Разработка урока "В.Г.Захарченко и Кубанский хор"
план-конспект урока по краеведению по теме
Разработка урока "В.Г.Захарченко и Кубанский хор", раздел "Искусство Кубани"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v.g.zakharchenko_i_kubanskiy_khor.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «Виктор Гаврилович Захарченко и Кубанский казачий хор».
Цели:
- Знакомство с биографией и творчеством известного кубанского композитора, народного артиста России и Украины, профессора, руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие интереса к кубанскому народному творчеству; умения видеть прекрасное рядом с собой;
- Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;
Оборудование: Мультимедийная презентация, фотографии реалистических кубанских пейзажей, аудиозаписи кубанских песен, краски и альбомные листы.
Ход урока.
I. Организационный момент и мотивация на урок.
Ты красив и весел,
Щедр ты по-кубански,
Край хлебов и песен —
Край наш Краснодарский.
Не раз кубанская земля
Достойных ей сынов рожала,
Их позабыть никак нельзя —
Их колыбель Кубань качала.
Учитель: Кубань — это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство — люди.
Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле...
Мои герои — главный корень,
Основа жизни на земле.
II. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о человеке, кто Кубань нашу прославил на век, кто делает нашу жизнь прекрасной.
Учитель: Я хочу рассказать вам древнюю легенду, которая родилась в древней Греции.
На священной горе Геликон живут вечно юные музы — дочери бога Зевса и богини памяти Мнемоcины. Когда наступает ночь, музы, окутанные густым туманом, поднимаются к вершине горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их необыкновенна, их пение доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы жизни и славят богов.
Музы обладают одной изумительной способностью. Стоит им только взглянуть на человека при рождении и возлить на кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова, музыкальным и художественным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим уважением народа.
Тем, кого полюбили музы, и есть В.Г. Захарченко.
III. Изучение нового.
1. Знакомство с биографией и творчеством В.Г. Захарченко.
Учитель: Мне хочется познакомить вас с этим замечательным человеком.
Рассмотрите его портрет.
Лицо этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.
- Может быть, кому-то знаком этот человек?
- Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.
Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.
Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги ... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в
консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.
Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями, В.Г. Захарченко — народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, почётный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара.
- Кого и что прославляет в своих песнях кубанский композитор? (красоту родного края, человека-труженика, воина-защитника)
В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые, в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека — труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песни. Сейчас мы прослушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора.
2. Знакомство с Кубанским казачьим хором.
Рассматривание фотографии хора.
Лишь запоёт кубанский хор
В лихих кубанках и черкесках,
Я вижу дедов дом и двор,
За ними даль в пшеничных всплесках...
Лишь запоёт кубанский хор
Или блеснёт казачий танец,
Как будто солнце из-за гор
Всё сразу над Кубанью встанет...
Лишь запоёт кубанский хор
Понятно всем его наречье,
И шире степи, выше гор
душа бывает человечья...
Вадим Неподоба
Казаки всегда любили песню, она сопровождала их в труде и в военном походе. В 1811 год был создан Войсковой певческий хор, который украшал своим пением казачьи праздники и церковные богослужения. Современный Кубанский казачий хор радует земляков и жителей зарубежных стран не только звонкими песнями, но и лихими плясками.
Наш Кубанский хор казачий -
он известен всей земле!
За границей ждут с ним встречи,
ждут с ним встречи и в Кремле.
Голоса, костюмы, танцы -
земляков мы узнаём!
Не как все поют кубанцы -
по-казачьи, о своём.
Помогая возродиться
песням предков удалых,
ищут песни по станицам,
С хуторов привозят их.
3. Работа с пословицами и поговорками.
«Где труд, там и песня» - говорили в старину. Кубань – родина свободолюбивых и трудолюбивых людей. На Кубани слились воедино две богатейшие культуры – украинская и русская. Они дополняли и обогащали друг друга. Такое объединение культур породило множество песен. Песня – душа народа. О песнях народ придумал пословицы и поговорки. Как вы их понимаете?
- Беседа коротает дорогу – песня работу.
- Из песни слова не выкинешь.
- Спела бы рыбка песенку, кабы голос был.
- Песня казаку - подруга в походе.
- Колы казаки спивають, ворогы — плачуть.
- На Кубани и камень казакам подпевает.
Пословица - не зря молвится. Они доказывают, что песня — постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях.
- А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?
- А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?
- Кто пишет музыку песен? (композитор)
А каких кубанских композиторов вы еще знаете?
- Какие песни поют у нас на Кубани?
Русские и украинские песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают мечты и думы, создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора Кубанского казачьего войска сами становились учителями пения.
И действительно, песня может многому научить. В песнях — душа народа, в ней сочетается сила музыки и слова, а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в песне собираются вместе разные виды искусства.
Стоит вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова — и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно песня поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.
Кубань, Кубань — души моей отрада,
Сияньем зорь налитые поля.
Мне в целом мире ничего не надо,
Твоя бы песня в вышине плыла.
- А какие песни поют ваши родители?
- Какие песни вы любите?
- Постарайтесь определить характер песни и в какие моменты жизни поют их казаки.
(прослушивание песни Кубанского казачьего хора + видео).
- Поделитесь своими впечатлениями. Чем тронула вашу душу песня?
- Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)
4.Творческая работа.
- Нарисуйте всё, что вам запомнилось, что вам представлялось, когда вы слушали песни в исполнении Кубанского казачьего хора, композитора В.Г. Захарченко.
IV. Итог урока.
Вопросы для закрепления:
- С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились на уроке.
- Кого и что прославляет в своих песнях автор?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка тематического внеклассного мероприятия «Кубанское – значит качественное. Тепличная столица Кубани»
Кубанская земля богата замечательными традициями, доставшимися нам в наследство от дедов и отцов. Наша задача — вырастить достойную смену, внести свой вклад в воспитание поколения, которое буд...
Разработка урока литературы в 11 классе "Стихи кубанских поэтов"
Урок знакомит с творчеством кубанских поэтов, воспитывает любовь к поэзии родного края. На уроке звучат стихи И. Вараввы, К. Обойщикова, В. Бакалдина, В. Нестеренко, С. Медведевой. Учащиеся собирают п...
Разработка классного часа "Кубанское - значит качественное""
Разработка классного часа "Судьба семьи в судьбе страны". 6 класс....
Разработка классного часа для 5 кл. «Кубанские товары только высшего качества»
Разработка классного часа для 5 кл. «Кубанские товары только высшего качества»...
разработка Все Кубанского классного часа" Олимпий старт кубани"
Данная разработка поможет классным руководителям 7-9 классов провести в игровой форме классный час посвященный зимней олимпиаде в г. Сочи в 2014 году...
кубанская ярмарка методическая разработка по немецкому языку
открытое мероприятие по немецкому языку в 6 классе...
Разработка классного часа Тема: «Первая мировая война в судьбе кубанского казачества»
Разработка классного часаТема: «Первая мировая война в судьбе кубанского казачества»Цель классного часа: раздвинуть рамки представлений учащихся об истории малой родины и роли земляков в данном ...