Преподобные Кирилл и Мария
проект по краеведению (6 класс) на тему

Работа посвящена 700-летию преподобного Сергия Радонежского (и его родителям).  К работе прилагается проект-презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kirill_novaya.doc397.5 КБ

Предварительный просмотр:

700-летию преподобного Сергия Радонежского посвящается.

Тема: преподобные Кирилл и Мария.

Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии, с нимже усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу

Тропарь преподобным

 Кириллу и Марии Радонежским,

родителям преподобного Сергия Радонежского

Боярин Кирилл, отец преподобного Сергия, происходил из старинного рода Симоновичей родоначальником  которого был один из потомков варяжского князя Африкана-Симон( Шимон).

  Уходя из отчего дома  в Россию, Симон взял с собой  возложенные на Крест, в знак особого почитания этой святыни, золотой  венец и пояс с золотом.

 В Киеве князь Всеволод с почестью принял Шимона, а преподобный  Антоний Киево-Печерский стал  его духовным  наставником. Благословляя его  на битву с печенегами, преподобный Антоний  сказал  пророческие слова: « Сын мой, многие из вас  падут от меча, ты же будешь спасен и положен в церкви, которая здесь создастся Это было в 1068 году.

   Потомки Симона переехали на северо-восток Руси в свите князя Юрия Владимировича Долгорукого. Так в жизни преподобного Сергия киевская  и ростовская традиции огранично сплелись  с традициями Москвы, становившейся духовным и политическим центром всех  русских земель.

   В начале 14 века(потомки Симона)  преподобные  Кирилл и Мария жили недалеко от Ростова Великого в селе  Варницы, где располагалось их поместье. В 1427 году  Ростовский архимандрит  Ефрем  основал здесь Троице- Сергиев Варницкий  мужской монастырь. Троицкий собор обитатели построен  на месте, где стоял дом святых Кирилла  и Марии. На территории  монастыря  сохранился колодец, из которого, по преданию, пили воду преподобные и их чада.

Жили знатные бояре  Кирилл и Мария  просто и без роскоши. Их домашний  быт был близок к крестьянскому  и в высшей степени  благочестив. Преподобные Кирилл  и Мария  воспитывали детей в смирении, целомудрии   и любви, понимая, что иначе нельзя стяжать  Небесное Царство, войти в  Божественную  семью. В житии  преподобных  особенно  отмечается их милосердие  и страннолюбие, которое было  увенчано  посещением их дома Ангелом  в образе старца. А их сына  Варфоломея  отличало неподдельное сочувствие ко всем страдающим, мужество и молитвенное  стояние  пред Богом, Который  слышит, любит и помогает.

  Варфоломей был вторым сыном Кирилла и Марии после Стефана. Перед его рождением  произошло чудо ,указавшее на еще  не родившегося  младенца  как на великого  пред Богом. Произошедшее  чудо было явным возвещением  того, что чадо  будет  истинным служителем Живоначальной Троицы.

  Когда у Кирилла  и Марии подрос третий сын Петр, они отдали сыновей учиться грамоте. Обучение детей в Древней Руси  основывалось на Законе Божием и чтении житий  святых. Стать грамотным означало не только приобрести знания, но, главное получить  ключ к разумению Божественного Писания,  поэтому  к выбору учителей подходили очень серьезно, обращая большое внимание  на их нравственный и духовный уровень.

           Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать, но как-то медленно и не прилежно. Учитель с большим старанием учил Варфоломея, но отрок не слушал его и не мог научиться, не похож он был на товарищей, учащихся с ним. За это часто бранили его родители, учитель же еще строже наказывал, а товарищи укоряли. Отрок втайне часто со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Дай мне выучить грамоту эту, научи ты меня и вразуми меня».

Однажды отец послал его искать лошадей, он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося. Отрок же, увидев его, сначала смиренно поклонился ему, затем приблизился и стал около него, ожидая, когда тот кончит молитву.

 И когда кончил молиться старец и посмотрел на отрока, увидел он духовным взором, что будет отрок сосудом избранным Святого Духа. Он обратился к Варфоломею, подозвал его к себе, и благословил его, и поцеловал его во имя Христа, и спросил его: «Что ищешь и чего хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для чего я отдан был учиться. Ныне скорбит душа моя, так как учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Ты же, святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте».

И ответил ему старец: «Если будешь верить, и больше этого увидишь. А о грамоте, чадо, не скорби: да будет известно тебе, что с сего дня дарует тебе Господь хорошее знание грамоты, знание большее, чем у братьев твоих и чем у сверстников твоих». И поучил его на пользу души.

