Всекубанский классный час Краю-75
классный час по краеведению (7 класс) по теме

Разработка Единого Всекубанского классного часа 1 сентября 2012 г.       «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Урок-концерт

Подготовила:

Заречная Евгения Аркадьевна

учитель кубановедения

МОУ СОШ № 2  им. Луначарского  муниципального образования               Тимашевский район

Телефон: 89181553625

Пояснительная записка.

Урок разработан для учащихся 6-7 классов.                                                                 В данном уроке используются фольклорные материалы (строевые и исторические песни черноморских казаков), представленные в учебном пособии «Заселение и жизнь казаков на Кубани, отражённые в песенном творчестве» Департамента культуры Краснодарского края Средней образовательной школы им. В.Г. Захарченко.                                                                 Литературная составляющая урока опирается на творчество  Кронида Обойщикова, а также медведовских поэтесс Ж.Е.  Цикало и Л.Г. Мацолы.         В процессе подготовки и проведения урока учащиеся демонстрируют знания по истории и географии края, приобретённые в 5-6 классах. Раскрываются их творческие способности: вокальные, танцевальные, артистические. Особенность урока являются межпредметные связи: исторические сведения учащиеся изучают по казачьим песням, инсценируя стихи кубанских поэтов, а географический материал представлен в виде театрализованного представления при подготовке к которому учащиеся самостоятельно использовали дополнительную литературу, проявляли творческий поиск и фантазию для создания образов и костюмов.                                                      Данный урок позволяет в живой, творческой атмосфере закрепить знания по истории заселения нашего края черноморскими казаками, пополнить багаж знаний учащихся о родном Тимашевском районе и занимательных географических достопримечательностях Кубани.

 

Цели урока:

-актуализация ранее приобретённых знаний по истории, культуре и географии Кубани;

-прививать школьникам любовь к родному краю через стихи кубанских поэтов и песенный фольклор;

-воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям кубанского казачества.

Оборудование урока:  мультимедийный  проектор, экран, музыкальный центр, DVD диск с фильмом «Тимашевский район», CD диск с песней «Кубань» и  музыкальными заставками,  портреты:  Екатерины II,                   А.В. Суворова, З. Чепеги, А. Головатого; книжная выставка «Родная Кубань».

         Эпиграф  (Слайд № 1):

«Наша малая родина  -  Кубань  -  славится не только уникальной природой, экономическим потенциалом, но и своим ратным прошлым, в котором важнейшую роль сыграло кубанское казачество. Любите Кубань, дорожите своим прошлым! Это та основа, на которой мы вместе строим наше настоящее и будущее!»

                                                               Глава администрации

                                                               Краснодарского края  А.Н. Ткачёв

 

Учитель:       Ребята, вы знаете, что 13 сентября 2012 года мы будем отмечать знаменательную   дату  -   75-летие образования Краснодарского края! 

                         И сегодня мы совершим увлекательное путешествие в глубь веков, которое поможет больше узнать о прошлом нашей малой Родины, познакомиться с далёкими предками, узнать о событиях, происходивших на территории  нашего края тысячи лет тому назад, а также узнаем о бесценных сокровищах кубанского фольклора, культуры, богатейшем разнообразии памятников природы и современном облике Кубани.  С чего же всё начиналось…  Обратимся к истории.

На фоне музыки. (Слайд № 2).

1 экскурсовод (ученик): Кавказ с его природными богатствами и выгодным географическим положением всегда вызывал повышенный интерес России и западно - европейских держав. Укрепляя Российское государство, Пётр I в 1711 году начал длительную борьбу с Турцией за овладение черноморскими и приазовскими землями. (Слайд № 3. Портрет  Екатерины Великой).

2 экскурсовод (ученик):  И лишь в царствование Екатерины II по Кючук – Кайнарджийскому мирному договору  1774 года к России отошли земли по правобережью реки Кубани. (Слайд  № 4.  А.В. Суворов).

