Программа курса «История Донского края»
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Хачатурян Наталья Михайловна

Региональный курс по истории Донского края для учащихся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_istoriya_donskogo_kraya.docx67.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Екатериновская сош

Программа курса «История Донского  края»

Региональный курс для учащихся 5-9 классов. Автор программы: учитель истории и обществознания Хачатурян Наталья Михайловна.

2012г.


Пояснительная записка.

       Региональный компонент  государственного стандарта общего образования по истории (История Донского края) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского  образования на период до 2010 года, Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Законом Ростовской области «Об образовании».

      Региональный компонент государственного стандарта общего образования (История Донского  края) разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования и обеспечивает:

  • деятельностный характер образования, направленность содержания  образования на формирование общих учебных умений и навыков, познавательной культуры личности;
  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования;
  • формирование ключевых компетенций учащихся; 
  • обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса;
  • усиление роли истории  как дисциплины, обеспечивающей успешную социализацию учащихся.

    Базовыми основаниями формирования регионального компонента государственного стандарта общего образования являются:

  • целостность содержания образования, органичность включения регионального компонента в базовый курс истории, обеспечение преемственности между ступенями образования;
  • научность;
  • типичность включенного регионального исторического материала;
  • комплексность в раскрытии исторического материала;
  • ориентация на практический, деятельностный, личностный подход к формированию ключевых компетенций учащихся средствами содержания образования;
  • сохранение альтернативности в подаче исторического материала;
  • аксиологическая направленность.

   Целями реализации регионального компонента по истории Донского края являются:

  • воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего  ее историю, культуру, национальные   традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
  • формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области.

Задачи реализации регионального компонента по истории Донского края:

  • дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
  • сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих Донской край, для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
  • обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения;
  • способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области;
  • помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
  • пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
  • развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;
  • развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;
  • создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры;
  • формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.

Основная школа

5-й класс

 

История Древнего мира

 

История Донского края в древности

6-й класс

 

История средних веков. История России

История Донского края в средневековье

7-й класс

Новая история (1-я часть). История России

История Донского края в XVII – XVIII веках

8-й класс

Новая история (2-я часть). История России

История Донского края в XIX веке

9-й класс

Новейшая история. История России. XX век

История Донского края в XX веке

Донской край в древности.

     Донской край в трудах выдающихся ученых древности и средневековья. Археологические памятники Ростовской области как  вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис».

      Первобытные племена на территории Дона. Киммерийцы. Скифо-сарматская эпоха. Греки. Танаис. Занятия, культура, быт, верования.

      Великое переселение народов. Готы в Приазовье. Гуннское нашествие.

      Дон в эпоху раннего средневековья.

      Смена населения. Хазары. Саркел. Разгром Хазарии. Славяне на Дону. Белая Вежа.

Донской край в X – XV веках.

     Печенеги и половцы. Взаимодействие славян с миром кочевников. Монголо-татары на Дону. Золотоордынский Азак и генуэзско - венецианская Тана – центры ремесла и торговли.

Донской край в XVI веке.

     Дикое поле. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков. Первые казачьи столицы. Казачье самоуправление. Отношение казачества с Московским царством.

     Участие казаков во взятии Казани и Астрахани. Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича. Борьба казаков с Крымским ханством.

     Хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции населения края в XVI веке.

Донской край в XVII веке.

     Оформление социального статуса казачества, его прав, привилегий и обязанностей службы в XVII веке.

     Участие казаков в событиях Смутного времени.

     Боевые действия Войска Донского против Турции и Крыма. Азовское осадное сидение.

     Социальные движения. Степан Разин.

     Культура донского казачества в XVII веке. Православная церковь и казачество.

Донской край в XVIII веке.

     Изменение взаимоотношений центральной власти с казачеством при Петре I: ликвидация казачьих вольностей и прав. Восстание под предводительством Кондратия Булавина. Судьба казаков-некрасовцев.

     Участие донских казаков в Азовских походах Петра I, Северной войне.

     Присоединение Приазовья к России и его освоение в середине XVIII века. Неказачье население. Приток русских и украинских крестьян. Занятия, промыслы, торговля донского населения. Черкасские ярмарки. Основание Темерницкой таможни, крепости Св. Дмитрия Ростовского. Включение в состав Войска Донского калмыков, их культурные отличия.