Боярин Кирилл владел достаточным  по своему положению  состоянием, но из- за постоянных варварских набегов потерял почти все  свое имение  и в преклонных годах ему пришлось  покинуть ростовскую землю , с которой была  связана вся его жизнь.

                             

И как ни дорого было боярину Кириллу родное княжество,  он переехал  в Радонеж, потому что  возлагал надежду на князя московского, способного защитить святую Русь, которую он любил  и за которую более  всего болело его сердце. Во всех путях своих преподобные хранили душевный мир  и упование на Бога. В акафисте поется, что «пришедше в пределы  княжества  Московского, там прехвальнии Кирилл и Мария людей  своим благочестием удивили». А главное  в многотрудной  жизни  боярина Кирилла был семейный очаг.

Преподобный Сергий смог  совершить  свой подвиг отречения  от мира и стяжал созерцательную молитву,  не имея  опыта жизни о общежительном монастыре,  во многом благодаря  тому, что   этот опыт  он получил  в отчем доме. Все в нем служило  к утверждению в добродетели  и благочестии, что и является главным монашеским деланием, и игуменом  этого домашнего  монастыря был преподобный Кирилл.

                       

Основание монастыря, как принято считать, относится к началу XIV веква. В  некоторых работах называется конкретная дата – 1308 год. В дошедших до нас документах его называют монастырём «иже на Хоткове». Земли эти принадлежали московским князьям и входили в состав Радонежской волости.

Покровский монастырь был сначала смешанного типа. Первоначально здесь проживали старцы и старицы,  кельи их были расположены отдельно. В 1422 году состоялась канонизация преподобного Сергия Радонежского, именно с этого времени монастырь всё чаще упоминается с письменных источниках. В подтверждение можно привести слова Епифания Премудрого из  «Жития преподобного Сергия…», где говорится, что Кирилл и Мария

По старости лет боярин Кирилл больше не мог нести  службы, и эту обязанность принял  на себя  его старший сын Стефан, который к тому времени женился. Младший Петр также избрал супружескую жизнь, а Варфоломей желал принять  иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария  были усердными почитателями  монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением  своего намерения  до их смерти, чтобы упокоить  их старость. С великой любовью  согласился он еще  остаться  с ними, до времени томить  себя неисполненным желанием и сохранить повиновение родителям ,  а через это наследовать  из благословение , которым очень дорожил. Так раскрывается божественная премудрость: «Чти отца  твоего и матерь  твою, да благо  ти будет, и да долголетен будеши на земли.

В конце жизни преподобные Кирилл  и Мария пожелали  принять монашество. Находясь  в окружении любящего семейства,  обладая заново отстроенным поместьем, всеми  почитаемые, преподобные Кирилл и Мария  оставляют  всякое попечение  земное  и уходят  на жительство в Хотьков монастырь, где принимают монашеский постриг, чтобы навсегда  стать хранителями  и покровителями этой земли. Здесь проводили они последние дни  своей жизни в непрестанной  молитве  и богомысли. Немного ранее (около 1334 года) становится иноком  и овдовевший брат Варфоломея Стефан. Похоронив супругу в Покровском монастыре, он уже не пожелал возвратиться  в мир и вместе с братом послужил схимникам-родителям до их блаженной кончины, последовавшей в 1337 году.

http://images.icon-art.info/main/03000-03099/03089_hires.jpg 

Перед смертью святые Кирилл и Мария благословили Варфоломея  на иноческий подвиг иконами Божией Матери « Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца. Варфоломей  в течение сорока дней оставался в монастыре, молясь об упокоении своих  родителей и совершая дела милосердия  в их память.

                     

Предание говорит о том, что  преподобный Сергий  и впоследствии часто приходил  помолиться на могилах родителей « и всем чтущим его такой же обычай заповедал». Уже с середины  15 века  паломники, идущие в Троице-Сергиеву Лавру, прежде заходили Хотьковскии Покровский монастырь на поклонение пр.Кириллу и Марии. От скромного монастыря на Хотькове начал свое восхождение  в Горняя  преподобный Сергий , а с ним  и вся святая Русь, которая находилась под татаро-монгольским  игом. Великий Сергий  во множестве утеснений одержал победу над силами зла,  и сохранил  и преумножил в своем народе его главное сокровище- бессмертное Православие  в то время, когда силы народа были на исходе, и спас  народную душу от гибели.

   Настало время возрождения России. Не внешнее величие сделало  Русь святой, а повиновение Христу, не земная слава, а правда Божия, не стремление  к завоеваниям, а утверждение в любви в другим народам и молитвы  подвижников веры.

Слава преподобных  Кирилла и Марии особенно распространилась в 19 веке. Их память  совершалась в Лавре и в Хотьковском  монастыре 28 сентября  и 18 января ( по старому  стилю). У мощей Преподобных в Покровском соборе читалась Неусыпаемая Псалтырь  и служились панихиды.

