Сценарий урока мужества « Путешествие по памятным местам Краснодарского края в годы Великой Отечественной войны»
материал

Халина Анастасия Ивановна

Цель мероприятия: Познакомить учащихся объединения «НИКА» (спортивная акробатика)  с памятными местами Краснодарского края в годы Великой    Отечественной  войны.

Задачи мероприятия:

- воспитывать уважение к героическому прошлому родного города, родной станицы и края;

-  воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу-готовности стать на защиту мира, уважение к русской истории.

Планируемые результаты:

Предметные (знания, умения, представления): учащиеся смогут объяснить понятия «подвиг», «героизм», «патриотизм»; назвать основные события из жизни и боевого пути участников Великой Отечественной войны;

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Познавательные: формирование и развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор и структурирование информации; 

Регулятивные: постановка цели, задач, планирование учебной работы, осуществление самоконтроля, 

Коммуникативные: формирование и развитие умения работать в группах, устно и письменно выражать свои мысли.

Личностные (личностные УУД): формирование гражданско-патриотических качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_muzhestva.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока мужества

« Путешествие по памятным местам Краснодарского края в годы Великой Отечественной войны»

Цель мероприятия: Познакомить учащихся объединения «НИКА» (спортивная акробатика)  с памятными местами Краснодарского края в годы Великой    Отечественной  войны.

Задачи мероприятия:

- воспитывать уважение к героическому прошлому родного города, родной станицы и края;

-  воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу-готовности стать на защиту мира, уважение к русской истории. 

Планируемые результаты:

Предметные (знания, умения, представления): учащиеся смогут объяснить понятия «подвиг», «героизм», «патриотизм»; назвать основные события из жизни и боевого пути участников Великой Отечественной войны;

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Познавательные: формирование и развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор и структурирование информации; 

Регулятивные: постановка цели, задач, планирование учебной работы, осуществление самоконтроля, 

Коммуникативные: формирование и развитие умения работать в группах, устно и письменно выражать свои мысли.

Личностные (личностные УУД): формирование гражданско-патриотических качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Вступительное слово  педагога: (Слайд 1)

       Много лет прошло с того дня, когда наша страна была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Памяти обо всех и  каждом, кто одержал победу над врагом, мы посвящаем наше мероприятие.

(Слайд 2)

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А, немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

( Звучит вой сирены, разрывы бомб) (Слайд 4)

           Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены.

(Слайд 5)  И сквозь оглушительный вой и рёв яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. «Война!» - крикнул кто-то. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут.

(Звучит песня «Священная война») (Слайд 6)

Учащаяся:

Пламя ударило в небо-

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь!» Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: Я или Родина.

Самое лучшее и дорогое – Родина!

Горе твоё – это наше горе, Родина.

Педагог:  Каждому жителю Кубани предстояло встать на защиту Родины. (Слайд 7)

      В ходе войны Кубань побывала прифронтовой полосой, театром военных действий и зоной оккупации. И везде кубанцы проявляли героизм и высокий патриотизм, стойкость и самопожертвование.

       Летом 1942 года фашистские захватчики предприняли мощное наступление в излучине Дона и на Сталинград. В это же время враг направил удар на Кавказ. Гитлеровское командование планировало овладеть нефтью Кавказа, хлебом Дона и Кубани и тем самым экономически обеспечить себе дальнейшее ведение войны.            

Итак, начинаем наше заочное путешествие по памятным местам  края. И первая остановка в Новороссийске, здесь  вы познакомитесь с нелегкой, героической и яркой судьбой города-труженика, города-героя, нареченного именем России, надежного стража ее границ. (Слайд 9)

Учащаяся: Турками был ты когда-то основан 
У Черного моря, город портовый. 

Стойко сражался ты в годы войны, 
Путь к Закавказью врагу преградив. 
Твой ратный подвиг страной оценен, 
Носишь ты званье «Город-Герой».