     Участие Войска Донского в войнах Российской империи в XVIII веке. Военное искусство казаков. Система управления Войском Донским. Атаманы Д.Е. и С.Д.Ефремовы, И.М.Краснощеков. Донской край при Екатерине II. Превращение казачества в замкнутое военное сословие.

     Е. Пугачев. Переселение из Крыма на Дон греков и армян. Занятия, быт, традиции, обычаи и верования народов, переселившихся на Дон.

     Восстание донских казаков в 1792-1794 годах. Распространение норм крепостного права на донских крестьян. Появление казачьего дворянства.

     Культура края в XVIII веке. Старочеркасский музей – заповедник.

     Родной город (станица, село) в XVIII веке.

Донской край в XIX веке.

     Перенос столицы Войска Донского из Старочеркасска в Новочеркасск. Система управления Войском Донским.

     Донские казаки в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. М.И.Платов. Дело братьев Грузиновых. В.Д.Сухоруков и декабристы. Хозяйство Дона в дореформенный период. Земледелие, скотоводство, коневодство, промыслы, торговля.

     Участие донских казаков в Кавказской войне.

     Генерал Я.П.Бакланов. Дон в период Крымской войны. Операции в Приазовье. Участие казаков в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

     Особенности реформ 1860-70-х годов на Дону. Экономика края в пореформенный период: промышленность, товарное земледелие, банковской дело. Население края, его этнический и социальный состав. Ростов, Нахичевань-на-Дону, Азов, Таганрог, Новочеркасск – важнейшие культурные и торговые центры юга России.

     Общественно-политическая жизнь и культура Донского края в XIX веке. Образование, просвещение, медицина, искусство, религия. Духовные святыни Дона.

     Выдающиеся земляки XVIII-XIX веков.

     Мой родной город (станица, село) в XIX веке.

Донской край в XX веке.

     Хозяйственное развитие и система управления Области Войска Донского в начале XX века. Донские казаки в русско-японской войне. Революция 1905-1907 годов на Дону. Рабочее движение, волнения крестьян. Казачество в период революции.

     Развитие культуры края в начале XX века.

     Участие донских казаков в Первой мировой войне. Революция 1917 года на Дону. А.М.Каледин. Ф.М.Подтелков, М.В.Кривошлыков. Образование Донской Советской республики. П.Н.Краснов. Гражданская война на Дону. Трагедия казачества. Гражданская война. Трагедия казачества. Вешенское восстание. Разгром белоказачьих формирований, победа Советской власти.

     Административно-территориальные преобразования в крае. НЭП, индустриализация на Дону, строительство Ростсельмаша, «Шахтинское дело» 1928 года. Коллективизация на Дону. Репрессии.

     Образование Ростовской области. Развитие образования, культуры.

     Донской край в Великой Отечественной войне. Битва за Ростов и Северный Кавказ. Миус – фронт. Боевой путь воинских частей, сформированных на Дону. Подвиги советских солдат на Донской земле.

     Участие донских казаков - эмигрантов во Второй мировой войне.

     Мой город (село, станица) в годы войны. Наши земляки – герои Великой Отечественной войны.

    Послевоенный период (1945-1985 годы). Тенденции и противоречия развития. Строительство Волго-Донского канала. Создание новых индустриальных центров в Б.Калитве, Новочеркасске, Каменске, Азове, Цимлянске. Новочеркасская трагедия 1962 года. 

     Строительство Аттомаша  и Ростовской АЭС. Замедление темпов развития народного хозяйства. Рост застойных явлений, особенности их проявления в Ростовской области. Культурное развитие области в послевоенный период.

     Перестроечный период на Дону (1985-1991 годы). Экономическая и политическая ситуация. Трудности перехода к рыночным отношениям. Место Ростовской области в хозяйственной и культурной жизни страны.

     Донской край в конце XX – начале XXI веков (1991-2004 годы): проблемы возрождения казачества, казачье зарубежье. Становление представительной и исполнительной власти на Дону. Символика Ростовской области. Политика администрации Ростовской области.

   Дон многонациональный и поликонфессиональный.

   Основные показатели развития промышленности и сельского хозяйства области. Проблемы развития социальной сферы. Наука, культура, спорт.

     Выдающиеся земляки XX века. Ростов-на-Дону – центр Южного Федерального округа.

     Мой город (село, станица), моя семья в истории края XX века.

Знать и уметь.

