Вводный урок по кубановедению
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме
Знакомство с народами, населявшими территорию Кубани в древности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razarabotka_uroka_streltsova_e.v.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. СОЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
354065, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Чайковского, 7
тел. (8622) 54-23-81, факс: (8622)54-51-10, e-mail: school7@edu.sochi.ru, http//www.mousosh7.ru
Учитель истории и кубановедения Стрельцова Е.В.
5 класс
Вводный урок
Тема: «Кубань – перекресток цивилизаций»
Цель: знакомство с народами, населявшими территорию Кубани в древности.
Задачи:
1) образовательная – дать общую характеристику населению Кубани в древности, показать возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов;
2) воспитательная – формирование поведенческих ориентиров обучающихся, овладение ими позитивным опытом межнационального общения, гармонизация межнациональных отношений и профилактика этнического и религиозного экстремизма;
3) развивающая – продолжить развитие навыков работы с учебными иллюстрациями, исторической и географической картами; формирование универсальных учебных действий.
Работа с терминами.
Основные понятия: цивилизация, перекресток цивилизаций, охотники, собиратели, кочевники, земледельцы, археологическая культура, великая греческая колонизация.
Учебное оборудование:
- мультимедийная презентация «Кубань – перекресток цивилизаций»;
- Трехбратов Б.А. и др. Кубановедение 5 класс: учебник. Краснодар, 2012.
- История Кубани: Атлас. Краснодар, 2006 (или другое издание).
ТСО: мультимедийное оборудование.
Тип урока: вводный.
План урока.
I. Вызов. Актуализация опорных знаний учащихся (материала, изученного в начальной школе).
II. Осмысление (реализация).
III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.
Домашнее задание.
Ход урока
I. ВЫЗОВ.
Информация на первой стадии, выслушивается, обсуждается учащимися (школьники должны вспомнить материал, изученный в начальной школе и предположить – чем им придётся заниматься в процессе изучения предмета «Кубановедение» в 5 классе).
Деятельность учителя:
- вызов уже имеющихся знаний по материалу, изученному в начальной школе;
- мотивация для дальнейшей работы.
Приёмы и методы: «Мозговой штурм», инициация (формирование ожиданий учеников).
Учитель: Дорогие ребята, мы с вами продолжаем изучать наш край. В начальной школе у вас был замечательный предмет «Кубановедение». Что вам запомнилось из уроков кубановедения больше всего?
Знакомство с учебником. Откройте учебник на с.3. Давайте узнаем, чему, по мнению авторов, мы должны научиться в этом году.
Учащиеся изучают введение к учебнику, структуру учебника и общее содержание. Так же происходит знакомство с атласом по истории Кубани.
Учитель: В этом году мы приступаем к изучению истории родного края. Это интересно и увлекательно. Уже в самые стародавние времена на территории Кубани происходили очень важные события, от которых зависел ход истории всего человечества.
Запись темы урока в тетрадь.
Игра «Мозговой штурм». Учащимся предлагается предположить, о чём пойдёт речь на уроке.
Учитель: Тема урока открывает перед нами новые незнакомые слова. Знакомо ли вам слово «цивилизация»? Где вы сталкивались с этим словом? Что значит «цивилизация»?
Цивилизация – это общность людей со своими обычаями, традициями, культурой.
Что такое перекресток? Где чаще всего мы сталкиваемся с этим словом? В чем заключается смысл слова? Как мы можем представить перекресток цивилизаций?
Перекресток цивилизаций – пересечение нескольких цивилизаций или нескольких этнических групп.
Этнос – это группа людей, объединенная общностью происхождения, общей территорией, языком, культурой и самосознанием. (Слайд № 2).
Инициация, формирование ожиданий учащихся.
Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного занятия и практический выход (конечный результат). В конце урока школьникам предлагается ответить на вопросы:
- Перечислите племена и народы, населявшие Кубань в древний период.
- Что у каждого из народов было особенного?
- Почему Кубань можно назвать перекрестком цивилизаций?
II. ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, источники информации, карты, наглядные пособия, сопутствующие изучению данной темы, материал параграфа).
Деятельность учителя:
-сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новыми источниками информации;
-постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Приёмы и методы: рефлексия деятельности.