1 экскурсовод (ученик):  Для укрепления южной границы  16 января  1778 года на Кубань в редут Копыл прибыл Александр Васильевич Суворов.  За небольшой период под его руководством по правому берегу Кубани были построены 5 крупных крепостей и 20 редутов.

2 экскурсовод (ученик):  «Теперь граница наша по Бугу и Кубани»,- сообщила Екатерина Великая  (1729-1796) князю Григорию Александровичу Потёмкину в письме, датированном 22 августа 1787 года.

Учитель:  Для участия в русско-турецкой войне  1789-1791 гг. по указу Екатерины II из бывших запорожцев было сформировано Черноморское казачье войско (в 1860 году переименовано в Кубанское). Боевые действия проходили на Украине и на Дунае.

Черноморское войско прославило себя во многих сражениях русско-турецкой войны на суше и на море, при штурмах Очакова и Измаила. Но самым главным подвигом их было взятие крепости на острове Березань осенью 1788 года. После окончания турецкой кампании казаки обратились к императрице Екатерине II с прошением выделить им для поселения кубанскую землю.  2 марта 1792 года отправляется делегация в Петербург во главе с войсковым судьёй Головатым.  1-го апреля были приняты императрицей.  В награду за участие в войне и для охраны нового пограничного рубежа по реке Кубани  Жалованной грамотой  от  30 июня 1792 года Екатерина II передала Черноморскому войску в вечное владение земли по правому берегу Кубани от Азовского моря до устья реки Лабы, но про этот указ казаки ещё не знали, поэтому и думали: обретут ли они новое местожительство.  (Слайд № 5).

          Исполняется историческая песня черноморских казаков «Зажурылысь чорноморци». (Приложение №1).  (Слайд № 6).

Инсценировка стихотворения Жанны Цикало «Щедрый подарок».

На фоне музыки выходят  ведущий, Екатерина, 3-и казака.

Ведущий:     Подписала указ царской щедрой рукой  -

                      Екатерина землю дарила, как золото

Екатерина:  От Азовского моря, да с Кубань рекой,

                      И от устья Лабы до Ейска, до города.

                      И в обмен за владенье Кубанской землёй

                      Возвести куреня, Божий Храм с перезвоном.

Ведущий:     Запорожским обычаям объявила бой  -

Екатерина:  Казакам управлять по Российским законам.

1 казак:        Заручились верностью охранять надел

                      Черноморцы от «Закубанского» ворога,

                      И в делах, и на службе казак преуспел  -

                      Степь была ему колыбелью и пологом.

2 казак:        И явились в урочище Карасунский Кут

                      Атаман Чепега, да с войском казачьим.

                      На коня опираясь, на шашку и кнут,

                      Проведя плугом борозду, центр обозначил.

Ведущий:     План составил Самбулов казак-землемер,

                      Да с кварталами дивного города,

                      Сохраняя при этом кордона барьер

                       И Кубань – реку, что спасала от голода.

3 казак:         В века вечные достопамятства, в дар

                       Благодеятельницы, жизнедеятельницы,

                       Град решили назвать  -  Екатеринодар

                       В честь царицы Всероссийской, основательницы.

(Слайд № 7. Захарий Чепега.  Слайд № 8. Антон Головатый).

Учитель:     Черноморское войско переселяется из-за  Буга на Кубань. В войске около 25 тысяч человек. Непосредственными организаторами переселения были предводители черноморцев  -  кошевой атаман  Захарий  Алексеевич Чепига и войсковой судья Антон Андреевич Головатый. Что же представляла  из себя Кубань?

       Вокальная группа исполняет историческую песню черноморских казаков «Виють витры, виють буйни».  Приложение № 2. (Слайд № 9).

 Учитель: Чтобы помочь молодым казакам переносить трудности переселения, надо было учить их на достойных примерах.  По песням учили казачата историю, и знали её очень точно. Не случайно, когда историк Сухоруков спросил Михаила Юрьевича Лермонтова, чему верить: чиновным грамотам или казачьим песням, поэт, прекрасно знавший казаков, не сомневаясь ответил: «Казачьим песням! Они не врут!».

