Сохраним наше наследие
план-конспект урока по краеведению (7 класс) на тему
Предлагается план урока по историческому краеведению для 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istoricheskomu_kraevedeniyukarpushova_v.s._s._diveevo_.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОХРАНИМ НАШЕ НАСЛЕДИЕ
Карпушова В.С.
МБОУ Дивеевская средняя общеобразовательная школа, Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево
Зовут к себе и города, и нивы,
И шум лесов, и волны ковыля.
Твои святыни вечно будут живы,
Моя Нижегородская земля.
В.А. Шамшурин
Краеведение сегодня – составная часть исторического образования.
Педагоги-историки отчетливо понимают, что единственно реальный путь выхода из кризиса – обращение к богатому духовно-нравственному наследию России, к основам нашей национальной культуры. Неотделима история края от истории страны.
Курс исторического краеведения регионального базисного плана Нижегородской области приобрел за последние годы первостепенное значение для духовно-нравственного воспитания будущих граждан на примерах жизни и подвигов сланных и великих земляков. Возрастает новизна и значение изучения исторического краеведения в Дивеевской средней школе. Курс помогает школьникам освоить возрождаемое культурно-духовное православное наследие родного края. В нашей школе особенный по сравнению с другими контингент учащихся и микроклимат: не прекращается поток прибывших на жительство семей в село, которое является IV уделом Богородицы, здесь покоятся мощи святого старца Серафима Саровского. [1], [2]
Своеобразие предмета требует специальной технологии изучения истории села, осознания его как духовного центра России. Разработана так же программа краеведческого кружка, которая получила лицензию в апреле 2011 года (№8532).
Главное – ориентация на усвоение и необходимого объема знаний по истории малой Родины, и духовно-нравственное воспитание. Мой девиз – каждый ученик знает историю родной школы и родного села, того уголка Земли, где он родился, где живет, где жили его предки.
Школьники участвуют в конкурсах, олимпиадах различного уровня, занимают призовые места; пишут социальные проекты; изучают историю семьи и свою родословную; выступают на районных научно-практических краеведческих конференциях; совершают экскурсии; проводят социологические опросы; готовят сообщения и презентации. Помогает ученикам литература по истории родного края, книги энтузиастов-краеведов В.И. Карпушова, супругов Шекуровых. [4];[5],[9]
Мы приглашаем ветеранов войны, тружеников тыла, сотрудников районной библиотеки, которые проводят увлекательные мероприятия по истории края, участников локальных войн В. Утина, А.Харитонова; собираем экспонаты для краеведческого уголка, для кабинета истории школы, созданного многолетними трудами Отличника народного просвещения В.А Малышевой.
Наши дети гордятся славной историей своей малой Родины – дивеевская земля дала России 5 Героев Советского Союза, 2 полных кавалера орденов Славы, военного советника Фиделя Кастро полковника В.В. Немировского, ученых, врачей, учителей, поэтов, писателей, летчиков, моряков; здесь начинал свой трудовой путь врач, академик Н.Н. Блохин, имя которого присвоено Центральной районной больнице; дивеевскую агитбригаду 60-х годов слышала Москва. Имя погибшего в бою десантника 6 роты Псковской дивизии, выпускника школы, 19-летнего Андрея Зайцева увековечено на памятной доске в школе.
Предлагаю вариативную разработку урока по краеведению в 7 классе (1-2 часа).
Тема урока: Дивеево – духовное наследие России.
Цель: раскрыть основные этапы истории Серафимо-Дивеевского женского монастыря и жития Серафима Саровского.
Задачи:
- Формирование нравственных ценностей в личностных ценностях учащихся.
- Воспитание любви к родному краю, гордости за свою малую Родину.
- Привлечение внимания школьников к истории родного края, проблемам его развития.
Содержание урока
- Звучит Колокольный звон. Начало урока. Оргмомент.
Эпиграфы к уроку:
- «Повествовать о преподобном Серафиме и умолчать о дивном Дивееве так же невозможно, как нельзя сказать об отце и опустить о детях. Дивеево после собственной души его есть главное детище святого старца, плод духовного рождения его, полное чудес». С.А.Нилус, духовный писатель н. ХХвека.
- «Стяжи дух смирен и тысячи спасутся около тебя». Серафим Саровский.
- «Любить Родину – вот истинный смысл жизни. Помни о своих корнях». Академик Д.С. Лихачёв.
На доске - рисунки учащихся по теме урока. Выставка книг.
- Звучит запись песни Жанны Бичевской.
- Учитель: почему наше родное село стало центром массового паломничества людей?
- Как вы понимаете выражение: «вечные святыни»?
- Сообщения учащихся, электронные презентации по вопросам:
- История возникновения Серафимо-Дивеевского монастыря.
- Архитектурный комплекс монастыря.
- Святые источники на святой земле.
