Интерактивная экскурсия «Мир нашему дому»
материал по краеведению на тему

Внеклассное мероприятие для обучающихся 1-7 классов. Проводится в школьном этнографическом музеи по экспозиции   «Крестьянский быт».

      Форма внеклассного мероприятия  – экскурсия с использованием мультимедийных средств обучения.

       Перед уроком обучающиеся делятся на 2 группы и рассаживаются по группам.  Предметы  изучения: «Печь – душа крестьянского дома», «Духовный центр дома».

Расширение и углубление знаний учащихся по культуре русского быта, предметам обихода и домашней утвари, познакомить с бытом и традициями крестьян.,воспитание интереса к духовному богатству русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Внеклассное мероприятие для обучающихся 1-7 классов. Проводится в школьном этнографическом музеи по экспозиции   «Крестьянский быт».

      Форма внеклассного мероприятия  – экскурсия с использованием мультимедийных средств обучения.

       Перед уроком обучающиеся делятся на 2 группы и рассаживаются по группам.  Предметы  изучения: «Печь – душа крестьянского дома», «Духовный центр дома». У входа в музей гостей встречают экскурсоводы.

Тема: Интерактивная экскурсия «Мир нашему дому»

Цель:

   Расширение и углубление знаний  учащихся по культуре русского быта,  предметам обихода и домашней утвари, познакомить с бытом и традициями крестьян. Воспитывать интерес к духовному богатству русского народа.

 Задачи:

1. ввести в речевую практику детей новые понятия;

2. показать самобытность, талантливость русского народа, его простоту и глубокую  духовность;

3. формировать уважение и бережное отношение к традициям предков;

 4. развивать умение связно и последовательно передавать полученную        информацию;

 5. воспитывать мотивацию к глубокому  уважению истории Отечества и чувства патриотизма.

Оборудование:

1.предметы крестьянского быта из школьного этнографического музея;

2.компьютер, мультимедийный проектор, экран;

3. записи народной музыки;

4.карточки с заданиями для групп;

5.презентация.

  1. Подготовка  и мотивация.

(звучит музыка)

Вступительное слово ведущего

-Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное и полезное путешествие к нашим истокам.  Вы должны быть внимательными и активными; т.к. нас ждут удивительные открытия.

  1.  Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Вступительное слово ведущего

Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков! И нет страшнее проклятия, чем забвение. Так оградим же себя от греха и отправимся по дороге времени в таинственный, мудрый и прекрасный мир наших предков - мир образов старинного русского быта.

  1. Поиск новых знаний.

Экскурсовод №1

   Вы видите одну из старейших улиц города на территории Каменного лога. На фотографии конца XIX века начала XX века отчетливо видно, в каких условиях жила большая часть горожан.

   Это маленькие низкие строения, подслеповатые оконца, которые пропускали совсем немного света даже в солнечные дни, и покрытые соломой крыши, которая шла в тяжелые времена порой даже на корм скоту.

   Перед Вами экспозиция, которая показывает внутреннее убранство избы того времен.

   Входя в избу, волей – неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь в избе низкая, а порог наоборот высокий, чтобы меньше дуло.

    Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печи, как и в целом дома – это целый ритуал традиционных обрядов характерных для нашей местности. 

   По углам клали золотые и серебряные монеты, которые должны были привлечь достаток и богатство в дом. В народе говорили: «Русская печь и греет, и кормит, и купает».

В народе про печь  слагали не только пословицы и поговорки, но легенды и сказки.

Задание №1

-Давайте вспомним  сказки, в которых упоминается печь?

1.Главный герой этой сказки пролежал на печи 33 года, прежде чем встать на ноги и идти на защиту земли Русской от врагов. (Илья Муромец)

2.Главный герой, не желая покидать уютную лежанку и ездил на печи. ( По щучьему веленью, по моему хотенью)

3.В этой сказке печку называют Сударыней. Печь предлагает отведать пирожков. (Гуси-лебеди)

4.В печи этой сказки был приготовлен странствующий хлеб. (Колобок)

5.Главный герой этой сказки сжег кожу лягушки. (Царевна лягушка)

6.В сказке этой печки спрятался младший братец. (Волк и семеро козлят)

7. В этой сказке лиса захватила теплое местечко. (Лиса и заяц)

Экскурсовод №1

   Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Сосной и елью топили редко, так как они очень быстро прогорали.

   Каждая русская печь имела полати, на которых, обычно, спали старики и дети.