Песенный океан окружал казаков с рождения до самой смерти: с песней рождались, с песней шли воевать, в песнях оставались, ложась в могилу, песнями мерили расстояние, по песням учились военной науке.

       Вокальная группа исполняет песню «Ой, на гори тай жэнци жнуть» (строевая песня черноморских казаков).  Приложение № 3.

Учитель: Живым заслоном стали казаки на правом берегу Кубани, несли «бдение и стражу ночную». Александр Сергеевич Пушкин писал: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы, любовался нашими казаками: вечно готовы драться, в вечной предосторожности.  С выходом солнца сторожевой казак уже был на вышке, откуда до темноты следил за тем берегом Кубани.    В сумерки же казаки по 2-3 человека залегают в засаде в особо опасных местах. Ни темень, ни дождь, ни вьюга не могли помешать казакам нести кордонную службу». (Слайд № 10).

       Вокальная группа исполняет историческую песню черноморских казаков  «Ой, на гори огонь горыть».  Приложение № 4.

Учитель: Но не только границы родной Кубани защищали казаки.  23-го июня 1812 года французы вторглись в пределы России. На второй день в сражениях на берегах Немана удаль и отвагу показали регулярные части черноморцев.  9-м пешим полком командовал сын атамана Фёдора Яковлевича Бурсака  -  полковник Павел Фёдорович Бурсак.  После Отечественной войны 1812 года казаки стали символом доблести и отваги во всей русской армии.

       Вскоре началась Кавказская война, длившаяся 50 лет (1817-1864), и снова двинулись казаки в поход, оставив в хуторах и станицах только женщин и детей.

     Кубанцы героически проявили себя и во время Первой мировой, и, конечно, во время Великой Отечественной  войны. 9 октября территория края была полностью освобождена от фашистских оккупантов, звание Герой Советского Союза получили         кубанцев, а город Новороссийск получил почётное звание город - герой. (Слайды 11-14).

Звучит музыка.

1 Ученик:  Сколько известных исторических событий произошло с тех пор в России и кубанской земле. Сколько людских судеб – выдающихся и обычных, героев, победителей!

2 Ученик:  Все они обустраивали благодатный кубанский край. И сегодня Время неустанно продолжает творить историю…   А казаки так и остаются опорой стабильности и мира на Кубани и южных рубежах России!

(На фоне музыки)  (Слайды 15-17).

Ученица:    Люблю тебя, мой край степной,

                     За широту земли,

                     За то, что ты передо мной

                     Дороги расстелил.

                     Люблю за эту синь и даль,

                     За солнце на волне.

                     За то, что ты

                     Хранил печаль

                     О павших на войне.

                     Люблю тебя, мой горный край,

                     Орлиная страна.

                     С твоих вершин посмотришь вдаль –

                     Вся Родина видна…

                                                                                           (Кронид Обойщиков)

1 Ученик:  Да, мы – жители Кубани. Наш край был основан 13 сентября 1937 года. Административным центром края является город Краснодар. В крае проживает около 120 национальностей. Мы – жители Тимашевского района очень гордимся своей Родиной.

(Слайды  «Станица Медведовская» № 18-22).

Ученица:   Я на свете видела не мало

                    Хуторов, станиц и городов.

                    Но таких как наша не встречала,

                    Не видала я таких садов!

                    Как красиво светятся зарницы,

                    А туман нам видится седым,

                    Здесь у нас в Медведовской станице,

                    Все сады цветут, что белый дым.

                    Пусть у нас не мало разных наций,

                    Все живём мы дружною семьёй.

                    Дорогая, милая станица,

                    Наш Кубанский уголок родной!

                    Слышно как вокруг щебечут птицы,

                    Вы друзья входите как домой.

                    А у нас в Медведовской станице,

                    Встретят вас с распахнутой душой.