 

В результате изучения регионального компонента по Истории Донского края учащиеся должны:

знать/понимать:

  • место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие истории Донского края; 
  • последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;
  • даты и содержание важнейших событий истории края, в том числе связанные с формированием многонационального состава Донского края;
  • гипотезы о происхождении донского казачества;
  • казачье заселение Нижнего и Верхнего Дона, первые казачьи городки и столицы, физический облик, социальный и этнический состав, основные занятия и быт донских казаков в XVI веке, первые письменные упоминания о донских казаках, Войске Донском;
  • участие донских казаков в основных социальных движениях XVII – XVIII веков в России и на Дону;
  • причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;
  • основные факты участия Войска Донского в войнах Российской империи XVIII – XIX веков, военное искусство казаков;
  • даты важнейших событий истории края XX веке;
  • факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области;
  • административно-территориальные изменения на Дону, произошедшие в XX веке;
  • основные проблемы и суть процессов возрождения казачества на Дону;
  • особенности политики региональных органов власти, местного самоуправления и общественных движений в 1990-2000 годах;
  • символику Ростовской области: герб, флаг, гимн.

уметь:

  • использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в процессе изучения курсов всемирной, отечественной истории, истории Донского края для характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Ростовской области;
  • анализировать историческую карту, показывать на карте:

а) стоянки, поселения древнейших жителей края;

б) известные города и крепости древности и  средневековья (Танаис, Саркел, Азак, Тана);

в) территорию Войска Донского, крупнейшие центры торговли, помыслов, промышленного производства;

г) территорию Ростовской области, Южного Федерального округа;

  • описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен до современности, их занятия, облик, обычаи;
  • объяснять значение основных понятий;
  • приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края;
  • давать характеристику социально-экономического развития края в XVIII – XIX веках;
  • выделять отличительные черты реформ 1860-70-х годов в Области Войска Донского;
  • определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории;
  • описывать наиболее яркие памятники культуры края, высказывать суждения о них;
  • рассказывать о событиях революций 1905-1907 годов, 1917 года и гражданской войны на Дону;
  • характеризовать достижения и трудности развития края при проведении НЭПа, индустриализации, коллективизации, выделять особенности этих процессов на Дону;
  • прослеживать тенденции и противоречия развития края в послевоенный период (1945-85 годы);
  • анализировать экономическую и политическую ситуацию в 90-е годы XX века;
  • описывать флаг и герб Ростовской области;
  • выделять особенности Донского региона как многонационального и поликонфессионального;
  • оценивать вклад Ростовской области в экономику и культуру страны; характеризовать место Ростовской области в Южном Федеральном округе;
  • использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории края;
  • соотносить историю своей семьи с региональной историей;
  • использовать сведения по истории Донского края для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;
  • представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности.

Донской край в древности.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Региональный компонент

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Методы и формы урока

Литература. Оборудование урока.

1.

2.

3.

4.

6.

7.

8.

1.

Введение.

1ч.

Древнейшие стоянки на Нижнем Дону.

Охотники древнего каменного века. Мезолит. Неолит.

Рассказ учителя. Беседа.

О.Г.Веряскина  История Донского края, §1.

2.

Появление неравенства и знати.

1ч.

Начало эпохи металлов.

Поселение меднокаменного и бронзового века. Борьба племен. Древние курганы.

Рассказ учителя. Игра «Удивительный ритуал».

О.Г.Веряскина История Донского края, §2.

3.

Жизнь первобытных людей (об. повт.)

1ч.

Исторические предшественники казачества (киммерийцы, скифы).

Культура киммерийцев. Скифское вторжение. Скифы – кочевники. Скифы – воины.

Сообщения учащихся. Рисунки «Доспехи и вооружение скифов».

О.Г.Веряскина История Донского края, §3-4.

4.

Основание греческих колоний.

1ч.

Первые греческие поселения на Дону.

Образование греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.

Рассказ учителя.

О.Г.Веряскина История Донского края, §6.

5.

Танаис.

Танаис – крупный торговый  и ремесленный центр. Танаисские укрепления. Город греческой культуры.

Рассказ учителя. Разгадывание кроссворда. Творческие задания.

О.Г. Веряскина История Донского края, §7.

6.

Сарматы.

Савроматы – «женоуправляемый» народ! Сарматское общество. Занятия сарматов.