- Святая Канавка Богородицы.
- Жизнь и духовные подвиги саровского чудотворца Серафима и его пророчества.
- Посещение Сарова и Дивеева и императорской семьей в 1903 году.
- Разгон и восстановление обители. Второе обретение святых мощей Преподобного Серафима.
- Обсуждение анкетирования. Школьник опросили 200 человек разного возраста, пола, профессии. К проведению анкетирования были привлечены и учащиеся тех классов, где я работаю. Обсуждение итогов анкетирования прошло оживлено, социальная роль журналиста научила общению. Учащиеся выразили желание продолжить этот вид учебной работы, сделать его более технологичным (например, отпечатать вопросы с вариантами ответов для быстроты подсчета мнений).
Выразим данные опроса в таблице.
Вопросы | 2008 (%) | 2013 (%) |
Связывают свою жизнь с Дивеевом | 60 | 85 |
Считают себя верующими | 55 | 85 |
Отрицательно относятся к паломникам, приехавшим на жительство | 8 | 2 |
Мало знаю об истории монастыря | 79 | 20 |
Будущее села связывают с развитием монастыря | 45 | 100 |
- Закрепление. Викторина. Тестирование.
Викторина по теме: «Дивеево как духовное наследие России».
Впиши (скажи) нужное:
- Православные люди называют Дивеево…(Четвертый удел Богородицы на земле)
- Основателем Серафимо-Дивеевского монастыря является…(помещица Агафья Мельгунова)
- Серафима Саровского в детские годы звали…(Прохор)
- Он родился в …году в городе…(1 августа 1754г., Курск)
- Имя «Серафим» в переводе означает «пламенный».
- Серафим получил это имя в …(Саровский мужской монастырь)
- Дата строительства Троицкого храма монастыря (1845 – 1875гг.)
- Архитектор Троицкого монастыря…(Константин Тон)
- Старец умер в …году(1833, 15 января)
- Когда Серафим Саровский был канонизирован – в …году(1903г.)
- Кто и когда из российских императоров бывал в Сарове и Дивееве (Николай II с семьей в 1903 году)
- Святые источники - …(Казанский, матушки Александры, батюшки Серафима)
Тестирование.
Вопросы на экране и на партах.
- Основателем села Дивеева является царь: А) Иван III; Б) Иван IV Грозный; В) Серафим Саровский;
- Дата основания с. Дивеево: А) 1459; Б) 1659; В) 1559;
- Основателем Дивеевской обители является: А) о. Серафим; Б) Помещица А.С. Мельгунова; В) Царь Иван IV Грозный;
- В 1775г. в дивеевской округе случился страшный голод. Как матушка Александра отнеслась к этому: А) Кормила дивеевцев; Б) Платила детям, которые приносили кирпичи строителям Казанской церкви; В) Равнодушно;
- Соотнесите даты и события:
- 1760г. А) Устройство Дивеевской общины;
- 1767 – 1772 гг. Б) Прибытие в Дивеево А.С. Мельгуновой;
- 1789г. В) Строительство Казанского храма в Дивееве;
- Виделась ли мать Александра с о. Серафимом?
А) Неоднократно; Б) За несколько дней до своей кончины; В) Нет;
- При каком правителе России произошли данные события? Соотнесите события и имена.
1) Основание Саровской пустыни; А) Император Николай I;
2) Преобразование общины в монастырь; Б) Император Александр II;
3) Основание Мельничной девичьей общины в Дивееве; В) Император Петр I;
- Мирское имя о. Серафима - …
- Дивеево называют…
- Дивеевская обитель преобразована в Серафимо-Дивеевский монастырь. Когда? Кем? Выберите правильный ответ.
- Игумения М. Ушакова; А) 1760г.;
- о. Серафим; Б) 1861г.;
- Матушка Александра; В) 1826г.
- Поставить в хронологическом порядке этапы жизни преподобного Серафима.
- Иночество в Саровской пустыни (жизнь послушника, инока, иеродиакона и иеромонаха);
- Старчество – деятельное служение на душевную пользу ближним;
- Детство, отрочество и юность;
- Затворничество: 15 лет, 6 месяцев, 16 дней;
- Отшельничество, столпничество и молчальничество: 15 лет ,5 месяцев, 19 дней.
- Соотнесите имя архитектора и название здания.
1) А.Никитин А) Троицкий собор
2)К. Тон Б) Колокольня
3) А.Антонов В) Преображенский собор
Ответы:
1 – Б; 2 – В; 3 – Б; 4 – Б; 5 – 1Б, 2В, 3А; 6 – Б; 7 - 1В, 2Б, 3А; 8 - Прохор Исидорович Мошнин; 9 – Четвертым и последним уделом Богородицы на земле после Иерусалима, Афона и Киева;10 – 1Б; 11 - 3, 1, 5, 4, 2; 12 – 1Б, 2А, 3В.