  В 19 веке имена схимонаха Кирилла и  схимонахини Марии были  включены в списки  местночтимых  святых подвижников благочестия северо-восточной Руси. А 1981 году по благословению Святейшего Патриарха Московского  и всея Руси Пимена( 1971-1989) было установлено празднование собора Радонежских святых 6/19 )июля. Это событие  на следующий день после праздника в честь обретения  мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонах Кирилл и схимонахиня Мария находятся  в лике Собора Радонежских святых.

             

В 1992 году, когда праздновалось шестисотлетие со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви  3 апреля состоялось общецерковное прославление  схимонаха Кирилла  и схимонахини Марии. Канонизация  достойно  увенчала шестивековое почитание родителей  великого подвижника ,давших миру  образец святости  и христианского устроения семьи.

  Жития наших святых показывают  насколько важно первоначальное воспитание в добродетельной семье, ибо семья- самая драгоценная основа общества. Люди, возросшие в атмосфере доброй нравственности и целомудрия , научившиеся любить  своих родных , вносят свои прекрасные качества  и в общественную жизнь. Чувство Родины возникает  в недрах семьи, которая из поколения в поколение передает духовно-нравственную отечественную  традицию благоговейного почитания предков.

  В Хотьковской обители над ракой с чудотворными  мощами преподобных Кирилла и Марии ещё одна дорогая нам  реликвия- икона Сергиева рода, напоминающая  об устоях доброй христианской семьи, над которой  простирает свой Омофор  Царица Небесная. Этот  вдохновенный образ  соединяет  собой  земное время  и вечность , пространство земли в ограде  церкви и горный мир, Отечество Небесное  и Отечество земное. У гробницы благоверной четы предстоят  преподобный Сергий, его брат  и сподвижник  преподобный  Стефан с женой Анной, младший брат  Петр, с супругой Екатериной и внук преподобных- святитель Феодор,мощи которого почивают в Успенском соборе Ростовского Кремля. Эта икона является  зримой проповедью  торжества  взаимной любви  и духовного  единения  о зовет нас к благодатному миру  и святости.

Начиная с 1981, начались понемногу восстановительные работы. А в 1989 году Хотьковский Покровский монастырь был передан в ведение Московской Патриархии. Началось возрождение и  восстановление монастыря – древнейшей национальной святыни, частичной реставрации Главных его святынь – Покровского и Никольского храмов, возобновилась литургическая жизнь монастыря. С 1991 начинаются работы по рестоврации всей обители.

Радуйся, святых обителей Христовых

покров и снабдение…

Радуйся, богобоязненных иноков

И инокинь наставнице…

                        Акафист Пресвятой Богородице.
 

Крестный ход в связи 600-летем Хотьковского Покровского монастыря (008 год)

1992год был знаменательным для Хотьковской обители. В связи с 600-летием со дня преставления преподобного Сергия Радонежского Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, учитывая местное почитание родителей пр. Сергия, причислил их  к лику святых. В том же году решениеСвятого Синода о восстановлении монашеской жизни в древней Покровской обители ознаменовало начало нового, светлого периода её существования. Полным  ходом шла работа по восстановлению монастыря. Большую помощь оказывал святейший патриарх Алексий II, жители  Хотькова, учащиеся Абрамцевского художественно – промышленного училища. первый настоятель возрождающейся обители иеромонах Герман вспоминает: « К моменту моего приезда здесь уже начались труды прихожан по восстановлению Божией обители под руководством матушки Ксении».С 1993 года Хотьковский Покровский монастырь полноценно функционирует, являясь оплотом православной веры Подмосковной земли. К 1999 году полностью восстановлен Покровский храм. В 2000 году при монастыре открыт приют для девочек, сейчас в нём находится 60 воспитанниц.

               

Наша школа поддерживает связь с приютом Хотьковского монастыря. На базе монастыря проходила конференция, посвященная 700-летию Хотьковского Покровкого монастыря.

Хотьковский Покровский монастырь до 1918 года был одним из выдающихся центров православия России. Он был оплотом духовности русских людей. Безусловно,  важна его роль в истории и культуре нашей Родины и сегодня. Сюда на богомолье приезжали когда-то члены царской семьи, чьи пожертвования монастырю были поистине бесценны. Всегда  Покровский монастырь был оплотом православной веры в России. Когда пишешь об обители, вспоминаются такие стихотворные строки:

                           Прозванье дала себе каждая нация

                        В согласии с главой чертой:

                        Мудрая – Англия,

                        Прекрасная – Франция,

                        А Русь называлась Святой.