Рассказы учащихся.

О.Г.Веряскина История Донского края, §8.

7.

Гомеровское время.

2ч.

Греческие герои на доспехах скифского царя.

Древнегреческие поэмы «Илиада» и «Одиссея». Скифский «звериный стиль».

Беседа.

О.Г.Веряскина История Донского края, §5.

8.

Культурное наследие народов античного мира (об. повт.)

1ч.

Культура народов, населяющих Дон в древности.

Сообщения учащихся.

О.Г.Веряскина История Донского края.

9.

Итоговое повторение.

1ч.

Наш край в древности.

Эвристическая беседа, выводы.

О.Г.Веряскина История Донского края, §1-8.

Донской край в эпоху средневековья.

1.

Великое переселение народов.

1ч.

Дон в IV-VII веках н.э.

Миграция народов Европы и Азии.

Рассказ учителя.

Энциклопедия для детей, т.1, с.197

2.

Предания о первых русских князьях. Княжения Святослава и Владимира.

2ч.

Поход князя Святослава. Белая Вежа.

Походы русских князей против хазар. Взятие крепости Саркел. Белая Вежа – крупный торговый центр.

Рассказ учителя. Беседа.

О.Г.Веряскина История Донского края, §9.

3.

Киевская Русь в XI – начало XII века.

1ч.

Дон в X – XII вв. Половцы и печенеги.

Печенеги. Половцы и Русь. Половецкие каменные «бабы».

Рассказ учителя. Творческие задания.

О.Г.Веряскина, История Донского края, § 10.

4.

Русь и степь.

Защита внешних границ. Соседи, враги и друзья.

Рассказ учителя.

Энциклопедия для детей, т. 5, стр.123

5.

Культура Киевской Руси.

1ч.

Поэтическая память народа.

«Повесть временных лет». Волынская летопись. «Слово о полку Игореве».

Сообщения учащихся.

О.Г.Веряскина История Донского края, §10.

6.

Русь в XIII веке – «злое время татарщины».

4ч.

Монголо-татарские завоеватели на Дону. Битва на Калке.

Битва на Калке. Поход Батыя. Донской край под властью Золотой Орды.

Рассказ учителя.

О.Г.Веряскина история донского края, §11.

7.

 

 

Куликовская битва.

На поле Куликовом. Дмитрий Донской. «Сказания о Мамаевом побоище».

Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

О.Г.Веряскина История Донского края, §11.

8.

 

 

Азов.

Азов в XIII – XIV вв. Северный порт Османской империи. Азак – невольничий рынок.

Рассказ учителя. Творческие задания.

О.Г.Веряскина История Донского края, §13.

9.

 

 

Географическое понятие «Донская земля » в средние века.

Природные условия. Предшественники донского казачества.

Рассказ учителя.

О.Г.Веряскина История Донского края, §14.

10.

Культура Руси в XIV – конец XV вв.

1ч.

Культура на Дону в XIV – XV вв.

 

Сообщения учащихся.

О.Г. Веряскина История Донского края, §15.

11.

 

 

Наш край в эпоху средневековья.

 

Рассказ учителя. Сообщения учащихся.

О.Г. Веряскина История донского края, § 9-15.

История нового времени XVI – XVIII вв.

1.

Население и хозяйство страны в XVI в.

1ч.

Первые казачьи городки.

Низовые и верховые казаки. Кто и как управлял казачьим войском. Занятия и промыслы донских казаков.

Рассказ учителя.

О.Г.Веряскина История Донского края, §15.

2.

Культура и быт в XVI в.

1ч.

Культура Дона в XVI в.

Техника. Зодчество. Иконопись.

Интегрированный урок.

 

3.

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. XVI века.

1ч.

Боевое искусство донских казаков.

Участие казаков во взятии Казани и Астрахани, в Ливонской войне. Атаман М.Черкашенин.

Рассказ учителя. Сообщения учащихся.

О.Г. Веряскина, История Донского края, §16.

4.

Россия в конце правления Ивана IV. Покорение Западной Сибири.

1ч.

Атаман Ермак.

Исторические песни о Ермаке. Памятник в городе Новочеркасске.

Рассказ учителя.

О.Г. Веряскина История Донского края, §16; К.Рылеев «Смерть Ермака».

5.

Смута в Российском государстве.

3ч.

Донские казаки в событиях Российской Смуты.

