50 огненных дней и ночей
методическая разработка по краеведению по теме
Предварительный просмотр:
Заседание клуба «Гражданин»: «50 огненных дней и ночей», посвященный 70- летию со дня победы в Курской битве.
Автор: Надежда Ермиловна Чикурова, учитель географии, руководитель историко-этнографического музея МБОУ ООШ с. Зипуново.
Цель: формирование учащимися гражданской компетентности.
Задачи: Развивать гражданские качества личности
1. Духовно-нравственные
2. Морально-волевые
3. Когнитивно- ценностные
4. Способствовать формированию осознания своих прав и обязанностей, перед обществом, готовность к их исполнению.
На фоне презентации «50 огненных дней и ночей» выступают участники мероприятия.
Ведущий
После зимних ожесточенных сражений весной 1943 г. на советско-германском фронте наступило относительное затишье. Обе стороны подтягивали резервы, готовясь к решающим летним боям.
Германское руководство, проведя еще одну тотальную мобилизацию, давшую армии 2 млн. новых солдат, приняло решение провести большое летнее наступление на одном из участков Восточного фронта и добиться перелома в свою пользу. Для решающего наступления был выбран участок Курской дуги. Немецкое командование рассчитывало ударами с севера, из района Орла, и с юга , из района Белгорода, окружить и уничтожить войска Центрального и Воронежского фронтов, и в случае успеха, предпринять наступление на Москву. К операции, получившей кодовое название «Цитадель», велась тщательная подготовка.
Слайд №2 Наступление на Курской дуге
Слайд №3
Выступление учащихся.
Когда была Курская битва?
50 дней, с 5 июля по 23 августа 1943 г., продолжалась Курская битва – одна из величайших битв второй мировой войны. Более 4млн. человек было вовлечено в это сражение с обеих сторон. В боях на Курской дуге принимало участие свыше 69 тыс. орудий и минометов, более13тыс.танков и самоходных орудий, до 12 тыс . боевых самолетов. Здесь развернулись невиданные до тех пор танковые и воздушные сражения.
Слайд №4
Каким образом выглядел фронт?
Выступ в районе Курска образовался в результате ожесточенных боев зимой и ранней весной 1943 г. Он имел большое стратегическое значение: здесь были сосредоточены крупные силы Советской Армии. Из района выступа представлялась возможность кратчайшим путем нанести удары по флангам и тылам вражеских группировок. Учитывая важное стратегическое значение Курского выступа, немецко-фашистское командование решило провести операцию по его ликвидации и разгрому советских войск, занимавших выступ, надеясь вернуть утраченную условное стратегическую инициативу, добиться изменения хода войны в свою пользу. Был разработан план наступательной операции, получивший условное название Цитадель.
Слайд№5
Как к этой операции подготовились немецкие войска?
Для осуществления этой операции фашисты сосредоточили 50 дивизий (в том числе 16 танковых и моторизированных), всего свыше 900 тыс. человек, до 10 тыс. орудий и минометов, около 2,7 тыс. танков и штурмовых орудий и свыше 2 тыс. самолетов. Кроме того, к флангам ударных группировок примыкало около 20 дивизий. Немецко-фашистское командование возлагало большие надежды на внезапное применение новых тяжелых танков Тигр и Пантера, штурмовых орудий Фердинанд, истребителей Фокке- Вульф-190 А и штурмовиков Хеншель-129.
Планом операции намечалось внезапными сходящимися ударами в общем направлении на Курск окружить и уничтожить советские войска, находящиеся на выступе и, в случае успеха, провести операцию Пантера по разгрому войск Юга-Западного фронта. Затем предусматривалась возможность развить удар в глубокий тыл центральной группировки советских войск и создания угрозы Москве.
Кто командовал фронтом?
Курский выступ занимали войска двух советских фронтов: Центрального (командующий генерал армии К. К. Рокоссовский) и Воронежского (командующий генерал армии Н.Ф Ватутин), в составе которых было: свыше 1 300 тыс. человек, более 19 тыс. орудий и минометов свыше 3,4 тыс. танков и самоходно артиллерийских установок, свыше 2,9 тыс. самолетов. Восточнее Курска сосредоточился в резерве Ставки готовый как к обороне, так и к наступлению Степной военный округ, переименованный 9 июля в Степной фронт (командующий генерал полковник И. С. Конев), который имел 573 тыс. человек , 7,4тыс. орудий и минометов, более 1,5тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, до 400 боевых самолетов.