   То, что печь кормила хорошо показывают чугунки разных размеров, у нас имеются таганцы, на которые ставили чугунки, рогачи или ухваты различных диаметров.  

Главным блюдом на крестьянском столе была каша, в народе говорили:

«Каша — кормилица наша», «Русского мужика без каши не накормишь»,

«Без каши обед не в обед».

Задание №2

- Какие же каши готовили на Руси? Попробуем их  определить (ведущий достает из печи каши: гречневая, манная, рисовая, овсяная, перловая, ячневая, толокняная, гороховая)

Для приготовления каши годились зерна самых разных растений.

- Какие же злаки использовались для приготовления ваших каш?

- Почему крестьяне не ели рисовую кашу (не произрастает в нашей местности рис)

Экскурсовод №1

Кроме каши русский народ любил и щи, часто говорили:

 «Щи да каша - пища наша»

- А кто знает, в чем варили щи? (Чугунках)

Какое интересное слово - чугунок! Это сосуд из чугуна - углеродистого железа.

Так как чугунки были горячи и подкопченные  на стол их ставили на таганец, а из печки доставали с помощью рогача или ухвата.

Задание №3

У вас в корзинках лежат картинки с продукты, отберите и положите в чугунок те, которые необходимы для приготовления щей.

-Проверим, все ли вы положили?

-А почему ваши щи без мяса? (Ответы детей  про пост)

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Сейчас дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных поступков.  Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. Если мы действительно во время поста могли что-то в себе поменять на лучшее, если мы смогли действительно главное в себе увидеть и вместо обычной пищи мы вдруг захотели по-настоящему пищи духовной, если мы вдруг увидели, что без помощи Божией мы никогда не станем настоящими людьми — значит, наш пост состоялся. В таком смысле и наша жизнь тогда, значит, состоялась. Пост — это шанс вылечить душу. Пост — это возможность подготовиться к вечному. Пост — это удивительное время, которое называют весной духовной.

-А теперь поставьте ваши щи вариться в печь (с помощью рогачей обучающиеся ставят чугунки в печь)

Экскурсовод №2

Особое значение печи еще в том, что она делила избу на две части, на жилую и хозяйственную. левый от печи угол был самой значимой частью крестьянского жилища, он ярче всего отражал достаток хозяев и умение хозяйки. Главным местом в доме считался красный угол – значит красивый. Здесь находились образа, которые украшались рушниками и полотенцами, сделанными самой хозяйкой

Экскурсовод №3

   Дом является продолжением храма, в прошлом в каждой православной семье - и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. При этом количество и богатство украшения икон указывало на достаток и положение в обществе самого хозяина. Место, где размещались иконы, называли по-разному: передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

   Красный угол с иконами - это место, где начинается и заканчивается день православного христианина: здесь читаются утренние и вечерние молитвы и поэтому все должно быть подчинено одной цели - сосредоточенной молитве Богу.

-Ребята, а кто из вас знает, какие иконы должны быть в доме?

( слайд «домашнего иконостаса»)

   Дома нужно обязательно иметь иконы Спасителя и Божией Матери.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье.

   В домашних иконостасах издавна размещали иконы Сергия Радонежского и Серафима Саровского — самых чтимых святых, просиявших на русской земле.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика и целителя Пантелеймона, святого великомученика Георгия Победоносца.

   Если православная семья трапезничает в доме, то и там нужна была икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего было поместить икону Спасителя, так как, благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш...»

Экскурсовод №2

   Под образами ставились лавки и стол, куда усаживали самых почетных гостей.

- Кто желает сегодня занять это место?

   Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Наша изба, скорее всего, изображает образ жизни зажиточных горожан. Несомненным атрибутом зажиточности был самовар. В нашей экспозиции два самовара. Один чугунный, другой медный. Давайте повнимательней их рассмотрим.(«гости» встают и ставят самовары столы своих команд)

   Самовары изобрели в Туле. Вода в нем  быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и шишки. Самовары делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материала для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.

- Как вы думаете, из чего сделаны ваши самовары?

   Каждый из этих самоваров имеет целый набор вензелей и медалей, которые рассказывают о времени изготовления и мастере, изготовившего самовар. На медном самоваре стоит дата изготовления 1885 год. Чугунный самовар изготовлен на царском заводе, т.к. на нем стоит особый знак: Государственный императорский завод Гудкова в Туле и представлены награды, которые отмечали успехи в технологии изготовления самоваров (высшая награда в Париже 1904 год, Екатерининская медаль, медали Николая и Александра, всероссийских самодержцев, медаль за труды воздаяния с характерным рисунком, высшая награда Лондона 1904 год).