- Выводы учащихся и учителя.
Благодарю учащихся за большую кропотливую работу. Вы многому научились, многое осознали. Дивеево становится центром всемирного покаяния. Будущее Дивеева – это будущее России. Что спасет Россию? Что в основе нашей национальной культуры?
Ответ – возрождение духовных народных традиций тысячелетней православной России. Приведу слова В.И. Лопаткина, главы Земского собрания района: «Я никогда не противопоставлял Дивеево монастырю. Считаю, что они должны быть едины, дополнять друг друга. Я верую, и всё буду делать для того, чтобы Дивеево стало федеральным центром - Центром православного паломничества и светского туризма.
В заключение прочитаю стихотворение нашей выпускницы Анастасии Шохиной о Серафиме Саровском, которое она мне подарила.
В молчании его свершалось слово,
В молении он тайну прозревал.
И бор сосновый чутко укрывал его
От взгляда праздного людского.
Но разве скрыться на верху горы
Светильнику, горящему так ярко?
И кротко зверь выходит из норы,
Чтоб хлеб его из рук отведать сладкий.
Бежит толпа крестьянской ребятни,
Среди колосьев в поле кличет старца,
Он им навстречу: радости мои,
Ну как же мог я вам не отозваться?
…Да, времени прошло тех дивных пор,
Должно быть, много.
Вера стал чудом и по-монашески суров
Саровский бор – хранит святыню памяти под спудом.
Но в храм войдя, умойся, отряхнись от сна житейского,
Ищи его как дети. средь колосков
Молитвою прорвись.
И он тебе таинственно ответит.
Всё будет просто, вера ведь проста.
И в темноте потрескивая
Свечка вдруг осветит лучистые глаза.
Святой помолится – и сразу станет легче.
- Домашнее задание.
- Напишите эссе на тему:
«Дивеево, Серафим Саровский в судьбе России, в истории моей семьи».
- Запишите 3-4 интервью с близкими, соседями, знакомыми, товарищами по теме урока (социологический опрос).
Литература
Источники
1.Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов) 1903 г. – Издательство Братства св. Александра Невского. – Н.Новгород, 2004.
Литература
2. Букова О. Женские обители преподобного Серафима Саровского. (серия «Нижегородские были»). – Нижний Новгород, И.: «Книги», 2003.
3. Институт этнологии и антропологии РАН, и др. Наследие Серафима Саровского и судьбы России. Материалы конференции. Москва – Саров 2004 год. – Н.Новгород, 2005.
4. Карпушов В.И. Православное Дивеево. Документальное издание. – Арзамас, АГПИ, 2003.
5. Карпушова В.С. Дивеево – центр православия России. – Историческое краеведение в школе. Материалы областной научно-практической конференции 14 ноября 2001 г. – Н.Новгород, 2002.
6. Подурец А.М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Н.Новгород, ТОО «Образ», 1998.
7. Преподобный Серафим, Царь и народ: Чудо прославления. Саров - Дивеево, 1903 год. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2003.
8. Пять веков Дивеевской земли XVI-XX столетия. – Н.Новгород: «Штрих», 1998.
9. Шекуров В.А., Святой Серафим, Дивеево в судьбах России: 138 вопросов и ответов на заданную тему (В.А.Шекуров, Н.А.Шекурова; фото В.П.Зюзина, П.В.Сушкова; рис. Е.В.Мочкаевой). – Арзамас: Арзамасская типография, 2007 – 204 с.: ил. – (Дивеевские колокола).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальный марафон "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой"
В методической разработке представлены насущные экологические проблемы современности и пути их решения....
литературный журнал "Наше наследие"
Наше наследие» - это глянцевый культурологический журнал, в котором мы стремимся увлекательно рассказывать о серьезных вещах....
Наше наследие -Московско -Сибирский тракт
Успешное внедрение более эффективных методов и новых форм деятельности в нашей организации, а также различные ...
Экологическая агитбригада "Сохраним природное наследие нации!"
Экологическая агитбригада содержит материал о памятниках природы Чамзинского района Республики Мордовия. В районе четыре водных памятника. Показано бережное отношение мордвы к воде в образе Ведявы, со...
Публикации для Всероссийского конкурса "Наша страна - наше наследие!"
Публикации для пректа "Интерактивная карта легендарных и необычных мест России", материал можно посмотреть на сайте http://www.prosv.ru/umk/spotligHt в разделе "Электронная брошюра "И...
Публикация о Н.П. Меженинове во всероссийском конкурсе издательства "Просвещение" - "Наша страна - наше наследие", электронная брошюра
Исследовательская работа...
Внеклассное мероприятие "Сохраняя родную природу, сохраним наше будущее"
Внеклассное мероприятие "Сохраняя родную природу, сохраним наше будущее"...