Казаки в войске Лжедмитрия I. Казачество в движении И.Болотникова. Тушинский лагерь.

Рассказ учителя.

Н.В.Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §1. 

6.

Окончание Смутного времени.

1ч.

Итоги Смуты для Войска Донского.

Казаки в ополчении 1611 г., 1612 г.

Разгадывание кроссворда.

Н.В.Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §1.

7.

Население и хозяйство России в XVII веке.

1ч.

Войско Донское и царская власть в п.п. XVII веке.

Расцвет казачьих вольностей на Дону.

Рассказ учителя.

Н.В.Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §2.

8.

Бунташный век.

3ч.

Восстание под предводительством С. Разина.

Причины, характер, ход и результаты крестьянской войны.

Лабораторно-практическое занятие.

Н.В.Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §3.

9.

Старообрядчество.

1ч.

Старообрядцы на Дону.

Атаман – старовер С.Лаврентьев. Атаман Ф.Минаев.

Рассказ учителя.

Н.В.Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §3.

10.

Культура и быт русского народа в XVII веке.         

1ч.

Культура донских казаков в  XVII веке.

Характер культуры донских казаков. Традиции военного быта казаков. Донской фольклор и литература. Сообщения учащихся. Творческие задания.

Сообщения учащихся. Творческие задания.

Н.В.Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §4.

11.

Начало правления Петра I.

1ч.

Завоевания Азова.

Первые победы Петра I.

Рассказ учителя.

Н.В.Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §5.

12.

Народ и государство в годы петровских реформ.

1ч.

Восстания на Дону под предводительством К.Булавина.

Причины восстания.  Историческое значение.

Рассказ учителя. Решение проблемных задач.

Н.В.Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §5.

13.

Российская империя в XVIII веке.

2ч.

Казаки на службе Российской империи в  XVIII веке.

Организация военной службы казачества в XVIII веке.

Рассказ учителя. Беседа.

Н.В.Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §6.

14.

Внешняя политика 1725 – 1762 гг.

1ч.

Участие донцов в Семилетней войне.

Донцы в основных битвах и осадах крепостей.

Рассказ учителя.

Н.В.Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §6.

15.

Внутренняя политика Екатерины II.

2ч.

Формирование крепостных крестьян. Образование донского дворянства.

Закрепощение крестьян на Дону.

Рассказ учителя. Составление таблицы.

Н.В.Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §7.

16.

 

 

Восстание под предводительством Е.И.Пугачева.

Причины, ход, Историческое значение войны.

Составление таблицы. Рассказ учителя.

Н.В.Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §8.

17.

Культура и быт народов России в  XVIII веке.

1ч.

Культура Дона в  XVIII веке.

 

Сообщения учащихся.

Н.В.Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §8.

18.

 

 

Наш край в новое время (XVI – XVIII вв.).

 

Обобщение и систематизация знаний.

 

История нового времени - XIX век.

        

1.

Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв.

1ч.

Система управления краем и его социальное развитие

Новочеркасск – новый административный центр войска. Создание дворянской сословной организации на Дону.

Рассказ учителя.

Н.В. Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §9.

2.

Отечественная война 1812 г.

5ч.

Военная служба казаков. Участие донцов в Отечественной войне 1812 г.

Организация казачьей службы в п.п. XIX в. Бородинская битва и участие в ней казачьих полков. Донцы в заграничных походах 1813 – 1814 гг. Генерал И.К. Краснов, В.Д. Иловайский.

Сообщения учащихся. Составление плана – конспекта.

Н.В. Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §10.

3.

Россия накануне отмены крепостного права.

1ч.

Хозяйство в Войске Донском накануне отмены крепостного права.

Земледелие. Скотоводство. Донские промыслы.

Рассказ учителя.

Н.В. Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §11.

4.

Отмена крепостного права в России.

1ч.

Отмена крепостного права на Дону.

Крестьянская реформа на Дону.

Рассказ учителя.

Н.В. Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §13.

5.

Либеральные реформы 1860-1870-х гг.

3ч.

Либеральные реформы 1860-1870-х гг. на Дону.

Проведение судебной реформы. Военная реформа в Донской области. Земская реформа.

Сообщения учащихся. Составление сравнительной таблицы.

Н.В. Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §13.

6.

Социально-экономическое развитие России в пореформенное время.

1ч.

Войско Донское в пореформенный период.

Свертывание либеральных преобразований.

Рассказ учителя.

Н.В. Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §14.