   В нашей экспозиции два трех литровых самовара, а были и десяти и двадцати ведерные. Такие большие чаще всего стояли в людской большого господского дома или в трактирах.

   Одно время были популярны самовары - термосы с двумя – тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая. Самовары искусно украшались.

   На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»,  «Где есть чай, там под елью рай».  

Слово ведущего

 (звучит  музыка из песни Пелагеи «Ивушка»)

По вечерам в этой части избы рядом с печью собиралась женская часть семьи. При горящей лучине пели русские народные песни и занимались работой. Из древесины вырезали миски и ложки, на прялках пряли пряжу, вышивали полотенца, ткали, плели лапти.

(звучит песня Пелагеи «Ивушка»)

Слово ведущего

Сяду рядышком на лавку

Вместе с вами посижу

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу.

Задание №4

1.Рогат, да не бык,

Хватает, да не ест,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(Ухват)

2.Всех кормлю с охотою,

А сама безротая

(Ложка)

3.То назад, то вперед

Ходит бродит пароход.

Остановишь - горе!

Продырявит море!

(Утюг)

5.Стучат, стучат - не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут.

(Часы)

6.Дом - стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

(Фонарь)

9.Сто один брат.

 Все в один ряд,

 Вместе связаны стоят.

(Забор)

10 С ней можно по грибы ходить,

 А можно ягоды собрать,

 Её нетяжело носить,

 И очень запросто сломать!

 Из прутьев, лыка их плетут,

 Скажите, как её зовут?

(Корзина)

  1. Закрепление

Экскурсовод №1

  -Ребята, мы неплохо с вами освоились в крестьянском доме, узнали много нового. А насколько хорошо, нам поможет  это узнать ивовая корзина.

Задание №5

  Ваша задача найти предметы быта, названия которых собраны в корзине (достают из корзины листочки с названиями предметов)

1. Таганец

2. Прялка

3. Самовар

4. Крынка 

Экскурсовод №1

   В нашей экспозиции из предметов домашней утвари хорошо представлены различные глиняные горшки, кринки, кувшины, махотки.

5. Лучина

6. Коромысло

Экскурсовод №1

   Как вы знаете, водопровода раньше не было и воду приносили в дом из колодцев и рек, а для того, чтобы легче было нести два ведра использовали, коромысло (деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведер. Наше коромысло несет на себе творческую натуру его хозяев, оно расписано в стиле хохломской росписи.

7. Лапти

Экскурсовод №1

(Лапти плели из липового лыка, реже из  коры ракиты, ивы, вяза, березы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три - четыре деревца.)

8. Сито

9. Кочерга

10.Полати

  1. Итог урока. Рефлексия

Слово ведущего

Чем дальше в будущее входим,              

Тем больше прошлым дорожим,                

И в старом красоту находим               

Хоть новому принадлежим

 -Вам понравилось наше путешествие в прошлое?

- О чём вас заставило  задуматься наше путешествие?

- Захотелось ли вам больше узнать по этой теме?

   Россия всегда отличалась своей самобытностью. И одной из отличительных особенностей являлись яркая образность народной речи. Пословица - это жанр фольклора, краткое  мудрое изречение имеющее поучительный смысл. Соедините половинки пословиц, в которых говорится о любви к Родине.

Времена теперь другие, как и игры, и дела.

Далеко  ушла Россия от страны, какой была,

Но преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине! Слава нашей стороне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,

Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...

Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,

Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...

Интерактивная экскурсия "Поле Куликово"

Интерактивная экскурсия "Поле Куликово" Первая часть проекта  "Поле русской славы"...

Свет и цвет в нашем доме

Влияние цветов и их оттенков на человека....

Интерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы" (Египетские пирамиды)

Инерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы " разработана в целях содействия повышению культурно-исторического уровня обучающихся, увиличению обема знаний об истории Египта как древнейшего государства.Зад...

Экскурсия "Тайны муравьиного дома"

Экскурсия проводится с целью более детального изучения жизни насекомых на примере муравьев....

Интерактивная экскурсия "Как жили наши предки" (проводится на базе музея крестьянского быта "Русская изба")

Приобщение учащихся к русской национальной культуре через знакомство с жизнью, бытом и обычаями русского народа....