Вводный урок по кубановедению
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме

Стрельцова Елена Валерьевна

 

Знакомство с народами, населявшими территорию Кубани в древности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razarabotka_uroka_streltsova_e.v.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. СОЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

354065, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Чайковского, 7

тел. (8622) 54-23-81, факс: (8622)54-51-10, e-mail: school7@edu.sochi.ru, http//www.mousosh7.ru

   Учитель истории и кубановедения Стрельцова Е.В.

5 класс

Вводный урок

Тема: «Кубань – перекресток цивилизаций»

Цель: знакомство с народами, населявшими территорию Кубани в древности.

Задачи:

1) образовательная – дать общую характеристику населению Кубани в древности, показать возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов;

2) воспитательная – формирование поведенческих ориентиров обучающихся, овладение ими позитивным опытом межнационального общения, гармонизация межнациональных отношений и профилактика этнического и религиозного экстремизма;

3) развивающая – продолжить развитие навыков работы с учебными иллюстрациями, исторической и географической картами; формирование универсальных учебных действий.

Работа с терминами.

Основные понятия: цивилизация, перекресток цивилизаций, охотники, собиратели, кочевники, земледельцы, археологическая культура, великая греческая колонизация.

Учебное оборудование:

  • мультимедийная презентация «Кубань – перекресток цивилизаций»;
  • Трехбратов Б.А. и др. Кубановедение 5 класс: учебник. Краснодар, 2012.
  • История Кубани: Атлас. Краснодар, 2006 (или другое издание).

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: вводный.

План урока.

I. Вызов. Актуализация опорных знаний учащихся (материала, изученного в начальной школе).

II. Осмысление (реализация).

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

Домашнее задание.

Ход урока

I. ВЫЗОВ.

Информация на первой стадии, выслушивается, обсуждается учащимися (школьники должны вспомнить материал, изученный в начальной школе и предположить – чем им придётся заниматься в процессе изучения предмета «Кубановедение» в 5 классе).

Деятельность учителя:

- вызов уже имеющихся знаний по материалу, изученному в начальной школе;

- мотивация для дальнейшей работы.

Приёмы и методы: «Мозговой штурм», инициация (формирование ожиданий учеников).

Учитель: Дорогие ребята, мы с вами продолжаем изучать наш край. В начальной школе у вас был замечательный предмет «Кубановедение». Что вам запомнилось из уроков кубановедения больше всего? 

Знакомство с учебником. Откройте учебник на с.3. Давайте узнаем, чему, по мнению авторов, мы должны научиться в этом году.

Учащиеся изучают введение к учебнику, структуру учебника и общее содержание. Так же происходит знакомство с атласом по истории Кубани.

Учитель: В этом году мы приступаем к изучению истории родного края. Это  интересно и увлекательно. Уже в самые стародавние времена на территории Кубани происходили очень важные события, от которых зависел ход истории всего человечества.

Запись темы урока в тетрадь.

Игра «Мозговой штурм». Учащимся предлагается предположить, о чём пойдёт речь на уроке.

Учитель: Тема урока открывает перед нами новые незнакомые слова. Знакомо ли вам слово «цивилизация»? Где вы сталкивались с этим словом? Что значит «цивилизация»? 

Цивилизация  это общность людей со своими обычаями, традициями, культурой.

Что такое перекресток? Где чаще всего мы сталкиваемся с этим словом? В чем заключается смысл слова? Как мы можем представить перекресток цивилизаций?

Перекресток цивилизаций – пересечение нескольких цивилизаций или нескольких этнических групп.

Этнос – это группа людей, объединенная общностью происхождения, общей территорией, языком, культурой и самосознанием. (Слайд № 2).

Инициация, формирование ожиданий учащихся.

Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного занятия и практический выход (конечный результат). В конце урока школьникам предлагается ответить на вопросы:

  • Перечислите племена и народы, населявшие Кубань в древний период.
  • Что у каждого из народов было особенного?
  • Почему Кубань можно назвать перекрестком цивилизаций?

II. ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, источники информации, карты, наглядные пособия,  сопутствующие изучению данной темы, материал параграфа).