7.

Кавказская война.

1ч.

Служба казаков на Кавказе.

Служба казаков на Кавказе. Я.Бакланов.

Рассказ учителя.

Н.В. Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §10.

8.

Крымская война.

1ч.

Участие казаков в Крымской войне.

Причины войны. Героическая оборона Севастополя. Итоги войны.

Сообщения учащихся.

Н.В. Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §10.

9.

Культура России в п.п. XIX века.

1ч.

Наука и образование на Дону в п.п. XIX века.

Таганрог. Ростов. Новочеркасск. Культурная жизнь донских городов.

Рассказ учителя.

Н.В. Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §12.

10.

Общественное движение 1860-70-х гг.

1ч.

Рабочее движение на Дону.

Южно-Российский союз рабочих. Н. Наддачин. А. Карпенко.

Рассказ учителя.

Н.В. Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §16.

11.

Русско-турецкая война.

1ч.

Участие казаков в русско-турецкой войне (1877-1878 гг.)

Бои за Плевну. Бои на Шипкинском перевале.

Рассказ учителя.

Н.В. Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §14.

12.

Культура городов и станиц Дона во второй половине XIX века.

Культура Донских городов. Жизнь и быт горожан. Культурный облик станиц и сел.

Сообщения учащихся.

Н.В. Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §17.

13.

Наш край в XIX веке.

Обобщение и систематизация знаний.

Н.В. Самарина, О.Г.Витюк, История Донского края, §9-17.

История новейшего времени.

1.

Социально-экономическое развитие на рубеже столетий.

1ч.

«Тихий Дон, наш батюшка». Социально-экономическое развитие в области Войска Донского.

Территория и население. Экономическое развитие.

Рассказ учителя.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §1.

2.

Первая российская революция.

3ч.

Революция 1905-1907 гг. на Дону.

Антиправительственные движения на Дону. Донское казачество в революции.

Рассказ учителя. Составление хронологической таблицы.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §2.

3.

Политические реформы 1906-1907 гг.

1ч.

Становление многопартийности на Дону.

Формирование политических  партий на Дону.

Рассказ учителя.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §3-4.

4.

Столыпинская аграрная реформа.

1ч.

Аграрная реформа на Дону.

Столыпин и его программа реформ. Аграрные мероприятия в отношении казачества.

Рассказ учителя.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §3-4.

5.

Россия в первой мировой войне.

1ч.

Участие донских казаков в первой мировой войне.

Участие казаков в военной кампании 1914-1917 гг. К. Крючков. Ю. Болдырев.

Сообщения учащихся.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §3-4.

6.

Установление власти большевиков.

1ч.

Формирование новой власти на Дону.

Февральская республика и казачество.

Рассказ учителя.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §5.

7.

Гражданская война в России.

3ч.

«Ветры злые…»

Белоказачье государство. Всевеликое Войско Донское. П.Н. Краснов. Террористическое расказачивание. Красное донское казачество. Ф.Миронов.

Рассказ учителя. Решение проблемных задач.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §8.

8.

Социально-экономическое развитие в период НЭПа.

1ч.

Новая экономическая политика на Дону.

Переход к НЭПу и ее сущность. Взаимоотношения власти и донского казачества.

Рассказ учителя.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §9.

9.

Коллективизация сельского хозяйства.

1ч.

«С кровью и потом». Коренной поворот в развитии сельского хозяйства.

Сплошная коллективизация. Голод 1932-33 гг. Сопротивление крестьянства и массовые репрессии.

Сообщения учащихся.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §10-11.

10.

Ускоренное строительство социализма. Модернизация промышленности.

1ч.

«Дон на стройке». Развитие индустрии 1920-30 гг.

Причины индустриализации на Дону. Форсирование индустриализации.

Решение проблемных задач. Рассказ учителя.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §12-13.

11.

Национальная политика в 1920-30 гг.

1ч.

Репрессии на Дону.

«Шахтинское дело». Репрессии кадрового корпуса.

Рассказ учителя.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §12-13.

12.

Советская культура 1930-х гг.

1ч.

Образование и культура на Дону.

Становление новой культуры.

Сообщения учащихся ,защита проектов

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §14.

13.

Великая Отечественная война.

5ч.

Донской край в Великой Отечественной войне.

Донское казачество в Великой Отечественной войне. Битвы за Ростов.

Сообщения учащихся. Составление таблицы.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §16.