Учащаяся 1: (Слайд 10) С первых дней Великой Отечественной войны город стал ареной жестоких сражений. Немецкое командование, учитывая стратегическое значение Новороссийска, безостановочно бомбило город. Он стал непреступной крепостью на пути войск захватчиков, рвавшихся на Кавказ. Осенью 1942 г. немцы вышли к берегам Цемесской бухты, захватили город и подошли к цементному заводу «Октябрь». Дальше им пройти не удалось. Более того, ни один немецкий корабль за время боёв не смог встать на причал в Цемесской бухте.

Оборона Новороссийска, героическая 225-дневная эпопея защитников легендарной Малой Земли, отчаянный десант и освобождение города 16 сентября 1943 г. стали ключевыми военными операциями в битве за Кавказ. За время боёв Новороссийск был разрушен до основания. Трудно было себе представить, что груда дымящегося искорёженного бетона ещё год назад была цветущим уютным городом... (Слайд 11)

Учащаяся 2:  Перед вами  Малая Земля и Галерея боевой Славы на Малой Земле, напоминающая нос корабля, ворвавшегося на сушу в невиданном броске; (Слайд 12) памятник-ансамбль «Линия обороны» на Новороссийском Сухумском шоссе; (Слайд13) знаменитый пульмановский железнодорожный вагон, изрешеченный пулями и снарядами, который четко обозначил границу, дальше которой врагу не удалось сделать ни шагу, (Слайд 14) «Долину смерти» по этой долине осуществлялось обеспечение левого фланга войск Малой земли боеприпасами, продовольствием  и всем необходимым для жизни. Здесь находились единственные источники питьевой воды; перед вами девять стел, рассказывающих о самых кровопролитных боях девяти апрельских дней 1943 года, смотровая площадка, карта-макет боев в «Долине смерти»,  а сейчас перед вами памятник «Дерево-взрыв», он выполнен из крупных осколков и целых болванок снарядов, мин и авиабомб. Его вес-1250кг, столько, сколько этого смертоносного металла обрушил враг на каждого советского воина за 225 дней героической обороны Малой земли. (Слайд 15)

Учащаяся 3:

Новороссийск – он город славы!
Победы отпечаток здесь.
Следы войны остались с нами
И голос тех далёких лет…
Когда здесь люди умирали
И защищали честь свою, 
Мы скажем им – «Навеки Слава!»
Мы помним всех погибших в том бою.
Всё то, что сделали для нас Вы
Забыть нельзя никак. 
Вы наши жизни отстояли
И это не пустяк!

Педагог: Наше путешествие продолжается и мы приближаемся в Темрюк, (Слайд 16) где был завершен разгром «Голубой линии» (последнего и самого мощного укрепления фашистов на Кубани, разгрому которой особое значение придавал Г. К. Жуков). (Слайд 17)

Учащаяся 4: 

Она пролегла посреди войны,

От Малой земли до Азовской волны.

По рекам, по ерикам и по лиманам,

По плавням, поросшим густым камышом,

Она протянулась в дымах и туманах

Последним на Юге фашистским щитом.

Пытаясь, Кавказ удержать за собой,

Фашисты цеплялись за каждую сопку,

И линию эту с надеждой особой

Фон Клейст вдохновенно назвал «Голубой».

Но красными стали кубанские реки

Погибнув стократ и воскреснув стократ,

Прошел все преграды советский Солдат.

И слава над ним засияла навеки.

 Учащаяся 5:         (Слайд 18)  На вершине горы  Миска — бывшего грязевого вулкана — расположен музей «Военная горка»,  где можно с интересом рассмотреть образцы военной техники времен ВОВ.       (Слайд 19)  Мы с вами плавно перемещаемся в наш родной город Тимашевск в гости к  легендарной семье Степановых, кто не знает о подвиге русской матери Степановой Епистинии Федоровны (Слайд 20) и ее девяти сыновей, которые грудью стали на защиту Родины. (Слайд 21) Ее старший сын Александр погиб в годы гражданской войны. В боях на Халкин-Голе в 1939 г. был убит Федор. В годы Великой Отечественной войны на фронтах, в фашистских застенках, в партизанском отряде погибли Василий, Иван, Илья, Филипп, Александр. Самому младшему Александру за подвиг при форсировании Днепра в 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. Павел пропал без вести. Получила мать похоронку и на Николая. Однако вернувшись с фронта, через некоторое время он умер от полученных на войне ран. Годами ждала Епистиния Федоровна с войны сыновей, но они не вернулись. (Слайд 22) В 1975 г. в Тимашевске был открыт музей, а через семь лет на хуторе  1-го Мая состоялось открытие мемориального Дома-музея семьи Степановых. Здесь мать в фотографиях собрала под одной крышей всех своих детей. В музее хранится то, что долгие годы так берегла она — письма сыновей с фронта, баян, скрипку, на которых они играли, тетрадь со стихами Павла, ноты, написанные рукой Василия... (Слайд 23)

