьютер, мультимедийный проектор, экран;
3. записи народной музыки;
4.карточки с заданиями для групп;
5.презентация.
- Подготовка и мотивация.
(звучит музыка)
Вступительное слово ведущего
-Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное и полезное путешествие к нашим истокам. Вы должны быть внимательными и активными; т.к. нас ждут удивительные открытия.
- Сообщение темы и постановка учебной задачи.
Вступительное слово ведущего
Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков! И нет страшнее проклятия, чем забвение. Так оградим же себя от греха и отправимся по дороге времени в таинственный, мудрый и прекрасный мир наших предков - мир образов старинного русского быта.
- Поиск новых знаний.
Экскурсовод №1
Вы видите одну из старейших улиц города на территории Каменного лога. На фотографии конца XIX века начала XX века отчетливо видно, в каких условиях жила большая часть горожан.
Это маленькие низкие строения, подслеповатые оконца, которые пропускали совсем немного света даже в солнечные дни, и покрытые соломой крыши, которая шла в тяжелые времена порой даже на корм скоту.
Перед Вами экспозиция, которая показывает внутреннее убранство избы того времен.
Входя в избу, волей – неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь в избе низкая, а порог наоборот высокий, чтобы меньше дуло.
Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печи, как и в целом дома – это целый ритуал традиционных обрядов характерных для нашей местности.
По углам клали золотые и серебряные монеты, которые должны были привлечь достаток и богатство в дом. В народе говорили: «Русская печь и греет, и кормит, и купает».
В народе про печь слагали не только пословицы и поговорки, но легенды и сказки.
Задание №1
-Давайте вспомним сказки, в которых упоминается печь?
1.Главный герой этой сказки пролежал на печи 33 года, прежде чем встать на ноги и идти на защиту земли Русской от врагов. (Илья Муромец)
2.Главный герой, не желая покидать уютную лежанку и ездил на печи. ( По щучьему веленью, по моему хотенью)
3.В этой сказке печку называют Сударыней. Печь предлагает отведать пирожков. (Гуси-лебеди)
4.В печи этой сказки был приготовлен странствующий хлеб. (Колобок)
5.Главный герой этой сказки сжег кожу лягушки. (Царевна лягушка)
6.В сказке этой печки спрятался младший братец. (Волк и семеро козлят)
7. В этой сказке лиса захватила теплое местечко. (Лиса и заяц)
Экскурсовод №1
Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Сосной и елью топили редко, так как они очень быстро прогорали.
Каждая русская печь имела полати, на которых, обычно, спали старики и дети.
То, что печь кормила хорошо показывают чугунки разных размеров, у нас имеются таганцы, на которые ставили чугунки, рогачи или ухваты различных диаметров.
Главным блюдом на крестьянском столе была каша, в народе говорили:
«Каша — кормилица наша», «Русского мужика без каши не накормишь»,
«Без каши обед не в обед».
Задание №2
- Какие же каши готовили на Руси? Попробуем их определить (ведущий достает из печи каши: гречневая, манная, рисовая, овсяная, перловая, ячневая, толокняная, гороховая)
Для приготовления каши годились зерна самых разных растений.
- Какие же злаки использовались для приготовления ваших каш?
- Почему крестьяне не ели рисовую кашу (не произрастает в нашей местности рис)
Экскурсовод №1
Кроме каши русский народ любил и щи, часто говорили:
«Щи да каша - пища наша»
- А кто знает, в чем варили щи? (Чугунках)
Какое интересное слово - чугунок! Это сосуд из чугуна - углеродистого железа.
Так как чугунки были горячи и подкопченные на стол их ставили на таганец, а из печки доставали с помощью рогача или ухвата.
Задание №3
У вас в корзинках лежат картинки с продукты, отберите и положите в чугунок те, которые необходимы для приготовления щей.
-Проверим, все ли вы положили?
-А почему ваши щи без мяса? (Ответы детей про пост)
Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Сейчас дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных поступков. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. Если мы действительно во время поста могли что-то в себе поменять на лучшее, если мы смогли действительно главное в себе увидеть и вместо обычной пищи мы вдруг захотели по-настоящему пищи духовной, если мы вдруг увидели, что без помощи Божией мы никогда не станем настоящими людьми — значит, наш пост состоялся. В таком смысле и наша жизнь тогда, значит, состоялась. Пост — это шанс вылечить душу. Пост — это возможность подготовиться к вечному. Пост — это удивительное время, которое называют весной духовной.
-А теперь поставьте ваши щи вариться в печь (с помощью рогачей обучающиеся ставят чугунки в печь)
Экскурсовод №2
Особое значение печи еще в том, что она делила избу на две части, на жилую и хозяйственную. левый от печи угол был самой значимой частью крестьянского жилища, он ярче всего отражал достаток хозяев и умение хозяйки. Главным местом в доме считался красный угол – значит красивый. Здесь находились образа, которые украшались рушниками и полотенцами, сделанными самой хозяйкой
Экскурсовод №3
Дом является продолжением храма, в прошлом в каждой православной семье - и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. При этом количество и богатство украшения икон указывало на достаток и положение в обществе самого хозяина. Место, где размещались иконы, называли по-разному: передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.
Красный угол с иконами - это место, где начинается и заканчивается день православного христианина: здесь читаются утренние и вечерние молитвы и поэтому все должно быть подчинено одной цели - сосредоточенной молитве Богу.
-Ребята, а кто из вас знает, какие иконы должны быть в доме?
( слайд «домашнего иконостаса»)
Дома нужно обязательно иметь иконы Спасителя и Божией Матери.
В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье.
В домашних иконостасах издавна размещали иконы Сергия Радонежского и Серафима Саровского — самых чтимых святых, просиявших на русской земле.
Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика и целителя Пантелеймона, святого великомученика Георгия Победоносца.
Если православная семья трапезничает в доме, то и там нужна была икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего было поместить икону Спасителя, так как, благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш...»
Экскурсовод №2
Под образами ставились лавки и стол, куда усаживали самых почетных гостей.
- Кто желает сегодня занять это место?
Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Наша изба, скорее всего, изображает образ жизни зажиточных горожан. Несомненным атрибутом зажиточности был самовар. В нашей экспозиции два самовара. Один чугунный, другой медный. Давайте повнимательней их рассмотрим.(«гости» встают и ставят самовары столы своих команд)
Самовары изобрели в Туле. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и шишки. Самовары делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материала для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.
- Как вы думаете, из чего сделаны ваши самовары?
Каждый из этих самоваров имеет целый набор вензелей и медалей, которые рассказывают о времени изготовления и мастере, изготовившего самовар. На медном самоваре стоит дата изготовления 1885 год. Чугунный самовар изготовлен на царском заводе, т.к. на нем стоит особый знак: Государственный императорский завод Гудкова в Туле и представлены награды, которые отмечали успехи в технологии изготовления самоваров (высшая награда в Париже 1904 год, Екатерининская медаль, медали Николая и Александра, всероссийских самодержцев, медаль за труды воздаяния с характерным рисунком, высшая награда Лондона 1904 год).
В нашей экспозиции два трех литровых самовара, а были и десяти и двадцати ведерные. Такие большие чаще всего стояли в людской большого господского дома или в трактирах.
Одно время были популярны самовары - термосы с двумя – тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая. Самовары искусно украшались.
На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай».
Слово ведущего
(звучит музыка из песни Пелагеи «Ивушка»)
По вечерам в этой части избы рядом с печью собиралась женская часть семьи. При горящей лучине пели русские народные песни и занимались работой. Из древесины вырезали миски и ложки, на прялках пряли пряжу, вышивали полотенца, ткали, плели лапти.
(звучит песня Пелагеи «Ивушка»)
Слово ведущего
Сяду рядышком на лавку
Вместе с вами посижу
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей погляжу.
Задание №4
1.Рогат, да не бык,
Хватает, да не ест,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват)
2.Всех кормлю с охотою,
А сама безротая
(Ложка)
3.То назад, то вперед
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!
(Утюг)
5.Стучат, стучат - не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут.
(Часы)
6.Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Фонарь)
9.Сто один брат.
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
(Забор)
10 С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её нетяжело носить,
И очень запросто сломать!
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут?
(Корзина)
- Закрепление
Экскурсовод №1
-Ребята, мы неплохо с вами освоились в крестьянском доме, узнали много нового. А насколько хорошо, нам поможет это узнать ивовая корзина.
Задание №5
Ваша задача найти предметы быта, названия которых собраны в корзине (достают из корзины листочки с названиями предметов)
1. Таганец
2. Прялка
3. Самовар
4. Крынка
Экскурсовод №1
В нашей экспозиции из предметов домашней утвари хорошо представлены различные глиняные горшки, кринки, кувшины, махотки.
5. Лучина
6. Коромысло
Экскурсовод №1
Как вы знаете, водопровода раньше не было и воду приносили в дом из колодцев и рек, а для того, чтобы легче было нести два ведра использовали, коромысло (деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведер. Наше коромысло несет на себе творческую натуру его хозяев, оно расписано в стиле хохломской росписи.
7. Лапти
Экскурсовод №1
(Лапти плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, березы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три - четыре деревца.)
8. Сито
9. Кочерга
10.Полати
- Итог урока. Рефлексия
Слово ведущего
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим
-Вам понравилось наше путешествие в прошлое?
- О чём вас заставило задуматься наше путешествие?
- Захотелось ли вам больше узнать по этой теме?
Россия всегда отличалась своей самобытностью. И одной из отличительных особенностей являлись яркая образность народной речи. Пословица - это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл. Соедините половинки пословиц, в которых говорится о любви к Родине.
Времена теперь другие, как и игры, и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была,
Но преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине! Слава нашей стороне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,
Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...
Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,
Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...
Интерактивная экскурсия "Поле Куликово"
Интерактивная экскурсия "Поле Куликово" Первая часть проекта "Поле русской славы"...
Свет и цвет в нашем доме
Влияние цветов и их оттенков на человека....

Интерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы" (Египетские пирамиды)
Инерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы " разработана в целях содействия повышению культурно-исторического уровня обучающихся, увиличению обема знаний об истории Египта как древнейшего государства.Зад...

Экскурсия "Тайны муравьиного дома"
Экскурсия проводится с целью более детального изучения жизни насекомых на примере муравьев....

Интерактивная экскурсия "Как жили наши предки" (проводится на базе музея крестьянского быта "Русская изба")
Приобщение учащихся к русской национальной культуре через знакомство с жизнью, бытом и обычаями русского народа....