                                                                                             (Л.Г. Мацола)

2 Ученик: Предлагаю посмотреть краткую справку о нашем Тимашевском районе.

Демонстрируется DVD – фильм «Тимашевский район».

1 Ученик:  Да, жителям Кубани есть чем гордиться. И мы должны беречь и исторические памятники и памятники природы нашей Родины.

Инсценировка «Легенда о рождении Кубани». (Слайд № 23).

Звучит музыка.  Ведущая:  В древние времена, когда жизни на земле ещё не было, увидел с небес Господь красавицу Кубань. И одарил её и нефтью, и газом, и мергелем, и глиной, и гипсом  ну и немножко соли подсыпал в Мостовской район у посёлка Шедок!   И климат подарил прекрасный: палку воткни – вырастет дерево!

Кубань:  Вот только жарко немного летом (обмахивается) – температура-то до 40 градусов! А зимой как начнёт дуть ветер  страшный, Бора называется!  А вот и он!

Выходит ветер Бора:  Ну, здорово!  Не ждали?  Вообще-то я всегда навожу беспорядки в районе города Новороссийска до реки Аше!  А к вам так залетел, посмотреть как живёте. Скорость моя 40 м/с, а если зимой задую, то все корабли в Новороссийском порту обледенеют, и я их потоплю! Все линии электропередач свалю! А вы что думали! Вот такой я - коварный! (Убегает).    

Кубань:  А ещё меня окружают два моря: Чёрное и Азовское.

Выходят два учащихся – моря.

Чёрное море:  Я – самое крутое море в мире! Даже древние люди  это признали. Они называли меня Понт Эвксинский!  Есть у меня и дельфины, и акулы, и скаты, и медузы, и рыбы всякой не мерено!  И глубина у меня приличная -  2245 метров!  А ты что молчишь, Азовское море?

Азовское море (смущённо):   Рыбы и во мне много водится: встречаются дельфины, тарань, хамса, лещ, тюлька, судак. Только звали меня древние люди Меотидой  –  «солёное болото», да вот и глубина у меня всего  14 метров. Я – самое мелководное море в мире! Вот такой рекорд!

Чёрное море: Да не переживай  ты! А лучше посмотри-ка на озеро Солёное!

Выходит озеро Солёное (весело):      Я – озеро Солёное. Расположено я на южном побережье Таманскомго полуострова. И знает каждый шестиклассник, что глубина моя всего-то 10 сантиметров! А в летнюю жару я высыхаю, покрываюсь корочкой соли. Если наступишь на неё, то провалишься на 30-50 сантиметров в грязь! Да не в простую грязь, а в лечебную! Она отличается высоким содержанием сероводорода, йода и брома. А после дождя или шторма в море я снова наполняюсь водой! Вот  так!

Черное, Азовское моря и озеро Солёное уходят.

Ведущая:  Да! Много интересного есть на Кубани. И реки, и озёра, и горы, и…   (не успевает продолжить, как на сцене, держась за руки  выходят  гора Цахвоа и Карабетова гора).

Ведущая:  Вы кто?  Куда?

Гора Цахвоа (обиженно):  Сами тут про нас говорили, а теперь не узнают!!!  Я – самая высокая гора Краснодарского края – Цахвоа.  Моя высота  -  3345,9 м!  Выше не ищите, не найдёте!  А это моя подруга – Карабетова гора – Самый высокий вулкан на Таманском полуострове. Её высота  -152 метра. Это вам не шутки!

Ведущая:  Согласна, запомню, учту!

Выходит ученик  (скала Петушок):  Подумаешь, горы!  (Машет на них рукой). А вот меня каждый житель Кубани узнает! (Поворачивает голову в разные стороны, демонстрируя «петушиный гребень).  Ну, кто я?  Конечно, я – скала Петушок. А ещё жители Горячего Ключа называли меня Скалой Спасения. Существовала такая легенда: жестокий муж, желая избавиться от неугодной жены, столкнул её со скалы вниз. Однако женщина зацепилась платьем за куст и выжила, спаслась!  (Уходит).   