Учащаяся 6:         

На больших руках усталой матери

Умирал её последний сын.

Полевые ветры тихо гладили

Серебристый лен его седин.

Гимнастёрка с воротом распахнутым

Задубела пятнами на нём.

Из тяжелых ран

В сырую пахоту

Опадала кровь его огнём.

— Я ль тебя, сыночек, не лелеяла,

Я ль тебя, родной, не берегла?..

Ясны очи,

Кудри эти белые,

Силу богатырскую дала.

Думала — сойдутся в жизни праздники…

Ты последней радостью мне был!

А теперь твои закрылись глазоньки,

Белый свет в ресницах

Стал не мил. —

Увидав её слезинку грустную,

Обступили мать среди полей

Девять бед, разбивших сердце русское,

Девять павших в битве сыновей.

Стыли танки, громом раскурочены,

Заступали кони повода.

...Встала мать в селе на главной площади

И окаменела навсегда

Педагог: Путешествуя по памятным местам нашего края, нельзя не рассказать о  так называемой Кубанской Хатыни. (Слайд 24-25) В конце 20-х годов XX столетия в предгорьях Западного Кавказа, в бывшем Ярославском районе был построен лесопильный завод. Рядом вырос поселок Михизеева Поляна. Летом 1941 г. пришла война. Многие мужчины поселка пошли защищать Родину. Остались женщины, старики и дети. Осенью 1942 г., во время оккупации Кубани в Махошевских лесах дислоцировались партизанские отряды, которым помогали местные жители. Для ликвидации партизан в район Михизеевой Поляны был направлен карательный отряд, но партизаны скрылись в глубине лесов. В ответ на это фашисты и изменники Родины — полицаи — учинили расправу. Утром 13 ноября 1942 г. немцы окружили поселок и погнали всех местных жителей, в том числе больных стариков и детей, на лесную опушку. Все люди были разбиты на несколько групп. Отдельную группу мужчин отвели в сторону и приказали им рыть яму, после чего расстреляли. Раздетых женщин и детей расстреливали прямо на поляне. По воспоминаниям оставшихся в живых очевидцев, живых докалывали штыками, а маленьких детей брали за ноги и головой били об деревья. Всего было расстреляно 207 человек: 20 мужчин, 72 женщины и 115 детей. Казнь мирного населения не была связана с военными действиями, а была актом возмездия за действия партизан. (Слайд 26)

Учащаяся 7:         

Не сможем никогда простить,
Не в силах это позабыть:
Стоял поселок – нет его,
И не осталось никого

Всех женщин, стариков, детей
Вели фашисты на расстрел.
Земли незаживающая рана –
Поселок Михизеева Поляна.

Я не хочу, чтоб это повторилось
В любом другом краю, другом селе
Хочу, чтоб небо мирным оставалось,
Чтоб навсегда был путь закрыт войне!

Учащаяся 7:         