Деятельность учителя:

-сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новыми источниками информации;

-постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Приёмы и методы: рефлексия деятельности.

Учитель: Наш урок – «Виртуальное путешествие». Мы представим себя в роли путешественников и отправимся в далёкое прошлое Кубани. По ходу путешествия вы будете вести «дневник путешественника во времени» (составление плана в тетрадях).

С древнейших времён началось заселение Кубани различными народами. На смену одному народу приходили другие. Подробно о них вы узнаете на наших следующих уроках. Каждый народ приносил частицу своей культуры и быта. Сегодня мы получим первые представления об этом.

Учитель комментирует каждый слайд.

1. Кубань в каменном веке.

Слайд № 3. Первоначальное заселение Кубани человеком.

Слайд № 4. Древние охотники и собиратели. Нижний палеолит.

Слайд № 5. Средний палеолит.

Слайд № 6. Верхний палеолит.

Слайд № 7. Мезолит.

Слайд № 8. Неолитические земледельцы и скотоводы.

2. Кубань в бронзовом веке.

Слайд № 9. Майкопская археологическая культура.

Слайды №№ 10-11. Дольменная культура.

3. Кочевники кубанских степей.

Слайды №№ 12-14. Скифы.

Слайд № 15. Сарматы.

4. Слайды № 16-17. Меоты.

5. Слайды № 18-19. Греческие колонии. Боспорское царство.

Слайд № 20. Взаимовлияние культур разных народов периода Античности.

Местные племена – скифы, меоты, сарматы, которых греки называли варварами, заимствовали элементы материальной культуры греков, а греки перенимали обычаи, навыки, окрестного населения, применяя их в своём быту, ремесле, искусстве. Так на Кубани появились элементы греческой культуры: посуда, ткани, металлические изделия.

Существование античных колоний в Северном Причерноморье имело большое значение для развития и взаимопроникновения материальной и духовной культуры различных народов, населявших в это время территорию Кубани.

III. РЕФЛЕКСИЯ.

Анализ собственной деятельности, её оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.

Деятельность учителя:

вернуть учащихся к вопросам, сформулированным в начале урока (дать развёрнутые ответы  на поставленные вопросы на основе изученной информации).

Приёмы и методы: рефлексия содержания учебного материала, самооценка и оценивание деятельности.

Учитель: Сегодня мы познакомились с наиболее примечательными народами, населявшими Кубань в древности. Давайте посмотрим, что вы записали в своих дневниках. (Заслушиваются 2-3 учащихся и коротко комментируются их ответы).

Учитель: Теперь ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Заключительное слово учителя (слайд № 21): Мы убедились, что на Кубани издревле был многонациональный состав населения, на ее территории проживали разные народы. Мы увидели примеры их мирного сосуществования, взаимодействия и взаимовлияния.

Кубань – перекресток цивилизаций: ее территория изначально служила «мостом» между Востоком и Западом. Многонациональная Кубань должна жить в мире и согласии, не допуская вражды и раздоров. Каждый житель края должен быть доброжелательным по отношению к другим людям.

Саморефлексия учащихся.

Учащимся предлагается заполнить анкету-самоанализ (ответы да / нет):

  • Понравился вам урок?
  • Узнали что-нибудь новое и полезное в процессе занятия?
  • Хотели бы продолжить работу по изучению истории Кубани в древности?

Домашнее задание.

        Составить устный рассказ-размышление о том, почему всем народам нужно жить в мире и согласии как добрым соседям и друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка вводного урока по кубановедению для учащихся 5-ых классов "Кубань -перекрёсток цивилизаций"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с методическими рекомендациями к тематическому блоку "Кубань -многонациональный край" для учащихся 1-11- ых  классов  общеобразовател...

Разработка урока по кубановедению

Разработка урока по кубановедению в 8 классе...

Вводный урок по кубановедению «Кубань в XX– XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» 9 класс

Вводный урок по кубановедению «Кубань в XX– XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» для 9 классаЦель: сформировать у учащихся представление о межнациональном мире и согласии на Кубани в...

Урок технологии в 5 классе по теме "Вводный урок. Вводный инструктаж".

Первый урок в курсе уроков по технологии в 5 классе...