14.

Советский Союз в послевоенный период 1945-1953 гг.

4ч.

«Мы возродим тебя, Донской край!» Послевоенное восстановление.

Восстановление. Социально-политическое развитие.

Рассказ учителя.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §17.

15.

Построение экономических основ индустриального общества в СССР 1953-1964 гг.

4ч.

Ростовская область в период реформ в 1950- начале 1960 гг.

Развитие промышленности и сельского хозяйства. Смена власти – смена курса.

Рассказ учителя.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §18.

16.

Кризис социально-экономической и политической системы СССР в середине 1960-1980-х гг.

4ч.

Достижения и проблемы донского региона в период середины 1960-80-х гг.

Состояние экономики области. Новое руководство. Неизбежность преобразований. А.В. Власов. Б.М. Володин.

Рассказ учителя.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §19-20.

17.

СССР в 1985 – 1991 гг.: реформирование советской системы.

5ч.

«На призыв свободы…» Донская перестройка 1985-1991 гг.

Обновленческий процесс. Начало возрождения казачества. Новые проблемы и попытки выхода из кризиса. А. Попов. М. Чернышев. В.Ф. Чуб.

Рассказ учителя. Решение проблемных задач.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §21.

18.

Новая Россия 1991 – 2000 гг.

5ч.

Социально-экономическое развитие области в период реформ.

Этапы реформ на Дону. Проблемы и перспективы рыночной экономики.

Сообщения учащихся.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §22.

19.

Наш край сегодня.

Обобщение и систематизация знаний.

С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына История Донского края, §1-22.

Литература.

  1. О.Г. Веряскина, История Донского края (с древнейших времен до конца XVI в.) 5-6 классы. Ростов-на-Дону «Донской издательский дом», 2004.
  2. Н.В. Самарина, О.Г. Витюк, История Донского края XVII – XIX вв., 7-8 классы. Ростов-на-Дону «Донской издательский дом», 2004 г.
  3. С.А. Кислицын, И.Г. Кислицына, История Донского края XX век, 9 класс. Ростов-на-Дону «Донской издательский дом», 2004 г. 4. Круглов Ю.Н., История Донской земли. Ростов н/Д., ПРО-ПРЕСС, 2006.
  4. История Дона (с древнейших времён до падения крепостного права) // Под ред. А.П.        Пронштейна. Ростов н/Д., 1973.
  5. История Донского края  // Под ред. В.И. Кузнецова. Ростов н/Д.; Изд-во Рост. Ун-та, 1971.
  6. Левченко В.С., Чеботарёв Б.Д. История Донского края. Ростов н/Д.,1982.
  7. Чеснок В.Ф. Вначале была легенда. Ростов н/Д., 2005.
  8. Чеснок В.Ф. Танаис. Продолжение легенды. Ростов н/Д., 2005
  9. Чеснок В.Ф. Как одевались предки. Ростов н/Д., 2007.
  10.  Данцев А.А. Великие сыны Дона. Ростов н/Д., 1985.
  11.  История Донского казачества / Под ред. А.В.Венкова. Ростов н/Д..,2001.
  12.  Казаки //  Иллюстрированная история Отечества.  СПб.,1999.
  13.  Астапенко  М.П. Кондратий Булавин. Ростов н/Д., 1988.
  14.  Соловьёв В.М. Степан Разин и его время. М.: Просвещение,1990.
  15. Лунин Б.В. Степан Разин. Ростов н/Д., 1971.

      16.В боях за Дон 1941 – 1943. Ростов н/Д., 1983.

17.Учебно-методические материалы. История Донского края с древнейших времен до конца XVI в. О.Г. Веряскина, В.В. Саяпин. Ростов-на-Дону «Донской издательский дом», 2005 г.

18.Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента исторического образования. О.Г. Веряскина. Ростов-на-Дону, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса "История Древнего мира"

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...

Программа курса «История Московской области. История Каширского района»

Комитет  по  образованию  администрации  Каширского  района. МОУ « Топкановская  средняя  общеобразовательная  школа»       Программа к...

Проектирование внеурочной деятельности обучающихся на основной ступени общего образования. Программа курса «История страны в истории края»

Данная программа  предполагает знакомство учащихся с историей деревень,  с некоторыми событиями, происходившими на территории нынешнего Масловского сельского поселения  на протяжении не...

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловс

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древне...