       (Слайд27) Жители нашего Тимашевского района, как и всего нашего края, испытали на себе все тяготы войны, горечь утрат и радость Победы. И мы не можем не посетить памятные места нашего района.  200 бойцов-добровольцев было в истребительном батальоне, сформированном в станице Тимашевской в июле-августе 1941 года.  В ноябре-декабре тимашевские железнодорожники построили по своей инициативе бронепоезд «Смерть немецким оккупантам». 158 млн. рублей — в такую сумму был оценен материальный ущерб за время пребывания в районе оккупантов. Были разрушены ж/д станция, лубяной и молочный заводы, паровозное депо, райпищекомбинат. Взорваны здания редакции районной газеты, кинотеатра, райпищепромкомбината, дамба. 108 жилых домов было уничтожено, 4 библиотеки, 13 клубов, 2 кинотеатра. Разорено 39 скотных дворов, 36 конюшен, из 6606 лошадей осталось менее 2000, из 9250 коров — 1270. Совсем не осталось свиней, птицы. Район был оккупирован с 6 августа 1942 года по 12 февраля 1943-го.  (Слайд28)  В станице Тимашевской в феврале 1943 г. На улицах было сооружено 189 дзотов, выкопаны окопы. Много разной боевой техники. Она была опоясана проволочными заграждениями. На Новокорсунскую… На ее северные и южные окраины с 3 по 10 февраля 1943 года было предпринято пять атак. Бои были тяжелыми и кровопролитными. Потери под станицей — более 400 человек убитыми и ранеными. По воспоминаниям роговчан-старожилов, немцы перед уходом из станицы расстреляли две группы наших разведчиков. Одну из пяти азербайджанцев (двое из них были с простреленными ногами) — из станкового пулемета у кладбища за несколько дней до ухода. Другую группу, из пяти-семи человек, в ночь с 10 на 11 февраля 1943 года перестреляли в поле на краю станицы Новоджерелиевской, причем одного разведчика, обнаружив в середине дня живым, облили бензином и сожгли. За годы Великой Отечественной войны с тимашевской земли на фронт ушли более 12 тысяч человек, 9 тысяч не вернулись в родные дома.  Отдавая им дань памяти, благодарные потомки возвели Мемориальный сквер, музей семьи Степановых. В их честь горит Вечный огонь и стоят в Почетном карауле правнуки солдат-Победителей.  (Слайд 29)

      (Слайд30)

Вот, я подошла к огню, 
Прислушиваюсь я к сердцу своему, 
И проникаю я в историю тех лет
Когда был слышен автомат и пистолет.
Я вспоминаю бабушки рассказы, 
Про воинскую должность и приказы.
И про войну Вторую мировую, 
И про погибших в пору трудовую.
Вот вдруг перемешалось все во мне-
«Победа!»- я сказал себе.
И в память об умерших на войне,
Солдат, кладу цветы тебе!

Педагог:  Прошу всех встать.

Всего одна минута тишины,
Бесстрастные удары метронома..
А,  кто-то проживает в этот миг
От сорок первого до нынешнего года. (Звучит метроном)

(Слайд 31)  

Рефлексия

А сейчас, я хочу, чтобы и вы написали письма участникам войны. Им очень хочется узнать, кому в наследство досталась их победа, о чём вы, их правнуки, думаете и мечтаете.

 -Я сегодня узнал, что…

-Я подумал о…

-Я стал более уверен в том, что…

-Я понял, что…

-Я испытывал чувства, настроение...

 Педагог: Ребята, я верю, что наш сегодняшний урок  Мужества вызвал у вас желание как можно больше узнать о своих родных, участниках Великой Отечественной войны. Следующую нашу встречу, мы посвятим тем материалам, которые вам удастся собрать. Побеседуйте со своими родителями, просмотрите альбомы семейных фотографий, я думаю, что у каждого из вас подберётся много очень интересных и ценных исторических находок.

(Дети исполняют песню «О той весне»)
О той весне.
Слова и музыка Елены Плотниковой.
Кино идет –
Воюет взвод.
Далёкий год
На пленке старой.
Нелегкий путь –
Ещё чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.

Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Ее согреем!

Припев:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Наш край в годы Великой Отечественной войны"

Подробный план-конспект интегрированого урока  о Самарской области в годы Великой Отечественной войны....

Методический материал к теме: Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 9 класс

Методический материал к теме: Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 9 класс. Воздушные сражения над Кубанью....

Методический материал к теме: Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 9 класс. Голубая линия

Методический материал к теме: Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 9 класс. Голубая линия....

Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны

Классный час посвящён  событиям Великой Отечественной войны и участию в ней наших земляков - кубанцев....

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Сценарий проведения историко-краеведческого квеста «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

В ходе квеста командам предстоит выполнить 6 «Боевых» заданий и повторить подвиг разведчиков.За каждое верно выполненное задание команда получает букву. В итоге из букв нужно сложить слово...