Учитель: Наш урок – «Виртуальное путешествие». Мы представим себя в роли путешественников и отправимся в далёкое прошлое Кубани. По ходу путешествия вы будете вести «дневник путешественника во времени» (составление плана в тетрадях).
С древнейших времён началось заселение Кубани различными народами. На смену одному народу приходили другие. Подробно о них вы узнаете на наших следующих уроках. Каждый народ приносил частицу своей культуры и быта. Сегодня мы получим первые представления об этом.
Учитель комментирует каждый слайд.
1. Кубань в каменном веке.
Слайд № 3. Первоначальное заселение Кубани человеком.
Слайд № 4. Древние охотники и собиратели. Нижний палеолит.
Слайд № 5. Средний палеолит.
Слайд № 6. Верхний палеолит.
Слайд № 7. Мезолит.
Слайд № 8. Неолитические земледельцы и скотоводы.
2. Кубань в бронзовом веке.
Слайд № 9. Майкопская археологическая культура.
Слайды №№ 10-11. Дольменная культура.
3. Кочевники кубанских степей.
Слайды №№ 12-14. Скифы.
Слайд № 15. Сарматы.
4. Слайды № 16-17. Меоты.
5. Слайды № 18-19. Греческие колонии. Боспорское царство.
Слайд № 20. Взаимовлияние культур разных народов периода Античности.
Местные племена – скифы, меоты, сарматы, которых греки называли варварами, заимствовали элементы материальной культуры греков, а греки перенимали обычаи, навыки, окрестного населения, применяя их в своём быту, ремесле, искусстве. Так на Кубани появились элементы греческой культуры: посуда, ткани, металлические изделия.
Существование античных колоний в Северном Причерноморье имело большое значение для развития и взаимопроникновения материальной и духовной культуры различных народов, населявших в это время территорию Кубани.
III. РЕФЛЕКСИЯ.
Анализ собственной деятельности, её оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.
Деятельность учителя:
вернуть учащихся к вопросам, сформулированным в начале урока (дать развёрнутые ответы на поставленные вопросы на основе изученной информации).
Приёмы и методы: рефлексия содержания учебного материала, самооценка и оценивание деятельности.
Учитель: Сегодня мы познакомились с наиболее примечательными народами, населявшими Кубань в древности. Давайте посмотрим, что вы записали в своих дневниках. (Заслушиваются 2-3 учащихся и коротко комментируются их ответы).
Учитель: Теперь ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Заключительное слово учителя (слайд № 21): Мы убедились, что на Кубани издревле был многонациональный состав населения, на ее территории проживали разные народы. Мы увидели примеры их мирного сосуществования, взаимодействия и взаимовлияния.
Кубань – перекресток цивилизаций: ее территория изначально служила «мостом» между Востоком и Западом. Многонациональная Кубань должна жить в мире и согласии, не допуская вражды и раздоров. Каждый житель края должен быть доброжелательным по отношению к другим людям.
Саморефлексия учащихся.
Учащимся предлагается заполнить анкету-самоанализ (ответы да / нет):
- Понравился вам урок?
- Узнали что-нибудь новое и полезное в процессе занятия?
- Хотели бы продолжить работу по изучению истории Кубани в древности?
Домашнее задание.
Составить устный рассказ-размышление о том, почему всем народам нужно жить в мире и согласии как добрым соседям и друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка вводного урока по кубановедению для учащихся 5-ых классов "Кубань -перекрёсток цивилизаций"
Данная методическая разработка составлена в соответствии с методическими рекомендациями к тематическому блоку "Кубань -многонациональный край" для учащихся 1-11- ых классов общеобразовател...
Урок по кубановедению 9 класс «Кубань – многонациональный край»
«Кубань – многонациональный край»...
Разработка урока по кубановедению
Разработка урока по кубановедению в 8 классе...
Вводный урок по кубановедению «Кубань в XX– XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» 9 класс
Вводный урок по кубановедению «Кубань в XX– XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» для 9 классаЦель: сформировать у учащихся представление о межнациональном мире и согласии на Кубани в...
Конспект открытого урока по кубановедению 10 класс. Раздел VII. «Духовные истоки Кубани». Тема урока: «Традиционные семейные ценности».
О традициооных ценностиях семьи на Кубани....
Урок технологии в 5 классе по теме "Вводный урок. Вводный инструктаж".
Первый урок в курсе уроков по технологии в 5 классе...