Как наша армия была готова к контрнаступлению?
К летне - осенней кампании Советская Армия имела все необходимое для перехода в наступление. Она превосходила врага в личном составе, почти в 2 раза в орудиях и минометах, в 1,7 раза в танках и самоходно-артиллерийских установках. Ставка Верховного Главнокомандования, своевременно определив направление главного удара противника, приняла решение временно перейти к преднамеренной обороне на заранее подготовленных рубежах, в ходе которой обескровить ударные группировки немецко-фашистских войск, а затем перейти в контрнаступление и завершить их разгром.
Кто создавал оборонительные рубежи?
В течение апреля-июня на Курском выступе было создано 8 оборонительных рубежей общей глубиной до 300 км. Было отрыто около 10 тыс. км траншей и ходов сообщения, на наиболее опасных направлениях было установлено 700 км проволочных заграждений, построено 2 тыс. км дополнительных и параллельных дорог, восстановлено и построено заново 686 мостов. Сотни тысяч жителей Курской, Орловской, Воронежской и Харьковской областей участвовали в строительстве оборонительных рубежей. 313 тыс. вагонов с боевой техникой, резервами и снабженческими грузами было доставлено войскам.
Ведущий: Среди нас вряд ли найдется человек, который ничего не слышал о славном боевом пути Уральского добровольческого танкового корпуса, получившим боевое крещение 17.07.1943г
Каковы итоги Курской битвы? Что можете сказать о советской и немецкой технике? Учитель истории, в 1979 г. служил в Гвардейской Витебской трижды орденоносной танковой дивизии. Рассказ о службе в армии, об устройстве танка, о немецких и советских танках. Курская битва-один из важнейших этапов на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией. Провал летнего наступления вермахта навсегда похоронил созданный фашистской пропагандой миф о «сезонности» советской стратегии о том, что Советская Армия может наступать только зимой. Победой под Курском и выходом советских войск к Днепру завершился коренной перелом в ходе войны.
Попова Аня: Мы с краеведами обратились к Книге Памяти с целью поиска участников Курской дуги. В ходе анализа содержания Книги Памяти мы узнали, что Дубов Иван Васильевич участвовал в боях на Курской дуге и он является полным кавалером ордена Славы.
Чернавина Настя: Мы с ребятами побывали в музее Марковской школы, которая носит имя Дубова Ивана Васильевича кавалера трех орденов Славы.
Мерзлякова Катя: В ходе работы со СМИ, мы узнали, что Михаил Федорович Чижов, житель с. Альняш участвовал в битве на Курской дуге. И 23 ноября 2013 года Михаил Федорович Чижов отметил свой 90-летний юбилей.
- Ветеран Великой Отечественной войны.
- Дошел до Берлина.
- Воевал под Сталинградом.
- Участвовал в битве на Курской дуге и Корсунь-Шевченском сражении.
- Кавалер многих орденов и медалей.
Ведущий: В ходе сражения на Курской дуге немецкая армия потерпела поражение, после которого она уже не сумела оправиться. Если битва под Сталинградом предвещала закат немецкой армии, то сражение на Курской дуге поставило ее перед катастрофой. А мы гордимся нашими земляками-участниками Огненной дуги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия "200 дней и ночей Сталинграда"
Сценарий мерпориятия, посвященного Сталинградской битве....
900 дней и ночей
Внеклассное мероприятие посвящённое Великой Победе...
900 дней и ночей
Внеклассное мероприятие посвящённое Великой Победе...
Классный час "200 дней и ночей Сталинграда"
Внеклассное мероприятие для учащихся 2-9 классов, посвященное 70-летней годовщине Сталинградской битвы...
Сталинградская битва - 200 дней и ночей
В этом году - 70 лет со дня Сталинградского сражения во время ВОВ. При изучении темы "Поволжье"( география 9 класс) много об этом говорили и провели внеклассное мероприятие для учащихся начальны...
"200 дней и ночей Сталинграда"
Презентация к внеклассному мероприятию...
Сталинград. 200 дней и ночей
Интегрированный урок литературы...