Именно Святой, потому что на нашей земле много православных церквей, в которых люди общались с Богом, молясь о здравии, процветании, благоразумии. Молитва в храме испокон веков давала силы людям, мудрость правителям. Православные богатыри всегда вставали на защиту русской земли, не думая о себе, о наживе, а переживая лишь за народ русский.                 

«Сейчас наступает такое время, когда каждый должен задуматься: правильно ли я живу, по совести ли поступаю,что я совершаю в пользу мира, добра и любви? Если мы сделаем такой же верный выбор, как преподобные Кирилл и Мария, воспитавште светильника и печальника земли Русской, то Господь подаст нам благоденствий процветание, научая нас преуспевать в правде, благочестии, вере, любви и надежде, укрепляя нашу жизнь духом святой православной веры.

        Да послужит наша святая обитель духовному благу и утешению всех, с верой и упованием сюда притекающих»

(Настоятельница Покровского  Хотьковского  монастыря игумения Олимпиада)

        Радонежский край – уголок земли, который вобрал в себя столько русской истории, он овеян и ратной славой, и божественной благодатью, и церковным смирением, и фантазией искусства. Здесь русский дух в каждой частице воздуха, в каждой излучине реки, в каждом холме, в каждом золоченом кресте, вознесшемся в небо. Я всем сердцем люблю свой город, трепетно отношусь к его истории. Горжусь тем, что Хотьково – одно из древнейших русских поселений, образовавшихся вокруг обители Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровский монастырь «на Хотькове» - один из древнейших в Подмосковье. Он стоит на пути в знаменитую Троице – Сергиеву  лавру. Это место паломничества к ракам святых, известных ростовских бояр Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского. Монастырь был построен на холме, с которого открывается великолепный на окрестности. Подножие холма огибает живописная речка Пажа, которая, протекая через Радонеж, впадает в реку Воря, в районе современного села Воздвиженского

        В 2008 году Хотьковский Покровский монастырь отметил 700 лет со дня основания. Сегодня это духовный и  культурный центр не только нашего города, но и всей России.

Я взяла эту тему потому  что мне важно знать о наших святых. Я хожу по земле, по которой ходили преподобный Кирилл и преподобная Мария.  Я живу в городе, который находится близ города Сергиева Посада – одно из главных достопримечательностей России. Первым руководителем и основателем был Сергий Радонежский, человек  оригинальный, могучего широкого   ума, наполняющий меня восторгом, невозможно не восторгаться такими людьми.

Использованная литература:

Хотьковский Покровский монастырь., 2008

Агеев Г.Е Хотьково // города Подмосковья. М., 1980

Дайн Г.Л. В пользу истории // «Вперед». Загорск, 1983, №24

Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Примудрым в 15 веке. СПб., 1885

Спирина Л.М Покровский монастырь в Хотькове. 1996

Спирина Л.М К истории Покровского монастыря в Хотькове,. 1983

Спирина Л.М Хотьково // история сел и деревень Подмосковья., 1992

Попов А.И Следы времен минувших. Л., 1981

Смирнов С. Покровский Хотьков девичий монастырь. М.,1885


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС «Мой край- Республика Марий Эл» посвященный ко Дню Республики Марий Эл

Обобщить знания детей о нашем крае, познакомить с бытом, культурой народа мари, формировать чувство ответственности за все живое, развивать логическое мышление...

Поздравляем!!!Кременную Марию и Вологину Марию!2 классы

Девочки приняли участие во всероссийском конкурсе Мy toy story...

Марий кугыжаныш йылме, 6 класс, Марий драме театрын пайремже

Тема: Марий кугыжаныш драме театрын лумгечыже. Anniversary of Mari State Dramatic TheatreТип урока: урок изучения нового материалаТехнология урока: педагогическая мастерская (урок ценностной ориентаци...

Музыка для короля Людовика XIV. Сочинения для двух виол придворного композитора Марена Маре (1686-1689 годы). Видеозапись Паоло Пандольфо и Амели Шеман.

Marin Marais (1656-1728). Premier livre de pièces à une et à deux violes (Paris, 1686-1689). Фрагменты.Концерт в рамках фестиваля Earlymusic-2015. Санкт-Петербург. Яани кирик. 01.10.2015. Marin M...

Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»

Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ум...

Внеклассное мероприятие "О святом преподобном Кирилле Челмогорском"

Это внеклассное мероприятие посвящено памяти святого преподобного Кирилла Челмогорского, который подвизался в молитвенном подвиге на территории Каргопольского района Архангельской области. Его можно и...

Марий литератур.11 класс.Альбертина Иванова - марий сылнымутчо.

Альбертина Иванован илыш да творческий корныжо презентаций гоч ончыкталтеш: кушто, кунам шочын. Печатлалт лекше книгаже-влак дене палдарымаш....