Ведущая: Бывают же чудеса!

Выходит Дерево Дружбы:  Ну, если вы о чудесах заговорили, то я тут!  Я – дерево дружбы – ботанический памятник природы. Расту в саду Сочинского научно-исследовательского института. У меня один ствол, 12 корневых систем. На мне известные люди  из многих стран мира сделали  прививки более 45 видов и сортов цитрусовых, а не от гриппа. На мне растут апельсины и мандарины, лимоны и грейпфруты.

Ведущая:  Удивило, удивило! Понятно,  почему зовут тебя Деревом Дружбы. А вот почему  эту землю  Кубанью назвали?

Выходит река Кубань:  А назвали эту землю Кубанью и людей, которые здесь поселились кубанскими казаками в мою честь – в честь самой большой реки  -  Кубани. Я беру своё начало из-под ледников горы Эльбрус. Длина моя  906 километров, из них на территорию  нашего края приходится  700 километров, а впадаю я в Азовское море.

Выходят все участники:   Мы все очень разные, но все вместе  мы  -  Кубань!

Ведущая:    Единой семьёй здесь народы живут,

                     Кубань хлебосольную «Мамой» зовут

                     Любимую землю теплом украшают.

                     Ей песни, легенды свои посвящают.

 

Песня «Кубань» (исполняет солистка в сопровождении танцевальной группы).       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsekubanskiy_klassnyy_chas_krayu-75_chast_1.pptx971.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Земля отцов - моя земля. «Наша малая родина - Кубань - славится не только уникальной природой, экономическим потенциалом, но и своим ратным прошлым, в котором важнейшую роль сыграло кубанское казачество. Любите Кубань, дорожите своим прошлым! Это та основа, на которой мы вместе строим наше настоящее и будущее!» Глава администрации Краснодарского края А.Н. Ткачёв

Слайд 3

В царствование Екатерины II по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года к России отошли земли по правобережью реки Кубани.

Слайд 4

Для укрепления южной границы 16 января 1778 года на Кубань в редут Копыл прибыл Александр Васильевич Суворов. За небольшой период под его руководством по правому берегу Кубани были построены 5 крупных крепостей и 20 редутов.

Слайд 5

«Щедрый подарок» Жанна Цикало

Слайд 6

Прибытие казаков на Тамань.

Слайд 7

Захарий Алексеевич Чепега - первый атаман Черноморского казачьего войска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка единого Всекубанского классного часа «Земля отцов – моя земля»

Цели:·         воспитывать любовь к Кубанской земле;·         развитие интереса к истории родного края;·...

Всекубанский классный час "Судьба и Родина-едины!"

Классный час в 10 классе - воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни. Формирование активной жизненной позиции, своего отно...

Всекубанский классный час "Судьба и Родина едины!"

В рамках всекубанского классного часа учащимися 8"В" класса был подготовлен проект "Суджьба и Родина едины!", посвященный жизни и деятельности учителя математики СОШ №3 Зимовец Валентины Евгеньевны....

ЕДИНЫЙ ВСЕКУБАНСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «ГЛАВНОЕ СЛОВО В ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ»

Классный час посвящен Дню Матери. На мероприятие приглашаются не только дети, но и мамы....

Единый Всекубанский классный час

Литературно-музыкальная композиция "Ой, да Краснодарский край!"...

Единый Всекубанский классный час "Краю-75: помним, гордимся, наследуем!"

Разработка классного часа для учащихся 11 класса на 1 сентября 2012 года, посвящена дню рождения Краснодарского края....

Единый Всекубанский класснй час "Краю-75! помним! Гордимся! Наследуем!"

Классный час составлен в соответствии с методическими рекомендациями работниками образования. Содержит презентацию. Предполагается проводить данный классный час в актовом зале, с приглашением  зн...