Из опыта работы.
статья по краеведению по теме
Данный материал посвящен практике применения проектного метода обучения в освоении предмета "Основы регионального развития".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ» ЗАХАРОВА Э.Г. ШКОЛА №2 Г.ДИВНОГОРСКА
Согласно Закону Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента» в нашей школе уже второй год ведется предмет «Основы регионального развития» в 10-11 классах.
Назначение данного предмета – содействовать развитию личности подростка как жителя Красноярского края, обладающего системными знаниями об обществе и окружающем мире, способного понимать и оценивать происходящие в крае события и принимать ответственные решения. Учебный предмет «Основы регионального развития» призван дать учащимся 10-11 классов углубленное знакомство с экономической, социальной, политической и духовной сферами современного общества Красноярского края. Полученный багаж знаний, жизненный опыт помогут старшеклассникам сформировать целостную картину мира на основе региональной составляющей, сформировать навыки самостоятельного осмысления реальностей Красноярского края и становлению активной гражданской позиции.
Важнейшим условием для достижения поставленных целей является использование активных методов обучения: исследование, моделирование, работа в малых группах, работа с документами, создание и защита проектов. Перечисленные методы и формы обучения тем более актуальны, что до сих пор не решена проблема создания учебника и качественных методических пособий по данному предмету. А это в свою очередь намного усложняет подготовку учителя к уроку и создает у учащихся впечатление второстепенности данного курса по сравнению с другими учебными дисциплинами. Чтобы избежать обозначенных проблем, необходимо активное привлечение старшеклассников к разработке отдельных тем, поиску необходимой информации, созданию социальных проектов. Именно социальному проектированию программой курса предусмотрено 12 часов учебного времени из 70-ти. Но создание масштабного социально-значимого проекта требует огромной подготовки и соответствующего опыта, поэтому мы с ребятами начинаем с разработки малых проектов. Например, при изучении темы «Требования к современному работнику» старшеклассники, разбившись на группы, создают «Памятки молодому специалисту при приеме на работу», затем в процессе деловой игры демонстрируют придуманную ситуацию. Довольно удачными получились групповые проекты «Мой город в будущем», «Политические дебаты и Выборы в Государственную думу» и др.
Работа над созданием социального проекта начинается с обсуждения наиболее актуальных проблем, характерных для нашего социума. Сразу обращаю внимание учащихся на то, что предметом их изучения будут проблемы только местного уровня: в масштабе школы, микрорайона, города. Проанализировав все предложенные школьниками проблемы, вместе выбираем наиболее интересные, а также реально осуществимые. Далее класс делится на группы, каждая из которых, согласно методике проектирования, начинает пошаговую работу над своим проектом, в процессе которой идет активный сбор информации, социологические опросы, встречи с компетентными специалистами. Именно на этом этапе работы нас ожидала главная трудность – нежелание городских чиновников идти на контакт с детьми. Только после моего вмешательства, как руководителя и педагога, приходилось получать необходимые сведения или согласие на встречу. Но даже такой опыт помогает учащимся приобретать навыки социального общения ,учит правильно и точно формулировать вопросы, излагать свои идеи, быть вежливыми и обходительными, использовать телефон для деловых переговоров – словом, вырабатывать необходимые коммуникативные навыки. Кроме того, каждый участник группы выполняет свои обязанности, свой фронт работ, четко осознавая, что успех команды зависит от качества выполнения его работы, а это, в свою очередь, способствует формированию ответственности за свои действия.
Важнейшим этапом и главным условием успешной реализации проекта является разработка учащимися собственного варианта решения выбранной проблемы. В процессе работы старшеклассники учатся правильно ставить цели и определять задачи работы по проекту, предусматривая возможные трудности и пути их преодоления. В результате проделанной работы каждая группа готовит компьютерную презентацию своего портфолио, которая не просто наглядно представляет их проект, но является демонстрацией полученных знаний и умений. Приобретается опыт публичных выступлений, формируется умение правильно и точно отвечать на заданные вопросы. Не все, конечно, получилось сразу и хорошо, но к подготовке таких проектов как «Школьная спортивная площадка» (Борисевич С., Ерошкин С.), «Как спасти детский парк «Жарки» (Постникова Н., Кочнева М.) ребята отнеслись добросовестно и очень основательно. Старшеклассниками были разработаны и проведены в 8 кл. классные часы на темы: «Школьникам о вредных привычках» (Снытко Ф.), «Этот День Победы» (Липатов В., Веденеев Н.).
Практика показывает, что наиболее удачными и результативными получаются небольшие учебные проекты, мини-исследования, которые являются не затратными по времени и средствам по сравнению с большим социальным проектом, но и те и другие способствуют не только качественному усвоению материала, но и интеллектуальному росту учащихся, развитию навыков инициативы, формируют опыт применения полученных знаний и умений для решения задач в области социальных отношений; в сфере гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений. Иными словами готовят молодежь к зрелому служению Отечеству.
Именно поэтому, не смотря на все трудности, учитывая все предыдущие ошибки, проектная деятельность в процессе изучения курса «Основы регионального развития» будет продолжаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...